Ра-сказ о работниках

Была у одного хозяина кузница. Нанял он для работы на ней двух работников: Степана да Емельяна. Платил им он мало - столько, только чтоб не ушли, потому, как другой работы в тех краях не было почти. К тому ж  парни молодые были, нигде до того не работавшие и ремёслам не обученные. Почему мало платил? От жадности, иль условия таковы были, сказ не о том, а о работниках.
Степан трудился нехотя, где мог - отлынивал. Хозяина за глаза ругал за скупость, перед ним же работал показушно, но развиваться в деле не желал. Полученным деньгам радовался и гулял на них самозабвенно.
Емельян же всегда делал работу на совесть, где мог - проявлял смекалку, что где не понимал – спрашивал. Хозяину уважение выказывал, но когда с чем не согласен был, говорил прямо.  В свободное время Емельян любил книги почитать, с людьми пообщаться, где кому что-то помочь надо было, помогал с радостью. Денег зазря не транжирил, но и скуп не был, тратил с умом и о будущем  заботился.
Вот, как-то раз, подходит Стёпа к Емельяну и спрашивает:
- Не могу понять я тебя, Емеля. Почему ты ведёшь себя так покорно, как раб? Хозяин платит нам мало, а ты всё равно работаешь со всем усердием на него. О деньгах разговоры с ним не заводишь.
Отвечал Емельян: Раб – это тот, кто над судьбой своей не властен, всегда ищет тех, кто ему должен, да обязан жизнь улучшить, а потому всегда такой человек рабом останется.  Ты, Степан, хоть и стонешь постоянно о доле своей несчастной, да сам изменить ничего не пытаешься. Ежели выгонит тебя хозяин, то ничего лучшего ты найти не сможешь. Потому как ничего не умеешь, и не знаешь, как самому на себя трудиться. Я же, хоть и вынужден, пока работать на хозяина, соглашаясь со всеми его условиями, зато время это я не трачу попусту, а расту и развиваюсь. Наступит время, и я буду достоин лучших условий. Тогда или я найду лучшее место, где умения приложить, или хозяин плату мне поднимет, если ценит хороший труд. Вот и думай Стёпа, кто из нас раб.


Рецензии