Чёрный монах. Глава пятая

Врагов имеет в мире всяк.    
             А. С. Пушкин

О женщины, вам имя - вероломство!
  Вильям  Шекспир


I

Нет выше драмы в той молве,
Что сыплет всюду град каменьев,
Где жаждут истины в судьбе
И ждут божественных спасений.
Влечёт судьбы водоворот
Одних к любви, других к несчастью
Чтобы на лоне шумных вод,
Взять в плен торжественною властью!
Всем уготован свой  приют,
Для каждой пьесы будет зритель.
Ведь нас всегда мечты влекут,
Туда где ждёт нас покровитель!
Даруя времени покой,
В словах - надежду, наслажденье,
И чтоб блистало в шуме волн
Душевных мук выздоровленье.

II

Не тешусь в горести веков,
Внимаю сердцем я признанью
Императрицы, чья любовь
Явилась похотью к страданью.
Хотя не чужд был свет земной
В кругу друзей немецкой знати,
Но, посетив России зной,
Осталась в ней свободы ради.
Приняв религии удел
И имя рода - Александра,
Императрица в скуке дел
Жила заботой ожиданья,
Где в чувствах полнилась семья…
И в тех восторгах - перемены!
Где в коридорах, как всегда,
Лишь зрела почва для измены.

III

Не став во свете тем, кто есть,
Она была лишь иностранка,
Неся по жизни грузом весть:
То Николаева служанка!
Интриг дворцовых всех не счесть,
И жребий жизни был опасен,
Но вот явился наш мудрец,
Чей взор был страстен и прекрасен!
В явленье радость опознав,
Императрицы зов был скромен,
Одно лишь виделось в слезах,
Что сын царя с рожденья болен.
Такое в жизни не учесть;
Внимая божескому слову,
Императрица благу весть
Ждала, как божию опору.

IV

И чудо то произошло,
Пришла к усталости награда,
И счастье в Дом к чете пришло
Как дар богов, ночи услада.
Ниспослан небом верный друг,
Чтоб тешил души теплотою
Лучами выверенных слов
И православною любовью.
Хотя нарушил их  покой,
Чтоб всюду слышались сужденья:
«Распутин вовсе не святой,
И в Доме он для утешенья.
Царя низложен век мужской;
Иной сегодня делит чувства,
То не священник, а Герой!» -
Судили люди простодушно.

V

Молва людская без границ,
Бежал поток журчаньем,
Лишь привлекая новых жриц
Повышенным вниманьем.
То были дни больших трудов
Наук и просвещенья…
И где не нужно было слов
Для благости, веселья!
Не отдавая склокам честь
В век новый, хладный, тёмный,
Распутин знал, что будет месть
За всё, рукой наёмной.
Ну, а пока, внимая дар
Царицы благосклонно,
Он в Доме царском исцелял
Умело, непритворно!

VI

Влюбившись в дар целебных рук
Оракула-пророка,
Весь царский Дом не знал уж мук
От посланного рока.
Чете не грезил больше зной,
Хотя «приём» был труден:
«Зачем искать судьбы иной?
Григорий, ты нам нужен!
В тревогах жить я не хочу,
Хотя влекут глубины,
К тому ж царевич Алексей
Вам шлёт всегда посылы.
Хочу сказать и от царя:
Он вами не стыдится,
Ведь только вам благодаря
Царевич веселится!

VII

И я, Григорий, не хандрю», -
Сказав, императрица
В мгновенье радости к лицу
На краткий миг приникла.
«Лишь вас я чувствую душой
И внемлю наслажденье!
Ведь вы мне дарите покой,
А сыну - исцеленье!
Не бойтесь строгости вестей
Вещателей убогих,
К тому же в Доме нет друзей
И судей, хладных, строгих.
Лишь здесь найдёте вы покой
И сонные виденья;
Хочу просить своей слезой
От вас благословенья.

VIII

Чтоб прославлять сей царский род
Приверженцем основы,
Где б в торжестве жил дух богов
Как символ, знак короны!
Лишь здесь в России мне покой,
Хотя нужно терпенье,
К тому ж предвижу холод, зной
И горечь преступленья.
Поладим с вами мы всегда,
Да что там, это проза…
Быть вместе нам у алтаря
Велит сама природа!
Не жду в порыве я ответ
И хладного ненастья,
Хотя могу вам дать совет:
Здесь, в Доме, ваше счастье!



В признанье я добавлю вслед:
Мне чужда доля славы,
Ведь кроме горестей и бед,
Я жертва злой отравы.
И то министрам не прощу -
Лишь в них моя утрата,
Хотя годами я молчу
В том бренном шуме свято.
Внимая царской власти звон,
Я вижу преступленья,
Чиновной братьи произвол
И царства разложенье.
И пусть в борьбе той я умру,
Но я верна России
И в той любви всегда молю,
Чтоб не было стихии.

Х

Прошу прощение за тон,
За женские страданья…
Примите с Богом мой поклон
И сердца пониманье.
Я не могла вам не сказать…
В них боль моя  и вера -
Нельзя в политику играть
Так грубо, неумело.
Где град каменьев лишь свистит,
Из жертв венки сплетая,
И где безумство говорит,
В кончину лишь внимая.
Сказала всё, что на душе
Лежит надгробным камнем,
Внимая горестной судьбе,
Делам, увы, бесславным».

(Продолжение)


Рецензии