Из жизни марафонца. Бревет Дятловский - 200 км

Что такое бревет? Спортивное мероприятие, длительная велосипедная прогулка, где нужно проехать заданное количество километров - 200, 300, 400, 600 за определенное, довольно ограниченное время. Зародилось это движение во Франции, в начале XX века. И названия, следовательно, тоже французские. Слово "бревет" (brevet) означает диплом, своего рода квалификацию в чём либо. Слово "марафонец" знатоки стараются избегать и называют себя рандонерами (randonneur) от французского randonn;e - длительная прогулка, поход. Формально бревет не является состязанием на результат. Считается, что главную победу человек должен одержать над самим собой.
Словом, бревет - это некая разновидность мазохизма. Зачем это нужно? Не поймешь, пока сам не проедешь свой первый бревет.
Когда я ехала свой первый бревет - у меня рождались стихи, потом только проза. Итак,
Проза Бревета.

Пять утра.
Наши мобильные телефоны требуют, что бы мы немедленно встали. Встаем. Собираемся. Я довожу мужа вопросом, какой памперс мне одеть розовый или в полосочку.
Словом "памперс" на велосипедном языке называют шорты или брюки, имеющие специальную накладку, предохраняющую от натирания нежные части тела велосипедиста, которые соприкасаются с седлом во время поездки.
Муж злится. Пора прекращать раздражать его вопросами, да и времени на это нет.

Пять – сорок пять.
Мы выезжаем из дома. Станция Ланская. Электричка. В электричке встречаем ребят. На некоторое время вагон становится штабом соревнований, регистрируются участники, Женя раздает маршрутные листы, дает вводную.

Семь - сорок.
Выгружаемся в Белоострове, тут у нас старт. На старт приезжает нас проводить Таня Маслова - заслуженная и уважаемая в клубе велосипедистка. Это удивительно приятно. И мы стартуем. Ура.
Впереди некоторое время маячит спина Рената, но потом он скрывается в сумерках и тумане, а все остальные катят единым коллективом. Таня покинет нас в Зеленогорске, через 20км, но сейчас, есть время немного поболтать за неспешной ездой. Скоро Таня, пожелав всем удачи, нас оставляет, а мы продолжаем путь. Сначала «дружною толпой», затем велосипедисты растягиваются вдоль шоссе, и мы остаемся вчетвером: мы с мужем и еще одна пара - Ира с Никитой. Едем вдоль залива. Вокруг потрясающая красота: рассвет, туман над водой, березки в золотом осеннем наряде, гордые сосны, камни... Но нам некогда любоваться красотами, мы едем. Часа через полтора ко мне как-то незаметно подкрадывается крамольная мысль, что ехать не хочется. Совсем не хочется. Тяжело ехать. Прошлые разы было как-то значительно легче. Может продолжительный и еще не совсем залеченный бронхит дает о себе знать, может недосып, а может вообще сегодня не мой день. Впереди маячит забрызганная грязью футболка мужа. Сзади хихикает Иришка, Никита заталкивает ее в подъемы и их обоих это развлекает, а мне почему-то придает сил. Едем. Я стараюсь не смотреть на велокомпьютер, и так тяжело, зачем еще расстраивать себя тем, что марафон только начался, и ехать еще и ехать. Дорожный указатель рассказывает нам о том, что до Приморска остается 25 км. Муж поворачивается и говорит, мол, там и отдохнем.
- Или хочешь остановиться?
Конечно хочу! Я не то, что хочу остановиться, я и ехать-то уже не хочу. Сил нет. Даем ребятам знак, что мы встали. Ребята проезжают вперед метров сто и тоже делают остановку. От меня валит пар, я снимаю куртку и длинные брюки. Делаю это очень долго, потому что любое движение дается с усилием. Закидываю в рот банан. Становится легче, но не то, что бы очень. Ребята стартую раньше нас. Но, вот и мы уже снова в пути. Через некоторое время мы догоняем наших попутчиков. Однако, не на долго. У мужа прокол. Снова останавливаемся. Я рада еще одной возможности постоять, точнее посидеть. Андрей деловито клеит резину, я жую банан и пью воду. Потихоньку начинает бить дрожь. Становится просто нестерпимо холодно. Одеваю куртку. Помогает, но не очень. Обычно, в таких случаях я начинаю движение, муж все равно рано или поздно догонит. Но сейчас, мне совсем не хочется ехать, даже, чтобы согреться. К нам подъезжают, отставшие от нас ребята, Женя и Слава. Слава приехал в Петербург из Владимира, специально на этот бревет. Теперь мы катим в их компании. В Приморске делаем остановку, что бы посмотреть отреставрированную финскую кирху. Там есть, что посмотреть – это достойный образец финской архитектуры конца XIX века. А ехать-то никуда не хочется. Нас ласкает осеннее солнышко. Оно зажигает искры на полосочках моих новых шорт. Спрашиваю у мужа: правда хорошо смотрятся? Он качает головой, мол на твою скорость цвет полосочек не влияет. Эх, милый, вот сказал бы мне комплимент, я бы может, быстрее поехала. Женя звонит кому-то из участников, которые остались позади и договаривается, что вот тут в Приморске они будут отдыхать и перекусывать. Похоже, они планируют провести в этом благословенном месте довольно много времени. Мы их покидаем. Как мне не хочется ехать, но лучше ехать, чем мерзнуть. Снова километры шоссе наматываются нам на колеса. Когда на счетчике велокомпьютора преодоленное расстояние становится трехзначной циферкой, а до финиша, как до луны пешком, мысли начинают путаться... Я думаю о том, что не так уж и далеко родительская дача, что там мама и вкусный обед и горячий чай с медом-вареньем... И все будут со мной ласковы и предупредительны как с умственно-отсталым, но любимым чадом. И мама, конечно, скажет, - Ну ладно Андрей, если ему делать нечего пусть катает свои марафоны, но тебе-то это зачем? - и добавит,- да и немолодая уже...
Нет, не поеду на дачу. Прости меня, мама, я и сама не знаю, зачем мне это. Зачем вставать в пять утра, а потом умирать на дороге, зачем ехать 200+ км, а потом лечить колени. Не знаю. Вот до финиша доеду, отдохну, перышки расправлю и придумаю что-нибудь умное и пафосное, а сейчас нет сил думать. Каждый член моего тела начинает жить своей, отдельной от моего сознания жизнью. Руки замерли на руле. Тело сжалось в болезненный комок, а голова вообще спряталась в шлем и отказывается выполнять мою волю. И, только ноги продолжают бесконечные движения вверх-вниз, как два насоса, которые включили и забыли выключить. В памяти всплывают слова моего, еще институтского тренера: делай правильно движения – скорость появится. Я стараюсь выдерживать каденс, я очень стараюсь, но скорость не появляется. Я еду очень медленно. Очень. Ничего, опыт показывает, что Анатолий Иванович был всегда прав. Появится скорость. Обязательно появится, если правильно делать движения.
На каком-то повороте догоняем Иру и Никиту. Они отдыхают. Мы обгоняем их. Минут через сорок мы встаем, на этот раз они обгоняют нас. Потом снова мы их. Как игра в догонялки. Еще немного и они нас снова догоняют. Андрей мне показывает, что бы я садилась на колесо к ним. Но я не могу, просто не могу ехать с такой скоростью. То есть, наверное, могу, но ломать и заставлять себя нет сил. Мы отстаем. Сколько еще до финиша? Да какая разница – много. Еще ехать и ехать. И мы едем. Снова догоняем и обгоняем ребят. Они едут быстрее нас, но и отдыхают чаще и дольше. Дорога становится плохой. А потом очень плохой. Разбитый асфальт засыпан булыжниками и песком. И все время - в гору... Пытаюсь прислушиваться к своему организму – но ничего не слышу. Наверное, я уже умерла и это велосипедный ад. Плохая дорога и все время вверх. Интересно, а здесь Никита тоже будет толкать Ирку в подъем? Наверное будет. Меня никто не толкает. Спина мужа маячит впереди. А, у меня нет сил въехать наверх. На спидометре ярко светятся унизительные шесть с половиной километров в час. Я встаю на педалях, всем весом наваливаюсь на них, мускульной силы уже нет. Совсем нет. Остался только вес. Хоть что-то. Дальше дорога вроде получше, но тоже в подъем. Нас догоняют Ира с Никитой. Но не обгоняют нас. Едем вместе. Ехать осталось километров семьдесят. Я смотрю на компьютер, а но как будто замер. Цифры двигаются медленно-медленно. Что бы не расстраиваться, переключаю в режим часов. Но и время как залипло. Ребята останавливаются у какого-то магазина. Мы продолжаем путь. Теперь мы точно финишируем раньше них. Потому что скорость у нас сравнялась, а отдыхать мы долго нигде не будем. Осталось-то меньше двух часов пути. Меньше двух часов... и будет финиш, даже не верится, да и прожить бы еще эти "меньше двух часов". В голове мыслей уже не осталось никаких. Только в ритме педалей крутятся два предательских вопроса: кому это надо и когда все это закончится. Едем. Ближе к Зеленогорску шоссе становится все лучше и лучше. Вот уже и цифры на указателях становятся не такими пугающими «Зеленогорск 16 км», «Зеленогорск 8 км», «Приморск 118 км». Боже Правый, и это оттуда ведь мы приехали. Последние километры мы едем довольно быстро, на спидометре 32-34 километра в час. Мне вдруг становится легко. Я лечу. Наверное я теперь ангел и у меня есть крылья. Стараюсь ощутить свой организм: ничего нигде не болит, только легкость – ну точно умерла. К нам на колесо подсаживаются два велосипедиста: мужчина и женщина. Это не «наши». Просто нам в одну сторону – они тоже в Зеленогорск. Километров восемь тащим их на колесе. Потом они уезжают своей дорогой.
И вот он финиш! Ура! Доехали! Слезаю с велосипеда. Нет, всё-таки я еще живая. Потому что все болит - это раз и хочется есть - это два. Мы идем в ресторанчик, мы заказываем солянку, муж - еще пельмени и пиво. Я не хочу пельменей и пива не хочу, я хочу кефир, но в ресторане его нет. И Андрей (да здравствуют заботливые мужья!) садится на велосипед и едет в соседний магазин за кефиром для меня. Вот оно счастье. Минут через 15-20 приезжают Ирина и Никита. Еще минут сорок и подтягиваются почти все участники сегодняшнего бревета. Мы сидим на террасе ресторанчика. Мы веселимся. Нам хорошо. Мы доехали. Теперь эта двухсотка уже история. Женя заполняет финишный протокол. Теперь в своих не велосипедных компаниях мы, чувствуя себя героями, скажем: Ааа, двухсотка, ну это не так уж и много, это прогулка, скоростная тренировка. И наши не велосипедные друзья и подруги будут на нас смотреть с благоговением. А про то, как мне было тяжело, пока ехала, я им не скажу. А зачем? Если хотят узнать – пускай садятся на велосипед и проедут этот путь сами. Иначе все равно не поймут.
Сентябрь 2007 г.

На фото рандонерская медаль за 200 км.


Рецензии
Вообще, впечатляет. Твоей конкретике я всегда завидовал. Но для себя таких вояжей я больше не хочу. Устал от романтики. Теперь для развленья буду только в шахматы играть, благо хорошие партнёры есть...
С искренним уважением...

Николай Серый   04.05.2011 14:15     Заявить о нарушении
Это уже старое... Я потихоньку пересматриваю увлечения. Или возраст, или физиология берут своё *улыбаюсь*. Последнее время всё больше хочется рисовать по шелку и играть на гитаре и всё меньше "драться с мальчишками и гонять на велике" (так меня год назад упрекнула младшая сестра)
Однако, от романтики нельзя уставать, она не в вояжах, она в душе.
С уважением и благодарностью,

Светлана Соловей   04.05.2011 22:48   Заявить о нарушении
Невозможно велик променять на что-либо. Это как частица цепочки днк - навечно, а без нее как неполноценен:)
Хорошо написано.
Я вот не решусь описать свои похождения никак.
С уважением,

Анна Ревенко   24.08.2012 17:28   Заявить о нарушении
Когда-нибудь Вы обязательно решитесь, а, значит, зачем тянуть, медлить?
Желаю удачного почина!

Николай Серый   24.08.2012 18:37   Заявить о нарушении