Герриг Р. , Зимбардо Ф. о тревожном расстройстве

 «Все испытывают тревогу или страх в определённых жизненных ситуациях. Однако у некоторых людей тревога становится настолько неотвязной, что мешает им плодотворно заниматься какой-либо деятельностью  или наслаждаться повседневной жизнью. Мы познакомимся  с пятью крупными категориями:
 * генерализованным тревожным расстройством;
 * паническим расстройством;
 * фобией;
 * обессивно-компульсивным расстройством;
 и посттравматическим (1,с.750).
Фобии  - иррациональный страх , с чрезмерным учётом реальной угрозы. Социальная фобия (социофобия)  - страх оказаться на виду при выполнении чего-то унизительного. Существует разница между полами при социофобии – преимущественно этим страдают   женщины. Типичный возраст для  появления социофобии – подростковый возраст.
При фобиях, относящихся к среде обитания страдают большинство женщин и детей. Это проявляется как боязнь бури (бронтофобия) , страх возвышенности (акрофобия) [1,с. 753].
Обессивно-компульсивное расстройство.
Некоторые люди с тревожным состоянием зацикливаются на строго определённых мыслях, поступках.
Обессии – это мысли, образы или прихоти, которые повторяются  или неотступно сохраняются  вопреки желаниям и усилиям человека их подавить.
Компульсивное поведение   - это повторяющиеся , целенаправленные действия , выполняемые в соответствии с определенными правилами или в ритуализированной форме в ответ на возникающее навязчивое состояние [1,с. 754].
Посттравматическое стрессовое состояние (ПТСР) – упорно повторяющееся переживание травмирующих событий, оживляемые тягостными воспоминаниями, снами, галлюцинациями или внезапно всплывающими в памяти отдельных картин из прошлого. Может развиться как реакция на изнасилование, смертельные опасные события или увечье и стихийные бедствия (сами пострадали или были свидетелями)[1,c.755].
Причины. Каждый подход по разному расставляет акценты. (биологический, психодинамический, бихевиористский, когнитивный)
Биологический подход.  Определённые страхи увеличивали вероятность выживания наших предков (страх змей, пауков и др., а вот на электричество нет страха.
Психодинамическое объяснение – допущение того, что симптомы тревожных состояний коренятся  в скрытых психических конфликтах и страхах. Симптомы – это попытки защититься от душевной боли. Таким образом, приступы паники – это следствие прорыва бессознательных конфликтов в сознание.
Бихевиористское объяснение.  Фобии рассматриваются как классически сформированные рефлексы страха. Нейтральный объект  или ситуация, будучи  сопряжены с переживанием страха, становятся причиной фобии.
Когнитивное объяснение. Подход  в объяснении тревоги сосредоточен на процессах восприятия и установках, которые могут искажать оценку человеком возникающей перед ним опасности (её переоценка, или недооценка). Дать адекватную оценку угрозе мешает мнительность и предрассудки[1.c.755-756].
"Реалистичная оценка и изменение такого мышления ведут к улучшению самочувствия и гармонизации поведения. Чтобы добиться устойчивых результатов, необходимо выявить, оценить и изменить дисфункциональные взгляды и убеждения, лежащие в основе любого тревожного расстройства" [2.c.19]
Литература:
1. Герриг Р ., Зимбардо Ф. Психология и жизнь СПб.,Питер, 2004.
2. Бек Д. Когнитивная терапия. М.:Вильямс,2006.

Зимбардо, Филип
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2013; проверки требуют 5 правок.
Филип Джордж Зимбардо
англ. Philip George Zimbardo

Филип Зимбардо Варшава 2009 год
Дата рождения:
23 марта 1933 (80 лет)
Место рождения:
Нью-Йорк
Страна:
 США
Научная сфера:
Социальная психология
Место работы:
Стэнфордский университет
Альма-матер:
Йельский университет
Научный руководитель:
Нил Элгар Миллер
Известен как:
автор Стэнфордского тюремного эксперимента
Фи;лип Джордж Зимба;рдо (англ. Philip George Zimbardo; р. 23 марта 1933) — американский социальный психолог, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента.
По происхождению — итальянец. Вырос в Южном Бронксе (Нью-Йорк, США), где ходил в одну школу (Monroe High School) со Стэнли Милгрэмом. Степень бакалавра получил в Бруклинском колледже, магистерскую и докторскую — в Йельском университете.
После работы в Нью-Йоркском университете Зимбардо получил должность профессора в Стэнфордском университете. В ходе проведённого им Стэнфордского тюремного эксперимента 24 обычных студента колледжа были случайным образом распределены на группы «заключённых» и «надзирателей» в оборудованной в подвале факультета психологии имитации тюрьмы. Было обнаружено, что участники игры очень быстро вживаются в свои роли, надзиратели начинают испытывать садистские эмоции и намерения, а заключённые — депрессию и безнадёжность. Хотя эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращён досрочно, через шесть дней, по этическим соображениям.
Библиография

Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991.
Зимбардо Ф. Застенчивость: Что это такое и как с ней справляться: Исследования проведены в сотрудничестве с П. А. Пилконисом СПб.: Питер: Питер-пресс, 1995.
Зимбардо Ф. Социальное влияние. [Пер. с англ. Н. Мальгина, А. Федоров]. — СПб.: Питер, 2000.
Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и повседневные манипуляции сознанием // Журнал практического психолога. — 2000. — № 1-2. — С. 8—34. копия
Зимбардо Ф., Рэдл Ш. Застенчивый ребенок: как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие / [Пер. с англ. Е.Долинской] — М.:АСТ:Артель, 2005.
Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / [Пер. с англ. О.Гатановой] — СПб.: Речь, 2010.
"Зимбардо Ф. "Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев"/ Пер. с англ. А. Стативка. — М.:Альпина нон-фикшн, 2013. — 740 с. ISBN 978-5-91671-106-6

Разумный и деятельный подход к страхам
Материал  Автор: Н.И. Козлов
Разум - лучшее средство против страхов и тревожности. Тревожность ниже у людей, ведущих разумный: деловой и упорядоченный образ жизни. Больше всего тревог у людей, имеющих свободное время, живущих в комфорте, неорганизованных и не любящих дисциплину. Меньше других тревожатся люди занятые и дисциплинированные. В частности, уменьшению тревог способствует контроль мышления - это привычка думать, о чему нужно, и не думать о чем не следует, чтобы себя же не пугать.
Лучше всего успокаивает - дело. Разумные действия отвлекают от страхов того, кто тревожится, и меняют саму ситуацию на более благополучную. Разумный человек в опасной ситуации не склонен переживать, а разбирается с происходящим, подтягивает ресурсы, рассчитывает риски и принимает оптимальные решения. Взрослые и разумные люди знают, что переживаниями делу не поможешь, и либо спокойно ждут, либо энергично действуют. Вместо переживаний тревоги взрослые люди имеют план действий, ему следуют и готовятся к трудным ситуациям заранее.
Конкретные подсказки: вместе общих тревожных размышлений «Вот, не знаю, не готов, завалю!» лучше сосредоточиться на маленьких конкретных делах, которые сделать все равно можешь. Что-то вспомнил, что-то придумал, что-то сумел спросить... Если страшно, нужно действовать.
Разумный человек умеет и к страху относиться разумно. Разумный человек не боится страхов, для него возникшее чувство страха может быть полезной подсказкой, но никогда не бывает руководством к действию. Он знает: учитывать страх - разумно, руководствоваться страхом - опасно. Разумный человек знает, что делать, когда страшно: - в первую очередь включить голову, подойти к ситуации разумно, разобраться.
Поступайте так же: в тревожной ситуации тоже включите голову и оцените ситуацию, насколько она действительно опасна: иногда страхи оказываются - пустыми.
Разумный человек не торопится бояться, для него естественно вначале разобраться - что собственно происходит и правда ли его серьезные основания для беспокойства. Это снимает накрутки, страх страха и другие пустые переживания. Человек думающий, с хорошей головой - боится меньше.
Если ситуация действительно опасна, не совершайте импульсивных поступков и по возможности обдумайте свои действия несколько раз: требуется разумная осторожность. Если опаснее бездействовать - продумайте план действий и по возможности приведите себя в порядок.
Если опасно и действовать, и бездействовать - считайте риски. Не можете сосчитать сами - обратитесь к умным людям. И только если никаким образом риски сосчитать невозможно, обращайтесь к интуиции и внутренним чувствам. У серьезных людей - это последние советчики.
Нужно ли разбираться, откуда у вас ваши страхи? Вопрос не простой. С одной стороны, специалисту разобраться с источниками тревожности - полезно, а иногда и просто необходимо. С другой стороны, если со своими страхами начинает разбираться тот, кто в сам страхах и тревогах, ни к чему хорошему это не приводит.
Когда с ситуацией разумно разобрались и решение принято, для деятельного человека осталось два пункта: собраться и сделать необходимое.
В трудной, опасной ситуации важно собраться. Собраться физически, собраться морально, собрать все свои возможности и ресурсы, использовать все, что может вам помочь. Иногда даже ваш страх может быть вашим помощником, если вы умеете использоваться свои всплески адреналина. Если же страх в теле скорее мешает - страх ослабляем, себя усиливаем и делаем все что нужно. Да, страшно - это нормально. Идем и делаем.
Сильные люди сильнее страха
Работа со страхом
Работа со страхом - преимущественно психотерапевтическая процедура, уместная в ситуации, когда волевым, разумным и деятельным образом проблему страхов решить не удается.


Рецензии