История пятая. Проклятие

Роза Иосифовна осторожно, с опаской выглянула из-за двери своей квартиры и осмотрелась.

Никого.

Выждав какое-то время, Роза Иосифовна нерешительно, словно страшась неведомой напасти, готовой случиться в любой момент, вышла из квартиры и заперла дверь на замок. Потом на ещё один замок, а потом на специальную сигнализацию, которую поставил Рафик.

Проделав все эти манипуляции, она было направилась к лифту, и вот тут-то всё и случилось.

Большая черная кошка, взявшаяся невесть откуда, спокойно перешла путь Розе Иосифовне и уселась на лестнице, неотрывно глядя на пожилую женщину своими жуткими немигающими янтарными глазами.

Роза Иосифовна вздрогнула и жалобно посмотрела на кошку. Но та была непреклонна. Тогда Роза Иосифовна тяжко вздохнула и, словно согнувшись под непосильной ношей, поплелась к лифту.

Неизбежно. Неотвратимо, как сам злой рок, сама судьба. Каждый день, куда бы Роза Иосифовна не пошла, стоило ей выйти из квартиры, как дорогу ей переходила одна и та же черная кошка с неумолимым, как приговор, взглядом огромных янтарных глаз.

И всё! Куда бы не направилась Роза Иосифовна — всё шло из рук вон плохо, и ей казалось, что весь мир ополчился против неё. Отказывал замок на двери подъезда. А стоило ей наконец выйти, как начинался дождь (или снег, по сезону) — даже если до этого хоть месяц стояла ясная и солнечная погода. Она спотыкалась, и едва не падала. На неё налетали вечно куда-то спешащие мальчишки. Она несколько раз чуть не попала под машину. И вечно всюду опаздывала.

Вместе с тем она не могла понять, как она вообще ещё жива. С ней постоянно что-то случалось, но в то же время словно бы неведомая сила каждый раз спасала её от смерти. Машина с матерящимся водителем объезжала её, мальчишки успевали в последний момент подхватить её и уберечь от падения, и, несмотря на нервы, у неё было весьма неплохое для восьмидесятилетней женщины здоровье.

И так продолжалось уже пятнадцать лет.

Каждый раз черная кошка являлась словно из ниоткуда, и Роза Иосифовна её ужасно боялась. Поначалу она пробовала задобрить животное (если только это порождение мрака было кошкой), приносила ей еду, даже кусочки колбасы. Но кошка ничего не брала, а только смотрела на Розу Иосифовну, казалось, с нескрываемым презрением в жёлтых глазах.

Роза Иосифовна пробовала проследить, в какой квартире кошка живёт, но та каждый раз бесследно пропадала, словно и не существовала вовсе. Одно время Роза Иосифовна всерьёз опасалась за свой рассудок, но Рафик, её внук, рассказывал, что как-то видел на лестничной клетке черную кошку. В тот день Роза Иосифовна вздохнула с облегчением: значит, не галлюцинация. Правда, большой радости сей факт не доставил.

Она пробовала прогонять кошку. Но та не боялась ничего, даже собаки, которую откуда-то приволокла Эличка. Скорее наоборот — собака, завидев это жуткое существо, совершенно растерялась и поспешила ретироваться.

Словом, все попытки что-то изменить ничего не дали. И Роза Иосифовна будто смирилась, и жила дальше, страдая от хронического невезения во всём, в чём только может не везти.

До этого дня.



А было так.

Рафик в институте, Эличка к подруге в Сергиев Посад уехала, а Роза Иосифовна сидела дома и смотрела новости. Диктор бубнил себе под нос что-то о Египте, ещё о чём-то, и Роза Иосифовна потихоньку засыпала в своём кресле. В клетке на тумбочке диктору вторил Карло — старый попугай жако, который был, наверное, вполовину старше самой Розы Иосифовны. Одна её старинная подруга жила в своё время в Италии и купила Карло у старого лавочника. А когда её арестовали, она попросила Розу Иосифовну позаботиться о своём питомце.

— Продолжение выпуска после небольшой рекламы, не переключайтесь, — посоветовал диктор.
— Рреклама! — крикнул Карло.
— Реклама… — поморщилась Роза Иосифовна.

Она потянулась к пульту, чтобы переключить канал, однако…

— Мечтаете о новом жилье? — сказала реклама. — Тьфу ты, не тот текст. Кхм, извините. Лёх-А, мы в эфире? Ах ты ж!.. Ещё раз извините.

Роза Иосифовна фыркнула, рука почти дотянулась до пульта.

— Мечтаете о нормальной жизни? Вам не везёт? Чёрная полоса и не думает сменяться белой? Не отчаивайтесь! Ваше время пришло! Потусторонняя Компания предлагает вам уникальный шанс изменить всю вашу жизнь! Возможно, от счастья вас отделяет только один шаг! Приходите к нам, мы уже ждём вас! И как обычно, мы совсем рядом!

«Потусторонняя Компания. Ваши мечты — наша профессия».

Рука Розы Иосифовны замерла над пультом.

Мечта?

«А может… Может они смогут…»

Роза Иосифовна страшно разволновалась. Отбросив все предрассудки, она решила, что действовать нужно немедленно.

И вот, одевшись поприличнее, прихватив сумочку (в недрах которой таился полный комплект для первой помощи) и, на всякий случай, зонтик (бывший по-совместительству тростью со специальным   наконечником), она отправилась в путь.



Роза Иосифовна осторожно, с опаской, выглянула из-за двери квартиры и осмотрелась.

Никого.

Выждав какое-то время, Роза Иосифовна нерешительно, словно страшась неведомой напасти, готовой случиться в любой момент, вышла из квартиры и закрыла дверь на замок. Потом на ещё один замок, а потом на специальную сигнализацию.

Проделав все эти манипуляции, она было направилась к лифту, и тут…

Большая черная кошка, взявшаяся невесть откуда, спокойно перешла путь Розе Иосифовне и уселась на лестнице, неотрывно глядя на пожилую женщину своими жуткими немигающими янтарными глазами.

Роза Иосифовна вздрогнула и жалобно посмотрела на кошку. Но та была неумолима. Тогда Роза Иосифовна тяжко вздохнула и, словно согнувшись под непосильной ношей, поплелась к лифту.

«Ничего, — злорадно думала она. — Теперь-то тебе пришёл конец. В последний раз ты перешла мне дорогу. Твоё иго наконец-то закончится, зловредная черная пакость!»



Потустороннюю Компанию она обнаружила на месте старой поликлиники, закрытой полгода назад.

Роза Иосифовна сама не знала, почему пришла именно сюда, но её неуверенность рассеялась, когда она увидела небольшую, неброскую табличку-вывеску. Табличка гласила:

«Потусторонняя Компания: это здесь»

«Ну всё! — довольно улыбнувшись, женщина потянула на себя ручку двери. — Теперь-то я от тебя избавлюсь раз и навсегда!»



— Великая Радуга, что за скука!

Герман Сергеевич Кастальский сидел в своём кабинете, курил и скучал.

«После жемчужины ничего не радует».

Внезапно где-то звякнул колокольчик:

— Дзэнн!

«Ага! — Кастальский потянулся. — Кажется, клиент пожаловал. Ну, хоть что-то».

В этот самый момент дверь распахнулась, и на пороге кабинета Кастальский увидел…

Алексея Алексеевича Репьёва, больше известного как Алистер Рипли.

— А, это ты… — разочарованно протянул директор. — Что-нибудь случилось?
— Слушай, Кастальский. — Рипли был хмур. — Я что сказать хотел. Я выхожу из игры.
— То есть как? — директор недобро сощурился.
— Так. Мне надоело просиживать штаны в этом унылом заведении. Мне это не интересно. У меня даже не было ещё ни одного клиента.
— У Вертиго тоже не было, — возразил Кастальский.
— Считай, был. Тот старик, после Смерти. А у меня не было даже такого. Я не знаю, зачем я вообще согласился на участие в этом балагане. Короче, я всё сказал, — Рипли решительно повернулся к двери…

…и буквально столкнулся с Розой Иосифовной, в последний момент успев подхватить падающую старушку.

— Ах, простите! Со мной всегда так, — она вздохнула.
— Это вы меня простите! Иду, сам не зная куда, — Рипли было жутко неловко.
— Ничего, юноша, всё в порядке, не тушуйтесь так, — Роза Иосифовна благосклонно улыбнулась. — А к кому я могу обратиться по поводу мечты?
— О, а что у вас за мечта? — заинтересовался Рипли.
— А вы знаете, у меня…

И тут она увидела Кастальского. А Кастальский увидел её.

Никогда ещё Алистер не видел столь эффектной немой сцены, достойной по-меньшей мере «Ревизора».

— Вы?! — Роза Иосифовна смотрела на Кастальского, как на живого йети.
— Хе-хе… Ро…Роза Иосифовна… Ну надо же… Какая встреча… — галстук вдруг стал удавкой, и директор, переменившись лицом, медленно умирал от шока.
— Вы! — ноздри Розы Иосифовны гневно раздувались. — Вы! Кастальский! Ничтожество! Как вы посмели так обойтись с моей бедной Эличкой! Отвечайте! Нет, не отвечайте! Всё равно не сможете сказать ничего путного! Жалкий жиголо! Да знаете ли вы, как она страдала! Нет, вы не знаете!
— А… Да я… Это… В сущности… Ну… — Кастальского было не узнать. Весь его апломб и директорский лоск пропал, и теперь перед Рипли был всего лишь худой, немолодой мужчина, в панике кусающий губы. Он действительно выглядел жалко.
— Прошу меня простить, не смею мешать, — бессердечный Алистер по-военному щёлкнул каблуками, — С вашего позволения!
— Стой… — прохрипел директор… — Я сказал — стой! Ай! Да что же вы такое делаете?! — возмутился он, потому что Роза Иосифовна, исхитрившись, ударила его зонтиком по голове.
— Вы негодяй! Теперь-то уж вы за всё ответите!

Роза Иосифовна жаждала крови. Кастальский это понимал и потому принял единственно правильное решение.

— Стоп! — крикнул он и хлопнул в ладоши.

И в тот же миг время остановилось.

Замерла с занесённым для удара зонтиком в карающей длани разъярённая Роза Иосифовна. Замерла пролетавшая мимо окна ворона. Замерли машины на шоссе, и люди на тротуарах тоже. Замерло продрогшее Солнце в февральском небе.

— Уфф! — директор бессильно обрушился в кресло.
— А… Что это такое было? — осведомился невозмутимый Рипли.

Кастальский бросил на Рипли безумный, невидящий взгляд.

— Ты не поверишь, — выдохнул он.



— Ну дела-а… — Рипли хихикнул. — Вот уж никогда бы не подумал, что такое вообще возможно. Тёща…
— Да. — Кастальский был мрачен, — Эта её «Эличка» — Эвелина Альтман, моя вторая жена. Ох, Рипли, ты б её только видел. А ещё лучше — пожил бы с ней. И с её… С этой вот… Гхм!.. Женщиной!.. Великая Радуга, большей зануды, чем Эвелина, трудно было себе вообразить. Причём не просто зануда, а зануда беззлобная, добродушная, как те тюлени. И глаза такие — ну, всё понимает, только сказать не может. А то вдруг начнёт пилить, как на долбаной своей виолончели. У-уу… Я просто с ума сходил. Ну и в итоге смылся. Договорился со знакомым судьёй — я же в МВД работал. И тот нас развёл, тогда можно было и в одностороннем порядке. Просто, да. Ей написал письмо: так, мол, и так, извини, дорогая, но так дело не пойдёт. Как Остап Бендер и мадам Грицацуева, короче. Знойная женщина, мечта поэта… Брр! — директора передёрнуло. — И вот теперь её маман припёрлась сюда. Мечта у неё. Интересно, — из глотки Кастальского вырвался нервный смешок, — уж не моей ли смерти она хочет, так, между делом? С неё станется… Короче так, Рипли. Сделаем вот как. Сейчас я пошаманю и пущу время. Но при этом она забудет обо мне, напрочь. А меня тут не будет — мы с тобой поменяемся местами. Ты будешь гендиром, а я… А меня не будет существовать в природе. Я буду существовать в твоём кабинете, предварительно позаботившись о табличках. И ребятам надо сказать, чтоб чего не вышло. Ты понял?
— А с чего бы мне соглашаться? — язвительно поинтересовался Рипли.

Директор смерил его взглядом, тяжёлым, как железобетонная плита.

— Если будешь умницей, — проговорил он, — после этого дела можешь выметаться на все четыре стороны, держать не стану. Договорились?

Рипли ухмыльнулся.

— По рукам. Но ты обещал. Если что, на слове я тебя всегда поймаю.
— Как угодно.

И они ударили по рукам. В тот же самый момент Кастальский пропал, а время пошло дальше.



— Здравствуйте, многоуважаемая Роза Иосифовна!

Директор Потусторонней Компании (судя по табличке на двери) оказался довольно-таки молодым человеком, лет 35-40, и весьма примечательной внешности. На бледном лице под шапкой рыжих, чуть волнистых волос, жили внимательные и определённо умные зелёные глаза.

— Репьёв моя фамилия, Алексей Репьёв. Да вы проходите, садитесь, — он вскочил и мигом усадил несколько опешившую Розу Иосифовну в удобное кресло, обитое полосатой тканью. Затем, не успела она и глазом моргнуть, мигом оказался снова в своём кресле по ту сторону стола.
— Излагайте.

Роза Иосифовна робко посмотрела на Репьёва.

— Ах, Алексей… Вы моя единственная надежда. Понимаете ли, в чём дело…



— Поверить не могу, — Кастальский обессиленно опустился на пол, прислонившись к стене Алистерова кабинета. — Воистину, много дивного на свете.

Он закурил.

— Страшно представить, что было бы, будь я человеком. Как минимум был бы сейчас бит зонтиком. Ужасная участь…

И тут в дверь постучали.

Кастальский вздрогнул и перекусил сигарету пополам. Выругался, соединил половинки обратно. Осторожно подошёл к двери…

…сквозь которую на него изумлённо взирала озадаченная Смерть.

— А чегой-то ты тут делаешь?
— Фуух… — Кастальский отёр пот со лба. — Нельзя так пугать. Прячусь я. Давай сюда, только быстро.

Смерть просочилась в кабинет.

— А почему там вместо таблички Рипли череп и кости? И надпись «Не влезай — убьёт!»?
— А чтобы никто лишний не влезал, — пробурчал Кастальский.
— Например?
— Моя бывшая тёща.

Смерть подобрала выпавшую челюсть с пола и аккуратно вставила её на законное место.

— От тебя, Сергеич, не ожидала. И кого ты там сделал несчастной?
— Никого я никем не сделал! — взорвался директор. — Чушь какая-то. Это просто досадная случай… — он схватился за подбородок, прервав себя на полуслове: —  Ах ты ж…
— Ага, — кивнула Смерть, — А мы с тобой мифические персонажи. Вот и думай, директор.
— Ладно, — Кастальский с мрачным интересом изучал сигарету. — Ты-то что тут забыла?
— Да я… — Смерть вдруг словно смутилась, — Да я просто… Шла мимо… Дай, думаю, загляну…
— В трансформаторную? Или к Рипли?

Девушка рассмеялась.

— Да-а уж… Не знаю даже, что лучше в данной ситуации. А можно мне… — она вдруг посмотрела на Кастальского так, что ему мигом припомнились обрывочные картины минувшего корпоратива. — Можно мне с тобой попрятаться?

Директор помолчал. Потом сказал:

— Да я, в принципе, не против… Прячься…
— Ага…



— Вот, значит, как… — задумчиво протянул Алистер. — Кошка, значит. Чёрная. Пятнадцать лет. Интересно…
— Чёрная, чтоб она пропала, — Роза Иосифовна трубно высморкалась.
— А скажите… Как вы думаете, почему она столько лет переходит вам дорогу?
— Что… Что значит — почему? — Роза Иосифовна нахмурилась. — Откуда мне знать, почему? Переходит, и всё.
— И всё? — переспросил Рипли.
— А что, что-то ещё может быть? — испугалась Роза Иосифовна.
— Видите ли, уважаемая Роза Иосифовна… Мир таков, что в нём ничего не случается просто так. Вот, скажем, шли вы в комнату, а попали в другую… Или как это? Встретили вдруг человека, которого не видели уже… мм… много лет… — Рипли выразительно прокашлялся, но Роза Иосифовна никак не отреагировала, и он продолжил: — Так вот… Я думаю, Роза Иосифовна, что на вас лежит проклятие.
— Не может быть?! — побледнела Роза Иосифовна.
— Очень может быть. Черная Кошка… Пятнадцать лет неудач… Но при этом вы ещё живы и чувствуете себя хорошо…
— Уже не очень…
— Ну-ну. Вот, выпейте, — Рипли протянул старушке пиалу с каким-то ароматным напитком. Роза Иосифовна подозрительно покосилась на пиалу, но всё же выпила.

Ей сразу стало спокойно и тепло. Она перестала волноваться и теперь расслабленно сидела в кресле.

— Отлично, Роза Иосифовна, замечательно, — Рипли зажёг палочки благовоний и жестом сгустил в кабинете сумерки. — А теперь, Роза Иосифовна, мы с вами отправимся туда, в то самое время, когда это случилось…



— Я этого Рипли, — Кастальский скрипнул зубами. — Я с ним точно что-нибудь нехорошее сделаю.
— Да ладно, Герман. Старушка всё равно ничего не вспомнила, — Смерть закурила «слимку».
— А если бы вспомнила? У-у, вредитель. Кстати, что думаешь по поводу самой истории?
— Чего? А, ну что. Рипли прав. Проклятие, как есть.
— А автор кто, как думаешь?
— Ты не поверишь, — Смерть загадочно улыбнулась, — но автор проклятия всё время был у старушки под носом.
— Что — Кошка?! — изумился директор.
— Ага. Уж не знаю, чем ей старушка так насолила, но, видимо, была причина. Слушай, Кастальский, — Смерть просяще посмотрела на директора, — давай не будем о работе, а? Рипли не маленький, сам разрулит. Расслабься. Дай себе отдых. Послушай лучше, как тихо на улице.

В окно заглянула Луна.

— А у тебя разве никаких дел нет? — осторожно поинтересовался Кастальский.
— Не-а. Я взяла выходной. До завтрашнего утра никто не умрёт. Слушай, Кастальский, а ты знаешь, что я тебя люблю? — безо всяких предисловий спросила Смерть. Директор поперхнулся дымом.
— Я… Давно?
— Ага.

Он растерянно смотрел на неё.

— Не знаю, что и сказать…
— Да не надо ничего говорить, — кольца дыма улетали в приоткрытую форточку. Луна беззастенчиво разглядывала их, тихо сидящих у стены.
— Смерть, послушай, я…
— Зови меня Хелли.
— Хелли?
— Ага. Это от одного из моих имён, Хель. Ну, помнишь, так меня скандинавы называли.
— Да… Кстати, вот давно хотел тебя спросить… И Джин, между прочим, тоже, только… Откуда ты пришла?
— Оттуда, — она рассмеялась. — А ты и не помнишь… Странно. Ведь я тут благодаря тебе.
— То есть?
— Ну, ты же хвииров принёс, так?
— А? — Кастальский удивился. — А откуда ты…
— Знаешь, в старинные времена меня называли не просто Смерть, а Ангел Смерти. Хотя имён-то у меня всегда хватало… Когда-то всё было иначе. Жители Миров Спирали не боялись меня, они принимали меня с радостью, как дорогую гостью. Потому что с моей помощью они могли вернуться в Изначальное. А я была всего лишь посредником. Как, впрочем, и сейчас… Но мной не пугали детей и взрослых, — Смерть вздохнула. — Я красила лицо, помню, одну половину синим, а другую — белым. Мне это нравилось…
— Значит, ты вместе с остальными…
— Да. Попала сперва в Сердце, а потом в Радужный Поток — через тебя. Так смешно… Ты и сам не знал, что подарил Смерть Мирам Радуги, — она улыбнулась.
— Я не жалею об этом, — Кастальский улыбнулся.
— Ещё бы, — она усмехнулась. — Тебя-то мне никогда не забрать…
— А что, хотелось бы?
— Да ну тебя совсем, — она смутилась. — Эх, Кастальский! Вроде старый, мудрый Дух. А меня не замечал — из принципа, что ли? Я ведь к тебе с самого начала неровно дышу, уже… целую вечность. До Межмирья, во время, и после него. А ты! Ни разу внимания не обратил толком…
— Прости. Я, кажется… Вся моя жизнь, её нельзя назвать скучной. Скорее уж наоборот, никакого покоя. Вот и… Вечно голова не тем забита, — он испарил сигарету. — Хелли… Ну надо же. У меня сегодня День Удивлений, воистину. Хелли… Красивое имя!

Девушка вспыхнула — первый комплимент за… много, бесконечно много времени! — и вдруг, словно собрав всю храбрость, поцеловала директора в губы.

Он не успел даже отреагировать, когда вдруг обнаружил, что в кабинете кроме него никого нет.

Он улыбнулся.

«Хелли, значит…»



— Значит так: или вы, Марта Валериановна, уберёте всех своих… питомцев, — Сусанна Адамовна брезгливо поморщилась, — или, обещаю вам, я приму меры. Вы меня знаете, я слов на ветер не бросаю.

Марта Валериановна Хвостикова — маленькая старушка, жившая по соседству с семейством Альтман, быстро-быстро заморгала своими глазками-бусинками.

— Но, Сусанна Адамовна, — пропищала она, — куда же я своих деточек дену? Они ведь без моей заботы погибнут все.
— Ими пропахло всё парадное! — Сусанна Адамовна была непреклонна. — И эти ужасные вопли! У меня от них мигрень! Вы должны считаться со своими соседями, вы не одна живёте в доме. И я не хочу больше ничего слышать!

С этими словами она развернулась и гордо, с чувством выполненного долга промаршировала в свою квартиру.

Марта Валериановна всхлипнула и тихонько ушла в свою квартирку.

Там её ждали её питомцы — семеро кошек и котов разных возрастов и мастей. Всех их объединяло одно: кроме маленькой Марты Валериановны Хвостиковой у них никого не было.

А у самой Марты Валериановны был только сын Серёжа, который работал на Центральном Телевидении. Он-то и выбил для Марты Валериановны эту квартирку, и каждую неделю привозил ей продукты. Но у него была своя семья, двое дочерей, Саша и Надя, у него была работа, и вообще он был человек занятой.

— Поэтому Серёжа может приехать ко мне только один раз в неделю, — рассказывала Марта Валериановна кошкам. И кошки слушали её, и понимающе мяукали.
— Что же мне делать, детки? — спрашивала Марта Валериановна у кошек. Но кошки не знали; а может, знали, но отчего-то не говорили.

Тут Бастет, гордость своей хозяйки, черная красавица, которую она выходила из махонького больного котёнка, прыгнула ей на колени и успокаивающе замурлыкала.

— Ах, ты моя хорошая! — Марта Валериановна гладила кошку, покачиваясь в кресле-качалке. — Бася… Что с нами будет, а? Ты знаешь? А может, нам с вами в Мордасово уехать? У Степана Евдокимыча на могиле уже три года не была. А так будем там с вами жить. И никто нас прогонять не станет, — она вздохнула. — Надо Серёженьке сказать, может, согласится нас отвезти. Хотя он такой занятой. Эх, Басенька… И почему жизнь такая жестокая? Ведь мы же никому ничего плохого не сделали. Почему нас так не любят эти люди?

Тихо такали пожилые ходики на стене, так-так, так-так, падают секунды, минуты, часы…



— Розочка, — Сусанна Адамовна оправила на дочери платье. — Мы с папой на выходные уедем в Архангельское, к Нусимовичам. А тебе будет поручение: эта кошатница, что напротив, должна к понедельнику избавиться от своих животных. Я подала заявление в жилтоварищество, они поддерживают. Но если старуха заупрямится… — Сусанна Адамовна огляделась, и зашептала: — Тогда, Розочка, позвони дяде Яше. Телефон в книжке. Ты меня внимательно слушаешь?
— Да, мамочка.
— Так вот. Скажи дяде Яше, что у нашей соседки ты видела антисоветскую литературу. Так и скажи. Он знает, что делать. Поняла?
— Да, мама.

Роза Альтман была девушкой умной, училась на первом курсе исторического факультета МГУ, и ей не было дела до какой-то соседки-кошатницы. Но если мама так сказала — значит, так надо.



— Прости, мама, но я не могу приехать,  — нервно сказал голос в трубке. — У меня завал работы, света божьего не вижу. Какие там выходные! У меня последние выходные в июле были. Так что извини, конечно, но я не могу отвезти тебя в Мордасово.
— Но Серёженька, что же мне с моими кошечками делать? — взволновано спросила Марта Валериановна, — Сусанна Адамовна на меня ведь жалобу написала, ко мне из жилтоварищества приходили. Они же мне условие поставили — чтобы к понедельнику ни одной кошки в квартире не осталось! Серёжа, пожалуйста!

Сергей Степанович Хвостиков устало поморщился. Стоявшая рядом Валентина Никифоровна Хвостикова, жена Сергея Степановича, сурово посмотрела на мужа, и провела ребром ладони по шее. Выходные были расписаны по часам: в субботу должны были приехать Юзефавичусы, а на воскресенье были заказаны билеты в Большой. Сергей Степанович вздохнул и сказал в трубку:

— Прости, мама, но я ничего не могу сделать. С меня Кирсанов обещал спустить три шкуры, если я не сдам материал. А у меня ещё конь не валялся. Прости.
— Что же мне делать? — растерянно проговорила Марта Валериановна.
— Ох, мама! Да выгони ты этих кошек, сдались они тебе! Потом отвезу тебя в деревню, заведёшь там новых! Свет на них клином не сошёлся! А теперь извини — мне пора. Работа ждать не будет.

И он повесил трубку. Потом робко взглянул на жену:

— Всё-таки нехорошо вышло, Валечка…

Но та грозно нахмурилась, и мужчина сразу как-то съёжился, и промолчал.



А Марта Валериановна сидела в кресле и печально смотрела на собравшихся вокруг неё кошек.

— И что же нам делать теперь, деточки? Как же нам теперь быть…
— Мяу, — красавица Бастет потёрлась о хозяйкину юбку.
— Ты моя хорошая! — Марта Валериановна взяла кошку на руки и гладила её, гладила, и катились по морщинистым щекам горькие старушечьи слёзы.



Между тем Розе надоело ждать. Мама сказала, что старуха должна убрать всех кошек до понедельника, но вот уже воскресенье, а она ни сном, ни духом. Роза скорчила своему отражению в зеркале капризную гримаску.

«Ну сколько можно! — сердилась она. — Будто бы выгнать этих кошек так сложно и долго!»

Внезапно она вскочила с дивана, тряхнула белокурыми локонами и подошла к тумбочке, на которой стоял телефон. Найдя в книжке нужный номер, она вежливо попросила к аппарату Якова Адамовича Миляева.



Черная «Победа» подъехала к дому номер 1 по Мещанской улице. Из неё вылезли трое мужчин в штатском и зашли в подъезд.



— Гражданка Хвостикова? Разрешите пройти.

Старушка со страхом смотрела на предъявленную её «корочку» с грозными буквами МГБ.

«Назаров Евгений Александрович

Министерство Государственной Безопасности СССР»

— Что… Что случилось? — пролепетала она.
— Надеюсь, ничего серьёзного, — мужчина усадил её на софу. — Семёнов, проверь в той комнате. Гнатюк, ты вот в том шкафу посмотри, — он внимательно посмотрел на Марту Валериановну. — Послушайте, Марта Валериановна. Поступил звонок… О том, что вы храните в своей квартире антисоветскую литературу. Мы, конечно, проверим, но лучше вы сами расскажите, если есть что рассказать.
— Но… Я не понимаю… — Марта Валериановна растерянно смотрела на него. — Какая литература? Зачем? У меня ничего такого нет.
— Хорошо, — он кивнул, — Сейчас мы посмотрим, и если всё в порядке, тогда извините. Но если мы найдём что-нибудь нехорошее, то тогда уже мы вас попросим проехать с нами. Семёнов, ну что там?
— Есть, Евгений Александрович! — молодой лейтенант бросил на столик две тонких книжки.

Назаров посмотрел на старушку. Та, не в силах ничего сказать, только пожала плечами. Он встал:

— Пять минут на сборы.



Роза Альтман со страхом смотрела из окна на черную «Победу», троих мужчин и маленькую сгорбленную фигурку кошатницы.

Больше она её никогда не видела.



— Ну, в принципе, мне всё ясно. — Рипли хрустнул пальцами. — Дальше как по-писаному: Кошка видит такую картину… Думаю, она была Хранителем Марты Валериановны… И если это так — а я уверен, что это так, — то она знала, что случилось с ней дальше. Предположу, что старушка не перенесла произошедшего и вскоре скончалась; и вот тогда, любезная Роза Иосифовна, вот тогда-то она вас и прокляла. Что можете сказать на это?

Роза Иосифовна сидела в кресле неподвижно, как манекен. Лицо её было непроницаемо.

— Я… Я помню тот день… О боже… Я всё помню… Кошки… Разбрелись, их потом ловили, но, кажется, ни одну не поймали… Но была поздняя осень, конец октября… Было холодно… О боже… Неужели всё это правда… Значит, выходит, я сама во всём виновата? — она подняла на Рипли полные страха и отчаянья глаза.

Алистер вздохнул.

— Ну как вам сказать. Да. По сути дела, вы послужили причиной гибели ни в чём не повинного человека, который провинился только перед вашей матерью, и только тем, что любил Кошек.
— Но я же не знала… — пролепетала Роза Иосифовна.
— А если бы знали — не позвонили бы? — Рипли внимательно смотрел на женщину. — Только честно.

Она всхлипнула.

— Но… Я не знаю! Мне мама сказала позвонить! Я тут не при чём!
— Сказала мама, но позвонили-то вы?
— Но я не знала!..
— Ай, бросьте, — перебил её Рипли. — Даже если бы вы знали, это ничего бы не изменило. Вы бы не ослушались вашей мамы. Кстати, — неожиданно спросил он, — а как она умерла?
— От инсульта, год спустя.
— А она ничего необычного не видела, вам не рассказывала?
— Нет… А что?
— А то, что проклятие могло пасть на всю вашу семью. Как умер отец?

Роза Иосифовна потрясённо смотрела на директора.

— Его забрали в 55-м…
— Что и требовалось доказать. Ваш муж?
— Инфаркт, в 88-м…
— А как ваша дочь? Эвелина, так? — Рипли разглядывал кончик карандаша.
— Что вы… Что… С ней всё в порядке!.. Нет… Вы же не хотите сказать, что…
— Я ничего не хочу сказать кроме того, что уже сказал. Насколько мне известно, у вас есть внук?
— Да, у Элички от первого брака, Рафик…
— Чудесно. А как его здоровье? А впрочем, разницы нет. Если всё так, как я думаю, то они тоже недолго протянут… — Рипли рисовал на листе бумаги вензеля и иероглифы. — Так что, Роза Иосифовна, боюсь, у меня для вас плохие новости.
— Но… А как же моя мечта?
— А и правда, — Рипли задумчиво чертил знак бесконечности. — Как же тогда ваша мечта? Вы, помнится, мечтали избавиться от Кошки? То есть, надо думать, и от проклятья? Но видите ли какая штука… Я не уверен, что смогу вашу мечту претворить в реальность. Дело в том, что Кошки — Существа… особые. У них свои, так сказать, внутриведомственные законы и правила. А уж если дело касается Хранителя и хранимого… Тем более. Но я попробую. Да… Так, — он набрал номер на телефоне, — Диспетчер? Соедините меня с Матриархом. Да, спасибо. Алло, Ват-У? Это Рипли. Не могла бы ты подойти ко мне в офис? Да? Хорошо, спасибо. Жду.
— Простите, — бедная женщина не понимала решительно ничего. — Вы сказали «Рипли»? А разве ваша фамилия не Репьёв?
— Это специальный позывной, — терпеливо объяснил Алистер. — И да, не рекомендую вам более задавать никаких вопросов. Всё равно вам никто ничего не сможет объяснить. Да и ни к чему это, вы уж мне поверьте…

В этот момент дверь распахнулась, и в кабинет вошла девушка. Стройная, невысокая, но фигура… В ней была какая-то поистине королевская стать, величественность. Голубые глаза смотрели холодно и чуть высокомерно. Ослепительно белые волосы были собраны в тугой узел. Одета незнакомка была в необычного алого цвета мундир с многочисленными орденскими планками на груди; на отвороте красовалась странного вида золотая эмблема (или медаль?).

— Чем обязана? — голос был сильным, звонким.
— Здравствуй, Ват-У, очень рад тебя видеть, — Рипли улыбнулся, но улыбка вышла натянутой. — Спасибо, что согласилась уделить мне немного своего времени. Я не задержу тебя надолго… Во всяком случае, надеюсь на это. Эта женщина… Её прокляла черная Кошка.

Ват-У перевела взгляд на Розу Иосифовну; той отчего-то стало не по себе.

— Это правда?

Роза Иосифовна со вздохом кивнула.

— Назовите ваше имя, полностью, и год рождения.
— Альтман, Роза Иосифовна, 1931-й.

Ват-У поджала губы:

— Всё ясно. Да, верно. Проклятие. Довольно серьёзное. Впрочем, вы его заслужили.
— Понимаешь, Ват-У, у неё мечта… — Рипли, казалось, чувствовал себя неловко. — Она хочет от него избавиться, и от той, кто его наложил — тоже…

Ват-У подняла бровь.

— Вот как? Хм. Сказать по правде, Алистер, у меня нет ни малейшего желания тебе помогать. Но ради Кас… — Кошка не договорила, потому что Рипли сделал страшное лицо. Хмыкнув, она продолжила: — Ладно уж. В виде исключения.

Она закрыла глаза, а когда открыла, в кабинет, постучавшись, вошла ещё одна девушка.

Роза Иосифовна посмотрела на неё, и сердце её замерло.

У вошедшей были короткие, черные, как смоль, волосы, и невероятные янтарно-жёлтые глаза. На ней также был мундир, но на сей раз сиреневый с голубым отворотом, да и орденских планок было куда меньше. Необычная эмблема на отвороте была серебряной. Вытянувшись в струну перед беловолосой, она доложила:

— Исследователь-Старший Бас-Т, Первая каста, по вашему приказанию прибыла.
— Здравствуй, Бас-Т, — Ват-У коротко кивнула. — Вольно. Рада тебя видеть. Как служба?
— Спасибо, Матриарх. Служу.
— Ты знаешь эту женщину? — Ват-У кивнула головой в сторону Розы Иосифовны.

Бас-Т бросила на старушку быстрый взгляд.

— Да, Матриарх.
— Проклятие?
— Санкционировано, — на лице Бас-Т не дрогнул ни один мускул.
— Срок?
— Октябрь будущего года.
— Хорошо, — Ват-У прошлась по кабинету. — Так вот. Тебе придётся закончить раньше срока.

Бас-Т промолчала, но на щеках заиграли желваки.

— Приказ ясен?
— Могу я подать апелляцию? — голос Черной Кошки был глух.
— Не можешь. Здесь затрагиваются интересы Потусторонней Компании, а они важнее.
— Но, Матриарх! — скулы Бас-Т чуть покраснели.
— Да, Бас-Т? — Ват-У была всё так же царственно спокойна. Роза Иосифовна заметила, что Репьёв сглотнул и нервно оправил воротник рубашки.

Но Бас-Т вдруг словно сломалась. Неугасимое пламя в глазах потухло.

— Прошу простить мне мою несдержанность, Матриарх, — она склонила голову. — Ваш приказ будет исполнен.
— Извинения приняты, Бас-Т. Ты можешь возвращаться.

Черная Кошка отдала честь и, развернувшись, направилась к выходу. У самой двери она, словно не выдержав, оглянулась и смерила притихшую Розу Иосифовну испепеляющим взглядом.

А затем пропала. Ват-У улыбнулась.

— Бас-Т — одна из лучших моих офицеров. Видал, какая выдержка, Рипли? Духам такая и не снилась. — она коротко рассмеялась. — А ведь она несильно младше меня. Когда-то в Египте её обожествляли. Бастет, Богиня-Кошка. О, ты просто не представляешь себе, насколько она горда и не менее царственна, чем я сама. Но я — Матриарх, а она — Младшая, и обязана подчиниться. Вот так-то… Словом, — Кошка хмыкнула, — теперь ты, Рипли, мой должник. И в свой черёд я приду этот должок забрать. Так и знай. А вы, бабушка, — она посмотрела на Розу Иосифовну почти ласково, — вы не волнуйтесь. Ваша мечта теперь исполнена. Но я должна предупредить вас: проклятие не может быть снято, тем более раньше срока, без последствий. Ибо Баланс превыше всего, даже мечтаний. Но я сделала всё, что смогла. А ваш грех остаётся на вашей совести и будет искуплен вами только в Преисподней, в свой черёд. А пока постарайтесь пожить в своё удовольствие. У вас завещание написано? (помертвевшая старушка кивнула) Вот и хорошо. Ну ладно, мне пора. Всех благ.

С этими словами Белая Королевская Кошка просто растаяла в воздухе.

— Д-да… — подавленно протянул Рипли. — Вы знаете, Роза Иосифовна, я вам даже немножко завидую. Вам будет куда проще, чем мне. Ну умрёте, ну в Аду отмучаетесь, и всё, начнёте жизнь заново. А мне… Должок… Учитывая, эмм, нелюбовь этой Кошачьей Царицы к вашему покорному слуге, я думаю, мне будет куда хуже, чем вам. Ладно, — он вздохнул, — вы, это, Договор-то подпишите. Ознакомьтесь, как говориться, и распишитесь.

Он протянул ей лист гербовой бумаги, на котором было написано:

"ДОГОВОР

Я, Альтман Роза Иосифовна, заключила с Репьёвым Алексеем Алексеевичем, генеральным директором Потусторонней Компании, этот Договор о предоставлении услуг по осуществлению моей мечты, заключающейся в снятии с меня Проклятия (инвентарный номер №338667ПСТ15С), наложенного на меня и мою семью Кошкой по имени Бас-Т (Первая каста, Хранитель). С условиями сделки ознакомлена, возражений не имею.
Дата: 18 (февраля) 2011г.
Подпись: "

Роза Иосифовна вздохнула, и расписалась на Договоре.



— Прости, Герман, — Смерть возникла так же внезапно, как и пропала до этого, — но я подумала, что ты должен узнать обо всём… Ты баянов никогда не рвал, нет? Так вот, тебе такая возможность вскорости представится.

Кастальский смотрел в окно. Оттуда на Кастальского смотрела Луна.

— Завтра?
— Угу. Ну, я же обещала, что до завтрашнего утра никто не умрёт.
— Вот как… Ну да. Хех, — он как-то невесело усмехнулся. — Даже жаль её. Хотя я никогда не испытывал к ней тёплых чувств. Но и… М-да…
— Понимаю, — Смерть незаметно положила голову ему на плечо. — Я и сама бы… не стала… Но ты понимаешь — работа такая. Ладно, у неё ещё вечер и ночь впереди. Правда, она этого не знает…
— Хелли…
— А?
— Побудь со мной, пожалуйста.
— Хорошо…



Роза Иосифовна шла домой.

Ночь.

Странное, такое странное чувство. Будто бы ей приснился такой чудной сон. Какие-то кошки говорящие, какие-то проклятия. Но она знала, что теперь всё закончилось. И на душе её было спокойно, хотя она и помнила о словах того человека… Или уж кем он там был, этот Репьёв-Рипли.

Завещание составлено, Эличка вернётся только завтра к вечеру, Рафик говорил, что заночует у друга.

Она зашла в непривычно тихий и даже какой-то неожиданно родной подъезд, при виде которого у неё в первый раз за много лет не проступил на лбу холодный пот.

Поднялась на свой этаж. Отперла дверь, отключила сигнализацию. На мгновение задумалась и не стала закрывать дверь за собой.

Потом она сняла пальто, вступила в тапочки и пошла на кухню. Поставила чайник.

Ей почему-то невероятно отчётливо вспомнилась Марта Валериановна. Она, наверное, точно так же ждала того понедельника.

Заварив себе чаю, она отправилась в комнату. Подошла к клетке Карло.

— Ну что, сеньор Карлито. Кажется, придётся вам снова сменить хозяйку.
— Каррло, Каррлито! — попугай склонил набок хохлатую головку.
— Да, мой мальчик, да. Надо дать Карлито кукурузки!
— Каррлито! Кукурруза!

Покормив птицу, она села в кресло и включила телевизор. Передавали новости. Диктор бубнил себе под нос что-то о Египте, ещё о чём-то, и Роза Иосифовна потихоньку засыпала в своём кресле. В клетке на тумбочке диктору вторил Карло, «итальянский сиротка», как называла его тётя Неля Перельман — старинная мамина подруга, которую Роза знала и любила с детства. Тётя Неля, арестованная в 1941 году как враг народа.

Она засыпала и не видела, как позади неё, на диване, сверкая в сумраке комнаты янтарно-жёлтыми глазами, сидела Черная Кошка.

«Никогда не прощу тебя. Никогда не прощу».



А наутро вернувшийся от друга Рафик обнаружил бабушку Розу в кресле перед работающим телевизором.

В клетке, нахохилившись, дремал Карло.

Юноша не сразу понял, что случилось. Лицо уснувшей в кресле старушки было удивительно спокойным и умиротворённым.



В тот день Герман Сергеевич Кастальский был как-то особенно тих и молчалив. Он сидел в своём кабинете; перед ним на столе лежал Договор, подписанный когда-то таким знакомым, хотя и не очень любимым человеком.

Алистер Рипли по неясной причине отказался от своей затеи покинуть Потустороннюю Компанию и, как и Кастальский, тихо сидел в своём кабинете, думая о Кошках.

И только черноволосая девушка по имени Хелли, спрятав табельную косу в складках плаща, гуляла по старому московскому парку. Выражение её лица было счастливым и мечтательным.

Ну так что ж? Разве она, будучи Смертью, не имеет права на мечту?

Впрочем, едва ли она спросила кого-нибудь об этом.



Дружба, 18.02.2011


Рецензии