Приёмы композиции в литературе - конспект

А. Каминский  ПРИЕМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ  КОМПОЗИЦИОННОГО  ПОСТРОЕНИЯ

РИТМ. Точно выстроенная ритмическая структура вещи одновременно расчленяет элементы композиции (проявляет действие закона контрастов) и объединяет их (выполняется закон цельности). Ритм, с одной стороны, дает возможность точно организовать дозирование выдаваемой информации, структурировать ее восприятие во времени, а с другой выстроить течение сюжетного времени внутри вещи и эпизодов, его замедления, ускорения, уплотнения и т.д. В жестко выстроенной ритмической структуре сбой ритма всегда воспринимается как акцент.

ПРИВЕДЕНИЕ  КОМПОЗИЦИОННОГО  ЦЕНТРА К ЦЕНТРУ СЮЖЕТНОМУ, служит для реализации закона подчинения идейному замыслу. Центр композиции, как наиболее акцентный, сильнее притягивающий внимание, должен совпадать с центром сюжетным, в котором выражается основная идея произведения. Таким образом обеспечивается наиболее полное восприятие идеи. Этот центр находится в точке 2/3 от начала вещи и называется «Золотым сечением». Расположение главного на 2-м плане, выстраивание кульминации и золотое сечение – частные методы реализации этого  приема.

Закон сочетания и сопоставления реализуется в использовании тождественных элементов, а закон контрастов – в обострении конфликтов

СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. самая устойчивая, статичная и законченная (замкнутая). Чем больше используется симметричных элементов, тем более эти свойства выражены. Кроме этого, симметричная композиция подчеркивает искусственность, она холодна и малоэмоциональна. Биологически восприятие симметрично, но в самой природе симметрии нет. Симметрия сюжета подчеркивает завершенность развития его действия, конфликтов, либо, при открытом финале, переход отношений в качественно другую плоскость («Но это уже совсем другая история»).

КРУГОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ. один из вариантов симметричной композиции, но, в отличии от линейной, имеет более сложное построение, помогающее избежать явной тождественности или даже тавтологии. В этом случае сочетаются и  композиционно  соотносятся начальный и конечный эпизоды или их основные, акцентные элементы, позволяющие зрителю ощутить не только завершенность, но и цикличность, повторяемость показанного. Круговая композиция обычно дает выраженную замкнутость пространства, это самая законченная форма.

Круговая композиция часто служит наилучшим способом уравновешивания открытого финала. Ее вариацией является, например, сонатная форма: экспозиция, где начинается главная тема ; переход в побочную тему ; развитие главной темы ; реприза, где разворачивается побочная тема, но уже трансформированная в главную тональность, или основная темы из экспозиции.

АСИММЕТРИЯ – напротив, эмоционально чрезвычайно активна. Она динамична, но не устойчива. Причем динамичность и неустойчивость так же прямо пропорциональны количеству асимметричных элементов и степени их асимметрии. Причем, если абсолютная симметрия несет в себе холод смерти, то абсолютная асимметрия приводит к хаосу разрушения. Степень устойчивости композиции обратно пропорциональна ее эмоциональной силе и нагрузке.


Рецензии
Аманда, Вы видите, какая потребность в работах подобной тематики.
Спасибо!

Татьяна Алейникова   11.03.2011 09:31     Заявить о нарушении
Доброе утро, Татьяна! Вот, перетрясаю свой сундучок на жестком диске. Весенняя уборка :)

Потребность постичь писательское ремесло - огромная, по себе знаю - сотни мегабайт из сети накачала за несколько лет о том "как писать" ;)

Аманда Глумская 2   11.03.2011 09:39   Заявить о нарушении
Хорошо, что решили поделиться. Это действительно нужно.

Татьяна Алейникова   11.03.2011 09:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.