Старые столицы донских казаков

 
                По первому зову земли своих предков
                бил врагов славянства казачий кулак.
                Шёл грудью на смерть и падал нередко,
                Но никогда не сдавался казак...
                (Из балладного произведения
                московской группы «Коловрат»).

    Что означает слово «казак», не знает никто. Да и откуда они взялись, тоже неизвестно. «Казаки от казаков ведутся», - говорят на Дону. Но они всегда были людьми православными. Доподлинно известно, что начало православия в донском крае восходит, по меньшей мере, к середине XIII века. Уже с 1261 года Дон входил в состав Сарской епархии, кафедра которой первоначально находилась в столице Золотой Орды городе Сарай-Бату. Затем донские приходы оказались в каноническом подчинении главы Русской церкви. А в 1380 году казаки поднесли московскому князю Дмитрию икону Божьей Матери «Донская», образ которой был написан великим художником Феофаном Греком специально для донских казаков. Согласно официальному изданию «Донская икона Божьей Матери», как отмечал в дни празднования 400-летия Донского монастыря Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «в день Куликовской битвы среди русских войск находилась… была передана донскими казаками в дар великому князю Дмитрию, в дар и помощь против врагов. Икону, укрепленную на древке, как хоругвь, носили среди воинов для ободрения и помощи против врагов. Перед ней ночью молился великий князь и воины».
    В битве на Куликовом поле донские казаки находились в засадном полку князя Дмитрия Боброка-Волынского, днепровского казака. И именно засадный полк нанес решающий разящий удар по уже торжествовавшему победу врагу, смял и рассеял его.
   Но существует еще одна древнеказачья реликвия – Гребневская икона Божьей Матери, чье празднество также установлено в 1380 году.  «Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии» составлена в Москве в 1471 году. Это самый древний, из сохранившихся, документ об участии Донских казаков в Куликовской битве. Летопись сообщает: «И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов…
  И тогда князь Дмитрий Иоаннович принял сей бесценный дар... и по Дону реки достигает еще казача городка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, свое жалование «за почесть их сильную храбрость противу супостат…».
   Ни одна другая цивилизация не создала такого феномена, как Казачество. Есть поговорка: граница Руси проходит по передней луке казачьего седла. На линии разломов, на линии конфликтов вставали казачьи войска. И не только вставали, а отодвигали опасность, опоясывали Русь…
     Начало второй половины  XVI века ознаменовалось для России  знаменательными событиями. Именно в период царствования Ивана IV Грозного казаки всё чаще фигурируют в дипломатической переписке. До нас не дошли более ранние документы, но о первом известном донском атамане сообщает в грамоте русскому царю ногайский князь Юсуф в 1550 году: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трёх и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют…».
   Известно, что в период осады и штурма Казани в 1552 году «по его государеву указу атаманы и казаки выходили з Дону и с Волги и с Яика и с Терека». А возглавил их атаман Сусар Фёдоров. Стало быть, к середине XVI века казаки уже жили и промышляли на перечисленных реках, и Московское государство поддерживало с ними тесные контакты, а сами казаки на различных реках были связаны между собой.
 Народная историческая песня XVI века «Взятие Казани» с большой конкретностью и достоверностью  показывает штурм города:
 «А из сильного Московского царства
Подымался великий князь московский…
Со темя ли пехотными полками,
Что со старыми славными казаками.
Подходили под Казанское царство…».
   Осада Казани была очень трудной. С 30 сентября начались кровопролитные атаки крепости. Город ожесточённо сопротивлялся.
    В старинной песне рассказывается о том, что «славные казаки:
«Подходили под Казанское царство….
Становились они подкопью…
С чёрным порохом бочки закатали…
Подводили под Казанское царство;
Воску ярого свечу ставили,
А другую ведь на поле в лагере».
    Далее рассказывается о том, что свеча в поле догорела, а взрыва не последовало и «воспалился» тут великий князь московский Иван Васильевич и приказал казнить устроителей взрыва. На что, те ему спокойно отвечали:
«Что на ветре свеча горит скорее,
А в земле-то свеча идёт тишее».
И пока вели они разговоры, догорела в подкопе свеча и мощным взрывом «разбросало белокаменны палаты». Летописец сообщает, как пошли на штурм в проломы крепостные «многие атаманы и казаки, и стрельцы, и многие дети боярские, и охотники».    
  Случилось это в день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. На следующий день Казань пала. Народное предание гласит, что за проявленный героизм казакам, первым ворвавшимся в город, Иван Грозный предложил «бесчисленное множество золота, и серебра, и жемчуга, и драгоценных камней, и нарядных золотых одежд, и серебряных и золотых сосудов…».  Донцы ничего того не взяли, а просили,  только, чтобы государь пожаловал в вечное владение реку Дон со всеми притоками до тех мест, как им надобно. Царь им не отказал и пожаловал грамоту с крепким подтверждением и даже заклятием о ненарушимости её «во веки веков». Эта грамота не сохранилась, но казачество о ней всегда помнило. И именно с взятием Казани стал особо почитаться у всех казаков день Покрова Пресвятой Богородицы.
  После покорения Казанского ханства настал черёд Астраханского царства, вставшего на пути полного овладения россиянами бассейна реки Волги и выхода к Каспийскому морю.
  Весной 1554 года русские войска двинулись на Астрахань. В этом походе приняли участие и донцы. Перейдя через переволоку с Дона на Волгу они влились в передовой отряд армии Ивана Грозного, которым командовал князь Вяземский. Казаки пошли в авангарде и встретили отряд татар во главе с самим астраханским царём Ямгурчеем. Казаки разгромили татар, а сам Ямгурчей бежал в сторону Азова, где и нашёл временный приют. Вскоре князь Вяземский взял Астрахань и поставил царём знатного татарина Дербыш-Али, который в 1556 году изменил России и переметнулся к крымцам. Все русские, находившиеся в Астрахани были вероломно перебиты. Отряд воеводы, прикрывавший Переволоку, под ударами татар отступил к донским казакам. И тогда донской атаман Ляпун Филимонов, не дожидаясь русской рати, дабы не упустить момент, пока астраханцы изготовятся к обороне, явился со своими казаками под стены Астрахани. Они погромили улусы, нанесли жестокое поражение татарскому воинству, но сам хан Дербыш бежал в Азов. Прибывшее русское войско вошло в Астрахань, и город окончательно вошёл в российские владения.
   В общем, в этот нелёгкий для России период, как отмечал донской историк В.Д.Сухоруков, «по гласу призывающего отечества отборные дружины казаков, к войне всегда готовые… служили под знамёнами российскими…».
 
Раздорский городок (1571 – 1620 гг., 1643 - 1644 г.).
 Весной 1570 года в турецкий Азов прибыло русское посольство во главе с Иваном Новосильцовым. И был он первым из русских послов, кого провожали до Азова донские казаки. Посол привёз на Дон грамоту Ивана Грозного от 3 января 1570 года, в которой царь приглашал казаков на службу, - им предлагалось провожать русских послов до Азова и встречать их. «И мы вас пожалуем своим жалованьем», - обещал царь. Эта дата, когда донские казаки приглашены были провожать к Азову русских послов, и считается годом основания Донского казачества. Хорошо известно, что Донское казачество образовалось значительно раньше. Но эта дата характерна тем, что указывается в первой сохранившейся грамоте Ивана IV донским казакам.
   В августе следующего 1571 года следовал через Дон в Константинополь русский посланник Ишеин. Его сопровождали из Москвы до Азова Игнатий Кобяков и казачьи атаманы Мамин и Яковлев. И вот тут-то впервые упоминается в письменном сообщении о известной столице донского казачества. В царской грамоте Кобякову предписывалось проводить Ишеина в Азов, а затем «…взгребсти вверх Дону о Раздорах Донецких  и там дожидаться государева указа…». Грамота впервые указывает на название и значимость городка, как главного центра казаков, подчёркивает важность его географического и военно-стратегического расположения. Из Руси и сопредельных государств «в казаки» уходили двумя основными путями по рекам Дон и Северский Донец. В дельте реки Северский Донец эти пути пересекались и именно здесь на своеобразном острове, именуемом Раздорский, первоначально и селились казаки.
      От месторасположения городка, происходит и его название. В толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля слово «раздор» объясняется как ссора, несогласие, усобица, вражда…(легенды рассказывают о братьях атаманах, не поделивших турчанку-полонянку или о том, что между казаками и турками, татарами были постоянные ссоры-раздоры). Но есть у Даля и другое объяснение – разречье, разделение реки на рукава, на потоки, разбитое на рукава устье; дельта. Спорная волна и теченье, при впадении рукава в реку. Именно таковой и является дельта реки Северский Донец.
    Некоторые исторические источники относят основание городка Раздоры к 1502 году, когда по приказу турецкого султана «Всех пашей казачьих и казаков доставить в Константинополь» крымский хан Менгли-Гирей выступил со своим войском против казаков, живших в Приазовье, и вытеснил их из устья Дона вверх по течению.  Тогда то и обосновались казаки при слиянии Дона и Северского Донца.
   За сотни лет течение реки изменило конфигурацию некогда большого Раздорского острова и сегодня Дон чётко вырисовывает контуры другого острова, который расположен напротив нынешней станицы Раздорской и называется Поречным. Именно здесь и располагался Раздорский городок.
«Раздоры был самый нижний городок на Дону в XVI веке – писал донской историк XIX века В.Д.Сухоруков.- Он был тогда главным местом в казачьих владениях, и в нём имел пребывание войсковой атаман…Верховые казаки большею частию бродили по Волге и в улусах ногайских, а низовые собирались всегда в Раздоры и отсюда партиями и в совокупности отправлялись воевать Азов и разъезжали по морям Азовскому и Чёрному. Раздоры были главным сборным местом казаков, и тут всегда можно было найти многолюдство». 
     Легенды и предания, письменные источники донесли до наших дней сведения о славных исторических событиях, связанных с Раздорским городком – о пребывании в нём знаменитых атаманов XV-XVII веков: Ермака Тимофеевича, Михаила Черкашенина, Смаги Чершенского, Епифана Радилова, Ивана Каторжного, Михаила Татаринова и других.
     Ещё в 1930-х годах на восточной окраине станицы, напротив острова Поречный находилась «Ермакова роща». По преданиям, в ней Ермак Тимофеевич с казаками-дружинниками делал струги для своих знаменитых походов по Дону и Волге. Путь Ермака в Сибирь начинался с Дона.
    По проведённым исследованиям  работника Раздорского этнографического музея-заповедника историка С.А.Долгополова, в письменных источниках конца XVI века, Раздорский городок упоминается несколько раз. Так, в 1584 году посол Борис Благово доносил в Москву, что он велел посольские «суды взогнати вверх до Раздоров» от Азова, «и велел те суды приказати атаманом донским». Таким образом, Борис Благово, прошедший весь Дон сверху донизу и видевший многие городки, считал, что именно в Раздорах, скорее всего – в Нижних, было местопребывание тех, кого он называл донскими атаманами. Едва ли атаманы из Раздор в то время были во главе всего казачества. Но, несомненно, то, что Раздоры являлись одним из важнейших на Дону центров казачества.
   В грамоте царя Фёдора Иоанновича от 31 августа 1584, присланной атаману Ивану Кишкину с посланником Борисом Благово, ехавшим в Константинополь, царь повелевал казакам прекратить все ссоры с азовцами, дабы не препятствовать благополучному проведению переговоров, и быть на Дону миру до тех пор, пока посланник не возвратится из Константинополя в Азов. Казакам поручалось при его возвращении проводить до г. Ряжска, «… а какие именно низовые атаманы и казаки останутся от Азова до Раздоров, дожидать нашего посланника, о тех пришлите к нам список, и мы наградим их нашим жалованьем…». Скорее всего, ниже Раздор по Дону до самого Азова казачьих городков ещё не было. Можно сказать, территория между Азовом и Раздорами была нейтральной между турецким Азовом и казаками. Азов находился далеко от своей метрополии, а казаки ещё не полностью подчинялись Московскому правительству и, также были на «окраине», что и позволяло постоянно вести на Дону военные действия казаков с азовцами, не взирая на запреты центрального правительства.
    Из грамоты 1587 года известно, что царь Федор Иоаннович убеждал ногайских князей, соединясь с российским войском на Дону у Раздор совместно выступить против крымских татар.
    Ещё неоднократно упоминается в царских грамотах  Раздорский городок, упоминают о нём и татары с турками. Так, в 1592 году крымский хан, жалуясь на донских казаков султану, писал к нему, что «поставил де государь (русский) новых четыре городы: близко Азова, на Маночи, да в Черкаской и в Роздорех, и из тех городков казаки, приходя, Азову тесноту чинят…».
   Царь Фёдор Иванович желая мира с султаном, в то же время считал казаков своими союзниками в борьбе с Турцией и в марте 1593 года, несмотря на сложность положения, всё же отправил на Дон с атаманом Ванюковым жалованье.
    В ласковой и вместе с тем грозной грамоте от 20 марта 1593 года, царь писал казакам: «Ссоры ваши с азовцами препятствуют желанию нашему иметь союз с турками… Покажите теперь верную службу вашу, заключите союз с азовцами и лучше терпеливо сносите от них обиды, но их не трогайте, по крайней мере, дотоле, пока приедет к нам турецкий посланник. Если же не послушаетесь, положу на вас мою опалу, не дозволю бывать в Москве и пошлю на низ Доном к Раздорам большую мою рать, на Раздорех велю поставить мой город и вас сгоню с Дону».  Вот так: ни много ни мало- «сгоню с Дону».
    Таким образом, Раздоры длительное время представляли собой аванпост донского казачества в борьбе с татарами и турецким Азовом. В городке кипела шумная жизнь. На «Войсковых Кругах» решались важнейшие вопросы: избирали атаманов, принимали решения о предстоящих походах, встречали и провожали царских послов, делили царское жалование и военную добычу, судили виновных. Отсюда «всем Войском» или отдельными отрядами казаки шли «воевать Азов» или уходили в морские походы на Крым, побережье Чёрного моря, к берегам Персии.
    Со смертью царя Фёдора Ивановича в 1598 году на московский престол взошёл царь Борис Фёдорович Годунов. В отличие от своего предшественника, который относился к казакам лояльно и оказывал им всяческую помощь, Борис Годунов напротив стал оказывать на них давление, в том числе и военное.
    Для донских казаков при Борисе Годунове настали тяжёлые времена. Годунов не признавал казаков равноправной стороной и перестал принимать казачьи посольства. Он лишил их жалованья. Казакам строжайше запрещён был въезд во все российские города, даны повсеместные приказания перехватывать их везде, где только встретятся, и заключать в темницы. Недовольством казаков политикой царя Бориса Годунова не могли не воспользоваться его противники самозванцы Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. На Дону, в Раздорах, с началом «Смутного времени» стали появляться их гонцы. В период с 1600 года по 1613 год Дон, как и вся Россия, был втянут в гражданскую войну.
     Когда на западной границе в 1602 году появился «истинный» царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, донские казаки отправили туда своего представителя атамана Андрея Корелу, чтобы убедиться в правдивости факта. За царевича Дмитрия выдавал себя бывший монах и мелкий дворянин Григорий Отрепьев, который был слугой двоюродного брата царя Фёдора Ивановича, затем служил при патриархе Иове. Историк В.О.Ключевский справедливо писал, что Лжедмитрий был лишь «испечён в польской печке, а заквашен в Москве».
   Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов, Лжедмитрий тайно принял католичество и пообещал распространить в России католицизм, и передать Речи Посполитой многие земли российские.
   Признав Лжедмитрия «истинным» государём, донцы передали в Москву: «Объявите гонителю нашему Борису, что мы скоро будем к нему с царевичем Дмитрием».
    Поддержанный донскими казаками и массами простого московского люда, самозванец, после скоропостижной и неожиданной  смерти царя Бориса, утвердился на царском троне.
    Однако вскоре казаки  разобрались в политической обстановке и решительно поддержали русское ополчение, во главе с Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым. Самозванец был убит. Царём стал Василий Шуйский. Был низложен и поставленный Лжедмитрием патриарх, грек Игнатий. Его место занял Казанский митрополит Гермоген, родом из донских казаков.
   Шуйскому казаки служить не стали и ушли на Дон. А между тем уже поднималась следующая волна смуты. Появился Лжедмитрий II. Под его знамёнами собрались отряды польской шляхты. К ним присоединились украинские и донские казаки. И войско, одерживая победы, в 1608 году подступило к Москве. Ослаблением России воспользовался и польский король Сигизмунд, армия которого в 1609 году подступила к Смоленску.
  Что касается казачества, то оно в этой далеко непонятной ситуации «рассыпалось» на группировки, возглавляемые своими атаманами.
   Именно из Раздорского городка, являвшегося в этот период главным войсковым центром на Дону, одни казачьи отряды уходили к Лжедмитрию, другие воевали против самозванцев и вместе с народным ополчением Минина и Пожарского в 1612 году приняли участие в освобождении Москвы от польских интервентов. Донские казаки участвовали во всех основных сражениях с поляками и именно «казацкие атаманы, а не московские воеводы, - подчёркивал выдающийся историк В.О.Ключевский, - отбили от Волоколамска короля Сигизмунда, направлявшегося к Москве, чтобы воротить её в польские руки, и заставили его вернуться домой».
    Интервенты и самозванцы были разгромлены и вышвырнуты из пределов России.
    В начале 1613 года в Москву на «Собор всей русской земли» съехались представители всех сословий России для избрания нового царя. В числе представителей была и группа донских казаков под предводительством атамана Феофилакта Межакова.
     Вокруг кандидатуры будущего царя развернулась борьба. Каждая из боярских группировок старалась поставить на престол своего представителя, единодушно соглашаясь, что на престол надо ставить «природного русского государя». Ближе всех по родству с прежними царями был боярин Михаил Романов, но старое родовитое боярство было против его кандидатуры. «И в этот напряжённый момент, - отмечал В.О.Ключевский, - из рядов донских казаков вышел атаман Межаков и, подойдя к столу, положил на него своё «писание» … о природном царе Михаиле Фёдоровиче… Этот атаман… и решил дело. Михаила провозгласили царём». Так, слово донского атамана Филата Межакова, произнесённое им на Земском Соборе, стало решающим в избрании на престол царя Михаила Фёдоровича Романова.
   Окончательное обсуждение вынесли на Красную площадь, где собрались отряды казаков и толпы народа, которые единодушно одобрили избрание Романова. Когда известия о случившемся дошли до Речи Посполитой, канцлер Сапега озлобленно бросил пленному Филарету: «Посадили сына твоего на Московское государство одни казаки донцы!».
    Казачество в это время являлось основной боевой силой государства.
    18 марта 1614 года царь Михаил Романов прислал на Дон казакам первое знамя «с чем против недругов стоять и на них ходить», в благодарность за заслуги казаков по освобождению России от самозванцев и поляков. На этот период времени согласно именным спискам, в центре войска Донского – Раздорах – находились 7 атаманов и при них 1888 донских казаков. В это число, однако, не входили казаки из дальних городков с верховьев Дона.
   Раздорский городок являлся столицей донских казаков вплоть до 1620 года. Дальнейшие события перевели его в разряд рядовых городков, но после знаменитого Азовского казачьего сидения и оставления казаками Азова, Раздоры вновь ненадолго становятся столицей донского казачества.
   Это было тяжелейшее время для донцов, когда речь шла о самом существовании донского казачества, ибо «в отместку за посрамление своего оружия под Азовом» турки решили физически уничтожить большую часть казаков, а остальных заставить покинуть бассейн реки Дон. Турки, превосходящими силами, совершили поход на Монастырский, Черкасский и Манычский городки, перебили всё население и сожгли их дотла.
    Последний «столичный период» в истории Раздорского городка ознаменовался героической защитой донскими казаками в июне 1643 года чести царского посла Ильи Милославского и сопровождавшего его дьяка Леонтия Лазаревского, направлявшихся с посольством из Москвы в Константинополь для переговоров с турецким султаном о мире.
         Царская грамота от 30 августа 1643 года, присланная на Дон, донесла до нас полную героизма картину сражения казаков с турками под Раздорами.
     Не доходя до низовых городков, Милославский прислал в Раздоры весть о себе, по получении которой казаки 4 июня «Доном рекою судами, а берегом коньми встречу учинили им с великою честью, как и в прошлых годах …царского величества послов принимали, и из наряду и из мелково ружья стреляли, и с звоном молебны пели, за Великого государя Бога молили, а послы, отдав (царскую) грамоту, речь по наказу (им) говорили».
     Расположившись в Раздорах, Милославский и Лазоревский ожидали отправления в Азов, к месту, где всегда происходила передача послов. Но 5 июня, под Раздорами неожиданно появился турецкий паша Реджеб-Ага, один из видных чиновников султана, находившийся в это время в Азове. Он привёл под Раздоры большое войско, состоявшее из крымских и ногайских татар, черкесов, азовцев – «конным полем, а каторжные янычары и городовые – Доном рекою судами с большим и мелким нарядом».
Осадив Раздоры, турки хотели взять русских послов силой – «не в честь, за саблю». Казаки на Кругу порешили – «костьми лечь, а послов не выдать». Началась осада городка. Турки и их союзники, обложив городок со всех сторон, «били нещадно» по нему из орудий, ружей, атаковали судами, пешими и конными отрядами.
    В течение пяти суток у казаков с турками «битвы были большие», немало казаков пало геройской смертью. Убедившись в стойкости казаков, в их «крепком сидении», враги 9 июня, отступили от городка. После чего был заключён мир, и передача послов состоялась в традиционном месте, под Азовом.
    За спасение жизни русских послов, охрану и сопровождение посольства обратно из Константинополя в Москву, царь Михаил Федорович Романов жаловал казаков от 27 августа 1644 года похвальной грамотой и, вторым по счёту, знаменем.
        В апреле 1644 года атаманом донского казачества стал Павел Фёдоров. Он собрал сильный отряд казаков и «из Раздор за многим кровопролитие и боями пошёл и поставил городок на старом месте, по старине, на Черкасском острове».  Об этом свидетельствует документ того времени – «Отписка атамана Павла Фёдорова царю Михаилу Фёдоровичу Романову от 4 июля 1644 года»: «Донские атаманы и казаки, Панька Фёдоров и всё донское войско челом бьёт. В нынешнем году, апреля в 24 день из Раздор на низ ходили, и городок на старых своих юртовых местах на Черкасском острову поставили и укрепили накрепко, и снаряд по местам изготовили. И апреля в 30 день мы всем войском в тот городок на житье совсем поднялися…».
    Причиной переноса «Главного Войска» из Раздор в Черкасский городок явились те обстоятельства, что Раздоры к тому времени уже не подходили для «стольного» города, во-первых, из-за их удалённости от Азовского моря и, во-вторых, по причине, которую называли сами казаки «…тот остров Раздоры возле реки Дон, а остров обошёл Донец. С «крымской» стороны против того острова гора высока: как приходили под их городок турские и крымские люди, и их с той горы не только из снаряду, а из мелкого ружья выбили. И коли, бывает вода большая, то место поднимает».
  Так Раздоры окончательно стали рядовым казачьим городком.
   Позднее Раздорский городок был «перенесён» казаками с острова на правобережную сторону реки Дон. Точная дата этого события неизвестна. Быть может «перенос» городка был произведён не сразу, а постепенно. Произойти это могло не раньше начала XVIII века.
    Впоследствии, по указанию Войсковой канцелярии, городок стал именоваться «станицей Раздорской при реке Дон», дабы подчеркнуть, что есть ещё станица Раздорская, расположенная на притоке Дона, реке Медведице.
   На протяжении столетий, жизнь донских казаков, их первой столицы Раздор, а затем станицы Раздорской неразрывно связана с Доном.
    Раздорский городок не был забыт. В 1953 году в Раздорской средней школе был основан школьный краеведческий музей, а 25 февраля 1988 года при поддержке и личном участии писателя Анатолия Вениаминовича Калинина, Постановлением Правительства РСФСР, создан Раздорский этнографический музей-заповедник. В состав музея-заповедника вошли старинные поселения донских казаков: станица Раздорская и её юртовые казачьи хутора Пухляковский и Каныгин с прилегающими к ним историко-природными ландшафтами.

Монастырский городок (1620 – 1637 гг., 1642-1643 гг.).
  Перенос столицы донского казачества из Раздор в Монастырский городок или Нижний Яр (в некоторых актах — просто Нижний) связан, прежде всего, с удалённостью Раздор от Азовского мороя и устья Дона. Столичный период Монастырского городка характеризуется активизацией казаками морских походов по Азовскому и Чёрному морям и их борьбы с турецким Азовом. История не сохранила документов, но есть уверенность, в том, что более важной причиной переноса «столицы» была самая заветная мечта казачества – взятие Азова. Долгих семнадцать лет донские казаки испытывали судьбу, находясь буквально под носом у коварного и сильного противника. И все эти годы они шаг за шагом приближались к своей цели…
  Уже весной 1620 года казаки совершили свой первый морской поход из Монастырского городка. Поход был неудачным, туркам удалось нанести казакам сильный урон, и только небольшая их часть возвратилась обратно. В 1625 году, в отместку за сожжение азовскими турками пяти низовых казачьих городков, три тысячи казаков напали на Азов. Они даже сумели прорваться на крепостную стену, но турки взорвали одну из башен и казаки отступили. На следующий год казаки в очередной раз попытались осуществить свою заветную мечту – взять Азов. Но снова неудачно… Крепость они не взяли, а предместья уничтожили.
    Штурмы казаками Азова и их морские набеги на побережье Анатолии резко обострили отношения московского правительства с султаном. Русский царь строго-настрого запрещал казакам вести военные действия против крепости Азов. Но как могли эти мужественные православные люди терпеть рядом с собой агрессивных «бусурман», постоянно разоряющих их городки?  Неповиновение вылилось даже в бунт. Так, в 1630 году, когда в Монастырский городок прибыл посол с грозной грамотой царя, в которой казакам приказывалось соединиться с турками и идти воевать против Польши и Литвы, казаки убили посла. Опомнившись, они написали царю оправдательное письмо, но отказались от совместного с турками похода против поляков и литовцев: «прирождённые православные христиане… в басурманскую землю турским пашам на помощь … идти не хотим».   Царь разорвал с казаками всякие связи, лишив их своего ежегодного жалованья. Через два года  казакам удалось добиться от Московского правительства значительного смягчения опалы, послав четыре сотни донцов «на государеву службу под Смоленск».      
   Ещё два года донцы смиренно выполняли своё обещание - не нападать на Азов и не ходить в морские походы на турецкие владения. Но в 1635 году азовские турки и татары сами нарушили  мир с казаками, напав на их Нижний, Черкасский и Манычский городки.
    Донцы ответили опустошительным набегом на крымские берега и города Анатолии, а возвращаясь на Дон, они попытались штурмовать, но не смогли взять крепость Азов, гарнизон которого был сильно укреплён султаном.
     9 апреля 1637 года в Монастырском городке состоялся Войсковой круг донских казаков. Ещё в марте на Дон пришло до тысячи запорожцев с жёнами и детьми, притеснённых вконец поляками, в надежде на переход на службу к персидскому шаху, воевавшему с Турцией. Донцы пригласили на круг запорожцев, где предложили не искать счастья в далёких краях с иной верой, а взять вместе турецкую крепость Азов, чем открыть свободный путь в Азовское и Чёрное моря с Дона. Под предводительством походного атамана Михаила Татаринова двинулись 19 апреля 1637 года казаки на  взятие Азова. Осада крепости длилась два месяца и завершилась её взятием. Казаки расположили в крепости свой гарнизон. Началось историческое «Азовское сидение» казаков.   
   Когда же развалины Азова в 1642 г. пришлось снова отдать туркам, главный стан возвратился назад в Монастырский городок. Сюда же перевезли останки всех погибших защитников Азова, по их завету: «да не лежать нашим костям в басурманской земле». Их погребли в общей братской могиле на берегу Дона.
    Нападение на Азов султан казакам не простил. Через год в 1643 году превосходящим силам турок и татар, несмотря на героическое сопротивление казаков, удалось «сбить с куреней всё Войско», разорив до основания Монастырский и Черкасский городки. Казаки отошли выше по течению реки Дон и укрепились в Раздорском городке.
   Монастырский городок более уже никогда не возобновлялся.
   Прошли годы, и в 1867 году нa братской могиле казаков в Монастырском урочище была сооружена красивая часовня-памятник, «в честь и вечную славу Донских Казаков покорителей и крепкодержателей Азова». При закладке часовни под фундамент была положена серебряная плита с надписью: «Во славу Всемогущего Бога, Пресвятой Богородицы и защитника Азова св. Иоанна Предтечи заложен памятник сей в честь и вечную память донских героев, покоривших в 1637 г. Азов и защитивших его в 1641 г. от 300000 Турецкой армии». Вокруг часовни установили пушки, вывезенные из Азова. В день Покрова Пресвятой Богородицы (1-го октября по ст. ст.) на Монастырском урочище, при большом стечении казаков со всего Дона, совершалась торжественная Войсковая панихида, устраивались парады с орудийными салютами, спортивными состязаниями и всеобщей поминальной трапезой. После революции 1917 года и Гражданской войны часовня была разрушена и святое место казачества предано забвению.
   Но время возвращает всё на «круги своя».  В 2000 году, по инициативе Войскового Атамана Всевеликого Войска Донского, казачьего генерала  Виктора Петровича Водолацкого, началось восстановление часовни-памятника, которое полностью было закончено в 2005 году. И в очередной Войсковой праздник Покрова Божией Матери, за упокой душ нескольких поколений казаков, павших в боях за отечество, молились донские казаки у стен восстановленной их усилиями часовни в Монастырском урочище.
   «Это место святое для каждого жителя нашей области, – сказал на открытии часовни атаман Всевеликого Войска Донского Виктор Петрович Водолацкий, - Здесь покоятся те, кто погиб в Азовском сидении. Здесь также похоронены бойцы 12-й стрелковой дивизии, погибшие при освобождении станицы Старочеркасской в 1920 году. В годы Великой Отечественной войны на Монастырском урочище появилась еще одна братская могила –членов экипажа канонерской лодки «Ростов-Дон», выполнивших свой воинский долг…
 Мы, казаки, горды тем, что сумели восстановить часовню, построенную еще в 1867 году на средства, собранные с населения области Войска Донского, – подчеркнул Водолацкий. – К сожалению, она была разрушена после революции. Хотелось бы, чтобы эта печальная история никогда не повторялась».
   Рядом с часовней, на небольшом холме, безмолвно высятся три памятника. На стеле даты: 1641, 1920, 1941. За этими датами – героизм и мужество трех поколений казаков.
   История донского казачества немыслима без Монастырского урочища.

Старочеркасск (1644-1805 гг.).   
     Используя крепость Азов, как свой военный форпост в устье Дона, турецкий султан в 1569 году решил очистить Дон от своих заклятых врагов –казаков, а затем захватить на Волге города Астрахань и Казань, занятые Московским царством. В Крыму было собрано 90 тысяч войск, из них 70 тысяч крымских татар, под начальством турецкого военачальника Касим-паши и татарского хана Девлет-Гирея. При наступлении турецко-крымской армии, донские казаки оставляли городки и уходили к московским стрельцам в Астрахань. По просьбе московского царя Ивана Грозного атаман запорожцев Богдан Ружинский, с казаками из Сечи и Черкасс, пошёл на помощь русским войскам на нижнюю Волгу, где соединился с донцами. Окружённая казаками в астраханской степи турецко-татарская армия вынуждена была повернуть назад в Крым. Донские казаки возвратились на освобождённый от турок и татар нижний Дон, восстановили свои городки и прочно укрепились на своих землях в низовьях Дона.
   Часть днепровских казаков из Черкасс, недовольная разделом военной добычи атаманом Б.Ружинским, отделилась от запорожского отряда и осталась в понравившихся им низовьях Дона. Многие расселились по донским городкам, а часть из них образовала селение Черкасск. Случилось это предположительно в 1570 году, а достоверные упоминания есть об этом населённом месте с 1593 года.
    Дата основания Черкасска, как столицы Войска Донского доподлинно известна – в 1644 году «апреля в 30 день мы всем войском в тот городок на житье совсем поднялися…».
    С тех пор и до весны 1805 года, то есть в течение 161 года, Черкасский городок являлся бессменной столицей донского казачества, многое пережив и перевидав в своей бурной истории. Именно с этого времени, Дон прочно воссоединился с Россией, и царь стал обращаться в грамотах к «нашему Донскому Войску». Единение с государством произошло волей самих казаков. Они по своей воле ограничили собственную свободу, обретя за это большую силу.
   Через год, после того, как Черкасск стал столицей Донского Войска, в июле 1645 года, напали на него крымские татары. Казаки не только отбили нападение, но и нанесли им большой урон. Из Азова на помощь крымцам выступил паша с янычарами. Но казачье войско выдержало натиск и  вынудило турок вернуться в Азов, а крымцев преследовали до самого Перекопа. Новый русский царь Алексей Михайлович действия донских казаков одобрил и послал «нашему Донскому Войску, атаманам и казакам, нашего царского величества знамя». Взамен прежнего, сгоревшего в 1643 году вместе с Монастырским городком. На знамени был вышит Георгий Победоносец и российский герб – двуглавый орёл. С этого времени и турецкий султан признал включение Дона в состав России.
   Важнейшее место в жизни казаков играла православная вера. Церковные службы и обряды долгое время проходили в часовнях или на майдане. А первый храм на Дону казаки решили поставить в 1650 году. И в Черкасске был построен деревянный собор Воскресения Христова. С этого момента свет христианской веры ещё прочнее стал распространяться над Доном.
   Весной 1667 года именно из Черкасска вверх по Дону двинулся небольшой отряд казачьей голытьбы и беглых крестьян-холопов под руководством  Степана Разина. К этому времени донцам было запрещено совершать набеги на Крым и Турцию «за зипунами» о чём старые казаки «гораздо тужили». Собрав отряд, желающих не подчиниться запрету и продолжить походы, Разин построил челны и двинулся к морю. В Черкасске о его предприятии узнали и атаман Яковлев, с законопослушными казаками, преградили ему путь по Дону, и нарушать царский указ не позволили.  Тогда Разин повернул назад и перемахнул на Волгу. Первым делом здесь он захватил караван судов, который вёз хлеб и товары, принадлежавшие царю, патриарху и купцам. Удалой разбойный атаман превратился в повстанческого вождя, выступив против законного правительства. Несколько лет вёл разбойные действия отряд Разина на Волге, Яике (р.Урал) и  Каспийском море. За это время они разгромили и ограбили всё северное и западное побережье Каспия, многие персидские города были выжжены. Летом грабили, зимой – гуляли.  Вольница притягивала к себе любителей выпить, да погулять. Так гуляли, что даже спустя полтора века, когда А.С.Пушкин собирал на Урале материалы о Пугачёве, Разина там вспоминали только с проклятьями.
    Весной 1670 года  войско Разина быстрым ударом захватило Царицын (Волгоград), а в июне захватили Астрахань. В середине июля Разин двинулся вверх по Волге. Восставшие горожане Саратова, перебили «начальных» людей, арестовали воеводу и открыли разинцам ворота города. Разинское движение разрасталось, охватывая значительные территории Поволжья. Неудачные попытки взять Симбирск, привели к большим потерям в армии повстанцев, и раненый Стенька Разин двинулся вниз по Волге, где уже его никто не встречал распахнутыми воротами городов…
    В начале 1671 года Разин прибыл на Дон, обосновавшись в Кагальницком городке, основанным им несколько лет назад. Здесь он бесчинствовал и «прямых старых казаков донских, которые за церковь и крестное целование и за Московское государство стояли… побил и пограбил и позорил».
     Разин попытался взбунтовать казаков и  решил овладеть войсковой столицей –Черкасском. Однако большинство донского казачества по отношению к восставшим было настроено враждебно и само взялось за оружие. В феврале 1671 года  Донское войско отбило нападение на свою столицу, и захватило в апреле Кагальницкий городок, где была ставка «вольного атамана». Сам Разин  попал в плен, и был отправлен под крепкой стражей в Москву, где и был казнён. Черкасск не стал «воровской» столицей.
   Образ донского казака и атамана Степана Разина является, пожалуй, самой популярной фигурой. Он был разбойником и «гулящим» человеком, вольным казаком и бесшабашным предводителем, но в нём многие видели удалого защитника бедного люда…  Разин был и тем и другим: он был сыном своего сложного, противоречивого и жестокого века.
    Воды тихого Дона медленно катились мимо столицы Войска Донского, унося в историю славные его страницы.
   Из Черкасского городка отряды донских казаков, под командованием атамана Фрола Минаева, в 1695 и 1696 годах выходили в поход на Азов. В 1695 году осада Азова, несмотря на то, что казаками были захвачены башни-каланчи, стоящие по обеим берегам Дона, оказалась неудачной из-за отсутствия флота.
   Основательно подготовившись к осаде Азова за зиму, Пётр I весной 1696 года снова появился на Дону, в Черкасском городке. Накануне прибытия царя донцы на лёгких стругах в Азовском море напали на турецкую флотилию и потопили два больших корабля противника, шедших в Азов с боеприпасами, вооружением, продовольствием и янычарами. Затем казакам удалось захватить 10 полугалер и столько же посадить на мель. В Черкасск были доставлены богатые трофеи.
   В июне началась осада Азова. Петру I удалось полностью блокировать крепость, лишив её гарнизон подкреплений и подвоза продовольствия и боеприпасов. 17 июля две тысячи донцов во главе в атаманом Минаевым внезапным натиском ворвались на земляной вал, составлявший внешнюю линию азовской обороны. Сбив оттуда ошеломленных янычар, казаки сумели занять угловой бастион крепости. На следующий день, осознав полную безнадёжность своего положения, турки сдались. Азов стал русским городом. Россия получила выход в Азовское море.
    18 августа Пётр I в сопровождении атамана Фрола Минаева и генералов прибыл в Черкасск. По случаю славной виктории над турками были устроены торжества. И впервые в Российском государстве в донской столице был дан первый салют и устроен фейерверк, данный в честь военной победы россиян. Потом ещё не раз будут греметь салюты в честь русского оружия, но тот салют в августе 1696 года так и остаётся  первым…
   Весной 1708 года Черкасск осадили и взяли, восставшие против карательного отряда Юрия Долгорукова, казаки под предводительством Кондрата Булавина. Здесь он был избран войсковым атаманом. Именно в Черкасске на казачьем Круге было принято губительное решение захватить крепость Азов. В результате двухдневных упорных боёв под Азовом булавинцы были разгромлены, а его противники захватили Черкасск и убили самого Булавина.
    В 1717 году в Черкасске на казачьем Кругу был избран войсковым атаманом Василий Фролов. Однако это избрание подлежало утверждению государём, что и было сделано в начале 1718 года «указав на Дону… войсковым атаманом быть… Василью Фролову, …впредь до… указу беспременно». Такой атаман стал называться наказным. С этой поры наказные атамана назначались вплоть до 1917 года.
   Неоднократно Черкасск подвергался стихийным бедствиям виде наводнений и пожаров. В августе 1744 года Черкасск практически весь сгорел и позже уже не смог полностью восстановиться. В 1805 году, когда столица Войска Донского была пересена в Новочеркасск, Черкасск стал именоваться Старочеркасском.
   В 1820 году станицу Старочеркасскую посетил А.С.Пушкин вместе с героем Отечественной войны 1812 года генералом Н.Н.Раевским. Они с большим интересом осмотрели казачий городок и Войсковой собор. И здесь очень точно выразил значение Старочеркасска для будущих поколений Николай Николаевич Раевский: «Сей разжалованный город в станицу… останется вечно монументом как для русских, так и иностранных путешественников». И действительно следы далёкого прошлого в Старочеркасской можно видеть и сейчас почти на каждом шагу.
   Воскресенский Войсковой собор с колокольней – самая большая достопримечательность Старочеркасска.  Он был построен в 1706-1719 годах по указу Петра I. Судьба его необыкновенная и удивительная. Во время славного Азовского сидения (в 1641 году) казаки, теснимые неприятелем, дали обет соорудить церковь во имя Воскресения Христова с приделами, если Господь избавит их от руки вражеской. Оружие казаков восторжествовало, но церковь до 1649 года не была начата. И в этот год посетило Черкасск ужасное моровое поветрие. Казаки обратились к Богу с прежним обетом. Поветрие исчезло, и в следующем году донцы приступили к сооружению храма. Так было или по другому, но церковь была построена. Случился в Черкасске такой год-1687, что и город то весь выгорел. Не сберёг Господь и построенный казаками храм. Прошли годы, и по указу Петра I начато было сооружение каменного собора. В 1709 году был Пётр в Черкасске и, как гласит предание, собственноручно положил несколько кирпичей в стены храма и сам же залил их известковым раствором. Не один раз заливала площадь вокруг храма весенняя донская вода. Пережил он и войны и «исторические катаклизмы» XX века и вновь своей красотой радует глаз и греет душу. А перед собором, напоминая былое величие, размещены трофеи казаков, вывезенные из взятого у турок Азова - металлические створы крепостных ворот, стрела городских весов и оружие… 
    Известный драматург Н. Ф. Погодин, побывавший в Старочеркасске летом 1925 года, справедливо заметил, что «история Старочеркасской — это история Дона. Очень многое и большое нужно описывать, чтобы припомнить старочеркасскую старину».
    В истории России Черкасск сыграл выдающуюся роль. Он был крепким щитом, прикрывавшим южные границы страны от нападения турок, крымских татар, ногайцев. В этом городе собирались «всем войском» донские казаки, чтобы отразить внезапный набег врага. Из Черкасска казаки выступали в далёкие походы…
     И действительно, история Старочеркасска настолько сильно вобрала в себя историю Дона XVI— начала XIX вв., что, рассказывая об истории города, мы приподнимаем пласты общедонской истории, вспоминаем славное прошлое Тихого Дона. А ведь оно так необходимо людям сегодняшнего дня, ибо, познавая прошлое, мы полнее и ярче сможем оценить настоящее и с оптимизмом смотреть в будущее.


Рецензии
А что ж о Новочеркасске ни слова? Это тоже история казаков.

Владимир Морж   28.08.2018 21:52     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир! Очень-очень вкратце показана история старых столиц, а Новочеркасск - это новая столица, которая таковой является и сейчас! Это отдельная тема! Спасибо за внимание!

Георгий Арутюнов   11.09.2018 20:47   Заявить о нарушении
Спаси Бог за полезную информацию. История странная вещь, чем больше узнаешь, тем больше появляется вопросов. Написал одну свою, появилось столько вопросов что выкладывыаю на портале из уже несколько и все в соновном по истории казачества. И конца не видно. http://proza.ru/avtor/nowoseltsew2015 Мной на этом портале публикуются книги: "люди за спиной", "СОБОР СВЯТЫХ КАЗАКОВ (казачий патерик), " "причины и события 1917 года", "Гражданская война 1918 - 1922 г." , "Как молились казаки (Казачье богословие). ", "собор святых воинов", "забытые герои казаки", "Не русские созидавшие великую Россию". Помимо это выложены и другие мои литературные произведения в жанрах публицистика, миниатюры, мысли о православии, мемуары и прочее

Новосельцев Григорий Петрович   26.02.2024 08:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.