Когда не подают руки

Чистенькая, опрятная старушка выглянула из окошка, строго, но вежливо осведомилась, куда и зачем я иду.
- У вас тут новогодний вечер,- это было слышно и без слов. Где то в глубине здания ровно гудел человеческий улей.
Бабушка принялась объяснять, как и куда пройти. Не услышав ее указаний, я кивнул и пошел на звук, безошибочно достигнув цели.
Кажется, все же опоздал к назначенному времени, хоть это на меня и не похоже, и очень некстати. Ведь мне отведена какая никакая роль. Настоящая роль в новогоднем спектакле!
Энергичный, восточного вида, режиссер уже носился от одного персонажа к другому, проверяя, как ориентируются в тексте пьесы, на ходу проигрывая с каждым его роль. Получалась, в целом, задуманная постановка, с той разницей, что действие происходило не на сцене, а ограничивалось пространством доверительной беседы, перемещалось сразу туда, где в этот момент находился режиссер.
- Ха, ха...,- машинально протянул я свою реплику себе под нос, глядя на уже удаляющуюся спину режиссера, которому некогда было ждать каждого опоздавшего, суетливо разворачивающего листочки с текстом.
- Ха-ха!..,- темпераментно поправил меня режиссер уже из противоположного конца комнаты. Я сразу понял, как надо играть. Это была первая в моей жизни роль на сцене. Профессиональных актеров, кажется, не было задействовано, за исключением, возможно, каких то друзей режиссера. Спектакль был, все же, любительским. А режиссер был профессионал. Не просто профессионал, а мастер.
Неважно, что не титулованный, не награжденный и прочее…Главное, что почитаемый и любимый в народе, среди друзей.
Впрочем, как минимум еще один профессионал, все же, был…Не просто профессионал, а звезда. Международного уровня, титулованный, награжденный и признанный.Но не актер…Музыкант…Кажется, он какой то родственник режиссера. Играет в спектакле, наравне со всеми, не в своем амплуа. Вот получает наставления, сразу следом за мной. Это в его адрес должна быть направлена моя уже произнесенная реплика. Есть в моем арсенале еще и другие, не менее едкие…Но об этом позже…
  Да, все же, негативная мне досталась роль. Не любит он меня, что ли? Наш любимый всеми режиссер…Впрочем, нет. Если бы не любил, тогда уж точно, не пригласил бы играть в спектакле, или дал бы совсем «позорную» роль, вроде унитазного бачка. Вспомнил, уже были пробы на сцене у меня, в каких то капустниках. И самая яркая роль, конечно, унитазного бачка, больше ни одной роли не помню. Кажется, люди, поручившие мне ее, меня за что то не любили… Хотя, в студенческие годы все было иначе.
А тут предстоит публично хамить довольно симпатичному молодому человеку, к тому же, звезде международного уровня!.. Странно как то себя чувствую. Может и правда «не любят»?Вряд ли…Я бы тогда почувствовал. Теперь бы почувствовал, это точно. Теперь все иначе, чем в студенческие годы…Просто, у меня эпизодическая роль. Другую мне не доверили. Первый раз, все таки…А что негативная, нестрашно, наверное…Другой эпизодической роли не было, вот и все, подумаешь!..
Ловлю на себе взгляд нашего известного музыканта. Видно, и он понял, что мы связаны в спектакле, и что не очень положительной связью. Он сразу отвел взгляд. Скромный парень. Или это уже профессиональное? Бремя известности нелегкое. Видимо, нелегко с каждым любезничать, сколько их у него, я даже не могу представить. Кто я для него…Два раза виделись, один раз он пел у режиссера на дне рождения, второй раз…по телевизору. Все же, сейчас понимаю, что он быстро мне кивнул в ответ, глядя уже куда то в сторону.
И вот, наш режиссер приглашает всех смотреть спектакль. Актеры идут на импровизированную сцену, зрители шумно рассаживаются, кто то чуть не уронил новогоднюю елку. Места мало, людей много. В центре режиссер, окруженный детьми, друзьями, поклонниками. Сам написал сценарий, сам поставил, сам будет смотреть. Нет, не сам!.. Впрочем, и гостей пригласил он тоже сам. И не считает все это ничем выдающимся.Гениальный человек!
Сценарий сюрреалистический, или романтический, точнее не могу определить. И неважно. А только достаточно нелегко уследить за действием. Главное, не пропустить свою реплику.
Вспоминаю, как  в далеком детстве стоял вот так, забыв обо всем на свете. Перед глазами зрители, они же родители. Позади них новогодняя елка, все как сейчас, очень похоже. Все, да не все…Девушки тут есть очень красивые, тогда не обращал внимания на такое. Было полнейшей загадкой, что имеется в виду, когда о человеке говорят, что она, или тем более, он, красивые…Помню, что одна одноклассница была очень похожа на кошку…
Из созерцания меня выводит внезапно возникшая тишина, по которой понятно, что настала моя очередь. Время упущено и действие спектакля уже
продолжилось, было, так и не дождавшись моего участия… Но тут, неожиданно для всех, вступаю я. Благо, роль позволяет. Можно хамить, перебивать говорящего, он потом расскажет свой текст, заново.
- А я знаю, откуда Вы взялись!- кричу я на заслуженного артиста, музыканта и поэта,- из психушки!.. Вот и сидели бы там!
Именно так и бывает в жизни. Несколько раньше или позже, но в конечном итоге вовремя. Неожиданная пауза сослужила хорошую службу…Для спектакля…Я успел войти в роль, пережить состояние, когда испытываешь дискомфорт, не успев что то сказать, упустив момент, как в жизни. Особенно сильным бывает этот дискомфорт в словесной перепалке, или когда не сделал справедливое замечание, или…если собеседник тебе не симпатичен. Все это, а может и что то еще, я выпалил, резко перебив уже начавшего произносить свой текст другого персонажа. Так, ведь бывает и в жизни, в толпе, когда один перебивает другого. За дальнейший ход пьесы я не волновался. Они разберутся. Уже разобрались. Я волновался о другом…а именно, не переусердствовал ли я? Нет, в пьесе все получилось, лучше некуда! Старался, изо всех сил, из чувства вины, что прозевал время своей реплики. Хотел исправить оплошность, и исправил…одну…Не допустил ли я при этом другую? Показалось, что мой  оппонент по пьесе несколько дольше, чем требовала роль, и с некоторым удивлением посмотрел мне прямо в глаза.
После спектакля кое кто из зрителей выразил мне восхищение моей игрой. Конечно! Я же так старался. Выпалил этому так, как на самом деле! И выход нашел из, казалось бы, провальной ситуации, тоже я, сам. Удался мой первый официальный дебют на сцене. Я был горд собой. Мои недавние смутные опасения рассеялись и забылись.
Сам режиссер ничего не сказал никому, похвального или наоборот. Для него это было просто образом жизни, ничего выдающегося.Сразу после спектакля за стол, сразу танцы, сразу песни под гитару…Все быстренько, весело и ненавязчиво. Как и вся его жизнь. Со стороны…
В праздничной суматохе пронеслись дни, оставшиеся, собственно, до Нового Года…Затем первые дни нового года, такие же суматошные и насыщенные впечатлениями…Теперь даже и не помню точно, было это в прошедшем, или уже в наступившем году. А было вот что…Мы стояли под светом прожектора, на улице, перед дверями клуба, перед началом концерта, какого не помню. Тут же неподалеку стоял известный музыкант, родственник неизвестного режиссера, создателя спектакля, в котором я на днях играл. Молоденькая жена музыканта меня сразу заметила, приветливо поздоровалась. Она тоже играла в спектакле, стояла  тогда рядом со мной. В ответ на ее приветствие я подошел. Музыкант только взглядом скользнул по мне. Ничего не сказал, не подал руку. В этот раз даже не было его «фирменного» жеста, когда он молниеносно кивает головой, глядя мимо собеседника под углом в сорок пять градусов. То ли не узнал, то ли обиделся, непонятно…А, может, все же, профессиональное? Не будешь же любезничать вот так на улице с каждым знакомым своей жены. И так от поклонников отбоя нет, хоть здесь не надоедают, ведь это не его концерт. Или я тогда действительно переусердствовал в спектакле, сбросил на него заряд негативной энергии, а он личность творческая, тонкий, чувствительный…
Или, всего понемногу было тогда в этой непокрытой кудрявой голове, повернутой ко мне под углом в сорок пять градусов. Причин много может быть. Я совсем недавно как раз говорил кому то, что решил не обижаться на двусмысленности в словах и в поведении особенно. Иначе можно с ума сойти. Поменьше нам всем нужно «церемоний»,побольше искренней доброты.
А вот и наш любимый режиссер. Меня увидел издали, устремился навстречу радостно. Вот это было рукопожатие! Темпераментное, сильное. Каких только восточных кровей не текло в его жилах!.. Оно могло бы компенсировать все недостающие рукопожатия, как минимум, за отчетный период! Чуть не оторвал мне руку, схватив ее аж под локоть…Как это я мог допустить, что он меня недолюбливает?

Позже вспомнил, что такое рукопожатие принято практически у всех воинов, всех времен и народов. Этот древний и красивый обычай я узнал еще в детстве, так приветствовали друг друга североамериканские индейцы, народ воинственный и непокоренный. В кинофильмах видел такое рукопожатие у спартанцев, викингов…По моему, сейчас так приветствуют друг друга профессиональные борцы, или некоторые из них. Такая форма более открытая, честная…Не оставляющая возможности для всякого рода подлостей, которых бывает масса при общепринятом, современном рукопожатии. Бывает еще в школе, когда слабый доверчиво протягивает руку желающему поиздеваться сильному. Бывает на улице, когда рукопожатием пользуются преступники, главное оружие которых коварство и внезапность. Бывает и просто среди добрых, казалось бы, знакомых, когда в ответ на доброту и доверие вдруг получают скрытую агрессию, неконтролируемую злобу, и даже травму. Если же брать не за кисть, а дальше,за предплечье, то возникает необъяснимое единение, нет возможности партнера «подловить», не остаются травмы, даже если дать волю чувствам. Замечательный обычай! Сколько сразу пропадает причин не подавать руку. Много, впрочем, и остается. Например, брезгливость, одна из разновидностей гордыни. Стеснительность. Недоразумение, когда человек твоей протянутой руки просто не увидел, или забыл сказать, что еще сегодня увидитесь… Главная причина в душе… Гордыня. Если бы люди всегда уважали друг друга, всегда доверяли, то всегда подавали бы руку в ответ, и не обижались бы, когда им, неизвестно почему, не подают руки.

Автор картины: Алек Гросс.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.