Теоретические проблемы тревожности
В житейском употреблении тревога имеет отношение к сложному динамическому взаимодействию между человеком и ситуацией:
*1 - поведенческие и физиологические реакции, вызывающие непосредственно ситуацией;
*2 - оценка реакций и их последствий;
*3 - намерения человека в конкретной ситуации;
*4 - оценка доступных в данной ситуации ресурсов;
Тревожность возникает не автоматически, а в зависимости от того, насколько человек склонен к предвосхищению неприятностей.
Неспособность распознавать собственную тревожность делает человека неготовым к развитию ситуации. Знание о том, что человек "тревожен", заставляет нас учитывать возможность непродуктивности взаимодействия. Неслучайно, что мы в наибольшей степени доверяем наиболее спокойным людям. "...вербальная информация может действовать как мощный стимул беспокойства. Информация о том, что что-то может случиться, может вселять в нас ужас.("напряжение -ужас" - при умозаключении, предположении или интерпретации)[c.7]. Тревожность может развиваться под воздействием субкультуры семьи и реального жизненного опыта: "Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми", "Ты чем-то расстроен -такой возбужденный, взволнованный". Указания родителей и реальный жизненный опыт определяют чувствительность ребенка в отношении тех угроз,которые в нашей культуре рассматриваются как существенные. Поэтому много зависит от "эмоционального воспитания" полученного в детстве.
Неспособность мыслить логически или действовать скоординировано особенно в нестандартных, конфликтных или угрожающих ситуациях не всегда вызывает саму тревожность, так как здесь игнорируются некоторые аспекты психологии человека, такие, как осознанность, привычки, настроение, физические и личностные факторы. Известно, что сознательное стремление не думать и не помнить о своей тревоге ведет к употреблению и постепенному расширению тревожной памяти.
В сложных ситуациях негативное мышление серьёзно препятствует попыткам изменить негативное восприятие клиентом ситуации.
Большинство форм активности человека разворачиваются между полюсами оппозиции "безопасность - опасность". Люди постоянно стремятся к безопасности и защищенности, чтобы избегать угроз реальных или предполагаемых болезней, бедности, экологических катастроф, старости и т.д.
С биологической точки зрения, диапазон поведенческих патернов, охватывающих континуум "безопасность - опасность", может быть разделен на три зоны: безопасность, настороженность и реакция на уже возникшую опасность.
Безопасность. Работая с проблемой тревожности в терапии используется прием пищи, агрессивные действия или намеренное расслабление. "Рука на плече" -обычный способ успокоить волнующегося человека, редко используется консультантами, потому, что это может быть не правильно истолковано или вызвать неприятные ощущения. Консультанту, на первом этапе, нужно попытаться обнаружить главные для клиента источники ощущения безопасности и защищенности, и максимально их задействовать, пока рост доверия к себе у клиента не возрастёт, и он не научится двигаться по этому маршруту самостоятельно. [c.16-17].
Настороженность - повышенная готовность выглядит как непрерывный поиск опасности. В состоянии активации человек может суетливо двигаться, вскакивать с места, бесцельно ходить, притопывать ногами. Мыслительная работа по описанию угроз, их наименованию и оценке альтернатив могут значительно снижать выраженность и беспокойства и напряженности.
Реакция на опасную ситуацию.
Наблюдаются два основных типа реакции страха:
* оцепенеть и онеметь;
* отпрянуть, закричать, убежать.
В последнем случае человек не может двигаться(кратковременно), говорить кричать, тело дрожит, мёрзнет,цепенеет и становится не восприимчивым к боли. Реакции могут сменять друг друга, так чередуются страх и агрессия.
Сильный страх - реакция избегания - это чувство ужаса, стремление убежать и спрятаться, крик, сильное сердцебиение,повышенное кровяное давление, мышечное напряжение, учащенное дыхание, бледная потная кожа, стоящие дыбом волосы, сухость во рту, позывы к мочеиспусканию или испражнению, расширенные зрачки, слабость в руках и ногах, чувство дурноты, обморок.
Биологическая предрасположенность к угрозе: Физические угрозы - чрезвычайный холод или жара, очень громкие звуки, внезапная потеря опоры, боль, высота, освещенные открытые пространства, темнота, заключение в маленьких замкнутых пространствах, новые неизвестные объекты, места или ощущения, неожиданные движения, маленькие животные (например, змеи, пауки). Социальные угрозы: незнакомые люди (особенно у младенцев 8-24 месяцев), контакт/близость (со стороны незнакомых людей), быть объектом наблюдения (особенно пристальный взгляд), одиночество.
Реализация опасности сама по себе не может привести к сильной защитной реакции. Мы с раннего возраста учимся, как нужно избегать повреждения, сопротивляться враждебности, отклонять критику. Тревожность подразумевает то, что есть надежда на успешное развитие ситуации, ведь если угроза определенно неконтролируемая, тогда скорее мы будем наблюдать смирение и отчаяние. В этом случае выражать страх опасно.
Тревожность
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.[1]
Впервые тревожность была описана Зигмундом Фрейдом.[1]
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
Виды тревожности
Зигмунд Фрейд выделил три вида тревожности[1]:
Реальный страх — тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.
Невротическая тревожность — тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.
Моральная тревожность — так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.
По cфере возникновения различают[1]:
Частную тревожность — тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-то постоянным (школьная, экзаменационная, межличностная тревожность и т. п.)
Общую тревожность — тревожность, свободно меняющую свои объекты, вместе с изменением их значимости для человека.
По адекватности ситуации различают[1]:
Адекватную тревожность — отражает неблагополучие человека.
Неадекватную тревожность (собственно тревожность) — тревожность, проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности.[2]
Причины
До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей. Преобладает точка зрения, что тревожность имет частично врождённую, частично приобретённую природу. Имея некоторую генетически обусловленную склонность к тревожности, человек, в результате неправильных действий родителей, педагогов, внутренних конфликтов (прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных причин, со временем приобретает её.[1]
Неофрейдисты считают основной причиной тревожности неблагополучный ранний опыт отношений, из-за которого развивается базальная тревога (по Карен Хорни). Такая тревожность сопровождает человека всю жизнь, в значительной степени влияя на его отношения с другими людьми (по Гарри Стаку Салливану).[1]
Бихевиористы считают тревожность результатом научения. По их мнению это заученная реакция на угрожающие ситуации, которая, впоследствии, переносится и на другие, ассоциирующиеся с ними обстоятельства.[1]
Связь с другими понятиями
Неадекватная тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Отрицательно влияет на развитие и отсутствие тревоги в случаях реального неблагополучия, возникающее как результат работы защитных механизмов.[1]
Тревожность может являться предвестником невроза, или его симптомом, а также средством и механизмом его развития.[1]
Тревожность является одним из основных компонентов ПТСР.[1]
С тревожностью связаны также такие психические расстройства как фобии, ипохондрия, истерия, обсессивно-компульсивное расстройство и другие.[1]
Тревожность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/trevozhnost
Тревожность — склонность бояться, ожидать Страшное, видеть возможные опасности и неудачи. Для переживательной личности тревожность - это тяжелое негативное переживание. Смотри Тревожность: психофизиологический портрет
Детская тревожность имеет свою специфику. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Основные виды тревожности - ситуативная и личностная тревожность. Ситуативная тревожность имеет ссылки на конкретную ситуацию и проходит вместе с завершением ситуации.
Был экзамен - тревожился, экзамен прошел - тревожиться перестал.
Личностная тревожность - повышенная склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований. Бывает связана как с гормональным фоном организма, так и привычными способами привлечения к себе внимания и отыгрывания роли Жертвы.
Тревожность часто может не замечаться или отрицаться самим человеком, который видит свое поведение не как тревожное, а вполне естественное и адекватное.
Смотри видео «Нормальная тревожная мама» - скорее всего, мама своей тревожности не видит, не замечает и не согласится, что она тревожна.00:00
Страхи и тревожность в человеческой жизни
Страхи и тревожность, бывает, приходят к нам в душу сами, но у кого-то они не приживаются надолго, а где-то оказываются желанными гостями. Чаще, однако, страхи и тревожность - результат социального научения. Детей обучают бояться родители, дети играют в страхи самостоятельно, люди начинают бояться чего-либо тогда, когда в этом есть какая-то выгода и интерес. Взрослые и развитые люди не разрешают себе неуместные страхи, не тревожны, осторожны и смелы одновременно, а с возникающими страхами умеют работать быстро и эффективно. Всему этому можно научиться.
Разум - лучшее средство против страхов и тревожности. Тревожность ниже у людей, ведущих разумный: деловой и упорядоченный образ жизни. Больше всего тревог у людей, имеющих свободное время, живущих в комфорте, неорганизованных и не любящих дисциплину. Меньше других тревожатся люди занятые и дисциплинированные. В частности, уменьшению тревог способствует контроль мышления - это привычка думать, о чему нужно, и не думать о чем не следует, чтобы себя же не пугать.
Лучше всего успокаивает - дело. Разумные действия отвлекают от страхов того, кто тревожится, и меняют саму ситуацию на более благополучную.
Страхи и тревожность в практической психологии
Страх можно формировать, страх можно снимать. Работа со страхами - популярный запрос клиентов. Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: "Посиди со мной, мне страшно!", при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.
Переживательная личность
Материал Переживательная личность - тип личности, сложение особенностей невротика и человека-ребенка.
Отличать!Переживатель - тип человека, определяющей характеристикой которого являются склонность к чувствам и переживаниям (а неделу и деятельности).
Переживательная личность не всегда реалистична и, рисуя картинки ситуаций, живет то в мечтах, то в негативе. С возрастом - чаще в негативе.
А что же мне, в розовых очках ходить? Ищите другую дуру!
В размышлениях нет привычки ставить себя на место другого человека, все меряется «от себя», развит эгоцентризм. Эгоцентризм и негатив дают привычку возражать.
Да нет, просто трудно что-то говорить о других…
Как тема, типичны переживания опасений и страхов.
Вы ничего не поняли! Вам вообще ничего сказать нельзя, все передергиваете!
В связи с опасениями инициатива не очень характерна, чаще идут защитно-агрессивные, в любом случае - ответные реакции.
А что же, мне вперед все время лезть, как другие выскочки?
В трудной ситуации в первую очередь видятся проблемы и вместе действий идут переживания (внутренняя задача которых - привлечение внимания, чтобы взрослые люди выручили, и защита - я не равнодушен, я беспокоюсь и даже уже себя понаказывал!).
Переживательная личность живет или в мечтах, или в прошлом, строить планы будущего для нее непривычно и малоприемлемо.
Как-то страшно… Да сглазить можно…
Переживательная личность, как и Мученик, находится в позиции Жертвы.
Полная типология
Деятельная личность - делает все, что требуется от взрослого человека, и относится к этому радостно, позитивно.
Развлекающаяся личность (неуправляемое дитя, когда Стрекоза, когда Балбес) - не в делах, забот нет, и существует радостно и позитивно.
Мученическая личность (невольник долга) - делает все, что требуется от взрослого человека, но без радости, превозмогая себя.
Переживательная личность - ничего не делает, руки опустил, переживает трудности и проблемы.
Свидетельство о публикации №211021900567