свобода течения вширь и вглубь

я как-то пробовал на пляже "повернуть русло ручья", вытекавшего из леса и впадавшего в залив

я стал прокапывать другое русло (в песке достаточно узенькое - потом само размоет) и засыпать старое русло в самом узком и мелком месте...

но поскольку дно тоже песчаное, а прокачка воды условно постоянная, то сужение русла приводит к ускорению вымывания песка со дна - углублению русла и ужесточению потока

нелинейность реакции! короче, испортил я тот ручеёк основательно, потому что ровное дно размыло вглубь (и процесс было уже не остановить), ускорился процесс смывания того песка, которым я заужал русло, и в результате люди, которые ходили по пляжу, и спокойно перешагивали через этот ручеёк, уже не могли этого сделать и в два шага - так дико его разнесло!

хорошо, что на следующий день были волны на море, и всё смыло вообще - так что ничего непоправимого пляжу я не нанёс, но урок усвоил

если сокращаешь свободу течения вширь, она уходит вглубь, ускоряется и в какой-то момент способна вымывать то, чем ты сужаешь русло, быстрее, чем ты способен кидать - и после того, как оно смоет твою плотину, оно размоет и свои старые берега, и всё ваще напрочь (а это ни есть "улучшение управляемости") - правда, это пример с условно бесконечным источником "воды"


Рецензии