Киото. Праздник каждый день

Сейчас Киото – средних размеров город с населением в полтора миллиона человек.
Мало что напоминает о том, что в течение 800 лет здесь была столица Японии. А ведь в этом году Киото исполнилось 1216 лет!

Именно здесь находится знаменитый на весь мир сад камней. Считается, что сад, где на рассыпанном белом гравии расположено 15 больших и маленьких камней, олицетворяет безбрежный океан, а камни – плывущие в нём островки. Мне кажется, что сад призван напоминать людям об их субъективности и об ограниченности и несовершенстве их мировоззрения.
Если б он мог говорить, лучше всего ему бы подошла Шекспировская фраза: «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!» Ведь как ни старайся – всё равно один из камней остаётся недоступным взгляду!.. Единственное, что показалось мне несправедливым – это то, что смотреть на сад можно только с одной стороны, да и погулять среди камней тоже нельзя…

Зато удалось попробовать святой воды в храме Киёмидзу (храм чистой воды). Считается, что вода трёх его струй приносит человеку соответственно долгую жизнь, здоровье или знания. К сожалению, я так и не знаю, чем именно себя осчастливила, так как зачерпнула воду только из одного источника… Этому храму около двух тысяч лет, главное здание стоит на 139 столбах на неимоверной высоте, вызывая восторг и лёгкое головокружение у многочисленных туристов. Кстати, основная их масса – это сами японцы, жители других районов и городов, желающие прикоснуться к своему славному прошлому.

После осмотра достопримечательностей Киото мне удалось разместиться в рёкане – гостинице в национальном стиле. Звучало заманчиво, но в действительности всё оказалось не так просто. Началось с того, что все 18 человек обслуживающего персонала выстроились в ряд сразу за входной дверью и приветствовали глубокими поклонами каждого члена нашей небольшой группки. Кое-кто неуклюже пытался поклониться в ответ, но большинство просто ошалело взирало на эти знаки уважения и приветствия (а вовсе не рабской почести, как ошибочно думают некоторые). Впрочем, в глубине души было приятно: ведь нигде и никогда так не встречали!..

В номере ждало разочарование: после одноместных «люксов» столичной «Акасаки» нас ждали 6-8 местные номера без кроватей, с одним низеньким столиком посередине и несколькими стульчиками без ножек. Как выяснилось, «в национальном стиле» означало, что спать и есть придётся на полу. Ну если спать на полу мы привыкли ещё со времён студенческих вечеринок, то есть на полу как-то не приходилось. Это оказалось не страшно: в большой комнате стояли длинные столы высотой около 30 см, напротив каждого прибора на полу лежали тонкие жёсткие подушечки. Что было совсем необычно – на столе стояло несколько электрических плиток, на тарелках было сырое мясо и сырые овощи. В общем, готовить пришлось самим под присмотром улыбчивых японок.

Что интересно, японцы совсем не используют масло и жир при жарке, а также практически не солят пищу. Для этих целей используются разнообразные соусы, самый популярный из которых соевый (сёю). Чаще всего нас угощали рисом и рыбой, причём обычно оба продукта появлялись вместе. Лично мне больше всего понравилось блюда под названием тэмпура – жареная во фритюре смесь морепродуктов и овощей, хотя я и скучала по колбасе и мясу. Супы пришлось пить «бычком», потому что подавали их в глубоких пиалах без всякого намёка на ложки. Зелёного чая за всё время пребывания в Японии было выпито лет на десять вперёд, ибо пить и есть (!) его приходилось везде: в ресторанах и в гостях в качестве десерта, на улице в тридцатиградусную жару (охлаждённый и со льдом), в составе разных пирожков и пирожных, похожих на вареники и даже в мороженом и жвачках!.. Просто удивительно, как японцам удается сохранять желтоватый оттенок кожи при таком обилии выпиваемой и поедаемой зелени!..

Но вернёмся к замечательному городу Киото. После сытного ужина сопровождавший нас переводчик сообщил, что нам несказанно повезло, потому что именно сегодня в Киото празднуют какой-то грандиозный праздник, в честь которого на всех центральных улицах после 18:00 будет перекрыто движение транспорта. Перспектива поучаствовать в народных японских гуляниях казалось настолько заманчивой, что я, забыв усталость, отправилась на улицы бывшей столицы. Праздник назывался Фестиваль Гийона.
Казалось, все жители Киото вышли на улицы – поток гуляющих плавно двигался в двух направлениях, с любопытством разглядывая наряды идущих навстречу. Ещё издали можно было догадаться о приближении к главной улице – так громко стучали тысячи деревянных гэта по асфальту. Большая часть гуляющих была в  ярких, нарядных кимоно. Надо сказать, у японцев довольно своеобразные представления об истинной красоте: настоящую японскую красавицу можно узнать по сужающемуся книзу силуэту – и никаких пышных бёдер! Для этой цели используется оби – причём, не то, что вы подумали, а широкий пояс для кимоно. Тот самый, из которого японки делают сзади огромные банты, похожие на диванные подушечки.

Так вот, фестиваль Гийона был ужасно похож на выставку национальных костюмов. Праздник это синтоистский, и история его возникновения чем-то напоминает греческие мифы. Как-то поссорился бог Моря со своей сестрой богиней Солнца. Последняя так сильно обиделась, что спряталась в горной пещере, лишив весь мир тепла и света. Чтобы выманить обидчивую богиню, другие боги устроили первый синтоистский фестиваль…Фестиваль Гийона первый раз праздновался в Киото в 869 году нашей эры. В тот год Японию постигло национальное бедствие – эпидемия чумы. Огромное количество людей погибло, и чтобы умилостивить богов и остановить эпидемию Император Сейва обратился к главному синтаистскому священнослужителю (даже не знаю, уместно ли называть его «папой») с просьбой провести фестиваль. Что и было исполнено в седьмой день шестого месяца лунного календаря. Было изготовлено 66 переносных храмов, которые в течение нескольких дней носили по улицам столицы, очищая её от заразы. Сто лет спустя праздник стал ежегодным, и отмечается до сих пор.

Впрочем, о предыстории знают далеко не все его современные участники. Молодёжь просто гуляет компаниями, участвует в праздничных лотереях, фотографируется на фоне играющих священные мелодии мальчиков-монахов, покупает подгоревшие початки кукурузы, яблоки в сахаре, с виду напоминающие огромный чупа-чупс, свежеобжаренные на открытом огне щупальца осьминогов и прочие «деликатесы». Гуляния, музыка и торговля продолжаются до половины двенадцатого ночи. Среди толпы шныряют рекламные агенты, раздающие бесплатные веера с логотипами различных фирм. Подростки стараются захватить побольше вееров, потому что ближе к ночи, когда бесплатные «опахала» заканчиваются, а духота ничуть не спадает, можно продать их зевакам, не захватившим с собой никаких «жаропонижающих» средств.
Таких, впрочем, немного. 99% населения везде носят с собой карманный веер, потому как кондиционер с собой таскать – удовольствие небольшое. А теперь самый главный прикол: промотавшись весь вечер и полночи, толкаясь и глазея на праздничную толпу, истратив две плёнки, пять тысяч йен и половину своего терпения, я пришла в гостиницу счастливая от мысли, что вот, мол, даже на национальном празднике потусовалась. А теперь представьте моё удивление, когда на следующий вечер прогуливаясь по центру, я услышала знакомое уже шарканье гэта, звуки музыки и шум толпы… Оказалось, что Фестиваль Гийона празднуют ЦЕЛЫЙ МЕСЯЦ! Это ж надо – целый месяц бесплатных вееров, нарядных девушек, праздничных распродаж и пешеходных дорожек размером с улицу!..

Причём после полуночи, когда  улицы открывают для транспорта, на них нет ни одной бумажки, ни одного окурка, и, что самое удивительное – НИ ОДНОГО ПЬЯНОГО!.. Когда я всё это осознала, я поняла, что люблю этот славный город, эту тихую гостеприимную японскую глубинку…
В общем, будете в июле в Киото – желаю вам приятно провести время! 


Рецензии