Моя социальная автобиография Или

 Давайте вместе верить в чудеса»

24 января 1989 года, вторник, 11:30.
Я родилась!

Как, думаю, и все люди, этого радостного момента я не помню. Знаю, что произошло это в больнице им. Н.И. Пирогова, что родилась я чуть раньше срока, здоровой, и младшей из близнецовой пары. Больше ничего и не скажешь. Единственное, что в органах ЗАГС  мне (ну родителям, конечно) выдали свидетельство о рождении на имя Орлов Александр Евгеньевич. Папа ли нечетко сказал, регистратор был глухой, история умалчивает, но… В связи с тем, что бланки свидетельств были под строгим контролем, то когда ошибку спустя некоторое время заметили, просто исправили выданное. Отличается цвет чернил и помарка на конце отчества - «ич» на «на»  переделываться не хотел. Но это меня лично не касалось – в  круг моих забот входило только есть,  спать и расти. С чем я успешно и справлялась.  И наконец достигла того этапа развития, когда пора было бы уже социализироваться. Для общества я являлась чистым листом, из которого можно было сотворить шедевр, посредственность или изгадить так, что проще выкинуть и не вспоминать. Но не будем о грустном, меня это не коснулось тогда, надеюсь, не коснется и потом. Но в нашей стране, да, как показывает история, и в мире, нельзя зарекаться. Я уверена, что большинство люмпенов и не собиралось ими быть. Как говорилось  в мультике «Синяя борода» - «Прости, любимая, так получилось». Кто виноват и что делать, решать и понимать не мне, ну. по крайней мере, не в этом эссе.

Первым этапом социализации являлась, конечно же, семья.  Я не случайно еще в  самом начале упомянула про близнецовую пару. Наличие этого обстоятельства наложило на все дальнейшее существование свой отпечаток – с детства отложилось такие понятия как: необходимость делиться (ведь все понимают, какое тогда было время, игрушек, одежды, вкусностей всяких не хватало на двоих, но ничего плохого я не вижу, наоборот даже. Но, правда, ненавижу в людях жадность), плюс ощущение, что рядом постоянно есть кто-то, с кем можно поиграть, поговорить, и прочие радости человеческого общения. Идеального. Ведь сестра не предаст, не обманет и, что самое главное, понимает. Ведь она такая же. Вроде. По крайней мере, в то время отличий особо не было. Мы вместе быстро научились читать – наша мама много с нами занималась, как, впрочем, и вся наша семья. А жили мы тогда с бабушкой, дедушкой, папой и мамой. Скучать ни нам, ни им не приходилось. Но все же было решено отдать нас в детский сад. Итак…

Детский сад. Когда я была ребенком, в садик ходили почти все дети и проблем с местами, как сейчас, вроде не было. Группы были человек по двадцать и индивидуального подхода особо не наблюдалось. Откровенно говоря, свое детсадовство я считаю наиотвратительнейшим периодом  детства. Это было ужасно. На своей тогда еще маленькой шкуре я ощутила все недостатки человеческого общества. Субъективное отношение воспитателя, система «любимчиков» и тех, кто просто так, травля группой детей. Вспомню, содрогнусь. Наверно дело было в том, что мы с Ольгой пришли в первый же день вместе и получилась микрогруппа в группе. Держались немного особнячком, пока привыкали к остальным, но несрослось как-то. Не влились. Так и остались в стороночке. Дополнительным отрицательным фактором была наша речь. Наукой уже доказано, что близнецы, общаясь между собой вырабатывают особый язык, понять который остальным тяжело. Это происходит не специально, а рефлексорно, что ли. Если сейчас то я говорю не всегда достаточно четко и разборчиво, представьте, что было в четыре года. Но вместо того, чтобы нам помочь, воспитатели начали открытую травлю. Я по-другому это назвать не могу. Каждый считал своим долгом назвать нашу манеру говорить каким-нибудь новым не совсем хорошим словом, а дети соответственно повторяли. «Ворчуньи» было самым ласковым. Я до сих пор не люблю разговаривать со сверстниками. Именно разговаривать, а не общаться. Аська, смс-ки, чаты, письма стали настоящим спасением. А тогда я разговаривала только с семьей, они меня понимали. Хотя дедушка и его друзья тоже не давали покоя своими замечаниями. А вот к логопеду никто не отвел. Сначала было дорого, а потом поздно. Но жизнь то шла. Я считала дни, когда же наконец пойду в школу, и всячески высказывала свое отношение к садику. Один раз даже пыталась его поджечь. По крайней мере, беседку. Но нас сдала девочка из группы. Хотя пол там все равно был сырой. Но это если несерьезно. А тем временем приближалось 1 сентября 1996 года…

Здравствуй, школа! Наконец-то наступил долгожданный третий этап моей социализации. В первый раз в первый класс. В школе началась совершенно другая жизнь. Как все-таки много зависит от первой учительницы. Лучше, чем наша, наверное, просто нет. Она так с нами возилась. Она все для нас делала. Постоянно какие-то необычные уроки, праздники, экскурсии. Родителей постоянно втягивала. Мы с мамой как раз недавно вспоминали ее самыми добрыми словами. В школу я ходила с удовольствием. Там никого не интересовало КАК я говорю, только ЧТО я говорю и ПОЧЕМУ. Тут мы и раскрылись (все никак не могу писать «я», так и просится «мы», хотя для большинства людей нет «Саша», и нет «Оля», есть «эти близняшки», но за наличие сестренки это, пожалуй, самая малая цена).  Благодаря раннему умению читать, хорошей библиотеке дома и детской в соседнем дворе, проблем с викторинами, загадками и логическими задачами не было, соответственно повышался авторитет среди одноклассников и учителей. Появлялся стимул участвовать и дальше в различных олимпиадах, физмат боях и даже   «Что? Где? Когда?» местного разлива. Дома так радовались нашим победам, что хотелось достичь еще большего, лишь бы мама была рада и могла с гордостью рассказывать коллегам и друзьям. Вместе с родителями мы часто играли в интеллектуальные игры, ведь и папа, и мама эрудированные люди, причем с чувством юмора, играть с ними было очень приятно. Я очень надеюсь, что я похожа на них, по крайней мере, стараюсь этому соответствовать. А тем временем вместе с победами приходила уверенность в себе, тем более, что класс был настоящим коллективом, а не стаей товарищей. И вот, начиная с 5 класса, мы стали ходить в школьную агитбригаду «Лицеист» и выступать на всех школьный мероприятиях. И в качестве кого? Ведущих! А также участвовали в сценках и монологах. И тут нам снова очень, я бы сказала, безумно, повезло с руководителем. Ирина Андреевна стала для нас не просто руководителем кружка, а настоящим Учителем. С ней можно было посоветоваться во всем, и так, как то даже ненавязчиво происходили какие-то наставления, а также она помогала раскрывать таланты и побороть детскую неуверенность, стеснительность и пережить подростковые заскоки. Хотя бы раз в год мы до сих пор  встречаемся и с удовольствием общаемся. Мне кажется, что это одна из самых больших удач в жизни подростка, когда находится человек, который направит в правильном направлении, и вот что самое главное не навязчиво. Опять же вернемся к речи. Именно она помогала нам ее исправить. Но не так как все до нее – «что вы так говорите, говорите нормально!», или еще что похуже «не будем разговаривать, пока нормально произносить не будете». Да не больно то и хотелось. А она для ВСЕЙ агитбригады проводила упражнения на дикцию. Игровые, смешные такие, и все нормализовалось. Но выступления не мешали активно учиться, заниматься общественной деятельностью и по-прежнему участвовать в конференциях  и олимпиадах. Насчет общественной деятельности это отдельная история. Я была премьер-министром школы, даже с правом посещения педсоветов и прочими правами и обязанностями. Просто в нашей школе активно вводилось ученическое самоуправление по программе «За ученические советы» от Центра Социализации Молодежи. Руководителем была Анна Александровна, она помогала строить это самое самоуправление, а также проводила многочисленные тренинги для актива школы. По этой же программе  я дважды была руководителем группы на профильных сменах. Помогала, так сказать, социализировать других. Подростки попадались разные, и честно говоря, мне было несколько трудновато, но интересно. Теперь зато я понимаю, что значит стоять во главе группы Личностей, самых разнообразных, ярких индивидуальностей, а еще и пытаться их во что-то организовать. Этот опыт бесценен, но все-таки в выпускном классе я сделала упор на учебу. Наша школа была лицеем с физико-математическим уклоном, и основной упор делался на соответственно физику, математику и информатику. Физика у нас с 1 класса, как, впрочем, и информатика. Нагрузки, конечно, большие, но и знания очень хорошие. Но вот в олимпиадах я участвовала не технических. Высшим достижением стал похвальный отзыв на областной олимпиаде по обществознанию, и 1 место по русскому языку в школе. Несмотря на свой все-таки близкий к гуманитарному складу ум, школу я закончила с медалью, сдала ЕГЭ на все пятерки и поступила на бюджет в тот ВУЗ, о котором и мечтала.

Правда, если честно, баллов на специальность моей мечты – комплексную защиту объектов информатизации, мне не хватило. И я выбрала бытовую радиоэлектронную аппаратуру. Расстраивалась, конечно, но за сестру была рада. Потом мы вместе с ней на радостях отработали абитуриентскую практику. Попали к коменданту, но эта история была описана в газете «Инженер», текст статьи прикладываю, потому что это сыграло огромную роль в дальнейшем становлении. А пока до этого радостного события было далеко, начинался четвертый этап - был день первого общего собрания потока нашей кафедры, где я даже не увидела своих одногруппников, все были перемешаны. Я только знала, что нас 10 человек, я и 9 мальчиков. Вечером перед этим мы обсуждали с сестрой, как хотели бы быть старостами в своих группах, и помню, как боялись, что не получится. Но, как и предсказывала мама, очереди в старостат не было и мы получили вожделенные места. И начали втягиваться в бурную студенческую жизнь. Я стала писать для факультетской газеты, как и хотела со школы. Я всегда мечтала стать журналистом или пиарщиком, но сдать литературу или любимое обществознание не было возможности, весь упор делался на физику.  Но все равно на ФГО на коммерческой основе я бы не пошла. Для меня это невозможно. Просто потому, что я хочу радоваться стипендии, например. И вообще, платить за учебу для меня это позорище. Даже если просто на факультете нет бюджетных мест. Все равно судьба распорядилась так, что я все-таки стала журналистом. И не по корочке, а настоящим. Как уже было сказано выше, та статья для «Фаит-драйвера», попавшая в «Инженер» по чистой случайности и счастливому стечению обстоятельств, открыла для меня дверь в редакцию. Я о таком и мечтать не смела. Но я навсегда запомнила свой первый приход туда. Я была стеснительной первокурсницей, только месяц в университете, всего и всех боялась, а тут надо было идти и предлагать свои услуги по работе моей мечты. Я робко постучала и вошла. На меня, конечно, ноль внимания, фунт презрения. Я что-то промямлила про то, что я Саша Орлова, в ответ тишина, означавшая «и что?». Но когда я сказала, что я автор «Политеховских окон», раздался резкий скрип четырех стульев и на меня уже смотрели все. А потом пригласили из соседней комнаты еще кого-то главного, чтобы она познакомилась со мной. Мне было очень лестно и я стала с ними сотрудничать. Сбылась моя мечта -  я писала под псевдонимом забавные фельетоны, а под своим именем обзоры мероприятий. Коллектив попался очень хороший, чисто женский, но где все очень доброжелательные и приятные, идеальное место для первой работы, и по графику, и по всем-всем-всем параметрам. Так что и пятый этап социализации можно считать начатым.
Возможно, возникло недоумение, как так, это творческая работа  студентки 2а группы. Просто после первого семестра мою 6 группу расформировали и мы разделились между 2 и 2а группами. Так что моя мечта о специальность исполнилась. А как я стала старостой в этой группе отдельная история захвата власти. Предыдущим старостой был Дамир Хабибуллин. Он всех устраивал тем, что не отмечал отсутствующих. Устраивал всех, кроме, разумеется преподавателей и деканата. И  спустя первый месяц, когда я фактически заменяла его – писала списки на новых предметах, улаживала организационные вопросы, один из преподавателей написал все-таки жалобу в деканат, его отстранили и я стала старостой официально. Не думаю, что одногруппники сильно жалеют об этом. Я помогаю, чем могу, меня вроде уважают и ценят (но как они иногда меня терпят, я откровенно говоря поражаюсь, уж больно характер вспыльчивый и невыносимый), и группа у нас хорошая и дружная. С ними я с удовольствием общаюсь.
Все развивается по спирали. С чего начиналось, тем и заканчивается. Седьмым этапом является семья. Но уже моя, маленькая. Замуж я вышла еще на втором курсе, в феврале. 16.02.2008. Тихо, скромно, по любви. Два года совместной жизни, быт и чувства также помогают развиваться, ставить новые цели и достигать. Как любая замужняя женщина, я мечтаю о детях, и жду момента, когда мы будем, наконец, готовы их завести. Мне кажется правильным то, что мы сначала притираемся к друг другу перед таким ответственным шагом. Ведь ребеночек должен жить в гармоничной, доброй семье, где папа и мама любят друг друга, не ссорятся и обожают его. Как моя семья.

P.S.  из моей истории видно, почему я назвала ее «Давайте вместе верить в чудеса». Вокруг меня постоянно происходят чудеса. Маленькие или большие, не важно. А тот, кто в них не верит, тот их и не замечает. А зачем лишать себя сказки? Давайте вместе верить в чудеса!


Политеховские окна или первая приобретенная специальность.
Большая лекционная аудитория, доверху заполненная молодыми абитуриентами с горящими глазами. В этих глазах уже погас огонь тревоги и зажегся огонь нетерпения и спокойной гордости: “Все, зачислен! Прощай, метла дворника, заботливо нарисованная родителями в качестве альтернативы поступлению.” Так как большая часть абитуриентов все-таки молодые люди, то они мысленно попрощались со стильной прической («под ноль») и стильной обувью (кирзовые сапоги). В этой эйфории как сквозь какую-то пелену слышится голос замдекана:  “Желательно бы отработать на благо института…” В благодушии, созданном эйфорией, думаешь: “Ну, раз взяли, теперь и отработать можно.” И гордой походкой направляешься к столу регистрации отрабатывающих практику. Самому себе доказывая, что теперь студент, и даже сейчас, в августе, можешь гордо отвечать всем, кто спросит: “Куда идешь?”- “В институт, на практику.” Именно так я и думала, когда записалась на 9.08. Мысленно я, конечно, рисовала себе отработку в библиотеке или в деканате, но утром, направленная охранником в 15 комнату, поняла, что о  библиотеке можно забыть. Да и  о деканате с заполнением зачеток, в принципе, тоже. Мои выводы подтвердились , когда я увидела табличку на двери-“Комендант”. Понятно, значит меня ждет то, что замдекана политкорректно назвал “Подготовкой корпусов к учебным занятиям”, а в народе- уборка, уборка и еще раз уборка. Что ж, с девизом “партия сказала- надо, комсомол ответил- есть! ” Я приступила к выполнению задания- мытью окон.    
Окна, кстати, очень даже ничего моются, особенно пластиковые (доказано десятидневным ударным трудом!). А вот парты… Парты, весь предыдущий год старательно и с упоением разрисованные старшими курсами, отмываться не хотели. И хваленный «Комет» не помог. Хотя почему не помог. Надписей не стало. Но и первого слоя краски тоже… Зато пока мы их мыли, у нас возникло множество идей и обращений в министерство образования. Например: выпускать все парты уже разрисованными чем-нибудь вроде формул, мудрых мыслей и житейских советов. Тогда «творческим» студентам писать будет негде и они свое творчество перенесут куда-нибудь в другое, более подходящее место. А еще повесить объявление: «Студенты! Позаботьтесь о будущем поколении, напишите полезную информацию о преподавателях!». Отмывательский коллектив всей душой полюбил КиШа, Цоя и группу «Ария» и возненавидел Metallica и System of a Down. Дело в том, что в первой категории не больше 4 букв, а вот во второй… Как говорится, лучше «КиШ - чмо», чем «Metallica forever»…
К концу отработки мы поняли одно: одну специальность в СамГТУ мы уже получили. Профессиональные мойщики окон! Быстро, качественно, бесплатно! Можно сколачивать бригаду и вперед, мыть гранит науки!
А если серьезно, то эта практика позволила в первые учебные дни чувствовать себя здесь своими, не бегать в поисках нужной аудитории в корпусе и точно знать, где находится деканат (там мыли полы…).
Элекса д’ Амик


Рецензии