Чего еще ему надобно, этому народу?

Сегодня, 19 февраля, но 1861 года (правда, по старому стилю), народ русский освободили от крепостного права. По поводу этого торжественного события в одном из сел Ульяновской области решили восстановить некогда разрушенный большевиками памятник императору-благодетелю Александру Второму, подписавшему царский указ на сей счет. Об этом сообщил один из российских центральных ТВ-каналов. “Правда, - добавил ведущий, - народ не очень-то радостно принял весть о своем освобождении из рабства: кое-где даже случились крестьянские бунты”. Сразу тут же возникает вопрос у здравомыслящего человека: чего им, этим крестьянам, не хватало? Хотели снова под хомут барина? Испугались свободы? Затосковали по поркам? По мордобитию? Есть такая расхожая поговорка: “Если дитя плачет, значит, есть причина”. Раз были бунты недовольных царской реформой (ею, кстати, были недовольны и дворяне, но это вполне естественно), следовательно, реформа ухудшила в чем-то положение взбунтовавшихся холопов. Интересно, в чем же? Чтобы ничего особенно не выдумывать, приведем царский манифест полностью, комментируя для читателя некоторые его места. Итак,

Манифест 19 февраля 1861 года

 
Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец всероссийский,   царь  польский,  великий  князь  финляндский,  и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.
     Божиим провидением и священным законом престолонаследия  быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце  своем  обет  обнимать  нашею царскою  любовию  и  попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния,  от благородно  владеющего  мечом  на  защиту Отечества   до   скромно   работающего  ремесленным  орудием,  от проходящего высшую службу государственную до проводящего на  поле борозду сохою или плугом (это желательно было бы повесить в рабочих кабинетах сегодняшних российских правителей. Прим.Б.П.).
     Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели,  что  государственное  законодательство,  деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества,  не  достигло  равномерной  деятельности  в отношении  к  людям  крепостным,  так  названным потому,  что они
частию старыми  законами,  частию обычаем  потомственно  укреплены под властию помещиков,  на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние (заметим, что помещик был обязан заботиться о благосостоянии своих крепостных.
Прим.Б.П.). Права помещиков были доныне обширны и не  определены  с  точностию  законом,  место  которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили  добрые  патриархальные отношения искренней правдивой
попечительности и  благотворительности  помещика  и  добродушного повиновения  крестьян.  Но  при  уменьшении простоты нравов,  при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих  отношений помещиков к крестьянам,  при впадении иногда помещичьих прав в руки людей,  ищущих только собственной  выгоды, добрые  отношения  ослабевали  и  открывался  путь  к  произволу,
отяготительному  для   крестьян   и   неблагоприятному   для   их благосостояния,   чему  в  крестьянах  отвечала  неподвижность  к улучшениям в собственном быте. Усматривали cиe  и  приснопамятные  предшественники  наши  и принимали  меры к изменению на лучшее положение крестьян;  но это были  меры,  частию  нерешительные,  предложенные  добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей,  по требованию особенных  обстоятельств или в виде опыта.  Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I —  постановление  об  обязанных крестьянах.  В губерниях западных   инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и  их повинности.  Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах. Таким образом,  мы убедились,  что дело изменения  положения крепостных    людей    на   лучшее   есть   для   нас   завещание
предшественников наших и жребий,  чрез течение  событий  поданный нам рукою провидения.
   Мы начали  cиe  дело  актом  нашего  доверия  к  российскому дворянству,  к  изведанной  великими  опытами   преданности   его престолу  и  готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы,  по собственному  вызову  его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян,  причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян  и  подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось.  В губернских  комитетах,  в  лице  членов  их, облеченных  доверием  всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей.   В   сих   комитетах,  по  собрании  потребных  сведений,
составлены предположения о новом устройстве  быта  находящихся  в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.      Сии предположения,  оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела,  разнообразными,  сличены,  соглашены,  сведены  в правильный состав,  исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете;  и  составленные  таким  образом  новые   положения   о помещичьих    крестьянах   и   дворовых   людях   рассмотрены   в Государственном совете. Призвав Бога  в  помощь,  мы   решились   дать   сему   делу исполнительное движение. В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.
     Помещики, сохраняя право собственности на все  принадлежащие им земли,  предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения   быта   их   и   исполнения   обязанностей  их  пред правительством,  определенное  в  положениях  количество  полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом,  крестьяне за cиe обязаны исполнять  в   пользу   помещиков   определенные   в   положениях повинности.  В сем состоянии,  которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
     Вместе с  тем  им  дается  право   выкупать   усадебную   их оседлость,  а  с  согласия  помещиков  они  могут  приобретать  в собственность полевые земли и  другие  угодья,  отведенные  им  в постоянное  пользование.  С таковым приобретением в собственность
определенного   количества   земли   крестьяне   освободятся   от обязанностей  к  помещикам  по  выкупленной  земле  и  вступят  в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
     Особым положением о  дворовых  людях  определяется  для  них   переходное   состояние,   приспособленное   к   их   занятиям   и потребностям;  по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.      На сих    главных    началах    составленными    положениями определяется  будущее  устройство  крестьян  и  дворовых   людей, установляется  порядок  общественного  крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые  на  них  обязанности в отношении к правительству и к помещикам.
     Хотя же   сии   положения,   общие,   местные    и    особые дополнительные  правила  для  некоторых  особых  местностей,  для имений мелкопоместных владельцев и для  крестьян,  работающих  на помещичьих  фабриках  и  заводах,  по возможности приспособлены к местным  хозяйственным  потребностям  и  обычаям,  впрочем,  дабы
сохранить  обычный  порядок  там,  где  он  представляет обоюдные выгоды,  мы  предоставляем   помещикам   делать   с   крестьянами добровольные   соглашения   и   заключать   условия   о   размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях  с соблюдением  правил,  постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.
     Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен,  не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время,  примерно не  менее  двух  лет,  то  в  течение  сего времени,   в   отвращение   замешательства   и   для   соблюдения
общественной и частной пользы,  существующий доныне в  помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.  Для правильного  достижения  сего  мы  признали   за   благо повелеть:
     1. Открыть  в  каждой  губернии  губернское  по крестьянским делам присутствие,  которому вверяется высшее заведование  делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
     2. Для   рассмотрения  на  местах  недоразумений  и  споров, могущих возникнуть при исполнении новых  положений,  назначить  в уездах  мировых  посредников  и образовать из них уездные мировые съезды.
     3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для  чего,  оставляя  сельские  общества  в  нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные  управления,  а  мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.
     4. Составить,  поверить  и  утвердить  по  каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту,  в которой будет исчислено, на    основании    местного    положения,    количество    земли, предоставляемой крестьянам в  постоянное  пользование,  и  размер
повинностей,  причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.
     5. Сии уставные  грамоты  приводить  в  исполнение  по  мере   утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со  дня  издания  настоящего манифеста.
     6. До  истечения  сего  срока  крестьянам  и  дворовым людям пребывать  в  прежнем  повиновении  помещикам  и   беспрекословно исполнять прежние их обязанности.
     7. Помещикам  сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда  и  расправы,  впредь  до  образования  волостей  и открытия волостных судов (фактически в переходный двухлетний период крестьяне лишались барской заботы, выходили на собственное “довольствие”, но взаимоотношения их с помещиками оставались прежними. Прим.Б.П.). Обращая внимание  на  неизбежные  трудности  предприемлемого преобразования,  мы первое всего возлагаем упование на  всеблагое провидение Божие, покровительствующее России.
     Засим полагаемся   на  доблестную  о  благе  общем  ревность благородного дворянского сословия,  которому не можем не изъявить от  нас  и  от  всего  Отечества  заслуженной  признательности за бескорыстное действование к осуществлению  наших  предначертаний. Россия   не  забудет,  что  оно  добровольно (оказывается, в те времена господа добровольно отказывались от своих привилегий. Прим.Б.П.),  побуждаясь  только уважением  к  достоинству  человека  и  христианскою  любовию   к ближним,  отказалось  от  упраздняемого  ныне крепостного права и положило  основание  новой  хозяйственной  будущности   крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание  к  приведению  в  исполнение  новых  положений  в  добром
порядке,  в  духе  мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах  своего  имения  великий  гражданский  подвиг всего  сословия,  устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях,  и  тем даст  сельскому  населению  добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей. (Особенно замечательно звучит фраза “устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях”.Прим.Б.П.)
     Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе   крестьян  и  признательности  крестьян  к  благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными  соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных  в  некоторых  случаях  применения  общих   правил   к
разнообразным   обстоятельствам   отдельных  имений,  и  что  сим способом облегчится переход от старого  порядка  к  новому  и  на будущее  время  упрочится  взаимное  доверие,  доброе  согласие и единодушное стремление к общей пользе.    Для удобнейшего же  приведения  в  действие  тех  соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в  собственность  вместе  с  усадьбами  и  полевые   угодья,   от правительства будут оказаны пособия,  на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
     Полагаемся на здравый смысл нашего народа (какой наивный был царь! Его бы в наши времена. Прим.Б.П.). Когда мысль правительства  о  упразднении  крепостного права распространилась между  не  приготовленными  к  ней  крестьянами, возникали было частные недоразумения.  Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался   в том убеждении,  что  и  по  естественному рассуждению  свободно пользующийся  благами  общества  взаимно  должен  служить   благу общества   исполнением   некоторых   обязанностей,  и  по  закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим.  XIII,  1),  воздавать  всем должное,  и в особенности кому должно,  урок, дань, страх, честь (7);  что законно приобретенные помещиками  права  не  могут  быть  взяты  от  них без приличного
вознаграждения или добровольной уступки;  что  было  бы  противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности. (То есть крестьяне, оставшись без попечительства своих помещиков, оказались попросту “на улице” и должны были у своих бар выкупать за приличное вознаграждение права на землю. За какие шиши?Прим.Б.П.) И теперь  с  надеждою  ожидаем,  что  крепостные  люди   при открывающейся  для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование,  сделанное  благородным  дворянством для улучшения их быта.
     Они вразумятся,   что,   получая   для  себя  более  твердое основание  собственности  и  большую  свободу  располагать  своим хозяйством,  они  становятся  обязанными  пред  обществом  и пред самими  собою  благотворность  нового  закона  дополнить  верным,
благонамеренным  и  прилежным  употреблением в дело дарованных им прав.  Самый  благотворный   закон   не   может   людей   сделать благополучными,   если  они  не  потрудятся  сами  устроить  свое благополучие    под    покровительством    закона.     Довольство приобретается  и  увеличивается  не  иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств,  строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию. Исполнители приготовительных  действий  к  новому устройству крестьянского быта и самого введения в cиe  устройство  употребят бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением,  с  наблюдением  удобности  времени,   дабы   внимание земледельцев  не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий.  Пусть они тщательно возделывают землю и собирают  плоды ее,  чтобы  потом  из хорошо наполненной житницы взять семена для посева  на  земле   постоянного   пользования   или   на   земле, приобретенной в собственность. Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд,  залог  твоего домашнего благополучия и блага общественного.
     Дан в Санктпетербурге, в девятнадцатый день февраля, в  лето от рождества  Христова   тысяча  восемьсот   шестьдесят   первое, царствования же нашего в седьмое.
 

Итак, из содержания этого документа понятно, что так не понравилось освобожденным: “крестьяне, оставшись без попечительства своих помещиков, оказались попросту “на улице” и должны были у своих бар выкупать за приличное вознаграждение права на землю”. Затем царь очень надеялся на порядочность помещиков, которые должны были поступить по справедливости с их недавними холопами. Как в России господа умеют поступать по справедливости, мы видим сегодня на примере новых русских господ. Когда я читал этот царский манифест и сведения об его последствиях, я никак не мог отделаться от мысли, что эта царская реформа мне что-то напоминает. Где-то я это уже видел. Конечно же! Видел! И вижу! Мы жили в СССР в качестве холопов у Родной Партии. Она заботилась о нас. Но и устраивала нам порки, когда мы, на ее взгляд, вели себя не подобающе. Ну, порки были не всегда. Зато кусок хлеба был тебе обеспечен. Профессия и работа тоже. Кров. Барин или барыня тоже заботились о своих холопах и не оставляли их без пропитания,  профессии и работы. Каждый год Степку, Ваньку или Петьку посылали, например, в Москву, чтобы выучился на сапожника ли, на скорняка ли, на кузнеца ли. За это были барином плачены немалые деньги. А уж про предоставление работы и не говори: сплошная эксплуатация. Безработицы не было. И еда, естественно, была. И без крова не оставались. А что произошло после развала СССР? Барин исчез, заботиться о нас стало некому. Гуляй, Вася, свободным! Делай, что хошь. Хоть удавись! Никому до тебя дела нет. В сельском хозяйстве землю стали раздавать, а обрабатывать ее нечем. И средств никаких после такой “реформы”. При новой власти все мы оказались в положении крестьян после отмены крепостного права. И бунты были. И еще будут. Ведь мы развиваемся по спирали. Опять народ недоволен. Чего ему надобно, этому народу? Вот Ельцину памятники начали ставить. Как Александру Второму. Правда, тот был наивен и непьющ.  Ну да чем-то эпохи должны все-таки отличаться…

19.02.2011 г.


Рецензии