скитания по квартирам

                Скитания по квартирам.

Марк зашел в деканат и выяснил, что пока мест в общежитии института нет. Оставалось только дать объявление на доске объявлений о том, что одинокий студент ищет угол в благородном семействе. Поступило несколько предложений. Одно из них привело Марка в полуподвал двухэтажного особняка на Добрынинской площади. Квартиру открыла высокая полная женщина.
-Студентик, какой молоденький, один, без мамочки. Заходи, оставайся. Я за тобой присмотрю, приготовлю поесть, постираю. Проходи в эту комнату. Ну-ка, Рекс, сойди с кровати!
С плоского сооружения, набранного из деревянных ящиков, спрыгнула немецкая овчарка, оставив на покрывале множество щетинок собачьей шерсти.
-Вот здесь и будешь спать.
Марк недовольно посмотрел на своё будущее ложе. Хозяйка заметила недовольный взгляд и добавила:
-Тебе здесь будет очень удобно. Мой покойный муж перед смертью лежал тут.
-А чем болел Ваш муж?
-Не заразная у него была болезнь- рак! Вы будете у меня, как сын, оставайтесь. Всегда горячее у меня на обед.
Неискушенный жизненым опытом, Марк поселился в этой квартире. Вечером его посадили за стол, подали тарелку крестьянских щей и манную кашу - еду  которая надоела Марку еще дома. Но главным сюрпризом было то, что хозяйка имеет дочь- маленькую квадратную женщину с каким -то вытянутым по-лошадиному лицом. Мать вопросительно поглядывала на дочь: нравится ли ей постоялец? Дочь кокетливо кривила свой узкий рот, обнажая весь ряд верхних зубов, плотоядно посматривая на Марка.
-Так вот в чём причина заботливости хозяйки. Задержись я тут и будешь всю жизнь хлебать щи и лопать манную кашу,- понял Марк.
   Комната в начале улицы Горького, в самом центре Москвы, была совершенно отдельная и хоть за нее надо было платить дороже, зато никто не мешал его учёбе. Потянулись однообразные дни учёбы, настала зима, землю укутал беленький снежок.
Однажды Марк увидел на снегу кроваво-красное пятно около окна. Марк спросил хозяйку: -“Ночью кого нибудь убили?"- показывая на красное пятно.
-Глупыш! Рядом с нами овощной магазин. Вчера туда привезли бочковое вино. Как обычно одну бочку откатили для себя, а для того, чтобы составить акт для её списания в убыток немного побрызгали на снег вина. У нас в центре Москвы тихо, не шалят. Вот иногда приходит мой бывший муж, тогда у нас дым коромыслом.
-А почему Ваш муж не живёт с Вами?
-Старый дурак на старости лет вздумал жениться на молодой. Он переехал жить к ней, а свою комнату сдал тебе, скоро придёт за деньгами за квартиру. Вот и познакомишься с дураком поближе.
Муж хозяйки не заставил себя очень долго ждать. Марк увидел высокого, стройного мужчину лет семидесяти, сохранившего военную выправку. Получив плату за квартиру, он немедленно отправился в магазин и купил на все деньги водки и тут же выпил одну бутылку.
-Садись. Я столбовой дворянин и разрешаю тебе сидеть со мной, -заплетающимся языком произнёс хозяин комнаты.
-Живи у меня! Ты думаешь, что я ...пьян, но я всё соображаю. Я у них работал дворником около приемной Калинина, понимаешь, столбовой дворянин работал дворником. Они пьют. Еще как пьют! Я сам искал пенсне Михаилу Ивановичу Калинину. Его на руках топтуны выносили из кабинета. Я...сам...видел....пьют и поют: Эх! Всё пропьём.
                Баян оставим,
                Всех бл...
                Плясать заставим!
А старухи из колхозов к Калинину со своими слезами в приёмную. Зачем?  Зачем, я тебя спрашиваю? Зачем меня всего лишили? Народ как был нищим, так им и остался. Зависть губит наш народ, зависть, эх...зависть! Калинин старушке протянет двадцать рублей, поплачет с ней и все что он мог сделать!
Дай еще десятку и я познакомлю тебя с Таней. Она живет, как барыня, в доме, где магазин “Сыр”. Берия ей дал квартиру. Да ты не бойся. Он больше к ней не ходит.
Водка сломала старика, и он задремал прямо на полу. Проснувшись он собрал все свои бутылки и уехал к своей молодой жене пропивать полученные деньги.
Марк решил поискать другую квартиру.
Новая квартира на Садово-Каретной представляла собой узенькую комнатку- пенальчик в общей квартире. В комнатке еле помещалась кровать и маленькая тумбочка.  Марк не общался с соседями и не выходил в общую кухню. Однажды вечером в дверь его комнаты кто-то робко постучал. Это была соседка, молодая девушка. Она попросила карандаш, получила его, но не ушла.
-Сколько книг у Вас! А эта книга о чём?
Марк показал ей книгу. Это был альбом фотографий Праги.
-Можно посмотреть фотографии? Давайте сядем на кровать, и Вы мне расскажите о Праге.
Она без разрешения села на кровать. Марк скромно сел рядом с ней. Не выдержав двойного груза, сетка кровати прогнулась, образовалась ямка, в которой они и  очутились. Лица их сблизились, Марк почувствовал ждущее напряжение и какая - то сила заставила его откликнуться на её желание.
-Не надо, не надо, я зашла на минуту, могут заметить, я приду завтра, -запротестовала она, прижимаясь довольно к Марку.
  Вечерний приход Люды (так звали соседку) не остался незамеченым соседями: -“Молодой человек, Вас ловят эти негодяи. Мать и сын-алкоголики. Людка пережила со всеми ворюгами во дворе. Они Вас накроют с ней и засудят. Будете всю жизнь платить алименты за чужих детей.” Люда вскоре поняла, что настроение Марка изменилось.
- Эта старая ведьма наплела тебе обо мне. А ты уж поверил, будто не знаешь, что такое коммунальная квартира. Да, ко мне заходит Васька -мясник. Но между нами нет ничего. Ты не представляешь себе какой он противный. Мама говорит, что мясник выгоднее инженера, но разве в выгоде дело?
-Знаю, знаю. Сейчас ты мне расскажешь анекдот о беседе двух соседок в коммунальной квартире: я думала что Вы  заболели! С чего это Вы так решили? Я видела, как от Вас в два часа ночи вышел врач. Но я не утверждаю, что завтра начнётся война, если от Вас вышел военный!
-Ты мне не веришь, -печально поняла Люда.
Червь сомнения закрался в сердце Марка. Марку теперь понравилась сокурсница Галя. Стройная, высокого роста блондинка, она привлекла внимание Марка своим спокойствием и чувством собственного достоинства. В ней было что-то от шаловливого котёнка и нежной матери. С Марком она держалась непринуждённо, по-дружески, но Марк чувствовал, что что-то мешает быть ей с ним ближе.
 Марк решил поискать себе другую квартиру.
Впервые Марк попал в старую московскую интеллигентную семью. Семья состояла из ма тери -пенсионерки и молодого парня учителя физики в школе. Арон, единственный сын старушки, был объектом её настойчивых забот и мелочной опеки. Характер Арона был мягким, нерешительным, легко ранимым. Он напоминал Марку моллюска, у которого отобрали панцырь.
  Можно ли увидеть голубую мечту сквозь розовые очки?  Арону доказали, что это сделать нельзя. По окончанию института выпускников направляли на работу в научные центры. Арон был отличником, поэтому заведующий кафедрой академик Зельдович решил его оставить у себя. Но тогда был 1952 год, время накануне знаменитого дела врачей. Заведующему кафедрой не разрешили оставить Ароню у себя. Его направили работать в цех мастером. Физик-теоретик - мастер в токарном цехе, чепуха! И нигде больше он не мог найти работу. С трудом он получил место в вечерней школе далеко на окраине города. Прощай теоретическая физика, прощай аспирантура, прощай розовая мечта!
Родители Арони, растратившие все свои силы своей молодости во имя идей коммунизма, были в растерянности. Ни их сын, ни они оказались не нужны Родине. Не поэтому ли бедная мать предупреждала все желания сына  и  в порыве любви (так  бывает у неразумной обезьяны, которая может задушить своё чадо в  обьятиях любви) ревновала его к любой девушке,с которой встречался Ароня.
Жизнь как-то сгорбила его, ссутулила.
-Ароня, а сейчас девушка у тебя есть?- задорно спросил Марк.
-Были девушки, но жениться я не решился без согласия мамы.
-Почему?
-Мама часто была права. Если хочешь, то прочту тебе моё стихотворение об одной моей подруге:
                Ты напрасно прячешь глаза,
                Повернувшись ко мне спиной.
                Я ведь сразу тебя узнал,
                Но не стал говорить с тобой.
                Годы шли, разделяя нас,
                Школой стал для нас труд с зари,
                А для Вас у “Авроры” джаз
                И закрытый концерт в Ц.Д.Р.И
                Легкой жизни звенел аллюр,
                Пёстрой, красочной, как драже,
                И быстрее, чем маникюр,
                Ты меняла своих друзей.
                Отчего же дрожит рука?
                Что тревожило ныне Вас?
                И сидит, словно червь, тоска
                В пустоте твоих синих глаз.
                Иль может быть, тебя злит,
                Что счастливые есть от труда?
                А тебя целый день томит
                Злая скука и пустота?
                Жизнь пронеслась, цели нет
                И противен тебе белый свет
                И в глазах у тебя испуг,
                Если встретился старый друг!
Ароня читал стихи с явным удовольствием. Он сразу выпрямился, пропала рабская застен- чивость.
-Ароня, да ты же талант!
-Академик Зельдович пророчил мне большое будущее.
-Теперь позади те ужасные годы, вернись к нему на кафедру!
-Поздно, всё надо делать во время, -и огонёк, блестевший в глазах Арони потух. Марк понял, что люди лгут, заявляя, что талант всегда пробьётся. Нет, таланту тоже нужна унавоженная почва.
   У Арони была великолепная библиотека дореволюционных еврейских книг. Из них Марк неожиданно для себя понял, что его друг детства, прочитавший старинную книгу, Женька был прав в своих поисках таинственного Семендера. Государство Хазария существовало!   

               


Рецензии