Баку и молокане 8. Старцы или пресвитеры?
Насколько я помню, у бакинских молокан всегда руководили общиной «СТАРИКИ». И понятие «ПРЕСВИТЕР» у них не применялось. По крайней мере, до конца 90-х годов прошлого столетия другого кроме как «СТАРИКИ» ни от кого я не слышал. Причем, слово «СТАРИКИ» звучало и воспринималось всеми отнюдь не как уничижающее, а как уважительное. А в молоканской литературе это слово звучало еще более уважительно - «СТАРЕЦ или СТАРЦЫ».
В качестве подтверждения приведу пару свидетельств.
В своем благодарственном письме Председателю Объединения молокан помощи Советскому Союзу гор. Лос-Анжелеса - Богданову П.Р. от 14 декабря 1946 года Вице-Консул СССР в Лос-Анжелесе Е. Туманцев пишет [1]:
«Уважаемый Петр Родионович!
Настоящим ставлю Вас в известность о получении Вашего чека №23 на сумму 1.166,00 долларов, собранных молоканской общиной для Ленинградского госпиталя. Указанная сумма мной переслана в адрес Ленинградского госпиталя…..
… Прошу передать мою искреннюю благодарность всем Вашим Старцам и Всем членам Вашей Молоканской Общины…».
В работе известного историка Ливанова Ф.В.[2] руководители молоканских общины в основном именуются «СТАРЦАМИ»:
«Хозяин дома скоро познакомился со мною и повёл меня на “молоканское собрание”, которое у них заменяет нашу обедню. Огромная изба молоканского СТАРЦА Иакова была наполнена собравшимися на богослужение…
…Я просил СТАРЦЕВ уделить часок на беседование о их вере. СТАРЦЫ охотно согласились…
…СТАРЦЫ, человек десять, с длинными и окладистыми бородами, большею частью седыми, уселись вокруг стола, на котором сейчас же явились три большие параллельные библии.
– Ты хочешь, почётный человек, – заговорил СТАРЕЦ Абрам Ионов, – знать нашу веру. Она не мудрена. Вот в этой книге она вся заключается…
СТАРИК указал при этом на библию, которая под пальцами его мгновенно зашелестилась…
…– Вы не имеете храмов внешних, спросил я СТАРЦЕВ; – неужели же вы не завидуете благолепию наших церквей? Простая изба ведь не то, что великолепный храм?
– Да как тебе сказать, добрый человек, – отвечал на это другой СТАРЕЦ Матфей, развёртывая другую библию, лежавшую у него под руками. – Мы знаем коротко пословицу, что “не место красит человека, а человек место”».
Но в то же время, у Ливанова Ф.В. нет-нет, да и встречается слово «ПРЕСВИТЕР»:
«На вопрос мой о разводах брачных, ПРЕСВИТЕР молоканский отвечал:
Расторжение брака или развода, Священное Писание не допускает…..»
Как же понятие «пресвитер» толкуется в Энциклопедиях?
Толковый словарь Даля[3]:
ПРЕСВИТЕР , греч. священник, иерей, поп
Энциклопедия КРУГОСВЕТ[4]:
ПРЕСВИТЕР (греч. presbyteros, «старейшина»). Пресвитерами в кальвинистских церквах обычно называют старейшин из мирян, стоящих во главе отдельной общины, чтобы отличить их от посвященных пасторов, с одной стороны, и диаконов – с другой. В Православной церкви пресвитер – синоним священника, иерея.
Возникает вопрос, когда и откуда появился этот термин в молоканстве? И как всегда, ответ надо искать у самих молокан.
И.Ф. Колесников в статье о Воронцовском съезде пишет[5]:
«…некоторые братья имели доклады и программы, относящиеся к преобразованию нашего вероучения, наших обрядов, нашего церковнаго строя; некоторые напр., имели в виду своими докладами предложить съезду, чтобы съезд сделал обязательное для всех духовных христиан постановление об учреждении выборной, как у баптистов должности пресвитера вместо старцев в наших братствах…»
В майском 1906 г. журнале «Духовный христианин» №6 под названием «Поклонение Господу в духе и истине» размещено «Письмо духовнаго христианина к баптисту о том, нужны ли пресвитеры и обряды», подписанное Федором Алексеевичем Желтовым из села Богородское Нижегородской губернии. Уже само название Письма говорит о непринятии его автором, как пресвитеров, так и обрядов, свойственных баптистской церкви.
Автор пишет[6]: «И вот для перваго общества христиан оказалось нужным только семь человек, что бы они мудростью и святостию духа показали людям как надо поступать при таком деле и этим установили в обществе мир и любовь. И поставлены они были для этого не у обрядового алтаря, а у простого житейского дела, где бы они могли показать пример для других. И что же мы видим теперь? – Вместо того, что бы также просто понимать это дело, люди стали делать из этого случая обрядовый обычай выбора пресвитера, которому поручается совсем другое дело обрядоваго значения …
Конечно, при этом обстоятельстве жизни и нужны были те пресвитеры, которые ставились блюстителями общаго имущественного порядка в обществах. Они же заведовали хлебными запасами на случай голода (Деяния 11 гл. 28-30 ст.) – Вот для чего выбраны были пресвитеры.
И вот все это как бы забылось современными христианами и при чтении этого события оно считается не так важным как самый факт избрания пресвитеров, поставленных для произношения молитв».
Комментарии здесь излишни.
Upgrade (22.02.2011 г.):
Уже после публикации данной главы встретил информацию о первых пресвитерах в ранних христианских общинах[7]:
«Специальные люди были нужны и для руководства повседневной жизнью общин: чтобы собирать взносы, распределять помощь, подготовлять убежище для преследуемых, навещать больных и заключенных. По-видимому, еще в I в. в некоторых общинах появляются старейшины-пресвитеры. Существование старейшин было традиционно для всех общинных организаций древности; неудивительно, что старейшины появляются и в христианских экклесиях.
Пресвитеры были не во всех общинах; распространение этой должности шло постепенно. Согласно Деяниям апостолов, в иерусалимской общине были апостолы и пресвитеры - вероятно, этот факт должен был служить образцом для подражания, как и остальное описание этой - уже не существовавшей ко времени создания Деяний - общины.
Функции пресвитеров были, насколько можно судить, организационно-хозяйственными, они выбирались общиной и вводились в должность апостолами (обряд рукоположения); иногда наиболее почитаемые проповедники сами выдвигали пресвитеров. Павел, по преданию, рукоположил несколько пресвитеров. В Деяниях апостолов и в посланиях Павла пресвитеры называются также епископами, т. е. надзирателями ( В кумранской общине существовала аналогичная должность - надзиратель (меваккер) над работой ). Это не были две разные должности, просто «надзор» входил в обязанности старейшин. В Деяниях апостолов сказано, что Павел собрал пресвитеров христиан Эфеса. В своем обращении к ним Павел назвал их «епископами» (в русском переводе - блюстителями). Оба эти термина употребляются по отношению к одним и тем же лицам и в Послании к Титу».
Upgrade (22.02.2011 г.):
Уже после публикации данной главы встретил информацию о первых пресвитерах в ранних христианских общинах[7]:
«Специальные люди были нужны и для руководства повседневной жизнью общин: чтобы собирать взносы, распределять помощь, подготовлять убежище для преследуемых, навещать больных и заключенных. По-видимому, еще в I в. в некоторых общинах появляются старейшины-пресвитеры. Существование старейшин было традиционно для всех общинных организаций древности; неудивительно, что старейшины появляются и в христианских экклесиях.
Пресвитеры были не во всех общинах; распространение этой должности шло постепенно. Согласно Деяниям апостолов, в иерусалимской общине были апостолы и пресвитеры - вероятно, этот факт должен был служить образцом для подражания, как и остальное описание этой - уже не существовавшей ко времени создания Деяний - общины.
Функции пресвитеров были, насколько можно судить, организационно-хозяйственными, они выбирались общиной и вводились в должность апостолами (обряд рукоположения); иногда наиболее почитаемые проповедники сами выдвигали пресвитеров. Павел, по преданию, рукоположил несколько пресвитеров. В Деяниях апостолов и в посланиях Павла пресвитеры называются также епископами, т. е. надзирателями ( В кумранской общине существовала аналогичная должность - надзиратель (меваккер) над работой ). Это не были две разные должности, просто «надзор» входил в обязанности старейшин. В Деяниях апостолов сказано, что Павел собрал пресвитеров христиан Эфеса. В своем обращении к ним Павел назвал их «епископами» (в русском переводе - блюстителями). Оба эти термина употребляются по отношению к одним и тем же лицам и в Послании к Титу».
Следующая глава: Баку и молокане 9. Молоканские собрания-2 (в работе)
Предыдущая глава: Баку и молокане 7. Новое о противостоянии общин
http://www.proza.ru/2010/03/16/1
Источники:
[1] Журнал «Молоканское обозрение» (The Molokan Review), август 1947 г. Лос-Анжелес (http://molokane.org/books/Molokan_Review/1947_v1_n8.pdf )
[2] Ливанов Ф.В. «История ДХМ. Старцы молоканские» (http://sdhm.ru/47-starcy-molokanskie.-iz-knigi-istorija.html )
[3] Толковый словарь Даля )
[4] Онлайн Энциклопедия КРУГОСВЕТ )
[5] журнал «Духовный христианин» №3 (февраль 1906 г.), (http://www.molokans.ru/Journal/DX_3_1906.pdf )
[6]Журнал «Духовный христианин» №6 (май 1906 г.) (http://www.molokans.ru/Journal/DX_06_1906.pdf )
[7] Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.:Политиздат, 1988 )
© Copyright: Генадий Леонов, 2011
Свидетельство о публикации №21102200002
Свидетельство о публикации №211022000002
Написала рецу и по ошибке поместила ее как замечание. Захотела исправить положение, но повсюду меня отфутболили, так что я даже замечание не смогла восстановить.
Сокращу теперь до минимума. Читать интересно, что удивительно, потому что тема далека от моих интересов. Ну так, известное дело: Вы берёте своей основательностью и неопровержимостью. Кое-что мотаю на ус. Но в целом Ваш материал - это же историческое исследование проблемы, вполне достойное опубликования в соответствующем официальном издании. Я со своими "разрозненными" рядом не стояла. Са-а-всем другая история - мои записки)
Постфактум я испугалась: неужели Вы подумываете уходить с сайта?
С наилучшими пожеланиями!
Валентина
Левва 16.11.2013 02:41 Заявить о нарушении
Начну с конца.
Вообще-то я не планирую покидать сайт, даже в том виде и с теми обычаями он вполне меня устраивает.
Его, как и другие сайты стараюсь грамотно использовать с максимальной для себя пользой, вписывать в личные планы.
Я и с бакинским сайтом не расстаюсь, хотя там климат в последнее время резко изменился. Но там остались единомышленники, с которыми пытаемся узнать что-то новое из истории города и этим новым поделиться. К своему стыду надо признаться, что уже не живя в городе, узнал о нем гораздо больше.
На днях раздобыл, казалось бы, скучнейший адрес-справочник Баку на 1927 год.
Но благодаря ему до сих пор безымянная на бакинском форуме армянская церковь обрела свое имя - Армяно-Григорианская церковь Таркманчац.
На бакинском форуме целый день активно обсуждается эта находка.
В переводе с армянского дословно означает "церковь переводчика".
А в смысловом значении знатоки считают, что корни названия идут от создателей армянской письменности.
И оттуда же, из того справочника следует косвенное свидетельство причин многолетней вражды между Верхней и Нижней слободкой.
Казалось бы, и там и там молокане, что им делить. А оказывается, в Нижней слободке был молельный дом молокан-прыгунов, а в Верхней слободке жили постоянные молокане. А это уже различные взгляды. Отсюда и рознь!
Теперь буду корректировать и дополнять уже написанное…
С уважением,
Генадий Леонов 16.11.2013 03:10 Заявить о нарушении
На бакинском сайте тоже. На молоканском сайте также размещен.
Из Одноклассников по моим ссылкам приходили сюда и даже распечатывали на бумаге (так говорили)
Где еще публиковать и для кого? Вроде как охвачен круг потенциальных читателей
Генадий Леонов 16.11.2013 03:20 Заявить о нарушении
Представляю, какой у Вас праздник души в связи с выяснением исторической коллизии. Поздравляю серьезно!
Но всё-таки - спокойной ночи!
Левва 16.11.2013 03:31 Заявить о нарушении
На трёх сайтах - лучше и быть не может.
А почему я испугалась, потому что Вы в прошлый раз написали о своих планах. Ну у меня на большее фантазии не хватило...)))
С уважением!
Левва 16.11.2013 03:39 Заявить о нарушении