Этика и элита

Прежде всего, обратим внимание на тот факт, что этическая оценка, стоит и в начале, и в самом конце различных, национальных, социальных и иных исторических событий.
(Полный документ, элементом которого является этот текст, находится по адресу: http://systemwork.ucoz.ru/_ld/0/1____4.pdf

Так в самом начале нашего века, перед Февральской революцией в России, ключевым оказалось резкое этическое неприятие царской семьи, всем населением страны, в ее отношениях с Григорием Распутиным. Можно спорить об обоснованности этого отношения, но роль этих частных отношений, оказалась крайне важна.

Для возникновения Октябрьской революции в стране в условиях крайне тяжелых потерь на фронтах первой мировой войны, ключевым оказался высокий уровень коррупции на военных заказах среди национальной элиты, прежде всего промышленников и купечества. Этически негативной оказалась и практиковавшаяся система покупки отсрочек от военной службы, для сыновей из этих групп населения.

Возникновение Перестройки и элитного переворота в стране в конце двадцатого века, в значительной степени разогревалось публикациями о злоупотреблениях партийной и государственной элиты. Хотя это оказалось лишь политическим прикрытием для коррупции и преступлений в несоизмеримо больших масштабах, в последующем, но реальные изменения в стране не произошли бы без явной негативной этической оценки элиты населением СССР.

И, в конце концов, именно этическая оценка, характеризует завершение самых различных исторических событий. Так об некоторых людях, остается лишь память об их личной подлости в жизни, а исторические события, случившиеся с другими людьми, этически переосмысливаются в высоком смысле и превращаются в легенды и сказки.


В рамках группирования понятий в анализируемой структуре, под этикой будем понимать стремление человека к достижению красоты межличностных отношений. Способность соблюсти эту красоту.

На фазовой плоскости будем рассматривать этическое богатство человека, понимаемое как, отношение, гармонично выделенного свободного времени к многообразию гармоничных форм циклического поведения людей, в зависимости от необходимости соблюдения этики человеком.

Культурный потенциал людей выражаются в их способности формировать будущее в полном согласии со своими идеалами, в том числе и в отношениях с другими людьми, раскрывается он в свободном творчестве, искусстве, философии и в любом ином поведении в котором человек раскрывает смысл своего существования.

Культурный потенциал может быть назван интегралом творческого развития, и его характеристика имеет размерность времени Tg (nature) = Tg (internal) = Tg, как гармонично выделенного свободного времени человека.

Факторы усреднения:

Многообразие, необходимость гармонизации форм циклического поведения людей – I.

Этика, полнота мотивов гармонизации окружающего мира – M. 

Отсюда: (p + a/y2) • (y - yf) = Z , где:
p = Tg/I – гармонизирующее эмоциональное воздействие, этичность;
y = I/M – стремление к гармонии, негармоничность мотивов, острота отношений;
Z = Tg/M – внутренняя гармоничность поведения;
a/y2 – параметр роста эффективности при совместной деятельности;
y больше yf  – предел роста эффективности.

Рис. 2.23.1 Области уравнения состояния с учетом коллективных эффектов

Рис. 2.23.2 P-Z диаграмма уравнения состояния понятия

При анализе соблюдения этики человеком, отметим, что существует следующая замкнутая тождественная цепочка взаимосвязи логических утверждений.

Существует внутренняя необходимость соблюдения Этики каждым человеком.
= Соблюдение Этики важно тогда, когда существует соблазн нарушения Этики хотя бы одним человеком.
= Поэтому, существует соблазн нарушения Этики каждым человеком группы.
= От возможности нарушений растет острота межличностных отношений.
= Нарушивший Этику, наносит ущерб другим людям.
= Защищенность соблюдением Этики есть, если ее соблюдают все.
= Внешняя необходимость соблюдения Этики возникает у всех.
= Формируется внутренняя необходимость соблюдения Этики.

Поэтому вдоль оси абсцисс можно принять за основу нормирования любое из требований логической цепочки тождеств. Каким бы ни было этическое богатство, оно проверяется в условиях высокого соблазна нарушения этики человеком (для получения богатства, защиты своей жизни, или для других целей), а потому в условиях высоких межличностных противоречий.

Заметим, что подобные цепочки взаимосвязи логических факторов, могут существовать в других блоках орграфа, но в данном блоке понятий, эта цепочка выражена наиболее явным образом.

В области 3 - замкнутого развития, этическое богатство человека характеризует его совесть. Под понятием совести скрываются два тесно связанных психологических феномена. Это способность сопереживания людям. И наличие внутренне обусловленной потребности в красоте, в этической гармоничности межличностных отношений.

В области 1 - динамического развития, при высокой необходимости соблюдения этики, этическое богатство человека характеризует мораль. Мораль – сформировавшееся в обществе многообразие форм понимания красоты межличностных отношений.

Нарушение красоты межличностных отношений отражается на психологическом состоянии человека очень резко что, по-видимому, обусловлено внутренней гормональной связью в нем.
При этом при широкой гамме психологических откликов на гармоничность и красоту межличностных отношений, наиболее резко заметны крайние состояния.

Это, прежде всего, состояние счастья и стыда человека.

Состояние счастья – это внутренний гормональный отклик организма на достижение красоты межличностных отношений.

Состояние стыда от совершенного подлого поступка - это внутренний гормональный отклик организма на явное нарушение красоты межличностных отношений.

Это самые человеческие из всех чувств человека. Ни одно из животных не способно так остро ощущать состояние стыда и быть так счастливо как человек.

По-видимому, это одна из древнейших гормональных связей особо сильно развитая именно в организме человека. Наличие этой гормональной связи существенно повлияло на последующее эффективное групповое развитие людей.

Обострение роли этой связи обусловлено длительностью периода взросления детей человека, в сравнении с ростом щенков окружающих, хищных животных. И обусловлено необходимостью защиты семьи весь этот период. Такой большой срок взросления был обусловлен длительностью процесса формирования мозга человека, необходимого для всего эффективного существования человека как вида.

Наличие и важная роль совести ведет к появлению свободы совести. Свобода совести это внутренний выбор человеком приобщения к той или иной группе людей и совместная защита этой группы.

Свобода совести это основа единства людей и залог их существования. И в то же время, это понятие, основа всех межгрупповых противоречий в человеческом обществе и самых кровавых войн в ее истории.

Не декларировать это понятие нельзя, поскольку существование человека вне каких либо группирований невозможно.

Но декларировать его, значит дать право на защиту этих интересов любыми средствами, вплоть до самых кровавых и подлых средств.

Утверждение, что существует какая либо форма группирования самая главная из всех пусть даже это все человечество, неверно, поскольку это лишает людей с иным уже сформированным групповым выбором, их свободы совести.

Принятие же обратного тезиса полностью уравнивает в этических правах любых террористов, защищающих свои групповые интересы, взрывая динамит на своем теле и, например, США делающего это путем спецслужб и крылатых ракет.

Или уравнивает, например средневековую церковь с ее инквизицией и кострами и любую ересь.

А в случае гражданской войны между вооруженными рабочими, борющимися за свои социальные права. И белой гвардией, защищающей элиту, с ее прошлыми выдающимися заслугами перед государством и нацией, искать правых и виноватых, вообще бессмысленно.

Итак, существование совести и свободы совести в истории человечества крайне важно, но они сами по себе не защищают от тяжелых межгрупповых и межличностных коллизий, поскольку понимание людьми красоты межличностных отношений, может быть, совершенно различно.

В области высокой остроты межличностных отношений, этическое богатство отношений может быть сохранено и динамично развивается за счет важной роли морали,  -некоторого ставшего общим для нескольких, взаимодействующих и противоборствующих групп людей, понимания красоты этих отношений.

Таким образом, в многообразии понятий характеризующих этику особо важной оказалась связка понятий: человека как личности, группы к которой он себя относит, и необходимости в собственных долговременных интересах и в интересах группы, иногда поступать вопреки собственной выгоде в данный момент.

Этика, это многообразие понятий необходимых человеку в долговременном плане и сохраняющих все человечество. И при этом ничего кроме этики, не запрещает человеку нарушать требования. Ничего кроме внутренней совести и внешней морали.

Но именно соблюдение этики и делает человека человеком – личностью.
Так, например, и для того чтобы взять взятку и для того, чтобы отказаться от нее, необходим высокий уровень, мужества быть собой, и лишь этика различает эти понятия.

Или, например, для того чтобы защитить силой в тяжелых условиях интересы группы людей, и для того чтобы отказаться от защиты, поскольку подобное поведение нанесет ущерб долговременным интересам этой группы, необходим высокий уровень, мужества быть частью и лишь этика различает эти варианты поведения.

Таким образом, этичное, внутренне красивое поведение, это многообразие форм поведения характеризующегося высокой глубиной формируемого будущего. Если не знаешь, как поступать, поступай, по совести, внутренне красиво, в долговременном плане это будет правильное поведение.

Понимание человеком красоты межличностных отношений многозначно но, тем не менее, всегда существует некоторое многообразие форм поведения, которое понимается как этически красивое для всего существующего поколения людей.

Совесть человека, ощущение красоты его межличностных отношений формируется в детстве, при низкой необходимости ее нарушения. Но проверяется этическое богатство человека в зрелом возрасте, в условиях реального высокого уровня соблазнов его нарушения, остроты межличностных отношений, в условиях доминирования морали в его поведении.

Мораль это крайне важное понятие, которое тяжелым прессом лежит на сознании многих динамичных натур и отвергается ими, как некий анахронизм, мешающий их развитию, и ограничивающий их свободу.

Но всякие попытки разрушить мораль, дорого обходится странам, которые пытаются это сделать. Так талантливая попытка разрушения и отторжения морали, сделанная в начале века Ницше и глубоко воспринятая элитой России и Германии, тяжело прошлась по народам и истории наших стран. Да и по истории всей Европы XX века она прошлась тяжело, став идеологическим оправданием фашизма.

Этика существенно влияет на восприятие различных понятий, которые характеризуют развитие человеческого общества.

Так экономика капитализма стоит на законодательно признанном равенстве экономических прав людей – на экономическом равноправии.

Но основным механизмом ее существования является исключительность прав некоторых людей на их частную собственность на средства производства, и прав на присвоение ими части результатов труда тех людей, которые работают на них. Что является этической основой социальных противоречий при капитализме.

И эта экономика каждое мгновение порождает эти противоречия. Для того чтобы создать изобилие в верхах ее экономической системы отношений, ей с обязательностью необходимо наличие голода в низах, чтобы заставить человека динамично работать на всех уровнях иерархической системы производственных отношений. При этом основное этическое требование этой системы – “хорошо все что продается и покупается” вообще говоря, входит в противоречие, с многообразием этических требований человечества.

В условиях высокого уровня межличностных противоречий важную роль в их стабилизации занимает государство с его законами, которое с некоторого момента в истории человечества пытается играть роль морали.

Но государство, провозглашая необходимость стабилизации и развития, этически богатых отношений между людьми, основным средством их достижения считает насилие над людьми, которые нарушают законы.

Законы включают элементы этического многообразия красоты межличностных отношений, которые были, формализованно выделены для их обязательного соблюдения всеми гражданами. Но при этом ключевым лицом в западной демократии является адвокат, который за плату, находя противоречия в законах, освобождает крупных собственников от их ответственности.

Государство, провозглашая сохранение и рост этического богатства отношений между людьми, в качестве основного средства их достижения использует насилие. Но насилие над людьми, - нарушение этики. Это противоречие ведет к этической раздвоенности психики и этики чиновников и широкому распространению среди них цинизма.

Такое раздвоение говорит о несовершенстве средств и методов в государстве. Оно возникает всегда, когда существует противоречие между целями и средствами. Например, даже в такой гуманной профессии как врач с, несомненно, этичными ее целями, необходимость нанесения боли для устранения боли и болезни, ведет к привыканию врача к чужой боли и к некоторой этической заторможенности, людей этой профессии.

Что же говорить о таких профессиях, как военный (особо, прошедший через реальные боевые действия), сотрудник спецслужб и правоохранительных органов. Этические понятия данных групп людей крайне размыты, но без их обостренного понимания эти группы людей существовать не могут.

В формировании совести и морали важную роль играет воспитание, особенно в детском возрасте. Только воспитание, этически богатых людей ведет к гармоничному их развитию. Это возможно, если доля людей, способных сохранить красоту межличностных отношений, в условиях высоких соблазнов их нарушения и межличностных противоречий велика. И тогда общество может не свалиться в область деградации отношений, в область этического вандализма.

Но именно по этому параметру элита оказавшаяся у власти в России после 1991 года, оказалась мелка. Ради личной выгоды она оказалась способна присвоить собственность созданную трудом всего народа страны.

Как только исчезло внешнее моральное давление на этих людей со стороны партии и государства, они, прикрываясь лозунгами демократии и рынка, кинулись присваивать чужое.

Уже на раннем этапе демократических преобразований, Гавриил Попов провозгласил, что взятки брать можно, надо только брать с них налоги.
Это было бы пустяком, если бы это провозгласил “нищий” преподаватель МГУ Г. Попов.
Это касалось бы только избирателей, если бы это провозгласил мэр г. Москвы Г. Попов.
Но это провозгласил один из лидеров движения “Демократическая Россия”.

И сейчас нет ничего удивительного в том, что по обвинениям во взяточничестве возбуждаются одно за другим уголовные дела против активных деятелей демократического движения в России. И вот, уже крупный владелец недвижимости в г. Москве Г.Х. Попов, все так же, не стесняясь, оправдывает в его статьях взяточника генерала Кобеца потому что он свой человек “защищавший демократию”.

Но этическая ничтожность элиты России это не пустяк. Именно низкий уровень этического богатства элиты пришедшей к власти в России после 1991 года и привела страну к той пропасти, у которой она находится сейчас. Если бы эти люди соответствовали тем этическим меркам, которые они предъявляли к свергнутым политическим противникам, хотя бы частично, то они уже давно бы скорректировали ту гибельную политику, которая проводится в стране. Всякие попытки свалить все на действительно негодные рекомендации Запада, неверны, потому что никто не заставляет их проводить, и ничто, кроме жажды наживы.

Своеобразие исторического положения заключено сейчас в том, что у власти в стране, неявно и под прикрытием других ярлыков, но находится старая дворянская элита. Элита, которая, добилась власти, но не избавилась от «комплекса побитой собаки». Но ее поведение сейчас в стране, только показывает, что били ее за дело и не зря. Ничем, кроме ограбления своей страны, она заниматься оказывается, не может, она не способна на позитив.

Элита, или клика, находящаяся у власти в России, заведомо не удовлетворяет тем этическим нормам, которые она же сама декларировала в начале реформ в стране. Элита завела страну в область этического вандализма. И вандализм доминирует уже во многих областях деятельности людей.

Он доминирует и в поведении элиты, которая разрушает собственную страну, не создавая ничего.

Он доминирует и в поведении части населения когда, например, разворовываются многокилометровые ЛЭП, а провода ценных металлов сдаются в металлолом.

И, например, уникальные научные установки, доставшиеся даром ее новым собственникам, при этом даже и обладающим научными званиями, разрушаются и продаются по цене металлолома, поскольку были сделаны из ценных материалов, а деньги идут в карман ее собственников.

Наличие элиты, которая по уровню этического развития не вышла из области вандализма, дорого обходится стране.

Страну постигла катастрофа, но не экономическая катастрофа, не политическая катастрофа, а именно этическая катастрофа.

И в то же время огромное количество людей показало, что обладает высоким уровнем этического богатства. Известно довольно много людей, отказавшихся от передаваемой даром (за некоторые якобы мелкие услуги) государственной собственности. Многие люди до сих пор пытаются сохранить брошенную властью на произвол судьбы собственность родного государства, месяцами не получая зарплаты за выполненные государственные заказы, пытаясь сохранить созданное ими и их отцами производство, сохранить страну. И именно это дает основание надеяться на возрождение России.

Народ показал высокий уровень своего этического богатства. Надо сказать, что в целом это не удивительно, поскольку этическая роль таких литературных гигантов как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и другие в воспитании населения страны велика. Как впрочем, не случайно и то, что они появились именно в нашей стране.

Странно только, что та выборка элиты, которая возглавила и проводила демократические реформы в стране, оказалась этически совершенно пуста.   

Именно этическое богатство всего населения России, а не игра элиты в рынок и собственность и не ее избирательные игры, дают основание надеяться на достижение высокого уровня демократии в нашей стране в будущем, и на ее будущее эффективное и динамичное развитие.

Этически мелкая страна не может быть демократией, даже если она имеет очень демократичную процедуру выборов в органы представительной и законодательной власти и абсолютно демократичную форму органов государственной власти.

Выделим роль основных информационных носителей, процесса воспитания людей на примере разных поколений России. (Приведенное структурирование достаточно условно, поскольку эти поколения людей тесно переплелись друг с другом.)

В конце прошлого и начале этого века, выросло деревенско-дворовое поколение людей, которое воспитывалось речью, при ключевой роли патриархальной морали и детской групповой игры. Важно то, что при подобном воспитании, этические факторы воспитания, понимание красоты межличностных отношений играют доминирующую роль, поскольку они уже в раннем возрасте проверяются жизнью. Это поколение было основой всего векового развития России. Оно активно участвовало и в первой и во второй мировых войнах, являясь основным населением, по которым войны прошлись.

Книжное поколение, начало формироваться в конце девятнадцатого, и в начале двадцатого века. Воспитание книгой требует переосмысления человеком текста, глубокой аналитической активности, наличия у него богатой фантазии, для полноценного восприятия содержимого. Это поколение, поколение гимназистов, студентов, грамотных рабочих и солдат, вместе с деревенско-дворовым поколением, совершило революцию в России.

Поколение кинозалов воспитывалось на шедеврах послереволюционного кино. Для этой формы воспитания крайне важен процесс группового сопереживания людей в зале. Являясь одновременно и деревенско-дворовым и книжным, это поколение людей победило в Великой Отечественной войне, восстановило страну из разрухи, полетело в космос и построило ее новую промышленность и атомную энергетику.

Телевизионное поколение росло в конце двадцатого века. При таком воспитании существенна одиночная форма восприятия фильма с возможностью его смены в любой момент. Упрощенность представляемой на экране информации, низкая глубина ее анализа, и низкий уровень требований к фантазии человека.

При такой форме воспитания исчезает потребность к динамичному анализу информации. А главное, воспитываемое, у одинокого человека, находящегося у экрана, формально высокое этическое богатство личности, не проверяется жизнью. При этом возникает “клиповое сознание” и иллюзия, наличия высокого уровня этического богатства личности. Для таких людей характерны чисто эмоциональное восприятие событий, крайне высокий уровень этических претензий к окружающим, но уже при первых этических испытаниях жизнью, они ломаются ею.

Именно эти люди совершили элитный переворот в стране. Предъявляя высокие этические требования, к предыдущим поколениям советских людей живших, работавших, творивших и победивших в стране с высоким уровнем противоречий, они в первом же этическом испытании соблазном, как только их поманили “звоном злата”, сломались. И в своем броске к собственности и богатству, разрушили экономику собственной страны.

Но это то же самое поколение, которое проиграло войну в Афганистане и Чечне, а в США, проиграло войну во Вьетнаме и бежало из Ливана от “деревенско-дворового” поколения их жителей. Многообразие их этического богатства не содержит мужества и упорства в достижении целей. А при столкновении с проблемами жизни они склонны к формальной имитации деятельности, по реализации поставленных задач. (Сказали: – сделал, а если сделал не то, что нужно, не важно,  во всем виноват начальник.) И совершенно не случайно, что для того чтобы вытаскивать страну из кризиса, потребовалось правительство Е.М. Примакова.

Сейчас воспитывается новое поколение - поколение “компьютерных мальчиков”. Данная форма воспитания сохраняет все те же этические характеристики, которые, присущи “телевизионному поколению”, но при этом в своих компьютерных играх они очень легко нажимают на кнопки, стреляя и разрушая, пусть игрушечные, но целые цивилизации. Возможно, “компьютерная” война США с Ираком, это первая ласточка воспитания подобного подрастающего поколения. Но как эти люди поведут себя, если события вырвутся за рамки “компьютерного экрана”, неясно.

Во всяком случае, реальное этическое богатство “деревенско-дворового” населения стран Азии, воспитанного речью, групповой игрой и патриархальными отношениями, что показывает способность жертвовать собой ради общих идеалов, выше этического богатства европейцев, стреляющих ради присвоенной ими нефти из-за брони своих танков, в иракцев.

Таким образом, существующие современные системы воспитания людей ведут к “иллюзии” высокого уровня этического богатства людей, что требует их анализа, коррекции и развития на новом, сознательно обусловленном уровне.

Только воспитание этически богатых личностей, которые будут способны сохранить собственную честь и красоту их межличностных отношений и в условиях высокого уровня межличностных противоречий и при наличии соблазнов входящих в противоречия с интересами других, даже близких людей, может привести общество к устойчивому развитию. В сущности, необходимо научиться в каждом человеке, воспитывать разностороннего и глубокого интеллигента.

Существующие сейчас в мире системы управления экономикой и государством кажутся эффективными, но, стабилизируя общественные отношения, они порождают в нем, каждое мгновение, новые экономические, социальные и политические противоречия и могут рассматриваться лишь как системы управления, переходного периода развития человечества. Хотя и конечно, долговременная консервация таких отношений возможна.

Но реально, стабилизированная острота межгрупповых и межличностных противоречий и в этом случае, определяется долей этически богатых людей в обществе.

Надо сказать, что достаточно большое количество людей пытается объяснить очень низкий уровень этического богатства российской элиты, ролью КПСС. Тут существенна роль нескольких аспектов. С формальной точки зрения, это не так, поскольку проведенные сейчас преобразования, в том числе присвоение собственности накопленной поколениями советских людей, представителями элиты, противоречит коммунистическим идеалам, в том числе и коммунистической этике. И предыдущие годы эта этика соблюдалась, поскольку различные привилегии, существовавшие в советской партийной и государственной элите, относились не к людям, а к статусу, к их постам. Как только человек терял статус, он терял и привилегии.

Но партия разорвалась между различными подходами к пониманию того, чем она была.
Во-первых, пыталась быть коммунистической элитой с доминированием такой теории и этики партии.
Одновременно, хотела быть рабочей партией, поскольку возникла как партия рабочих.
Она хотела быть партией советской правящей элиты, поскольку это позволяло иметь дополнительный, канал целостного управления всеми ветвями власти в стране.
И она желала быть массовой партией, поскольку это создавало систему, оперативного управления страной и просто быть системой воспитания людей сообразно теории и этике коммунизма.

Но ясно, что каждое из этих направлений требует своего подхода к подбору (выбору) людей входящих в партийную организацию, а некоторые из них и просто противоречат друг другу.

Так попытка быть партией правящей элиты обходится любой правящей партии в мире крайне дорого, поскольку привлекает в нее подлецов самого разного уровня и характера. Но формальные требования, предъявляемые любой реально правящей партией к своим членам, несопоставимы с выгодой от принадлежности к ней. Тем более, когда данная партия одна и находится у власти достаточно долго. Это значительно повлияло на этическую деградацию КПСС в последние годы крайне слабо обновлявшей свои ряды по этическим признакам.

Надо сказать, что этическая вседозволенность капиталистических отношений, это явление кажущееся. В кругу людей занимающихся крупным бизнесом, в элите, существует достаточно жесткий уровень этических требований к его составу. Поскольку цена ошибки в подборе компаньона может быть крайне велика, то и подбор лиц допущенных в этот круг тщателен, он формируется годами и поколениями. Для этически мелких людей оставлена своя область деятельности - спекулятивные и рисковые финансовые операции. Эта деятельность четко выделена и контролируется. И всякое нарушение мгновенно пресекается. 

По этому можно сказать, что Российская клика лишила себя статуса элиты в будущем. Внутри страны она оставила себе ярлыки о владении фактически стоящими предприятиями и банками, поскольку в развитие получаемую прибыль не вкладывает, а вывозит ее за границу. И при любой перетряске, она уже готова выехать. Но в любой стране в течение, по крайней мере, двух поколений, даже если она и останется богатой, ее и близко не допустят к элите.
Это же страшно приближать людей, ограбивших родную страну, что же будет с чужой страной. 

События перестройки с этой точки зрения, являются фактом обретения свободы и самостоятельности потомками дворянской элиты. Они выделились из КПСС в “партию власти” и, прикрываясь новыми политическими ярлыками, приняли участие в приватизации собственности СССР, и, конечно же, отбросив остальные “коммунистические глупости”.

Другая часть партии, разбившись на несколько достаточно странных организаций, пытающихся сохранить общность, продолжает существовать все в том же организационно не расшитом многообразии целей и задач.

Возвращаясь к вопросам этики, подчеркнем, что внутреннее понимание красоты, как красоты межличностных отношений опережает все остальные понятия в процессе развития человечества.

Прежде чем что-либо возникнет в человеческих руках как реализованный объект и понятие, он возникает как этическое и эстетическое понятие, как далекий красивый идеал понимания красоты.

Но сам факт появления идеала, говорит о том, что в реальном мире, существует несоответствие этому идеалу. И тут-то и лежит та этическая мина, которая способна взорвать, расколоть общество по этому понятию.

Если страна благополучна, лидирует, разрыв между реальным уровнем и уровнем идеала мал, менталитет основной массы людей нечувствителен к этическим идеалам то доля этически чувствительных (пассионарных) людей, среди элиты и основной массы людей мала, а страна может пройти мимо вдруг появившегося чуда – идеала. Спокойно и благополучно она будет продолжать наращивать свое накопленное прошлое: – увеличивая численность населения, развивая экономику, совершенствуя демократию, оттачивая власть.

Но горе тем странам (и тем народам) у которых, этические понятия значат много. Они начинают бурлить.
Неожиданно, (как в Византии) люди начинают спорить о том, правильно ли молиться ликам святых, написанным на иконах и воевать друг с другом за свои идеалы.
Среди людей (как в России) возникает раскол по тому, какие обряды важно соблюдать, и как, двумя или тремя перстами креститься богу?
Или все слои общества начинают вдруг остро спорить об отношении к частной собственности, и оно взрывается социалистической революцией.
Или в стране вдруг совершенно резкую и непримиримую окраску приобретает вопрос о том, в три или в пять лет реализовывать пятилетний план и как, в форме колхозов или ТОЗов необходимо объединять крестьян.

Красивые этические идеалы, мимо которых этически пассивные нации проходят мимо и не заметив, что, походя, уже забросили искру этих идеалов и порожденных ими соблазнов и противоречий, и в соседних странах зажгли революцию. Именно эти идеалы, в странах, народы которых обладают высокой чувствительностью к этически значимым понятиям, порождают крайне тяжелые события.

Прежде всего, опасен сам раскол многообразия этических идеалов страны на свои и на чужие, на старые и новые. Тот раскол, который чаще всего реализуется в форме разрыва идеалов различных поколений людей, или разрыва идеалов различных групп населения. А после этого так легко становится разрушать все чужое.

И корчится на дыбе “старовер”, под самыми тяжелыми пытками и страхом казни, не отрекаясь от идеалов.
И пылают помещичьи поместья, подожженные крестьянами, которые своим же трудом и создавали все горящие в нем богатства.
И текут под ручкой следователя показания “врага народа”, который обвиняется в нарушении идеалов его государства.
И разрушает промышленность и экономику родной страны человек, который называет себя демократом, поскольку он рвется к его идеалу, к рынку.

Итак. В нашей стране, России, понятие идеала, мимо которого, способен легко и свободно пройти европеец, занимаясь своим бизнесом, значат крайне много. И никуда мы от этого не денемся. Такая у нас судьба и такой у нас менталитет. Попытка опуститься до низких этических норм рынка, в условиях характерного, высокого уровня межличностных противоречий, только загоняет нас дальше в область этического вандализма.

Поэтому единственный способ чтобы нам не скатиться глубже в процесс своего саморазрушения, это только повышение этического богатства нации, которое последние годы так активно пытается разрушить вся пресса нашей страны. Не понимая, что в своем стремлении к свободе печати и собственной бесконтрольности, она перешла ту границу, за которой может быть взрыв. Но именно поэтому, по печати и будет первый удар этического вандализма.
Свобода печати важна в жизни общества, но свобода журналиста и писателя от морали еще более опасное понятие.
Этически мелкий журналист не убивает, но он создает убийце этические понятия, оправдывающие его убийства.
Талантливо описанный писателем подлец может стать, и часто становится нормой для подражания. Рост серийных убийств в России в значительной степени лежит на совести журналистов. А кровавые события октября 1993г. прямо связаны с их провоцирующей ролью.

Для России сейчас крайне важным и по существу единственным способом своего выживания, является восстановление этического богатства и элиты и всего населения страны. Прежде всего, путем самосознания и путем самовоспитания важно понять, что лишь этически богатый человек способен остановить себя, а затем и своих окружающих в их порыве или и погоне за наживой, или под тяжелой необходимостью выжить ценой других людей, от дальнейшего разрушения своей собственной страны.

Россия всегда из самых тяжелых провалов выбиралась сама и только собственным трудом и только трудом. Нет смысла смотреть на имперские Европу и США. Паразитируя на остальном мире, эти страны никогда не испытывали тех тяжелых потрясений как Россия. Их накопленное прошлое постоянно растет. Во Франции, несмотря на внешне высокую тяжесть истории до сих пор, с XI века сохранились записи о рождениях и смерти жителей. В Швеции они сохранились с XIII века. Тяжелая история России даже в XX веке от ее архивов оставила обрывки, а уж города и деревни мировые войны, прошедшие по ним дважды, испепелила не раз. Какой смысл сравнивать себя и с США и махать руками и языками на ее рынок, если эта страна, находящаяся в благодатном климате и отгороженная от всех океанами, из всех мировых потрясений выходит, лишь пополняя свой золотой запас. Хорошо пополнив его на обеих мировых войнах, на голоде в России в 20-х годах, на индустриализации в 30-х – 40-х, и даже сейчас, на разрушении СССР и России.

Надо сказать, что в последние годы Россия прошла своеобразный “момент истины” - большинство людей, которые были способны “предать и продать”, показали истинное лицо, которое увидели окружающие. Поэтому есть надежда, что талантливые подлецы, влияющие в стране на принятие решений в свою пользу, будут выброшены из круга людей которые определяют ее будущее. Точно так же видны и те люди, на которых можно опереться. Что вселяет надежду в будущее. У России сейчас, как и у Индии в 50-е 60-е годы этого столетия, есть только один путь - это путь этического самосознания и саморазвития. И одновременно стоит задача развития нашей страны, прежде всего путем опережающего восстановления ее, всегда высоких идеалов, с целью достойного вхождения в наступающую эпоху управления развитием мира с доминированием сознания. Прежде всего, путем формирования личностей с внутренне гармоничным пониманием личной и общественной сущности человека,


Рецензии
Впечатляющий
труд.
"единственный способ чтобы нам не скатиться глубже в процесс своего саморазрушения, это только повышение этического богатства нации, которое последние годы так активно пытается разрушить вся пресса нашей страны. Не понимая, что в своем стремлении к свободе печати и собственной бесконтрольности, она перешла ту границу, за которой может быть взрыв. Но именно поэтому, по печати и будет первый удар этического вандализма.Свобода печати важна в жизни общества, но свобода журналиста и писателя от морали еще более опасное понятие.
Этически мелкий журналист не убивает, но он создает убийце этические понятия, оправдывающие его убийства.Талантливо описанный писателем подлец может стать, и часто становится нормой для подражания. Рост серийных убийств в России в значительной степени лежит на совести журналистов. А кровавые события октября 1993г. прямо связаны с их провоцирующей ролью.Для России сейчас крайне важным и по существу единственным способом своего выживания, является восстановление этического богатства и элиты и всего населения страны. Прежде всего, путем самосознания и путем самовоспитания важно понять, что лишь этически богатый человек способен остановить себя, а затем и своих окружающих в их порыве или и погоне за наживой"
цитата длинновата,
но я солидарен с каждым словом.
.
да.
и ещё.
по-моему, Россия уверенно движется по пути Индии: богатейшая страна с беднейшим населением, не имеющим ни воли, ни средств к сопротивлению + появляются касты (не могут 400лет избавиться).
с уважением,


Игорь Влади Кузнецов   07.10.2020 15:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.