Соло на трубе
Трубач не боится, а продолжает играть на своём инструменте. Во двор заворачивают господа англичане, мистер Бабл и мистер Твидл в поисках матрёшки. Несколько минут они стоят и слушают трубача, пока не увидели дворника, сгребающего листья в кучку. Мистер Бабл, что посмелее, подходит к нему и задаёт вопрос на проникновенном ломаном русском:
- Проститэ, не скажи гум?
- Sorry, are you trying to ask me where is GUM, the main department store of Moscow? - невежливо переспросил дворник на прекрасном оксфордском диалекте.
Услышав знакомую речь, мужает и мистер Твидл. Подходит к ним и они втроём - пара джентльменов из Англии и советский дворник, беседуют обо всём на свете до позднего вечера.
- Скажите, милый господин, а у вас все дворники такие образованные? - спрашивает на английском мистер Твидл.
“Милый господин” дворник смотрит по сторонам, смиренно вздыхает и отвечает:
- Ну в общем, да...
А трубач играет мягкий джаз. Он продолжает своей музыкой творить другой мир.
В неподалёку стоящем от него доме, включается свет в окне. Ежевечерне женщины этой коммуналки выходят на кухню и громко спорят. Их вынужден слушать весь двор:
- Что моё - моё, что твоё - то наше! - кричит одна.
- Всё всем принадлежит! Получается, что никому ничего не принадлежит! - кричит вторая.
Третья же садится, включает радио, ищет нужную ей волну, на которой обещалась трансляция оперы Вагнера, по длительности не уступающая бытовой идеологической ругани, ставит тихую громкость и прикладывает ухо, чтобы не слышать крик. Она вспоминает то, что было раньше, и мечтает, что это время никуда не ушло. На протяжении почти полувека, эта почтенная дама слушает выступления Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, а после смотрит в окно, выходящее во двор.
Наконец-то звуки музыки с улицы отвлекают её от воспоминаний и грёз. Вопящие женщины замолкают, открывают форточку и слушают. Почтенная дама спрашивает:
- Не знаете ли вы, кто это?
- Я мало того не знаю, так я его ещё и плохо вижу! - отвечает одна их них.
Дама идёт в свою комнату, берёт небольшой чемоданчик и скоро выходит. Она легко идёт. Подходит к скамье, садится на неё, кладёт свой чемоданчик, раскрывает его. Там пара бокалов и вино, подаренное кем-то давным-давно. Когда трубач сделал паузу между произведениями, она приглашает его составить ей компанию:
- Мне нравится! Налейте себе вина. - говорит дама.
- Благодарю. - послушно исполняя её волю, произнёс трубач.
- В ленинской библиотеке есть нотный зал. Я там однажды была, потому что существует такой термин - подтекстовка, между прочим. И наши музыканты занимались подтекстовкой, вот, некоторых религиозных песнопений. У меня на пластинке некий московский хор напели Чайковского - песнь о Кирилле и Мефодии. И там некоторые другие слова - про Рим, про Петра-апостола. В общем так называемая подтекстовка. Меня заинтересовало, какие же были слова. Говорю: “Покажите дореволюционные ноты.” “Их нет!” - сказали. “Как, нет Чайковского, что же это такое? Я посмотрела каталог, показала им. “Ах, да! Есть, да, есть!” - и положили мне эти ноты и я переписала. Значит, слова подлинные так у меня и хранятся в скобках, значит, что должно быть, а что поют - подтекстовка. Вот, имейте ввиду!
Рассказав, она встаёт и уходит, оставив музыканту вино, бокалы и чемодан. Разве это не та встреча, которую ждут всю свою жизнь? Почтенная дама ложится в постель, и уж боле не встанет никогда.
Воскресенье. В музыке тишина - смерти подобна. Весь двор просыпается от того, что не слышит привычной уже игры на трубе. Акакий Ананьевич - “самопровозглашённый коммунист междворья”, да и просто человек с близко посаженными глазами, читает нравоучения трубачу.
- Ты не знаешь с кем связался! Но это не твоя вина - это твоя беда.
Все жители близ стоящих домов выбегают на улицу. Собирается колоссальное количество народа, который ждёт, что когда-нибудь прекратится творящийся вокруг них абсурд. Все они уже устали.
Общими силами им удаётся прогнать Акакия Ананьевича. Он смог только бросить своё жалкое - “вы об этом пожалеете”, и унестись с ущемлённым самолюбием. Толпа, вздыхая свободной грудью, расходится. Придя домой, они хотят и дальше слушать трубача, который исполняет свой бесконечный блюз. Но за окном - тишина. Выглянув, все видят - он уходит, так как на самом деле больше им не нужен.
Но это было давно.
Свидетельство о публикации №211022000248
Две кричащие женщины из коммуналки просто бесподобно правдивы)
Замечательно! спасибо!
вот пара мельчайших мест"?" :
"...вместо того, чтобы удостовериться." - мало
"их стоит бояться" - трубач ведь учит не боятся!
"Третья же садится, включает радио..." Третья дама - это та, которая почтенного возраста и живёт на последнем этаже. это не совсем ясно.
Почтенная дама нашла наконец то, что искала и получила покой в постели - это очень замечательно, но почему-то очень жаль, что она боле никогда не встанет...
Виталий Майсуразный 19.02.2012 14:55 Заявить о нарушении