О путях решения проблемы российских немцев

Гуго Вормсбехер
О путях решения проблемы российских немцев

Проблема российских немцев, несмотря на законотворческие усилия России и практические инициативы Германии, зашла в тупик. Есть ли выход из него?               
Ещё полгода назад ситуация казалась безнадёжной. Сегодня она коренным образом изменилась. В этом убеждает её анализ.
      
1. Почему проблема российских немцев зашла в тупик?

           Основные причины видятся в следующем.   
           1. Подмена и ограничение при постановке проблемы главной цели российских немцев: сохраниться как народ, одним из средств ее достижения - восста¬новлением автономной республики на Волге, и невнесение корректив в дальнейшем.         
           2. Ориентация целиком на старый метод решения проблемы  - "сверху", путем издания указа, и неукоснительное следование этому принципу в условиях стремительной децентрализации власти.
           3. Полная концентрация политических сил на проблемах удержа¬ния (достижения) власти, на политических и социальных катаклизмах огромной страны, на усилиях по предотвращению распада, не позво-лявшая заняться созиданием.               
           4. Суверенизация регионов, утрата Центром механизмов реализации своих решений, необходимость согласия местных властей для осуществления этих решений.
           5. Неблагоприятный фон в виде межнациональных конфликтов и суверенизации национальных автономий, экстраполируемых (безосновательно, а часто преднамеренно) на проблему российских немцев.
           6. Всё усиливающиеся экономические трудности, отсутствие  необходимых средств у Правительства России.
           7. Непроработанность концепций, отсутствие комплексной научно обоснованной программы решения проблемы.
           8. Отсутствие механизма для реализации принятых законов, указов, межгосударственных соглашений по проблеме; отсутствие полномочной и дееспособной структуры, занимающейся проблемой; разрозненность и нередко конфронтационность действий высших долж¬ностных лиц в сфере национальной  политики.
           9. Противодействие части местного аппарата (Саратовская, Волгоградская области) восстановлению автономии из личных и груп-повых интересов; манипулирование мнением населения.
           10. Радикализм части движения российских немцев - общества "Возрождение", ориентированного на эмиграцию и выдвигающего, исходя из этого, заведомо невыполнимые условия восстановления немецкой государственности (только на Волге; только в прежних границах; срок - полгода; и ничего, кроме республики).
           11. Отсутствие, до недавнего времени, альтернатив поволжскому варианту.
   12. Отсутствие возможностей для комплексного решения проблемы.

           Каждой из этих причин достаточно, чтобы проблема российских немцев не была решена; вместе они неизбежно должны были завести ее в тупик.
           Что же всё-таки позволяет надеяться на выход из этого тупика? На наш взгляд - возможность сегодня по-новому подойти к проблеме и изменения, произошедшие в отношении к ней.

2. 0 новых подходах и новой ситуации

           Главная цель российских немцев - не восстановление их бывшей республики на Волге, а сохранение их как народа. Достижение ее может быть обеспечено лишь комплексом средств. Основные:
           совместное проживание (территориальные образования в виде национальных сель¬советов, районов, округов, автономной республики - в различных регионах России);
           создание собственной экономической базы для решения социаль¬ных вопросов, вопросов культуры и образования;
           национально-культурная автономия для немцев, проживающих вне национально-территориальных образований (детские сады, школы с изучением родного языка; культурные центры, общественные организации, землячества, объединения по интересам);          
           национальное самоуправление (местное и межрегиональное), наличие представительных и исполнительных органов разных уровней.
            То есть решение проблемы российских немцев требует осуществления широкого спектра политических, административно-территориальных, экономических и национально-культурных задач и форм, в кото¬ром восстановление государственности - лишь одно из средств. Сводить всю проблему к нему, тем более ограничивать её восстановле¬нием АССР немцев Поволжья, и означает сегодня тупик. Решать сегодня проблему - значит решать весь комплекс задач. Потому что одной республики для решения проблемы недостаточно, особенно республики на Волге, к которой большинство российских немцев уже утратило интерес.
            По-новому нужно подойти и к вопросу о реабилитации российс¬ких немцев как одного из репрессированных народов. Сегодня реабилитация заключается не в возвращении им прошлого, а в обеспече¬нии им будущего. То, что было у народа отнято, уже не может быть возвращено ему в прежнем виде, а в том виде, в каком оно может быть возвращено, уже неспособно обеспечить ему будущее. Свести проблему к возвращению того, что было, может удовлетворить выдви¬нутые ранее требования самих российских немцев, может позволить выполнить принятые законы и указы, но не обеспечит народу будуще¬го, а значит, явится лишь формальным решением проблемы.
           Новым должен быть и подход к тому, как решать сегодня проб¬лему российских немцев. В сегодняшней ситуации уже недостаточно одного желания восстановить справедливость. Эффективнее, - и это единственный реальный путь, - связать решение национальной проблемы российских немцев с какой-либо крупной экономической проблемой России или ряда ее регионов. Тем более, что экономичес¬кий аспект проблемы российских немцев является в ней, можно ска¬зать, основным для России. Нерешение проблемы российских немцев и вынужденная из-за этого их массовая эмиграция наносит России всё больший ущерб. По подсчетам немецких специалистов, Германия от приема двух миллионов российских немцев получит чистую прибыль в размере 84 млрд. марок, т.е. потери России в пересчете на сегод¬няшние рубли составят около 25 триллионов рублей. К этому следует добавить и потери от неполучения при таком исходе инвестиций под эту проблему из Германии, от более сдержанного экономического сотрудничества с ней, а также от утечки значительной части интел¬лектуального, морального потенциала России, ценного потенциала профессионализма, трудолюбия и аккуратности. Нельзя не учитывать и вполне вероятное образование со временем из числа эмигрировавших немцев, перенесших репрессии и дискриминацию, а перед вы¬ездом вдобавок обобранных дочиста мздоимцами и мафией, значи¬тельного потенциала негативного отношения к России, что не сможет не сказаться на отношениях между двумя странами.
            Создание в России условий, исключающих дальнейшее выталки-вание российских немцев, а также приём тех из них, кто вместе с другим русскоязычным населением вытесняется из Средней Азии, Киргизии и Казахстана, позволило бы, во-первых, избежать громад¬ных потерь; во-вторых, сохранить и значительно увеличить потенци¬ал носителей таких нужных России качеств; в-третьих, переместить в значительной мере товарное производство зерна из Казах¬стана в Россию, что позволило бы ей отказаться от импорта зерна, в том числе из ближнего зарубежья, и вести более суверенную поли¬тику. Национальная проблема российских немцев предстает, т.о., сегодня очень рентабельной экономической проблемой России.
      
            Наконец, сегодня принципиально изменилась ситуация для решения данной проблемы. Если раньше ее решение связывалось только с территорией бывшей АССР НП, где было организовано "нежелание населения", то сегодня и на Волге ситуация во многом иная, а глав¬ное, 17 областей России, в основном Европейской ее части, выразили готовность принять в общей сложности 1,5 миллиона российских нен¬цев, обеспечив им компактность проживания и наделение землёй на условиях бессрочной безвозмездной аренды и передачи по наследству. Стоящий за этим чисто экономический интерес (привлечение квалифи¬цированной рабочей силы, инвестиций из госбюджета России и из Германии с целью подъема хотя бы сельского хозяйства областей) представляется сегодня естественным.
            (Наиболее крупные предложения: Псковская область - до 600 тысяч чел., Ленинградская - до 300 тыс., Черноземье - до 200 тыс., Омская и Калининградская - по 100 тыс., Пензенская - 50 тыс.).
            Можно, т.о., сказать, что проблема российских немцев сегодня в принципе может быть решена. Более того, с ее помощью можно одновременно внести серьезный вклад в решение давних проблем воз-рождения Нечерноземья и оптимизации экономики Черноземной зоны, продовольственной проблемы Европейской части России, Москвы и Ленинграда. И чем быстрее будет решена проблема российские немцев, иначе: чем больше будет в нее инвестировано, тем это выгоднее для России, в т.ч. и потому, что будет содействовать стабилизации обстановки, снятию социальной напряжённости.
            
    Возникает иногда вопрос: а не повлечет ли за собой создание национально-территориальных образований российских немцев ущемления прав местного (русского) населения или стремления тоже отде-литься от России?
            Можно с уверенностью сказать, что и то, и другое исключено. По двум причинам.
            Первая. В такие образования поедут лишь те немцы, которые связывают свое будущее с Россией, и "отделяться" им от нее - это нонсенс. Те, кто видит свое будущее в Германии, уже уехал или ещё сможет туда уехать.
            Вторая. Российские немцы как минимум на 60 процентов только русскоязычные. И 70 процентов всех браков у них – смешанные, как правило, с русскими. То есть процентов на 50-60 российские немцы как народ - русские, полностью или наполовину. Что же им, самим себя ущемлять или от самих себя отделяться? Равные права, равные социальные условия, сотрудничество с первых шагов – об этих прин¬ципах отношений с местным населением российские немцы заявляли не раз, и это не просто слова.

            3. Об алгоритме решения проблемы российских немцев
            
Если предложенная концепция будет сочтена в принципе приемлемой, то содержание и последовательность ее реализации пред¬ставляются такими.
            
            1. Принимается постановление (распоряжение) об одобрении концепции Межгосударственного Союза российских немцев (МСРН) по решению проблемы на базе предложений, выдвинутых рядом областей Российской Федерации. Соответствующим структурам поручается раз-работка программы решения проблемы (с привлечением научной группы МСРН, представителей регионов, специалистов из Германии), устанавливаются сроки, порядок финансирования.
            Создается департамент по проблемам российских немцев (в даль-нейшем и его представительства на местах), учреждается фонд "Рос¬сийские немцы".
            Для координации сотрудничества на уровне Россия-Германия, наряду с существующей межправительственной комиссией, создается исполнительный постоянно действующий орган этой комиссии с вклю-чением в него представителей МСРН.
            После проработки предложений областей в созданных структурах отбирается 2-3 наиболее перспективных предложения и на их основе разрабатывается программа решения проблемы российских немцев. В программе обеспечивается выполнение Указа Президента о создании немецкого национального района и округа в Поволжье как первого шага на пути выполнения Закона «О реабилитации репрессированных народов» и Протокола о сотрудничестве между Россией и Германией в восстановлении государственности российских немцев. Приоритетное внимание уделяется становлению и развитию уже существующих национальных районов (Алтайский край, Омская область).
            После согласования программ со всеми регионами и заинтересо-ванными сторонами определяются объёмы финансирования, с учетом необходимости создания российским немцам одинаковых стартовых условий с другими народами России, и долевое участие сторон. Учитывая состояние бюджета и экономики России, целесообразно предусмотреть в качестве источников финансирования также освобождение от налогов и пошлин; льготные кредиты; программы развития сельского хозяйства, фермерства и программу "Миграция"; предоставление лицензий на экспорт сырья, полуфабрикатов, и т.п. Всё это позволило бы привлечь в Россию и значительный частный капитал.
            Решающей задачей должно стать ускоренное создание экономи-ческой инфраструктуры в регионах компактного проживания россий¬ских немцев, что не только обеспечило бы создание рабочих мест, но позволило бы уже через несколько лет перейти на режим самофинансирования.
            Необходимо отметить, что на сегодняшний момент инициатива во всей этой работе должна исходить от России. Пока она исходила, как правило, от Германии, Россия же шла, иногда весьма неохотно, на принятие  соответствующих документов, которые, однако, не выполняла. Значительные средства, уже потраченные Германией на помощь России для решения проблемы российских немцев, в результате воспринимаются в Германии как неэффективные затраты. От России требуются теперь политические и практические шаги, в т.ч. и по финансированию - как доказательство готовности решить проблему, как гарантии того, что Россия стремится обеспечить бу¬дущее российских немцев. Эти шаги будут важны и для российских немцев - как долгожданное проявление заботы их родины о их будущем; и в Германии это может стать аргументом для целесообразности даль¬нейшего финансирования.
            Разработка и реализация программы в стратегических интересах России, российских немцев, конкретных регионов, местного населения, а также в определенной степени Германии, с участием которой в решении проблемы российских немцев возрождается традиционное, исторически обусловленное тесное сотрудничество с Россией, - позволили бы решить многие крупные проблемы регионального, межрегионального и межго-сударственного характера, а также дать, наконец, долгожданный пример цивилизованного решения самого крупного и экономически, самого важного в России национального вопроса. Сам процесс его решения, без сомнения, будет оказывать стабилизирующее воздействие и на сферу межнациональных отношений вообще, что сегодня жизненно важно, а крупные объемы работ, новые формы международного сотрудничества, новые технологии, создание современной перераба¬тывающей инфраструктуры могут вовлечь в совместную сближающую и возвышающую деятельность массу людей разных национальностей, обес-печить повышение жизненного уровня населения целых регионов, содействовать созданию основы стабильности, благополучия и социаль-ного оптимизма на значительной территории Европейской части России.
               
            (21 ноября 1992 г.)


Рецензии