Бернардо Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи родился в марте 1941 г. в Парме в семье поэта и кинокритика. Еще школьником он снимал фильмы, потом бросил учебу в Римском университете, чтобы работать с известным режиссером Пазолини. В 1962 г. Бертолуччи поставил свой первый фильм «Костлявая кума». Широкую известность принес ему второй фильм «Перед революцией» (1964).

«ПЕРЕД РЕВОЛЮЦИЕЙ». Парма, 1962 год. Молодой человек по имени Фабрицио живет одной-единственной страстью – кино; а идеологически склоняется к марксизму. Один из его друзей, Агостино, возненавидевший среду, в которой вынужден жить, видит единственный выход в самоубийстве. А Фабрицио разрывает навязанную ему помолвку с Клелией, девушкой «из хорошей семьи», и становится любовником своей тетушки Джины, которая  страдает от чувства неудовлетворенности жизнью. Но в это же время он  обнаруживает в себе такое «устарелое» чувство, как ревность, да к тому же и политические его взгляды начинают меняться -  и после долгих раздумий и переживаний он возвращается к своей невесте – а Джина украдкой утирает слезы на его свадьбе. Эта история – своеобразное преломление событий известного романа Стендаля «Пармская обитель» (все три его главных героя носят имена героев Стендаля). «Перед революцией» - рассказ о душевной раздвоенности и нерешительности; но все это   предельно насыщено поэзией  и великолепно обыграно камерой, что и придает фильму неотразимое обаяние. Картина пронизана нервическим ощущением распада времени, неуютности, бесперспективности и неизбежности бунда молодого поколения. 

Венчает ранний период Бертолуччи «Стратегия паука» (1969). После этого фильма в творчестве режиссера, имевшего до этого  отчетливо выраженный элитарный характер, наступил переломный момент. «К концу  1960-х гг. передо мной встал вопрос о популярности того, что я делаю, - вспоминал позже Бертолуччи. - Просто надоело обращаться к пустым залам. Появилось ощущение, что в действительности моих фильмов нет. Они не вызывали ни восторга, ни смеха, ни слез у публики… Внезапно я понял, что обращался только к самому себе. Вот тогда мне и пришлось признать существование публики». Ступенью к массовому успеху стал для Бертолуччи «Конформист» (1969).

«КОНФОРМИСТ». Режиссер поведал  в этой картине историю жизни интеллектуала Марчелло Клеричи, который после  мучительных сомнений согласился служить режиму Муссолини. Сложный, многозначный фильм, показавший связь фашизма с пороком, привлек зрителей динамикой, эмоциональностью, психологической глубиной актерской игры, а также точным воспроизведением  эпохи фашизма.  В 1938 г. Марчелло Клеричи, сын видного фашистского деятеля, заканчивающего свои дни в сумасшедшем доме, становится сотрудником тайной полиции. Клеричи постоянно мучает воспоминание о том, что, когда он был еще школьником, его пытался совратить некий Лиино Семирана. Обороняясь, мальчик застрелил насильника из револьвера. Теперь, став взрослым, Марчелло мечтает о нормальной обывательской жизни. Он женится на недалекой, хотя и красивой Джулии. Во время свадебного путешествия в Париж Клеричи получает задание от фашистского резидента устранить известного политического эмигранта профессора Каудри, у которого Марчелло когда-то учился. Клеричи входит в доверие к профессору, ему удается сделать своей любовницей его жену. Во время поездки Каудри в Савойю его вместе с женой  на глазах у Клеричи (который спокойно сидит в машине) зверски убивают наемные убийцы. В последних сценах действие переносится в июль 1943 г. Свергнут диктатор Муссолини. Клеричи выходит на улицу и наблюдает за крушением режива, которому верно служил все эти годы. Внезапно он узнает в уличном гомосексуалисте Лиино Семирану. В гневе Клеричи обвиняет Лиино в убийстве Луки Куадри и его жены.


Подлинно всемирную славу принес режиссеру скандальный фильм «Последнее танго в Париже» (1972)

 «ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО В ПАРИЖЕ». В фильме пересекаются три разных сюжета и три соответствующих каждому из них эстетики. В первом стареющий владелец отеля Пол (в исполнении Марлона Брондо) тяжело переживает не только смерть жены, но и тот факт, что она ему изменяла с человеком, подобранным по его образу и подобию. Это нечто вроде традиционной американской психопатологической драмы. Второй  сюжет по контрасту выстроен  в эстетике  французской «Новой волны», которая некогда вдохновляла Бертолуччи. Главная роль здесь отдана карикатурному киноману Тому (в исполнении Жана Пьера  Лео – любимого актера и второго «я» Франсуа Трюффо). Он играет одержимого  кинематографом молодого человека, влюбленного в свою невесту Жанну (в исполнении Марии Шнайдер). Между тем  Жанну преследует тайная страсть – неудовлетворенная любовь к умершему отцу. Эти далекие друг от друга миры связывает третий сюжет – драматический роман героев Брандо и Шнайдер, роман двух поколений, которые, казалось бы, безнадежно разобщены. Случайно оказавшись в пустой квартире, они, в буквальном смысле не сказав двух слов, не зная ничего друг о друге, поддаются внезапному порыву и страстно занимаются любовью. Расставаясь, они договариваются, что будут и впредь встречаться в этой квартире, ничего не выведывая один о другом, что их вообще ничего не будет связывать кроме секса, но зато в нем для них не будет ничего запретного. Но в действительности соблюсти эти условия оказывается невозможным. Сначала Жанна сбегает от Тома и хочет найти спасение от одиночества в объятиях Пола. Потом сам Пол, загорается безумной надеждой, что не все еще кончено, и он может начать с Жанной новую жизнь. Танцуя танго в пустом ресторане, он рассказывает ей о своей жизни. Но эти откровения ведут только к разочарованию Жанны. Пол больше не является для нее таинственным незнакомцем, с которым она утоляла свои эротические фантазии. Перспектива стать хозяйкой дешевой гостиницы ее нисколько не прельщает. Жанна убегает от своего кавалера. Пол преследует ее и пытается что-то объяснить. В эту критическую минуту Жанна стреляет в любовника из пистолета своего отца и убивает наповал.

Эта  картина, запрещенная итальянской цензурой (режиссер был обвинен в распространении порнографии и провел два месяца в тюрьме), пронесла от проката за рубежом столько денег (при бюджете картины в 1,25 млн. долларов ее мировые сборы на сентябрь 1980 г. превысили 96 млн.), что Бертолуччи смог  снять дорогостоящую историко-политическую эпопею  «Двадцатый век» (1976) – настоящий кинороман. В нем показаны  судьбы народа и самых разных людей, начиная с 1900 и кончая 1945 годом. В картине соединяются вымысел и документы, трагедия и элементы фарса, гротеск и натурализм, лирика и грубый секс, психологические камерные сцены и политические массовки, эпос и символика. Продолжительность картины – более пяти часов. «Двадцатый век» стал событием не только для кино, но и для всей итальянской культуры.

После малоудачных фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) Бертолуччи замолчал на целых шесть лет. Пытаясь найти для себя новые темы, он уехал на Восток. Там сложился грандиозный замысел «Последнего императора» (1987) - фильма поставленного по мемуарам последнего китайского императора Пу И. Бертолуччи показал детство  императора в Закрытом городе, где мальчик  получает воспитание и образование под руководством педагога-англичанина. Революция 1911 г. приводит к крушению Цинской империи, Пу И делается частным лицом. О нем вспоминают только через двадцать лет, когда японцы захватывают  Северо-Восточный Китай и создают здесь свое марионеточное государство Манчжоу-Го. Пу И провозглашают императором этой, по сути дела, японской колонии. Но, будучи на словах главой государства, Пу И лишен каких-либо прав, он лишь выполняет указания японских генералов. Всякие попытки самостоятельных действий сурово пресекаются. Не складываются отношения у Пу И и с его женой. Императрица кончает жизнь самоубийством. В 1945 г. в результате военного поражения Японии Манчжоу-Го разваливается, а император попадает в плен к китайским коммунистам. Его долго держат в тюрьме, но затем выпускают. Пу И доживает до глубокой старости, работая садовником в новом социалистическом Китае. Фильм имел оглушительный успех и собрал семь «Оскаров», в том числе как лучший фильм года. Сам Бертолуччи получил «Оскар» за лучшую режиссуру.

Вдохновленный успехом, Бертолуччи вновь устремляет взор на таинственный восток. Его психологическая драма «Под покровом небес» (1990), помимо традиционного для режиссера  анализа сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, любовью и страстью, судьбой и смертью, насилием и мазохизмом, была посвящена проблеме столкновения двух цивилизаций, европейской и восточной. «Восточную трилогию» Бертолуччи завершил «Маленький Будда» (1994), в котором при помощи  сложных спецэффектов режиссер заметно усилил зрелищный элемент фильма и постарался  сделать философские вопросы более понятными для массовой аудитории.  Эта картина, над которой Бертолуччи трудился в течение двух лет, представляет собой рассказ о перевоплощении духа тибетского монаха в тело западного ребенка.

Умер Бертолуччи в ноябре 2018 г.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
"Последний император" и "Маленький Будда", остальное не знаю. Режисёров я судить не могу, эта работа человеческой души и поиска очень сложна, представляю как это придумать, создать и ждать что скажут. Мастера отличить можно всегда. Но дойду до Тарковского, вот кого могу понять по дыханию. А Бертолуччи для меня тяжеловат.

Антонина Романова -Осипович   07.04.2012 22:24     Заявить о нарушении
Да, он "европеец" до мозга костей. Даже когда снимает "Будду". Но "Последнее танго в Париже" сильный фильм. Для меня это визитная карточка Бертолуччи. Спасибо, что не забываете меня.

Константин Рыжов   08.04.2012 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.