Юлия Лермонтова

    
- Мама Юля! Мама Юля! Мне приснился сон! Иди сюда! – кричала на весь дом маленькая девочка, сидя на краю кроватки.
Худенькая женщина в огромных очках послушно встала из-за письменного стола, с сожалением оставляя незаконченную рукопись.
- Да, Фифочка, рассказывай свой сон, - сказала она, придя в детскую.
И та начала тараторить что-то о других планетах, кометах и цифрах…
Юлия задумчиво слушала сбивчивую историю и вспоминала, что она уже когда-то слушала такие сны....
Для Юлии Фифа была на первом месте, пусть даже это нежданное материнство и помешало ей стать настолько же известной, как Софья Ковалевская, настоящая мама девочки.

Юлия Всеволодовна Лермонтова
(1846-1919)

Юлия родилась в 1846 году, ее отец был троюродным братом Михаила Юрьевича Лермонтова. Давно было замечено, что все Лермонтовы обладают многочисленными талантами. Поэтому родители Юлии не удивились ее способностям к точным наукам. Они поощряли прилежную ученицу, и отец, будучи директором Московского кадетского корпуса, стал выписывать ей лучших учителей. Единственно, родителей немного ошарашило, что Юля хочет стать химиком…
- Это не женская работа, - осторожно сказала мама Юли своему мужу, - Вам не кажется?
- Да, - шепотом ответил тот, - может попробуем найти ей жениха - чтобы она отвлеклась от наук?
Мама только вздохнула… Плюс к увлечению химией, Юлия еще и начиталась западной литературы о так называемой эмансипации – это когда женщина носит короткие волосы и не хочет замуж… Тем более, внешность Юлии была такой неприметной, и она так близорука...
Пока родители ломали голову над жизненными перспективами своей дочери, та отправилась в Петровскую земледельческую академию, поступать на химический факультет. На дворе стоял 1869 год.  Женщин в высшие учебные заведения не принимали. Юлию даже не захотели пускать в кабинет секретаря. Она проскользнула в приоткрытую дверь, когда горничная выносила чашки из под кофе.
- Добрый день, барышня! – с ироничной ухмылкой произнес секретарь, - Чем могу быть полезен?
- Я хочу учиться… на химика, - еле слышно произнесла Юлия, протягивая прошение о поступлении.
- Знаете, что я Вам  скажу? - ответил секретарь, – Ректор академии отказал даже самой Софье Корвин-Круковской!
Секретарь назвал это имя с таким уважением, что Юлия потеряла всякую надежду на поступление.
Вернувшись домой, она немного поплакала, но, недаром же Бог даровал ей аналитический ум – она поняла, что надо делать. Юлия взяла лист самой красивой почтовой бумаги и написала письмо той самой Софье Корвин -Круковской. Фамилия известная – Юлия легко узнала адрес.
Написав письмо, Юлия временно успокоилась, и родители уже успели подумать, что она забыла свою мечту стать химиком.
Однажды вечером, когда семья собралась в гостиной, сообщили о нежданной гостье…
И в комнату впорхнула хорошенькая девушка.
- Здравствуйте! Я – Софья. Я получила письмо от Юлии и решила приехать, не теряя времени!
Родители сначала потеряли дар речи, но уже через пол часа ужинали с новой знакомой, как старые друзья. Софья их просто очаровала. Юлия не могла налюбоваться на нее, как она красиво держится, как ловко располагает к себе людей!
Она рассказала, что хочет стать математиком.
Когда Юлия и Софья смогли остаться наедине, они решили немедленно уехать в Европу, туда, где свобода, где женщины учатся наравне с мужчинами.
- Как же мы уедем? Мы же незамужние девушки и родители нам не разрешат! И это неприлично, наверное… - беспокоилась Юлия.
И тогда Софья сверкнула горящими глазами:
- Всё просто – я решила! Я выйду замуж за влюбленного в меня Владимира Ковалевского и стану Софьей Ковалевской! Муж вывезет меня за границу, а ты поедешь с нами как подруга, как сестра. Мы покорим Европу.
Юлия помолчала и тихо спросила:
- Но ведь замужество потребует новых обязанностей… Нужно ухаживать за мужем, поддерживать в порядке дом… А еще родятся дети… - Юлия перечисляла различные неприятности, явно мешающие покорению Европы.
- Нет! Нет! – вскричала Софья, - Мой брак будет фиктивным!
- Вот это да, - все что смогла ответить Юлия. С этого разговора Софья стала ее кумиром.
Вскоре состоялась свадьба Софьи и Владимира, известного зоолога. Софья увела жениха собственной сестры. Но ее не мучили угрызения совести – все было сделано для будущего науки. Главная цель - добиться для русских женщин права получить любую профессию – хоть математика, хоть химика, хоть юриста. Софья и Юлия как раз знали девушку, мечтавшую стать юристом. Это была дальняя родственница Юлии, Анна Евреинова. Они позвали  ее с собой в Европу. Но Анну не отпустил строгий отец, отобравший у нее деньги и паспорт.
Получив благословение родителей Юлии, Ковалевские и Лермонтова отправились за границу. А Анна Евреинова все равно убежала из дома и присоединилась к своим друзьям в Европе. В нее даже стреляли пограничники, когда она без документов перебегала границу.
Покорение Европы начали с немецкого города Гейдельберга. Сначала девушкам разрешили только посещать некоторые лекции в университете и работать в лаборатории. Но вскоре профессора увидели, насколько талантливы русские барышни, схватывающие науки на лету. В Гейдельберге Юлия знакомится со знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым, и он подает ей идею докторской диссертации – металлы, спутники платины.
Следующим пунктом стал Берлин и работа в лаборатории Бунзена. Юлия впервые в мире смогла найти ошибку в известной формуле вещества под названием дифенин.
Первое время она квартировалась у Ковалевских. Жили, как две сестры и брат. Софья принципиально отказывала Владимиру в близости, но никогда не позволяла ему оставаться с Юлией наедине.
Когда Владимир и Юлия вечером за чаем обсуждали проблемы нигилизма и эмансипации, Софья уходила спать, хлопнув дверью. И вскоре кричала:
- Юлия, подойди!
И Юлия пол ночи выслушивала истории про то, как в голове Софьи крутятся формулы, принимая форму колец Сатурна.
- Юлия, ты же пишешь диссертацию! Как же ты можешь быть спокойна? – нервно комкая простыню, спрашивала Ковалевская.
- Не знаю, - пожимала плечами Юлия, - Я радуюсь, если мозаика складывается, а если нет – отдыхаю, гуляю и продолжаю работать уже на следующий день…
- И значит, ты счастлива? – спросила Софья.
- Да, - ответила Юлия, а сама подумала, что для счастья очень хочется иметь маленькую дочку.
Но личная жизнь у нее не складывалась, и Юлия полностью погрузилась в науку. В 1874 году Юлия закончила диссертацию. Ее предстояло защитить в Геттингенском университете.

"Наконец, настал страшный день: экзаменовали меня все незнакомые профессора. Экзаменовалась я одна; экзамен продолжался два часа; по главному предмету – химия – экзаменовали очень продолжительно и строго..."- так написала Юлия друзьям.

 Профессора задавали каверзные вопросы, попивая чай с пирожными.
Юлия не могла есть и вообще шевелиться неделю после экзаменов. Но мучилась она не зря. За исследования в области платиноидов она заслужила докторскую степень. Это было поразительное событие. Впервые в мире женщина достигла таких высот в науке.
Когда Юлия вернулась в Россию, сам Дмитрий Менделеев устроил в честь нее  званный обед. Поистине, она вернулась победителем.
Юлию приняли в члены Русского Химического Общества. Ей было предложено работать вместе с Бутлеровым, что тоже было очень престижно.
Они занялись исследованиями в сфере переработки нефти.
Отец Юлии не успел вдоволь нарадоваться успехам дочки, он уже тогда тяжело болел. Юлия поехала в Москву на похороны отца, и эта поездка изменила ее жизнь.
В Москву вернулась Софья Ковалевская с маленькой дочкой.
Оказалось, что однажды, проснувшись ночью в возбуждении от сделанных за день открытий, Софья позвала к себе Владимира… Ведь Юлии не оказалось рядом… С того момента они стали жить как муж и жена.
Юлия Лермонтова взяла на руки маленькую Софью Ковалевскую, Фифу, как ее называли в семье, и больше не смогла ее отпустить.
Большая Софья Ковалевская уехала в Европу, где ее просто обожали – в Швейцарии она была самой знаменитой женщиной того времени. В России математическому гению Софьи Ковалевской не нашлось места.
Юлия Лермонтова осталась с Фифой. Теперь ей большого труда стоило совмещать заботу о ребенке и научную деятельность. Она отказывается от места преподавателя в Петербурге. Оставшись в Москве, она продолжает исследования кавказской нефти. Ее имя постоянно мелькает на страницах научно-популярных изданий.
Отец Фифы окончательно запутался в финансах и покончил с собой. Софья Ковалевская скончалась, простудившись в поездке.
Так Фифа фактически стала дочкой Юлии Лермонтовой. Юлия почти забросила научную работу и переехала с ребенком в родовую усадьбу Семенково. Это было довольно заброшенное местечко, но Юлия быстро поставила сельское хозяйство на совершенно новый уровень. С такой же легкостью, как ей давалось изучение нефти, она изобрела способы улучшения почвы. Семенково расцвело. И тогда Юлия Лермонтова взялась за сыроварение. Ее сыры прославили ее не меньше, чем химические исследования.
После революции в Семенково начались проблемы. Луначарский, очень уважавший Юлию, добился, чтобы у нее не отобрали усадьбу. Но Юлия уже была не в силах бороться с новой действительностью. В 1919 году она умерла.

Ее горячо любимая Фифа, Софья Владимировна Ковалевская, стала известным врачом. А научные разработки самой Юлии Лермонтовой используются до сих пор.
Ее нравственный облик дополняла глубокая и сложная душевная психика, какой мне никогда впоследствии не удавалось ни в ком встречать… -
Писала Лермонтова о своей подруге Софье Ковалевской. Эти слова можно с полной ответственностью отнести и к ней самой.
Обладая многочисленными талантами, она торопилась сделать как можно больше и для науки, и для друзей. Она не гналась за славой, но ее имя осталось в истории.


Рецензии
Интересно! Не попадись такая активная Софья Корвин -Круковская, может и не было бы известного химика ;-), а была бы просто мать)). А так успела все.
Спасибо, мне понравилось.

Алёна Сорокина   21.02.2011 11:14     Заявить о нарушении
Просто мать бы не была. Вы невнимательно читали.

Михаил Климовицкий   06.04.2012 02:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.