Уран, Сатурн, Юпитер, Марс

«ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ - это путь исследователя,
постигающего тайны мироздания»
(http://ligis.ru/index.htm)


По установившейся традиции планеты носят название мифологических героев.
Сегодня речь пойдет о четырех из них: в честь каких мифологических персонажей названы  планеты Уран,  Сатурн, Юпитер, Марс.
1. Уран.
Чтобы не нарушать традиционной связи с мифологией, было принято для планеты название «Уран»,  предложенное Иоганном  Боде (1747-1826).
БОДЕ  Иоганн Элерт , немецкий астроном, иностранный член-корреспондент (1785), иностранный почетный член (1794) Петербургской АН, основатель «Берлинского астрономического ежегодника» (1776). Один из авторов эмпирического правила Тициуса – Боде (13 марта  1781 году был открыт Уран. Формула для него предсказывала 19,6 а.е. Действительное значение среднего расстояния составило 19,19 а.е. Таким образом, правило давало практически правильные результаты для больших полуосей орбит).
В 1801 году Боде издал монументальный труд – атлас «Уранография». Его карты содержали почти все звезды, видимые невооруженным глазом, а также некоторое количество невидимых глазом звезд до 8-й звездной величины. Атлас Боде содержал около ста созвездий, в том числе такие причудливые, отмененные ныне созвездия, как Типографский станок, Воздушный шар и Электрическая машина. Боде одним из первых изобразил границы созвездий на своих картах, благодаря чему каждая звезда стала принадлежать строго определенному созвездию. Границы между созвездиями Боде провел в виде кривых линий. Это положение соблюдалось до 1930 года, когда Международный Астрономический Союз (МАС) официально утвердил список созвездий и границы между ними. Границы МАС относятся к эпохе 1875 года и идут строго по направлениям север-юг и запад–восток.
УРАН, в греческой мифологии божество, олицетворяющее небо; супруг земли Геи, принадлежащий к первому, самому древнему поколению богов.
Геосид -( VIII — VII ст. до н. е ) — древнегреческий мыслитель, первый известный по имени поэт, поставил вопрос о том, что «прежде всего зародилось», и получил от муз ответ, что прежде всего зародился хаос — не как беспорядок, а как зияние, пространство и место, потом зародились Эрос, Тартар, земля—Гея, родившая небо—Урана.
Вот как он это описывает в своей поэме «Теогония» ( в переводе В.В. Вересаева):
«Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
 Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос.
Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
Гея же прежде всего родила себе равное ширью
Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду
И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;
Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотонных;
Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе,
Шумное море бесплодное, Поит. А потом, разделивши
Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий,
Коя и Крия, еще - Гипериона и Напета,
Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,
Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.
После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,
Крон хитроумный. Отца многомощного он ненавидел».
В начале всего был бесформенный, неопределенный в своих размерах Хаос, затем появились широкохолмая Гея (Земля), глубоко залегающий в ее недрах сумрачный Тартар и извечная, существовавшая еще до них сила влечения - Эрос. Этим же словом греки называли бога любви, сопутствовавшего богине любви Афродите, но Эрос, стоявший в начале мироздания, исключает то, что понимается самим Гесиодом под словом "любовь». Эрос - это то, что мы назвали бы силой тяготения, существующей в мировом пространстве как закон. И эта сила приводит в движение и Хаос, и Землю.
Хаос производит женское начало - Ночь и мужское начало - Мрак (Эреб). Порождения Ночи - и Мом, и мрачные, беспощадные божества смерти керы, и Танат (Смерть), и Сон (Гипнос), и целая толпа сновидений, и бесстрастные мойры, в чьих руках с появлением человеческого рода сосредоточится людская судьба, и грозная богиня возмездия Немесида, и Обман, и Старость, и воплотившая в себе соперничество и раздоры Эрида, которая принесла еще не возникшему человечеству свое недоброе потомство - Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судебные тяжбы и Беззакония, но вместе с тем и непреклонно справедливого Орка, карающего всякого, дающего лживую клятву.
А из соединения Ночи с Эребом рождаются легкий прозрачный Эфир и сияющую День. Свет из Тьмы. Этот образ известен в Библии: "И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы, и назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью". Но в греческой картине сотворения мира в отличие от библейской нет Бога, который творит, испытывая от этого радость. Эрос, занимающий место творца, соединяет и разъединяет, но сам не ощущает ни красоты, ни безобразия. В мире еще нет чувств, но есть Закон.
Пробуждается и широкохолмая Гея. Сначала ею рожден был Уран (Небо), чтобы было прочное и вечное жилище у богов, затем поднялись из недр ее Горы, чтобы могли найти там бессмертные временный приют, заполнили лесистые их склоны рожденные ею нимфы, разлилось по равнинам ее детище Море (Понт). Обычно под Понтом мыслилось Черное море.
Уран - олицетворение мужского начала, "небо" в греческом языке мужского рода. Породила его Гея равным себе по величине, и Уран, по словам Гесиода, "точно покрыл землю" - мифологический образ, вызванный иллюзией, будто чаша неба точно накрывает лежащее под ней плоское блюдо земли.
Покрытие Небом Земли, понимавшееся как соединение Мужчины и Женщины, привело к появлению богов первого поколения - их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Не единственными они были детьми от союза Геи и Урана. Производит Гея на свет также трех огромных уродливых Круглоглазых (киклопов), с большим круглым оком посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных великанов - Сторуких. Но лишь титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов самого древнего поколения.
Уран обладал бесконечной плодовитостью. Дети его были ужасны видом и отцу своему ненавистны; он прятал их в утробе Геи, тяжко от этого страдавшей. Земля задумала облегчить свою судьбу, и по её просьбе младший сын Кронос серпом оскопил Урана.
Из капель крови Урана, упавших на землю, родились гиганты, эринии, нимфы Мелии («ясеневые») и богиня Афродита . Так Уран оказался отстранённым от продолжения рода богов-чудовищ, уступив власть своему сыну Кроносу. Ниспровержение Урана в свою очередь открывало возможность дальнейшей смены поколений богов и совершенствования божественных властителей мира в духе антропоморфизма, упорядоченности и правопорядка. Миф об Уране— свидетельство архаических истоков классической мифологии. Небо и земля мыслятся одним целым, которое затем в космогоническом процессе разделяется на две сущности. Из них Уран— мужское начало, одновременно является и сыновним началом, вторичным по отношению к Гее. Уран нуждается в лоне земли как восприемницы его плодоносной
силы. Земля же, пережив период бурного и непроизвольного продолжения рода, устраняет Урана. Она рождает потомство и вступает в другие браки, руководствуясь собственными замыслами и целенаправленной волей, что указывает на первичность именно мифологии земли, а не неба.
2. Сатурн.
САТУРН, один из древнейших римских богов (уже в 497 до н. э. ему был посвящен храм на Форуме на месте бывшего там алтаря). Его именем названа планета. Происхождение имени Сатурн, связывавшееся в народной этимологии с корнем sat, «сеять» (что делает его богом посева, семян), современными исследователями отвергается, как и определение его как хтонического божества мира мёртвых. Не позже начала 3 в. до н. э. стал отождествляться с Кроносом (пожирающим своих детей), что дало повод интерпретировать его как неумолимое время, поглощающее то, что породило, или как семя, возвращающееся в породившую его землю. Под влиянием представлений о Кроносе Сатурн, каковы бы ни были его первоначальные функции, стал почитаться как бог золотого века, один из первых царей Лация (куда, согласно версии мифа, он бежал, низложенный своим сыном Юпитером, и где был принят правившим там Янусом, разделившим с ним власть).
Сатурн научил своих подданных земледелию, виноградарству и цивилизованной жизни, почему вся страна стала называться «землёй Сатурна». Посвященный Сатурну праздник сатурналии (17 декабря), первоначальный характер которого неизвестен, был в 217 дон. э. преобразован по образцу греческих кроний , во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.
В храме Сатурна. хранилась государственная казна. Его паредре (женскому соответствию) Луа посвящалось оружие убитых врагов, возможно, для искупления пролитой крови и для отвращения её  вредного влияния на посевы. Впоследствии женой Сатурна считалась отождествлённая с Реей Опс.
Кронос, Крон, в греческой мифологии один из титанов, как упоминалось выше- сын Урана и Геи. По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость :
«Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом»
(Гесиод «Теогония»).
Воцарившись вместо отца, Крон взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, Крон тотчас их проглатывал, желая избежать исполнения предсказания.
  Однако Рея обманула Крона, подложив ему вместо младшего сына Зевса запелёнатый камень, который и был проглочен Кроном. Зевс был тайно вскормлен в пещере на  Крите.  Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил Крона волшебным питьём, благодаря которому Крон изрыгнул на свет братьев и сестёр Зевса. Под предводительством Зевса дети Крона объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Побеждённые титаны вместе с Кроном были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, выведенных Зевсом из тартара. По орфической традиции Крон примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании Крона, как счастливом и благодатном времени.
3. Юпитер.
ЮПИТЕР, в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: «молниеносный», «гремящий», «дождливый»), царь богов, отождествляющийся с греческим Зевсом.
Его именем названа планета.
По теории Ж. Дюмезиля, Юпитер— индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Юпитер, Марс, Квирин. По мнению Дж. Фрейзера, Юпитер— дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). В песне салиев его эпитет Луцетий (от lux, «свет»), ему были посвящены дни полнолуний — иды. Почитался на возвышенностях и в виде камня. Функции Юпитера были разнообразны, т. к. он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии, ему перед посевом устраивал трапезу  земледелец, откуда Юпитер Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве; как Юпитер Термин — хранителем границ, как Юпитер Либертас и Юпитер Либер — защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Юпитер с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов питер имел при себе совет из богов, «сотрудничающих, помогающих» и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Культ Юпитера был очень древен, о чём свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на фламина Юпитера. Значение культа Юпитера особенно возросло после открытия храма на Капитолии, посвященного Юпитеру, Юноне и Минерве. Юпитер с эпитетом «наилучший, величайший» становится богом римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы Капитолийской триаде. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и войске. По мере усиления монотеистических традиций  Юпитер рассматривался  не только как верховный, но как единственный бог («все полно Юпитером»), как душа или разум мира, эфир, все порождающий и принимающий в себя.
Зевс, Дий - верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает "светлое небо". Зевс - сын Кроноса, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов.
Если начать писать о Зевсе, то получится целая повесть из жизни богов олимпийцев.
Олимп в греческой мифологии гора в Фессалии, на которой обитают боги. Название Олимп догреческого происхождения и принадлежит ряду гор  Греции и Малой Азии. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают горы, когда боги выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.
4. Марс.
Марс (Mars), Маворс, Марспитер ("отец Марс") - один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящен март - первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы.
Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны.
Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трехглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю "священной весны", посвященных Марсу, указывая им места для поселений.
Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделен тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооруженные граждане ; к Марсу, как и к ларам, обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану, Марсу приносилась в лесу жертва - бык. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен (померия), так как вооруженное войско не должно было входить на территорию города.
Символом Марса было копье, хранившееся в жилище царя - регии , где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник . Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копье и щиты, взывая к Марсу . Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог - хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие.
Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлен с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии). Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально "Доблесть Марса" .
В 366 до н.э. Марсу был посвящен храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад . В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус; наделялся эпитетами "победитель", "сражающийся", "расширяющий империю", "спутник Августа", "хранитель", "умиротворитель". В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племен и поселений (например, Марс Латобий - от племени латобиков в Норике), а также "царь света", "мудрый" в Галлии, "царь общины" в Британии, Марс Тингс (то есть бог тинга - народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Литература по мифологии очень обширная, но в данном случае достаточная, чтобы были охарактеризованы мифические персонажи, в честь которых названы планеты Солнечной системы.
Астрономические статьи о планетах можно прочесть на страницах:
« Аквамариновый Уран»
http://www.stihi.ru/2009/12/16/8915
Планета Сатурн
http://stihi.ru/2011/02/16/582
«Юпитер –планета гигант»
http://www.stihi.ru/2009/11/30/1855
«Марс и его два спутника»
http://www.stihi.ru/2009/11/18/1936
На звездном небе видимыми невооруженным глазом есть четыре планеты: Венера, Юпитер, Сатурн, Марс.  Они принадлежат к числу самых  ярких светил ночного неба  и  наблюдаются на земном небе только в зодиакальных созвездиях. Второй их  характерный признак  - в отличие от ярких звезд планеты заметно не мерцают ( за исключением, когда они находятся низко над горизонтом). Каждая из перечисленных планет  имеет характерную окраску: Венера выглядит ослепительно белой, Юпитер- желтовато –белым, Марс – красноватым, а Сатурн- тускло-желтым. Венера бывает видна в западной или восточной части небосвода и появляется (исчезает) в лучах вечерней (утренней) зари раньше (позже) всех звезд. Марс, Юпитер и Сатурн могут быть видны в любой час ночи. И основная особенность планет- перемещение их на фоне созвездий.
Вот почему для меня не составило труда ( с помощью астрономической программы) обнаружить и сфотографировать эти четыре планеты,  также их снимки имеются в статье «Четыре планеты»
http://stihi.ru/2010/09/20/8284
Там же у меня  были распределены эти планеты между Ангелами, участниками живого   сценария, исходя из  исследований Библии и моим прохождением «Ада», «Чистилища», «Рая» «Божественной комедии» Данте Алигьери  ( согласно которому планеты  находятся в управлении Ангелов) :
1. Планета ВЕНЕРА – Анастасии Лисовской
http://www.stihi.ru/avtor/smokovniza
2. Планета ЮПИТЕР- Виктору Непомнящему
http://www.stihi.ru/avtor/stati333
3. Планета САТУРН – Сергею Медведеву
http://stihi.ru/avtor/peregrinp
http://www.chitalnya.ru/users/peregrin/
4. Планета МАРС – Алексею Блоха
http://video.mail.ru/mail/sveta_uchenik/_myvideo/137.html
(проходящий под радугой в клетчатой рубашке).
Дополнение к вышеизложенному:
5. Планета УРАН- Иоганну Боде


Литература и источники для написания статьи:
1. Ф.Ю.Зигель. Сокровища звездного неба. М.: «Наука», 1987 г.
2. Мифологический словарь. «Советская энциклопедия», М.-1990
3. http://greekroman.ru/leg/creating.htm 
4. http://ae-lib.org.ua/texts-c/hesiod__theogonia__ru.htm
5. http://ligis.ru/index.htm
20.02.2011 г.


Рецензии