Три звонка в антракте

Виталий Бондарь
http://www.proza.ru/2011/02/21/1499

Когда вещи  потеряли свою власть над Геннадием Вадимовичем, он точно сказать  не мог.  В смысле, назвать дату:  год, месяц день и час. Справедливости ради надо сказать, что не все вещи перестали им помыкать, а по большей части  носильные. То-есть, не столько веяния высокой моды перестали волновать его душу и сердце, а как-то незаметно для себя он перестал замечать даже малейшие дуновения ее ветерка.

 В подходе к собственному гардеробу он стал руководствоваться  исключительно соображениями практичности, целесообразности и цены вопроса. Сказать, что Геннадий Вадимович поехал с базара, было бы преждевременно, просто звенящая капелью весна и  знойная середка лета  сменялись душным августом, а там и  осень за плечами с ее плодами и цыплятами.

По разному, бывает, разыгрываются спектакли наших жизней, но внимательный наблюдатель, он же  действующее лицо пьесы всегда улавливает в ней антракт. То-есть,  некую остановку действия, когда дается занавес и можно на время уйти за кулисы, а также  встать с кресла, расслабиться, выйти из партера или ложи.  Время антракта тоже не одинаково течет для  каждого актера-зрителя комедии, драмы или трагедии. Один и не заметит его вовсе, а другой успеет  сходить в буфет, опрокинуть рюмку-другую чаю, закусить,  а потом  даже перекурить это дело в ожидании третьего звонка к началу последнего акта.

  Никакой особой перемены за собой Геннадий Вадимович не замечал, зато начала замечать его жена, Виолетта Кимовна и стала  об этом тревожиться  сама и назойливо тревожить мужа. Нет, он не выходил за рамки приличий и этикетного норматива, но, подозревал, что места, куда бы его могли пригласить в смокинге,  существуют лишь теоретически, а потому с некоторых пор стал одеваться просто и незатейливо.

Излишки телосложения, с одной стороны, легкомысленно отдавали часть его гардероба на откуп моли, а с другой стороны, практично подсказывали - носить  одежду привычную и неброскую гораздо проще и комфортнее. С годами он заделался заядлым автомобилистом и, вопреки расхожей сентенции про  булочную и такси,  позволял таки себе туда именно ездить.
Каждый раз, отправляясь вместе с Геннадием Вадимовичем на затоварку продуктами, Вилетта Кимовна придирчиво осматривала мужа.

-Ты опять в этих штанах затрапезных идешь, надень-ка  лучше брюки.
-Зачем, мне и в этих удобно.
-А мне неудобно, ходишь как ошарашка, весь мятый,  я тебе темно-синие погладила.
-Если тебе неудобно, не признавайся, что мы вместе. Давай разделимся, кому и что покупать. Возьмешь себе отдельную тележку, и встретимся у касс.
-А ты, что на подходе к кассам переоденешься?

-Нет, я там тебе свою добычу передам.
-Нет уж,  свою добычу сам через кассу и проводи.
-Хорошо, договорились, только имей в виду - карточки у меня нет, и скидки не получится…
-Вот какой ты противный! Тебе переодеться - одна минута, но ты нарочно меня злишь.
-Нет, мне просто в тех брюках как-то не очень, они мне слегка  жмут.
-Где жмут?

-Какая ты не чуткая, могла бы и догадаться.
-Это потому, что ты ешь на ночь, на тебя скоро ни одни брюки не налезут.
-Это потому, что ты меня днем плохо кормишь, и голодному  хищнику приходится  на охоту к холодильнику по ночам выходить.
-Ты же не в джунглях, ты в зоопарке, а здесь  по дневному  распорядку кормление у животных.

-Значит, я животное?
-Сам же сказал, что хищник.
-А человек, по-твоему, не хищник? 
-Смотря, кто, разные люди бывают, есть вегетарианцы, например, они точно не хищники.
-Ну да, ну да, они людей не кушают, исключительно овощи в пищу употребляют.
-Это ты о чем, в каком смысле?

-А в том, в каком  ты меня кушаешь.
-Ты уж определись, пожалуйста, то ты хищник, то овощем прикидываешься.
-Сама ты редиска, нехороший человек. Эти брюки мне только в машине жмут, а ходить нормально. Ты, что не понимаешь, для машины нужна своя одежда, случись чего, не во фраке же колесо менять.
 
-Не свисти, никакого фрака у тебя нет. Ты бы лучше черную куртку надел, эта сюда не подходит.
-Почему не подходит? Светлый верх темный низ, классика жанра.
-Я же о тебе забочусь. Мне не все равно, во что ты одет, как ты выглядишь. Другая бы давно наплевала.

-Зачем мне другая, я и в этой курточке неотразим, как Том Джонс.
-Который оборвыш?
-Не оборвыш, а найденыш.
-Какая разница?
-Разница. Том Джонс, который певец.
-Ааа... Ну да, одно лицо и тот же мужественный  голос.

В гипермаркете Ашан на креветки большого калибра 23 февраля выдалась акция. Скидка выглядела более чем солидно.   Королевские креветки в черном бобовом соусе – Геннадий Вадимович вспомнил всем нутром, как готовят эту вкуснятину  в одном ресторанчике на Тенерифе, ностальгически облизнулся и нагреб морепродукты  совком в пластиковый пакетик.
Когда товар поехал по ленте к кассирше, он закрутил головой в поисках супруги.

В этих караван-сараях они нашли удобным обмениваться информацией о содержимом своих тележек  и проводили рекогносцировку на местности по мобильнику. Дисконтная карточка осталась у жены, а без скидки креветки  превращались в пираний и могли запросто прогрызть дыру в бюджете. Виолетта Кимовна с капустой, картошкой, морковкой, свеклой  и прочей брюквой индифферентно стояла   за кассами и делала вид, что они едва знакомы, а карточку дала так, как будто выручила забывчивого ротозея.

Кассирша, провела сканером по пакету с креветками, затем стала вертеть его и недоверчиво разглядывать.
-Что за проблема?- Геннадий Вадимович подумал, что не читается код на липучке.
-У вас не соответствует вес.
-Как это? Я взвесил на весах, получил чек, приклеил  на пакет. Может, я не на те креветки нажал?

-Нет, товар тот, но здесь у вас килограмма два, а пробито полтора.
-А как вы определили, у вас же весов нет, на глаз, что ли?
-Сейчас подойдет продавец из отдела и перевесит.
Прошло минут пять, но никто не подходил. В околокассовом пространстве возникло напряжение, и пара человек из  хвоста  очереди стала волноваться

-Надо взвешивать лучше, людей только задерживаете,- обиделась за  потерю времени глубокая пенсионерка
-Да сдались они тебе эти креветки, век бы их не видать, селедочки лучше возьми или килечки на закусь,- поделился своими вкусовыми предпочтениями худосочный ханурик.
Разрядка пришла с продавщицей из отдела морепродуктов, и Геннадий Вадимович отправился вместе с ней.  Весы при новом контрольном взвешивании показали даже на  пять граммов меньше.

Но настроения  работникам прилавка, приподнятого по случаю дня Красной Армии вздорный случай с креветками испортить не смог. Впечатлительного покупателя лучше всего  предоставить собственным  рефлексиям, потому что на одного  ботаника, пожалуй, что и  сотня-другая смутьянов наберется. А вот смутьяны сами, кому хочешь, праздник испортят.   
Второй звонок звонкой оплеухой прилетел аккурат 8марта.

Международный женский день Геннадий Вадимович недолюбливал, и каждый  год намеревался бастовать. И если бы перед ним в календаре не стоял этот дурацкий день святого Валентина, то, возможно, он бы и выдержал характер. Но весь пар уходил в свисток именно в день всех влюбленных, который Геннадий Вадимович считал языческим мракобесием, а потому игнорировал изо всех сил. Виолетта  Кимовна, удачнее встроенная в социум благодаря ежевечернему бдению у телевизора, обид и воззрений мужа на  Валентинов не разделяла. Ей даже накануне и в сам праздник  приходили дежурные валентинки-эсэмски от подсуетившихся  операторов мобильной связи.

-Это что еще за воздыхатель у тебя объявился?- притворно ревениво спрашивал муж.
-Да вот объявился, пишет забытый поклонник, верит, надеется и ждет.
А потому в самый  канун международного женского счастья Геннадий Вадимович конформистски сдавался, малодушно покупал цветы и откладывал военные действия против суфражисток до следующего года.

Из трех видов букетов он не скупясь, но и не соря деньгами, решил выбрать средний по цене за 450руб. Однако стоимость невзрачных, типа лютиков  на кассе внезапно подскочила до 790руб. Кассирша почему-то поверила  бездушной машине, а не деликатным  попыткам покупателя оспорить ценовой сговор сканера и кассы.

Он запротестовал  и пошел показывать подошедшей из отдела цветочнице место,где взял букет. Та одним движением  поменяла местами стойки с ценниками и намекнула, что такие маленькие хитрости покупателей не проходят. На их хитрые задницы существует штрих-код на упаковке товара.  Веник, прикидывающийся букетом, даже со штрих-кодом явно до ценника  не дотягивал.

Думала ли пламенная революционерка и феминистка, Клара Цеткин, что её мечту о равноправии вообще и о гендерном  в частности так опошлят  маркетологи и мерчандайзеры супермаркета «Лента»? Одним женщинам букеты за 790руб, а другим за 450, где же тут равноправие? Всеобщая коммерциализация жизни и особенно таких её тонких материй, как любовь в корне профанирует идею справедливости мироустройства.

Не будучи силён в изящной лингвистике английского доктора Хиггинса, Геннадий Вадимович просто и по-русски сказал  цветочнице, что он думает о ней вообще и о празднике в частности. Спустя десять минут, в цветочном киоске поблизости от дома он вернул себе,  по сходной  цене пошатнувшуюся было веру в здравый смысл, купив чудесные тюльпаны у местной реинкарнации мисс Дулиттл.

В следующую субботу  день не задался прямо с утра. Задним числом Геннадий Вадимович отметил его в календаре, как третий звонок в антракте. 
Жена назойливо точила его, напоминая позвонить сестре и узнать, как долго еще придется хранить на даче доставшуюся той по случаю мебель? Когда сестра предложила ему поговорить еще с мамой, жена, полностью готовая к выезду в супермаркет, заняла позицию рядом.

Она имела привычку присутствовать при его телефонных разговорах с родственниками и подсказывать мужу правильные решения и ответы. Он этой её привычки не одобрял, но истребить ее никак не мог, в связи, с чем иногда давал выход чувствам.Во время эмоционального выброса внутренний голос уговаривал его не расходиться, но  кто-то другой  там же внутри ярился и шел в разнос.

При таком раскладе, планы совместного похода в супермаркет поменялись - от них остался лишь список продуктов, который и был вручен одной хозяйствующей стороной другому конфликтующему субъекту отношений наподобие ультиматума. Апельсины в списке не значились, особенно такие завалященские, хотя и марокканские. На соседнем лотке лежало совсем уж что-то ненужное пакистанское. Ни вечно бряцающий оружием азиатский Пакистан, ни африканская деспотия  Марокко особых симпатий у Геннадия Вадимовича не вызывали.

Но сравнение с догнивающими третьей свежестью  плодами  из сомнительно цитрусового азиатского рая окончательно определило выбор в пользу  деспотии по 52 рубля за кило, по карте – сорок девять. Девушка с кукольным лицом цвела на кассе самой первой свежестью. Геннадий Вадимович умел ценить женскую красоту не в лоб, не сканируя настырно и нагло все телесные выпуклости, а как полароид, одним взглядом.

Такая мгновенная фотография  не имела ничего общего с юношеской застенчивостью и при желании давала возможность основательно запустить рака за камень и завязать разговор. А разговаривать с женщинами, имеющими уши не только для сережек, он умел. Однако с тех самых пор, как  стушевался интерес к модной одежде,  в искусстве волокитства  большого удовольствия он для себя не находил.

Геннадий Вадимович подозревал, что такие метаморфозы объясняются наступлением подлинной  зрелости. Ему уже как-то не солидно было, говоря словами поэта, «задрав штаны, бежать за комсомолом» Да и поэтические пристрастия его изменились.
«Люблю, но реже говорю об этом, люблю сильней, но не для многих глаз. Так соловей поет весной, но песню забывает летом…» В сонете скрытно пульсировала эта самая  мужская зрелость. Интересно, что бы написал Есенин, доживи он до возраста Шекспира?

Хотя, те креветки по двести пятьдесят были ну очень большие, а апельсины по сорок девять -совсем  маленькие,  девушка на кассе  посчитала их за  отборные. А другая категория и другая цена. Может, ей не хватило опыта, а может, все-таки в чем-то  была права жена, и Геннадий Вадимович  был одет на придирчивый женский вкус слегка бомжевато, но Барби настаивала, что с апельсинами вышла пересортица.

Он намекнул кассирше, что его время дорого стОит  и она зря  его задерживает.
Если бы не поджимало цейтнотом время записи на автосервис, можно было не заводиться,  но разве доброжелатели из очереди  упустят такую возможность?
В любой очереди не без добрых людей, готовых подсказать самые легкие и подходящие  решения.

-И на хрена тебе эти витамины це, зима-то уже кончилась. Нам, мужикам  витамин Ю. требуется. Оставь липисины на кассе, и на свободу с чистой совестью,- добродушно балагурил интеллигентного вида мужчина с прокуренными зубами и руками в наколках.
-Да не парьтесь вы с этими гнилушками, идите себе, куда спешили,- с сочувствием в грудном голосе посоветовала молодуха в очках.

Но сердобольные души никогда не задают тон в конфликтах и не делают погоды в очередях.
-Поналожат, чего получше, а пробивают, чего подешевше.
- Ишь, какие шибко умные все стали.
Хорошо еще, что зануда- покупатель не носил ни очков, ни шляпы, их бы ему точно не простили.

-Если  будете брать, тогда надо вызывать продавца из отдела,- подвела черту под стихией прений кассирша.
Геннадий Вадимович стиснул зубы и процедил,- будем брать, вызывайте.
-Тогда давайте пока за остальное расплатимся.

Обиженная жена осталась дома, подстраховать было некому, а телега с пакетами уже стояла за кассами. Бросать ее на произвол добрых покупателей было бы большой глупостью. Однажды у него увели продукты прямо из-под носа, пока платил за телефон и разбирался с вороватым терминалом, бесследно проглотившим лишнюю сотню.

Но тут его прорвало, три проверки на дорогах за месяц это было уже слишком
-Охраняйте телегу сами, платить не буду, пока не вернусь.
Пошлости Геннадий Вадимович не любил. Затевать бурю в стакане воды по ничтожному поводу было не в его правилах. Он  всегда старался быть сильным и великодушным, умел прощать и не мелочиться. 

Знакомый голос ласково шептал в правое ухо: - Хрен с ними, ошиблась девчонка, брось, не заводись, не обращай внимания на недоумков, возьми шинель, пошли домой.
Но в левое уха подзуживали: - Мочить в сортире апельсины бочками. Спускать нельзя, уже ведь на голову гадят, вываливают дерьмо прямо на темечко, не отходя от кассы. Мы выбираем бой!

Из отдела пришел  мужичок в синем халате. «Вылитый Федул из «Афонии», только с усами»- подумал Геннадий Вадимович. Федул авторитетно подтвердил, что апельсины отборные, но в то же время миролюбиво рассудил:
-Не на ту кнопку  нажал, с кем не бывает,- он поднял руку и, как бы рассматривая тыльную строну  ладони,  добавил,- с похмела. Синий халат подкинул свежую  версию,  тянувшую на удобную лазейку для отступления.


Возможность отделаться гуманной амнистией, однако,  не успокоила настырного покупателя, а только раззадорила и даже взбесила. Схватив фруктоватого адвоката за шкварник, он поволок его  в отдел на очную ставку с апельсинами.
Ничего из категории отборного, естественно, там за это время  не выросло. Но тут, не выдержав  накала страстей,  порвался  пакет, и цитрусы раскатились по полу. Катящиеся врассыпную померанцевые плоды  - зрелище местами красивое.

В мозгу у Геннадия Вадимовича ассоциативно прокрутился кусок кинопленки из фильма «Тегеран сорок три». На набережной Сены красиво умирал  Ален Делон в роли комиссара Фоша, а на спуске, подпрыгивая теннисными мячиками, катились к воде оранжевые апельсины.
В пояснице Геннадий Вадимович  гнулся плохо. Говорят, болезнь гордой спины случается от лени бить поклоны на молитве. Федул, ползая по полу, собирал цитрусы.

Мгновенный стыд за мимолетную злую радость подступил  к горлу, но Геннадий Вадимович с хрустом наступил ему на кадык, и, развивая успех, потребовал заведующую секцией. Федул пошел в несознанку, но потом сообразил свалить за заведующей  в лабиринт подсобных помещений. Маневр Федула Геннадий Вадимович раскусил  минут через двадцать. Опустошенный и злой, он направился к стойке сервиса обходным путем, через другую кассу.

Тяжелое упрямство разбудило в нем бессознательно дремавшие гены далеких предков от невежливых неандертальцев до самых агрессивных динозавров.  Впрочем, симулятивная демонстрация  хамоватого нахрапа оказалась, куда эффективнее  прежних попыток закосить под  интеллигента. Тут же нарисовалась добрая, она же завсекцией,  фея,  дама,  приятная во всех местах сразу, и вопрос урегулировался в досудебном порядке по обоюдному согласию сторон.

Целлулоидное личико из кассы куда-то слиняло, похоже, в тот же лабиринт, где до того исчез синий халат Федула.  Реально отборные апельсины по цене завалященских честному покупателю принесли в новом пакете.  Он еще немного подумал, было добить торговую гидру, отказаться от взятки и накатать вдогонку телегу в книге жалоб и предложений. Но напряжение уже спало, он разом обмяк и как-то заленился.

Вечером трудного дня, когда  Геннадий Вадимович и Вилетта Кимовна помирились, она все же  ласково ему попеняла.
-Вот видишь, а был бы одет, как человек, никто бы тебя не заподозрил. Я в торговле всю жизнь отработала. Ты же в этом деле ничего не пендришь. Несут так, что только держись. Давай, мы тебе лучше новый костюм купим.

На другой день муж с женой в лавку к Версаче не поехали - ведь эти модные портняжки  шьют не на солидную публику, а на каких-то живодристиков. Зато в отделе тканей она присмотрела  шикарный отрез из остатка. Теперь дело оставалось за малым - найти закройщика и пошить двойку.

А пока Геннадий Вадимович  пользовался временной передышкой и не затягивал на шее удавку галстука. В машине он продолжал  донашивать джинсы и слаксы, но в гости и по магазинам с женой выбирался в брюках.


Рецензии
Авантюрно - озорной взгляд на "спектакль торговой нашей жизни" даже необходим подчас! И действительно, столько психологических тонкостей обнаружишь! и с переодеванием и с точной реакцией не соскучишься... Короче, на многие вещи в нашей непростой жизни надо смотреть с улыбкой и нюансом интриги))

Татьяна Летнева   25.02.2011 18:28     Заявить о нарушении
Тут интрига такая заворачивается, что нюансами, пожалуй, что и не отделаешься. И что характерно, чем дальше, тем итрижестей...или правельней сказать интриганестей? А там уж, как говорится, совсем без полутонов, актеры сбросят маски и театр санет жизнью...Впрочем, есть ли жизнь на марсе науке доподлинно неизвестно))).

Виталий Бондарь   26.02.2011 12:04   Заявить о нарушении
Завидую тем, кто знает или думает, что знает! что жизнь нам приготовит!Такие удивительные "очепятки" подсознания... "всё итрижестей...или ... интриганестей?")) "А там (интересно, где там?) уж, как говорится, совсем без полутонов, актеры сбросят маски и театр санет (В смысле СОНЕТ в жизни?)) или жизнью...Впрочем, есть ли жизнь на марсе науке доподлинно неизвестно)))". Как вы меня, Виталий, разулыбали!

Татьяна Летнева   26.02.2011 15:35   Заявить о нарушении
Я, конечно, не Павлик Глоба, я только учусь, но, с другой стороны, куда же без прогноза в нашей жизни? А хоть метео взять... Пальцем в небо по большей части, но уж, если попадут, то только раскрывай зонтик))) И конечно, улыбайтесь, Татьяна, ничто так не красит женщину, как улыбка.

Виталий Бондарь   26.02.2011 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.