Проза. Ру как предчувствие. Метатекстуализм

На излете классической литературы возник модерн. Его главным признаком стал интертекст.
На излете модерна возник постмодерн, отдавший предпочтение гипертексту.
Что дальше?

С одной стороны, мы развиваемся. Наша способность к восприятию информации многократно возросла, равно как и наша потребность в ней. Однако, с другой стороны, субъективное время бежит все стремительнее, и его катастрофически не хватает на то, чтобы все эти объемы информации переварить – проанализировать и сопоставить. Выход найден и уже давно: метатекст.

Метатекст – это вспомогательный текст, назначение которого – разъяснение и конкретизация основного текста, а так же установление связей с другими частями текста или с внешними текстами. Простейший пример – сноски. Но есть и более сложные варианты реализации метатекста: комментарии мелким шрифтом в теле текста, замечания на полях, примечания в конце книги, предисловия и послесловия, отдельные книги комментариев, веб-страницы и веб-сайты посвященные текстам, металенты и так далее. В отличие от гипертекста, метатекст всегда вторичен по отношению к основному, но без метатекста уже просто невозможно обойтись.

Как и любое явление, метатекст обречен превратиться из утилитарного способа организации информации в глобализированный авторский прием, который станет отличительной чертой грядущей новой литературы. Всемирная сеть, уже довлеющая над бумажной литературой, постепенно индуцирует в писательском сознании идею художественного метатекста как неотъемлемой составляющей любого произведения. Метатекст эволюционирует от простого объясняющего комментария к форме параллельной реальности текста, в которой информационные и сюжетные слои могут получать совершенно уникальное художественное преломление. Метатекст, таким образом, станет дополнительным полем действия, где идеи основного текста будут не столько проясняться, сколько обретать иную жизнь.

Примером новой литературы, как это ни парадоксально, можно назвать сайт Проза.ру. Это эпос, представляющий собой интерактивный текст в тексте (произведения авторов в оболочке кода, правил и интерфейса сайта), наполненный действием (от движения заголовков по первой странице и рейтингам до реальных столкновений, битв и любовных треугольников авторов сайта) и сопровождающийся метатекстом рецензий и комментариев, причем именно в них – в комментариях – часто и происходят основные события этой эпопеи. Вот она, модель литературы будущего – гигантский копошащийся организм, поглощающий творческие усилия и рождающий подобие реальной жизни.

Б.К.   


Рецензии
Фантастика!
Уважаемый Беспощадный Критик!
Вы изящно и глобально сформулировали тот феномен, которым стал портал прозаточкару.
Именно стал, превратился, благодаря своим правилам, интерфейсу и самому способу автопубликаций и пёстрому энтузиазму "сочинителей".
Всё это я и ощутил на собственной "писательской" коже.
И термин "метатекст" - ну прямо сильно ко двору.
Позвольте выразить своё восхищение Вашей статьёй!
Наверное это самое интересное, что я читал в последнее время
(кроме попытки в который раз дочитать книгу "похождений" Леопольда Блума)

По поводу метатекста.
"Балуясь" метатекстами, я всё не мог понять, почему лично для меня такая реальность текста кажется оптимальной. Сначала смущался, а потом разрешил себе сделать это "законом".
И вот читаю у вас это исследование и восхищаюсь проза.рливостью )))
В самом деле восхищаюсь. так, скаламбурилось невзначай.
С уважением, всех благ!
И спасибо!
А С

Андрей Севбо   11.01.2023 22:53     Заявить о нарушении
Андрей, спасибо!
Метатекстуальность сетевых литературных ресурсов - действительно интересная тема.
Думаю, что в недалеком будущем это точно станет предметом серьезных междисциплинарных исследований.

Всего,

Беспощадный Критик   15.01.2023 23:00   Заявить о нарушении
То есть, вы уверены, что это массовое явление?
Я не встречал.
Может не так много просматривал.
Некоторорое время, пока не наткнулся на Вагу статью про метатекст, я вообще полагал, что открыл такую новую для себе территорию. Прмимо шкатулочной композиции, можно существовать в этаком многослойном пироге. И, каким то образом. Создается квазиреальность.

Андрей Севбо   16.01.2023 02:57   Заявить о нарушении
Массовое явление? Хм.
Это уже не столько явление, сколько специфика бытования литературного процесса:)
Творчество все больше перемещается из области профессионального (в смысле - осуществляемого как профессиональная деятельность) в область публичного (в смысле выставляемого напоказ). Разница в том, что профессиональное творчество гораздо менее зависимо от метатекста (оно скорее порождает метатекст, чем реагирует на него), в то время как публичное творчество (вроде блогов, инстаграмов, тиктоков и литературных сайтов) неотделимо от метатекста, следует метатексту и направлено на генерацию метатекста прежде всего.
Так что да, в каком-то смысле это уже не столько массовое явление, сколько устоявшаяся форма современной культуры создаия и потребления контента.

Беспощадный Критик   18.01.2023 21:15   Заявить о нарушении
Извините, уточняющая цитата из Вашей статьи:

"Метатекст – это вспомогательный текст, назначение которого – разъяснение и конкретизация основного текста, а так же установление связей с другими частями текста или с внешними текстами. Простейший пример – сноски. Но есть и более сложные варианты реализации метатекста: комментарии мелким шрифтом в теле текста, замечания на полях, примечания в конце книги, предисловия и послесловия, отдельные книги комментариев, веб-страницы и веб-сайты посвященные текстам, металенты и так далее. В отличие от гипертекста, метатекст всегда вторичен по отношению к основному, но без метатекста уже просто невозможно обойтись."

Вот это, всё выше перечисленное Вами, является массовым контентом?
(сама формулировка мне очень нравится и кажется безукоризненной)

Я правильно понял?
Похоже, я подотстал от главных трендов.
Правда, не встречал. Точно такой метод "метатекста" вошел в широкие массы?
А где посмотреть?

С уважением А С

Андрей Севбо   18.01.2023 22:51   Заявить о нарушении
Андрей, вы внимательно читали статью? Ответ у вас перед глазами.

Мы с вами сейчас создаем метатекст к статье, написанной 12 лет назад. Видите? Сам текст давно бы забылся, но метатекст до сих пор в процессе генерации, засчет чего сама стятья продолжает развиваться и обогащаться смыслами. И это только один микроскопический пример на сайте с 10 миллионами текстов. А сам сайт - только микроскопический пример в сети с 10 миллионами сайтов.

Метатекст стал массовым явлением благодаря Интернету, и прежде всего вследствии беллетризации жанра дневниковых записей в форме блогов и живых журналов. Именно блоги, а также любительские литературные сайты, сделали метатекст не только частью литературы, но и важной частью литературного процесса в целом. Многие литературные феномены последних лет - результат влияния метатекста (публичного обсуждения в сети) на издательскую и продюссерскую политику.
Например, Цыпкин. Человек просто писал блог в фейсбуке, но реакция подписчиков привела к тому, что блог адаптировали в цикл рассказов и издали на бумаге, озвучили в аудикнижку и сняли сериал. Интересно тут то, что метатекстом в данном случе являются не только посты подписчиков в фейсбуке и всякая критика в журналах и сетевых ресурсах, но и бумажная книжка, и телеадаптация. И, конечно же, это лишь один пример из многих.

Еще пример: фанфики. Это целый жанр, генерирующий метатексты разного уровня.

Или вот наш спор с Киппер. Он демонстрирует тенденцию к чтению метатекста вместо текста. Это правда так - мы все чаще читаем не сам текст, а текст о тексте. Поэтому можем с абсолютной уверенностью назвать Быкова бездарностью, не прочитав ни одной его книги и не послушав ни одной его лекции.

Метатекст везде. Он доминирует над текстом. Такова нынешняя реальность.

Всего,

Беспощадный Критик   19.01.2023 12:41   Заявить о нарушении
ММММММММММММММММММММ!
Я понял!
Блеск!
Конечно!
Спасибо.
Как закоренелый эгоист, я думал только о себе.
Прочитал:
"Метатекст – это вспомогательный текст, назначение которого – разъяснение и конкретизация основного текста, а так же установление связей с другими частями текста или с внешними текстами. Простейший пример – сноски".
Я 15 лет писал одну историю, урывками, разумеется.
И в ней именно основной текст+сноски- отступления превратились слоёный пирог.
И было безумно жаль "в монтаже" отрезать объём сносок. И я решил, что это такой формат. Извинился перед воображаемым читателем и разделил на 6 частей.

Вы пишите о метатексте.
И я подумал:
ура! Лариса, слово для тебя найдено! но стрелять в тебя не стану.

Позвольте привести в качестве примера:
http://proza.ru/2021/05/08/1833

(читать то не надо, это долго, но если на промотке)))))
С уважением, А С

Андрей Севбо   19.01.2023 21:18   Заявить о нарушении
Андрей,

я почитал первую часть где-то до середины. Впечатления двойственные.
С одной стороны, стиль безусловно хорош и вызывает настольгию по давно прочитаным текстам, по хорошим книгам хороших писателей (чудились мне Саша Соколов, Битов, кто-то еще, кого уже даже не вспомню). Но вот с другой стороны, в этой ностальгии как раз и загвоздка: все слишком знакомое, каждый оборот, каждый эвфемизм, каждый удачный троп как будто по лекалу, по давно выверенной схеме, а если нет - торчит белыми нитками, притянутый за уши и сиротливо дрожит на фоне общего великолепия (ну, не везде стиль выше заданной планки).

Вначале было ощущение, что буду читать все, но оно быстро прошло. Кроме стиля, вращающегося вокрук одних и тех же приемов, ничего особенного цепляющего в тексте не оказаось. Возможно, в бумажной версии, после кровавой доработки и беспощадной вычитки, читать это и было бы истинным наслаждением (в бумаге есть особая магия), но с экрана - увы, утомительно. Был бы сюжет (я нашел лишь осколки всяких Лолит и прочих всемирных историй) - я бы может и провалился бы в чтение, однако сюжет тут в основном филологический, нежели событийный, а это уже - прошлый век, как ни жаль.

Теперь про метатекст. Да, метатекст определенно есть. Сноски как таковые - это самая распространенная и тривиальная форма метатекста, которая давно уже расщепилась на две основные формы - издательские сноски (обезличенные) и авторские (текст в тексте, занятый не столько прояснением факта, предполагаемого априори непонятным читателю, сколько игрой (или, точнее, заигрыванием) с читателем. У вас это совсем неплохо получилось, поэтому - да, ваш роман можно вполне считать демонстрацией возможностей метатекста. Одной из.

Как-то так.

Всего,

Беспощадный Критик   25.01.2023 02:03   Заявить о нарушении
===========================================
Спасибо, уважаемый Беспощадный Критик!
- Ну а что ты хотел, - спрашиваю я сам себя, - от самого, от Беспощадного?
- Я хотел, чтобы погладили по голове.
- Ты ошибся кабинетом, дорогой!
- Я ошибся. Да, ошибся дверью.
(выстрел из револьвера)

Поскольку я не писатель, то все, что вы произнесли - точно соответствует действительному.
Разумеется, это игра в писателя.
Я играю в неё с детства. Но ничего не писал, кроме поздравлений с днём рождения.
Сравнительно недавно, пользуясь всеобщей безнаказанностью, стал пользоваться кнопками с буквами и главной виртуальной кнопкой "опубликовать".
На Вашу Беспощадную критику я могу ответить только благодарностью.
Спасибо, что прочитали то, что прочитали.
Я-то понимаю, что это не литература. Мне казалось, что это ясно с первых же строк. Что это игра в литературу, потому весь текст и состоит из заимствований, отсылок, скрытых и явных цитат.
Так он так из них и состоит! Главный герой отлично «понимает», что он никакой не главный, и вообще не герой, а типа манекена для краштестов, которому дали незамысловатое имя Павел Иванович. Это как школьное сочинение, где желая блеснуть перед Марьей Ивановной эрудицией и резвостью шарикового пера, ученик применяет всё, чего успел нахвататься.
Уважаемый Беспощадный! Господин Критик! Вы же не разругали жалкого пьянчугу автора, который слова своего праведного не имеет сказать в пух-прах.
Вы его восхвалили до небес с высоты своего выдающегося IQ (ну правда).
Спасибо. Там же весь текст состоит из самых разных знаков культуры, школьной литературы, учебников химии, физики и популярных фильмов.
Я понимаю, что с этим есть перебор.
Но, поскольку я получал от этого удовольствие, то полагал, что читатель моментально поймет, что это просто игра такая, и либо включится в неё и тоже получит немного удовольствия , либо выключится, уйдёт и забудет.
Спасибо, что прочитали.
Кстати, сюжет тоже есть.
Поворотные точки один, два и тд – не только одна затянувшаяся до звонка экспозиция.
Я бы не предлагал Вашему вниманию, но меня заинтересовала Ваша статья в самом шипоком смысле.
Я, честно, не читал по этому поводу ничего интереснее, к тому же у вас есть умение доводит свою мысль до блеска Беспощадной ясности.

А против критики я был, в известной степени, застрахован.
Так как прочитал в мета-тайниках мета-переписки с одним автором, который в ожидании того, что Вы погладите его по голове с высоты своего IQ, приглашал Вас на свою страничечку.

Ваш ответ меня впечатлил.
Я не поленился слетать на страничечку этого автора и понял глубину Вашего гуманизма.
Автор остался жив.
Это было очень мило.

Спасибо уважаемый БП!
Всех Вам благ!
Рад знакомству!
АС
PS
Ну конечно, я как та самая Татьяна, в предрассветном сне вопрошал, причмокивая нижней губой о верхнюю:
- Бузыкин, может я бездарная?

Вы очень меня повеселили.
Спасибо! Надеюсь, я вас тоже, чуть-чуть.
Ещё раз, всех благ

Андрей Севбо   25.01.2023 17:56   Заявить о нарушении
PS|PS
Вы не против, если попробую разместить Вашу статью у себя, под самим текстом?
Чтобы метатекстуальность - так и в полный рост.
А то такую блестящую статью и читаю я один.
Впрочем, у меня её тоже прочитает скорее всего только редакторский бот. Если он существует.

Андрей Севбо   25.01.2023 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.