Человек - как вопрос планетарной жизни

                Посвящается Ольге Анцуповой   
                Чловек – как вопрос планетарной жизни.
               
       Эта проблема стояла перед людьми всегда. Но сегодня особенно актуальна. Когда свободу дают всем, один естественно становится ограничением и опасностью другому. Чтобы не подвергнуться общей аннигиляции, нужно понять, что же такое есть  человек. В самом деле: ЧТО ОН ЕСТЬ?
       Увы, это не совокупность души и тела, как говорил Платон. Это – противоречивое единство СПОСОБНОСТЕЙ и ПОТРЕБНОСТЕЙ, как сказал Маркс.
       Откуда эта противоречивость? Естественно, от природы. Любая биологическая особь, будь то микроб, растение или животное, имеют ее в себе в зачаточной форме как ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАТКИ и ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, развивающееся соответствие между которыми является залогом ее выживаемости и совершенствования вида в целом. В межвидовой борьбе один обязательно охотится на других и сам становится жертвой третьих. Самосохранение за счет поедания других – закон биологического уровня жизни.
       Встает, однако, вопрос, а откуда это противоречие в живой природе. Естественно, из неживой материи, из которой она происходит. Помните по физике: сколько в одном месте убудет, столько же в другом прибавится /Ломоносов, Лавуазье/. Как в микро, так и макромире. Ни одна частица или система частиц и тел не образуются иначе, как через употребление других частиц, тел или их систем. Всякий процесс развития движется в противоположности "созидания" и "потребления", где одно выступает обратной стороной другого. Круговорот веществ в мире есть выражение их единства.
       Созидание и потребление,таким образом, это – всеобщий закон мироздания, переходов одного в другое, трансформаций, превращений. И человек является концентрированным носителем этого сквозного, стержневого противоречия всей материи, будучи /именно он, а не бог/ вершиной в ее пирамиде. Но, соответственно, в наиболее развитой и конфликтной форме в виду того, что созидание и потребление предстают у него в крайней обособленности и антагонистичности, в силу наивысшей целевой противоположности начал.
       Вопрос в связи с этим заключается в том, какая из сторон является ведущей в жизни отдельного человека, общества, всего человечества и как с этим управляться.
       Люди в соответствии с превалированием одного из начал делятся на созидателей и потребителей. Отдельному человеку, чтобы не умереть, нужно потреблять. Обществу, человечеству, чтобы сохраниться как социальному виду материи, нужно созидать. Но беда в том, что целевая направленность человека и общества могут не совпадать. И люди с превышающей нацеленностью на потребление подчиняют общественное производство своим интересам и господствуют над трудящимися, созидателями. Вся писаная история тому подтверждение.
       Социалистическая революция в России попыталась было исправить это. Но потребители вновь вернули все на круги своя. Либеральный откат нашей страны с неимоверной скоростью и в полном объеме продемонстрировал то, на что человечеству понадобилась вся писаная история. Рабство, феодализм, капитализм в сжатом виде, как в ускоренной съемке, промелькнули у нас перед глазами. Огромное множество людей вновь живут впроголодь, другие грязнут в потребительском разврате. А полиция и армия охраняют этот порядок, кормясь от общества, ничего не прибавляя ему взамен.
       Так уверенной поступью мы движемся в пропасть. Господство потребителей, под прикрытием не ведающей истины власти, показывает образцы глумливого шабаша во всех областях человеческой и общественной жизни. Необходимо остановить это и установить как закон: каждому – по труду. Иначе гибель общества и всего человечества неотвратимы.


Рецензии
Здравствуйте, Марк! Я потрясён сжатостью и точностью Вашего произведения.Согласен абсолютно, но, к сожалению, как, пусть, и не признанный, но поэт, вынужден заметить, что толпа слепа. Как была слепа, так слепой, и осталась вместе со своими кумирами. На мой взгляд социальное слишком сильно граничит биологическим. Оттого, и не может с ним окончательно порвать, как идущее после него, социального, ПСИХИЧЕСКОЕ. Только на этом "неоантропическом" уровне развития жизни мы сможем противостоять стихии, если не совсем, то вполне. Именно поэтому я отношу "диффузников" к одному роду не до конца одушевлённых организмов наряду с "суггесторами" и "суперанималами",пусть даже представители каждого из указанных "видов" в чём-то умнее и талантливее меня...
С неиссякаемым уважением и признательностью, Мстислав -

P.S. Мне интересно Ваше мнение: http://proza.ru/2013/08/29/815 и http://proza.ru/2013/05/20/1365

Клонсмен   30.08.2013 10:38     Заявить о нарушении
БМВ: "Социальное сильно граничит с биологическим". Более того, оно является его продолжением. Пока не самоосознается в своей позитивности.

Марк Бойков   01.07.2018 11:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.