Почему не решается проблема?
Межгосударственного Союза российских немцев
по решению их проблемы
Главная цель российских немцев (немцев бывшего СССР) - сохраниться как один из российских народов. Пути достижения этой цели они видят в восстановлении их государственности, создании национальных округов, районов, сельских советов, в удовлетворении национальных запросов немцев, проживающих вне национально-территориальных образований.
Необходимость решения проблемы российских немцев диктуется по меньшей мере экономическими интересами России: потери от эмиграции немцев составляют в сегодняшних ценах около 60 млрд. руб. в год. Нерешение проблемы осложняет также сотрудничество с Германией, исключает ее потенциальную помощь в этом вопросе, способную значительно улучшить положение в ряде регионов России.
Почему не решается проблема российских немцев?
Основные причины видятся следующие.
1. Нестабильность политической ситуации, вызванная процессом демократизации, распадом СССР, суверенизацией регионов, и отсюда - сосредоточенность политических сил на борьбе за власть.
2. Выключенность из процесса решения проблемы основных сил, которые должны и могут ее решить: стратегические экономические, политические интересы России; трудовой, интеллектуальный, культурный потенциал двух миллионов российских немцев; потенциал экономической, культурной помощи со стороны Германии. Проблемой занимаются, причем эпизодически, лишь ряд должностных лиц разного уровня. Одна из причин этого - противоречие между долгосрочным характером проблемы, связанных с нею государственных интересов России - и краткосрочным характером интересов и полномочий должностных лиц, обязанных ее решать.
3. Экономические трудности России, острота которых отодвигает в тень наиболее рентабельную ее проблему - проблему российских немцев.
4. Старые подходы к решению национальных проблем: как раньше экономические, так до сих пор национальные проблемы стремятся решить централизованно, что в сегодняшних условиях уже неэффективно.
5. Опасения, в т.ч. и среди высшего уровня должностных лиц, что восстановление государственности российских немцев может создать угрозу России на будущее (неизжитый синдром "пятой колонны").
6. Неприятие рядом должностных лиц, от которых зависит решение проблемы российских немцев, идеи создания национально-территориальных образований вообще. (В основном это характерно для тех, кто пришел из науки; они механически переносят зарубежный опыт решения национального вопроса на совершенно иную по анамнезу национальную проблему в России).
7. Групповые и личные интересы представителей местных структур власти и управления в ряде регионов, которые боятся снижения своего социального статуса при создании немецких национально-территориальных образований.
8. Отсутствие научно проработанной, реалистичной, учитывающей сложную, постоянно меняющуюся реальность, программы решения проблемы российских немцев.
9. Выдвижение заведомо неосуществимых требований лидерами одного из движений российских немцев - общества "Возрождение" и сформированного им "Межгосударственного совета по реабилитации российских немцев" - о немедленном восстановлении бывшей АССР немцев Поволжья, и только в прежних границах.
10. Неоднократные заявления этого же движения о массовом выезде российских немцев, что ставило под вопрос саму необходимость восстановления их государственности.
11. Отсутствие до недавних пор сильного конструктивного движения у российских немцев.
Как видим, причин нерешения проблемы, и достаточно серьезных, много. Можно ли, тем не менее, решить ее? Полагаем, да. Потому что большинство причин - устранимо. Требуются только некоторые новые подходы к проблеме.
Во-первых, надо осуществить разгосударствление национальной политики, что предполагает на уровне центральной власти ограничиться выражением согласия с основными целями народа и осуществить необходимое правовое обеспечение решения его вопроса. Разработку же программы и ее реализацию делегировать самому народу, что позволит задействовать самую мощную, самую компетентную, самую заинтересованную движущую силу, и конкретным регионам, социально-экономическое развитие которых при поддержке государства выражает стратегические интересы России (т.е. будет подключена еще одна мощная движущая сила).
Эти реальные шаги в направлении решения проблемы разморозят и потенциальную помощь Германии. Таким образом, будут задействованы все три движущие силы и отключены кабинетные структуры, удерживающие проблему в стадии чиновничьих дискуссий.
Во-вторых, не следует сводить проблему лишь к восстановлению республики на Волге и блокировать всё остальное только потому, что республика на Волге не может быть сразу восстановлена. Нужно (и сегодня можно) разработать и реализовать другие аспекты проблемы: создание компактных поселений в регионах, куда могут или готовы будут переехать российские немцы: Центральная Россия, Ленинградская, Калининградская, Псковская, Тверская области.
В-третьих, решение немецкой проблемы сегодня эффективнее всего увязать с решением стратегических экономических проблем как России в целом, так и отдельных её регионов. Например, создание компактных поселений немцев в указанных выше регионах, развитие там фермерских хозяйств, переработки сельхозпродукции могло бы возродить обезлюдевшие села, во много раз увеличить отдачу земли, решить продовольственную проблему для европейской части России, Москвы и Санкт-Петербурга, снизить в значительной мере, если не исключить вообще, импорт продовольствия.
В-четвертых, должна быть подготовлена научно проработанная комплексная программа решения немецкой проблемы - по регионам, по отраслям, по годам, по источникам финансирования, - с учетом необходимости как национально-территориальной, так и культурной автономии.
В-пятых, должен быть создан эффективный механизм решения немецкой проблемы на трех уровнях:
- департамент по проблемам российских немцев (представительско-управленческая структура);
- холдинговая компания, (система банков, научных и коммерческих структур);
- система национального самоуправления, включающая в себя немецкие национально-территориальные образования (сельсоветы, районы, округа, республику), землячества, общественные организации, учреждения культуры, образования, коммерческие структуры, представительные и исполнительные органы на всех уровнях.
В качестве источников финансирования в решении немецкой проблемы могут рассматриваться:
собственные средства российских немцев (от реализации недвижимости и ее страхования в странах СНГ, коммерческой, предпринимательской деятельности);
освобождение от налогов и предоставление льгот на период до создания немцам равных стартовых условий с другими народами России (наличие жилого фонда, экономической, социальной, культурной инфраструктуры);
субсидии из госбюджета (их высокая рентабельность гарантируется как предотвращением потерь от эмиграции, так и быстрой окупаемостью при решении наиболее острой на ближайшие годы проблемы – продовольственной);
выплата материальной компенсации, положенной немцам согласно Закону «О реабилитации репрессированных народов» (компенсацию целесообразно выплатить не каждому индивидуально, а народу в целом);
выплаты от других стран СНГ, из которых немцы вынуждены будут переехать в Россию;
субсидии по программе "Миграция";
кредиты;
инвестиции из других стран, в т.ч. из Германии.
Полагаем, что реализация высказанных предложений позволит в значительной степени освободить центральную власть от необходимости заниматься всем комплексом аспектов проблемы; исключит воздействие на ход ее решения групповых и личных интересов местных чиновников; позволит подключить к решению проблемы интересы местного населения, что исключит возможность манипулирования им, как в Поволжье; позволит задействовать основные движущие силы, способные эффективно и компетентно, в общих интересах местного населения, российских немцев и России, решить проблему; в результате может быть получен опыт, необходимый для развязывания всего клубка проблем репрессированных народов.
Межгосударственный Союз российских немцев, который объединяет, в отличие от "Возрождения", немцев, не желающих эмигрировать и связывающих свое будущее с Россией, уже работает над решением ряда вышеназванных задач, в т.ч. над комплексной программой решения проблемы российских немцев вообще. В случае одобрения в принципе данной концепции Союз готов представить конкретные предложения по ее практической реализации.
Председатель
Межгосударственного Союза
российских немцев Г.Вормсбехер
5 июля 1992 г.
Свидетельство о публикации №211022100255