От политдискуссий к практическим решениям
Проблемы немцев СНГ:
От политических дискуссий к практическим решениям
(Доклад на I Конгрессе Союза немцев СССР, г. Москва, 29 мая 1992 г.)
Уважаемые делегаты и гости Конгресса!
Ситуация, в которой оказался сегодня наш народ, вызывает всё большую тревогу за его будущее. У многих возникает вопрос: А есть ли оно еще у нас? И если есть, то где путь к нему? Что нужно сделать сегодня, завтра? И стоит ли еще что-то делать?
Тревога вполне обоснованная. Положение действительно сложное. Однако наша история показывает, что российские немцы находили выход из самых трудных ситуаций. Потому что никогда не полагались на кого-то, а рассчитывали только на свою голову, на свои руки, на свое умение. И никогда не кричали на весь мир о том, как им трудно, а сообща подумав, сообща брались за дело, звучно выразив свои эмоции универсальным "Gewitterdonnerwetter!"
Учитывая, что мы уже не раз выразили свои эмоции, и не только в этой сдержанной национальной метеорологической форме, предлагаю сразу перейти к следующей стадии и вместе подумать, что и как нам сегодня делать?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала поближе рассмотреть ситуацию, в которой находимся. Но прежде хотелось бы договориться о том, как мы будем себя называть. "Советские немцы", "немцы СССР"- устарело, "немцы СНГ" - душа не принимает. Поэтому предлагаю вернуться к названию "российские немцы". Оно исторически обусловлено: все наши предки приглашались в Россию, мы были одним из российских народов, в другие края мы попали уже из России. То есть, под российскими немцами мы будем подразумевать всех немцев бывшего СССР, состоящих сегодня из немцев России, Казахстана, Киргизии, Украины и других.
Итак, какова же ситуация, в которой находятся сегодня российские немцы?
За год, прошедший со времени образования нашего Союза, она изменилась во многом. Изменения произошли и в лучшую сторону, и в худшую.
Главные положительные перемены - принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», который предусматривает восстановление и нашей республики; созданы немецкие национальные районы на Алтае и в Омской области; достигнута договоренность между Рос¬сией и Германией о восстановлении нашей государственности; издан Указ об образовании национального округа в Волгоградской области и района в Саратовской в качестве первого этапа восста¬новления республики. Всё это создает определенную правовую, и не только правовую, базу для решения ряда наших вопросов.
Значительным событием стало приглашение на Украину 400 ты¬сяч российских немцев. Национальные районы и самоуправление обещает своим немцам Кыргызстан. Это вызывает чувство приз¬нательности народам и руководству этих суверенных государств.
Российские немцы получили также приглашения от ряда регио¬нов России переехать к ним, но пока без гарантий компактного поселения.
За прошедший год создан ряд комиссий и других органов по проблемам российских немцев: Межправительственная Российско-Германская комиссия, Правительственная комиссия Российской Федерации, Управление в составе Госкомнаца России, Оргкомитет для рассмотрения вопросов, связанных с образованием на Волге национального района и округа.
Как видим, за год в нашем вопросе сделано больше, чем за все предыдущие 50 лет. Если учесть, что в подготовке и пробивании практически всех этих решений наш Союз немцев принимал самое активное участие, являясь иногда их единственной движущей силой, то можно сделать вывод, что мы и сегодня кое-что можем сделать
Но не будем обольщаться. За год произошло и немало такого, что усложнило, иногда очень, решение многих вопросов.
Так, распад СССР заставил начать всё практически заново на уровне России. Проблема немцев СССР теперь расчленена на ряд подпроблем: немцев России, Казахстана, Киргизии и т.д. Образо¬вание СНГ не компенсировало этих потерь; наоборот, еще более зафиксировало их.
Не был реализован, причем ни по одной из 13 его статей, Закон о реабилитации репрессированных народов, который должен был в основном быть выполнен к концу 1991 года.
Тяжелым ударом по нашим надеждам было заявление Президента России на Волге, содержание и тон которого мы до сих пор не в состоянии ни понять, ни объяснить.
Тотальное обнищание населения переводит многие вопросы, кроме пропитания, в разряд третьестепенных.
Межнациональные конфликты окрашивают в потенциально кровавые тона любой национальный вопрос.
Из ряда регионов началось вытеснение, наряду с другим, и немецкого населения.
Каждый, даже самый маленький, шаг вперед требует от нас между тем огромных усилий. Но даже если удастся продавить нужный Закон или Указ, это еще не означает, что они будут и выполняться.
Всё это не только осложняет решение вопросов, но и значительно смещает прежние приоритеты в нашей проблематике. Ситуация, что и говорить, нелегкая. Однако вывод отсюда для нас может быть только один: действовать еще активнее. Потому, что мы не хотим молча исчезнуть как народ. А насчет трудностей - старшее поколение знает: были у нас времена и потруднее, да мы не опускали рук. Кроме того, именно в трудной ситуации и видно, кто еще российский немец, так что проведем одновременно смотр наших сил.
2
Чтобы попытаться найти выход из сегодняшней ситуации, надо, видимо, сначала определить, а что нам вообще нужно? То есть, каковы наши цели?
В основу идеологии и практики Союза немцев заложен принцип: выступать в интересах всех российских немцев, независимо от того, где они проживали до войны, где они живут сейчас и хотят ли они поехать на Волгу, на Украину, в Германию или остаться там, где находятся сегодня. Исходя из этого принципа, мы определили и главную цель Союза, которая концентрирует в себе основные интересы практичес¬ки всех наших немцев. Это - возрождение и сохранение российских немцев как народа. Это наша стратегическая цель, цель-максимум. Есть, наряду с ней, и цель-минимум: остаться немцами.
Для достижения главной цели мы считаем необходимым:
первое - восстановление нашей национально-территориальной государственности в виде республики;
второе - образование национальных районов, округов и сель¬советов в местах сегодняшнего или будущего компактного проживания российских немцев;
и третье - удовлетворение национальных запросов немцев, проживающих за пределами немецких национально-территориальных образований.
Почему нам нужны республика и национальные районы? Потому, что возродить и сохранить народ в условиях, когда он живет распыленно на огромной территории, а теперь еще и в разных странах, практически невозможно. Нужно собрать людей опять вместе и дать им главное условие для национальной жизни - собственную территорию; без нее у нас национального будущего нет.
Мы добились двух национальных районов там, где немцы еще проживают компактно. Это позволяет сохранить два очага, где еще теплятся наши диалекты, обычаи и традиции. Но в этих районах проживает всего около 3 процентов от общего числа российских немцев. Естественно, они не смогут обеспечить возрождения и сохранения всего народа.
Вообще национальные районы, сколько бы их ни было, могут выполнять в основном лишь функции поддержания, сохранения того, что уже есть. А нам предстоит возродить утраченное и развить его. Этого национальные районы без помощи извне осуществить не смогут.
А такие вопросы, как вузовская подготовка кадров, разра¬ботка учебников для школ, издание литературы, развитие собствен¬ного телевидения, радио, театра - могут решаться лишь в республике. В ней должна собраться такая часть нашего народа, которая способна будет и противостоять процессу ассимиляции, и возродить, сохра¬нить, развить национальный менталитет для себя, и оказать необ¬ходимую поддержку национальным районам и немцам, проживающим рассредоточенно. Без республики национальные районы не выживут; без нее не будет политического, культурного, экономического, национального центра, который должен обеспечить наше национальное развитие, национальное будущее.
Очень сложной является задача удовлетворения национальных запросов немцев, проживающих вне национальных образований. Но она и очень важная: ведь большинство немцев будет и дальше жить за пределами республики и национальных районов, подвергаясь ассимиляции, и если мы это большинство как немцев потеряем, нам также вряд ли удастся сохраниться как народу.
Вот чем диктуется необходимость всех названных средств для достижения главной цели. Как видим, республика здесь - не самоцель, а лишь одно из средств достижения конечной цели. Еще более подчиненное значение имеет для нас место будущей республики: главная его функция - быть притягательным для достаточного количества немцев. Ведь если в республику переедет мало немцев и она не сможет выполнить своих функций, она нам практически ничего не даст.
Вторая наша цель: остаться немцами, стоит сегодня перед всеми нами. После восстановления республики и начала функциони¬рования национальных районов она останется актуальной в основном для тех, кто будет жить вне национальных образований.
В понятие "остаться немцами" может, однако, вкладываться разное содержание. Для одних - это остаться российскими немцами, для других - выехать в Германию и стать немцами Германии. Послед¬ний вариант мы пока не рассматриваем.
Сегодня у многих немцев, как у многих других людей в СНГ, возникла еще одна проблема, уже не национальная: просто физически выжить в условиях растущей нищеты, политической нестабильности и межнациональных конфликтов. В материальном плане тут можно бы еще что-то предпринять: помочь малоимущим, престарелым, трудармейцам, пенсионерам, боль¬ным и детям. А вот обеспечить переезд и обустройство людей из регионов межнациональных конфликтов - более сложная задача. Решить ее позволило бы восстановление республики, создание новых национальных районов, а также интенсивное жилищное строительство и создание рабочих мест в существующих национальных районах. Возможно, стоит внимательнее рассмотреть и инициативы регионов по приглашению российских немцев.
3.
Определив цели и пути их достижения, посмотрим теперь, какие же движущие силы задействованы в нашем вопросе?
Проблема российских немцев по своему значению выходит за пределы чисто национальной проблемы. Она одновременно и полити¬ческая, и - что еще важнее - серьезная экономическая проблема. Выходит она и за рамки чисто российской проблемы: она в значитель¬ной мере является проблемой и Казахстана, и Кыргызстана, и Ук¬раины, а также Германии. Рассмотрим их интересы и возможности, связанные с нашей проблемой, чтобы получить реальное представ¬ление о том, на какое их участие можно рассчитывать.
Главную роль в решении нашего вопроса, без сомнения, играет Россия. Мы - один из ее народов, с ней мы кровно связаны всей нашей более чем двухвековой историей, в России была наша рес¬публика, здесь проживает почти половина нашего народа, и Россия потеряет, наверное, больше всех, если лишится своих немцев. За последний год, как мы видели, в России сделано немало, однако, к сожалению, в основном в сфере выражения хороших намерений. До сих пор не видно четкой программы решения нашего вопроса. Закон о реабилитации репрессированных народов - то, что нам нужно, однако он не выполняется. Основную причину этого мы видим не в экономических трудностях - когда их не было?!- и не в сложной политической или межнациональной обстановке. Мы не ощущаем политической воли руководства России решить нашу проблему. Мы не видим серьезного, делового подхода к ней. Это всё больше воспринимается как следствие глубокого противоречия между страте¬гическим, долгосрочным, государственным характером нашей проблемы для России и временностью пребывания у власти тех, кто должен сегодня ее решить. При отсутствии необходимой преемственности в Правительстве было бы особенно важно, чтобы в нем нашлись люди, готовые сегодня работать на интересы России, выходящие по времени за рамки срока их властных полномочий. Тем более, что наша национальная проблема выглядит одновременно экономической проб¬лемой России. (В связи с этим заметим в скобках: может быть, ее следует и передать для решения в Министерство экономики? Там, возможно, с ней быстрей справятся?) Ее решение могло бы стать и долгожданным прецедентом, дать опыт, необходимый для развязывания клубка национальных проблем в России вообще.
Можно ли здесь что-то изменить? Полагаю, и можно, и нужно, причем кардинально.
Во-первых, совсем иначе, чем до сих пор, должны формироваться подходы и алгоритмы решения национальных вопросов. Законы и указы должны быть следствием не благих порывов, не митинговых заявлений и требований, не уступкой Германии ради экономически выгодного сотрудничества с ней, а результатом глубокой системной научной проработки проблемы. Только после такой проработки должны приниматься решения, выполнение которых уже фактически всесторонне подготовлено. Сегодня мы такой проработанности и подготовленности решений не видим.
Во-вторых, должна быть, на наш взгляд, создана достаточно мощная и дееспособная структура, которая в состоянии обеспечить осуществление всего комплекса мер, необходимых для реализации Закона о репрессированных народах, начиная от выработки конкрет¬ных программ до практического воплощения их в жизнь. Ни созданных комиссий, ни оргкомитетов, ни указов и законов недостаточно, если не будет эффективной структуры для их реализации.
В-третьих, мы полагаем, что регулярный и откровенный поли¬тический диалог Правительства и представителей российских нем¬цев, связывающих свое будущее не с выездом, а с Россией, мог бы оказаться весьма, полезным обеим сторонам.
Таковы наши предложения России.
Второй по значению силой в решении нашего вопроса мог бы стать Казахстан: ведь в нем проживает больше немцев, чем в России. Однако рассчитывать на серьезное улучшение положения немцев там вряд ли возможно, хотя бы потому, что национально-территориальные образования для них там практически исключены. Более того, введение казахского языка в качестве государственно¬го и последующая в связи с этим коренизация управленческих струк¬тур неизбежно приведет к массовому вытеснению немцев из Казах-стана. Экономически это будет ему катастрофически невыгодно, однако распространенное сегодня повсюду понимание национальных интересов коренного народа, основанное на стремлении к моноэтничности, вряд ли и в Казахстане изменится так скоро и ради¬кально, что позволит избежать ему потери миллиона немцев. Тут многое зависит от Президента Казахстана, уже не раз демонстри¬ровавшего свою политическую дальновидность и умение руководство¬ваться перспективными интересами своей страны.
За неимением, т.о., второй силы в странах СНГ, ею стала Германия. Ее позиция на сегодня нам известна в такой формуле: "мы не против въезда российских немцев в Германию, дверь остается открытой, однако мы в первую очередь за то, чтобы российские немцы имели необходимые условия для нормального национального будущего на своей родине". И в создании таких условий Германия готова помогать и российским немцам, и России, и другим стра¬нам СНГ.
Однако тут Германия часто оказывается в странном положении. Потому что Россия вроде и хочет что-то сделать для нас, но - не делает. Когда же Германия пытается ей помочь, то раз за разом наталкивается, после визитных и переговорных улыбок, на неготовность эту помощь принять. В итоге получается такая кар¬тина:
в 1988-1989 гг., когда эйфория по поводу скорого восстанов¬ления немецкой республики на Волге была наивысшей, речь шла о готовности Германии выделить на это 16-20 миллиардов марок;
в 1991 г., после длительного "мертвого сезона", сумма упала уже до 200 миллионов марок;
в этом году - до 100 миллионов марок;
а теперь эта сумма распределяется уже между Россией, Казахстаном и Кыргызстаном. Такова плата за бездействие.
Каково наше отношение к позиции Германии?
Мы признательны ей за то внимание, которое она в послед¬ние годы постоянно уделяла нашему вопросу. Мы признательны ей за практическую поддержку, которую она оказывает через обще¬ственную организацию VDA в вопросах изучения родного языка, открытия культурных центров, повышения квалификации кадров, и т.д. Мы с чувством благодарности увидели, как быстро отреагиро¬вала Германия на первые практические шаги России по созданию немецких национальных районов: экономическая помощь направлена туда весьма ощутимая.
Мы подчеркиваем и трезвость, реалистичность политики Гер¬мании в нашем вопросе, ее полностью совпадающий с нашим принцип действовать в интересах не только российских немцев, а и в интересах всего населения региона, где живут немцы, в интересах России.
Однако у нас есть и пожелания к Германии. Хотелось бы, чтобы там очередное подписание очередной бумаги не выводило никого за пределы нордической сдержанности, ибо в нашей стране подписание документа совсем не означает, что он будет и выполнен.
Хотелось бы, чтобы больше людей там имело реалистическое представление о том, что здесь происходит, и что здесь осуществи¬мо, а что неосуществимо.
Было бы также, на наш взгляд, правильней, чтобы проблема немцев, остающихся здесь, пореже обсуждалась с теми представи¬телями российских немцев, которые ходят в борцах за республику, имея уже в кармане разрешение на выезд, ибо политик, внутренне расставшийся со своим народом и страной, теряет и чувство ответ¬ственности за них.
И последнее: не нужно переоценивать значение периодически устраиваемого некоторыми нашими лидерами шума, громких митингов, даже в виде чрезвычайных и внеочередных съездов, а также ульти¬матумов и разных мораториев - в России к этому уже привыкли; здесь тоже больше ценят практические дела.
В связи с тем, что на Украине и в Киргизии проживает сравни¬тельно мало немецкого населения, их значение в решении нашего вопроса достаточно локальное. Но мы можем быть признательны обеим этим странам за их инициативы и за заботу о своем немецком населении.
Основной движущей силой в решении проблемы российских немцев остаются, однако, они сами. Они находятся в очень разных ситуациях. Одни живут уже в национальных районах, имея шансы скоро увидеть долгожданные перемены; другие еще только надеются, что у них будет создан национальный район; третьи рассеяны в городах, где почти не встречаются с другими немцами; четвертым предстоит срочно бросить дом и все хозяйство, чтобы спасти семью; а пятые, заполнив антраг, ждут разрешения на выезд, не зная, получат ли они его через полгода, через несколько лет или не получат вообще. Но одно у всех немцев общее: все они пришли к выводу, что так дальше нельзя, и что в любом случае надо что-то делать. Эта энергия несогласия с сегодняшним своим положением и должна быть направлена на его изменение.
Подводя итоги рассмотрению движущих сил, можно, видимо, отметить, что за решение нашей проблемы - стратегические, долго¬срочные, государственные интересы России, других стран СНГ, регионов будущих национально-территориальных образований рос¬сийских немцев, интересы Германии и самих российских немцев. А против - сегодняшние экономические и политические трудности в странах СНГ, диктат конъюнктуры в работе должностных лиц на разных уровнях и недостаточная информированность населения на местах. Можно бы спокойно ждать, зная, что время в этом плане работает на нас, однако ждать уже нельзя, потому что в другом плане время работает против нас, на ассимиляцию.
И еще предложение. В связи с тем, что проблема российских немцев касается ряда стран СНГ, а также Германии, представляется целесообразным создать совместный орган по решению нашей проблемы.
4
Уважаемые делегаты и гости!
Год назад, на 1У конференции ВОСН "Возрождение", группа из руководства общества заявила о своем несогласии с политическим курсом и методами работы "Возрождения" и о намерении создать новое общество. Через два месяца прошла I-ая конференция Союза немцев, на которой было уже 154 делегата. За этот год, можно сказать, ни одно практическое дело, сделанное на благо российских немцев, не было сделано без участия Союза немцев. Нас почти не видно было на трибунах, на страницах печати, но мы вели интенсивную работу на всех уровнях, включая подготовку указов.
О том, что нам удалось, говорилось выше. Удалось мало, если сравнивать с тем, что нам нужно. Удалось много, если иметь ввиду, в каких условиях мы работали и какое сопротивление прихо¬дилось преодолевать.
Больнее всего было то, что на нас обрушились в первую оче¬редь наши вчерашние товарищи из "Возрождения". Что они писали о нас и что предпринимали против нас - забудем. Достаточно одного признания председателя "Возрождения", что 80% сил и средств его общества были направлены на борьбу с Союзом немцев. Нам было трудно, порой невыносимо трудно, однако все, кроме трех человек, выдержали, и этот зал сегодня - высшая награда за веру в разум нашего народа.
Мы приняли тогда решение избрать тактику идущего каравана, не давать себя отвлечь от практических дел и втянуть в борьбу, что кому-то, видимо, очень хотелось. Ведь рядовые члены "Возрож¬дения"- такие же российские немцы, как и члены нашего Союза. Каждая организация сама должна созреть до понимания того, нас¬колько действия ее лидеров соответствуют ее интересам.
Не хотим мы вступать в полемику с лидерами "Возрождения" и сегодня. Полагаем, нам просто следует спокойно рассмотреть те различия, которые есть у двух общественных структур нашего наро¬да в целях, позициях, принципах и методах действия. Они в ряде вопросов довольно существенны.
Так, целью Союза немцев является сохранение российских немцев как народа через ряд средств, включая восстановление их государственности; целью "Возрождения"- восстановление республики на Волге.
Союз немцев, исходя из реальной ситуации, пришел к выводу о возможности только поэтапного восстановления республики на Волге; "Возрождение" убеждено, что республика должна быть сна¬чала провозглашена Указом.
Союз немцев считает, что восстанавливать республику на Волге в прежних границах практически невозможно, что жизнь дик¬тует здесь коррективы; "Возрождение" настаивает полностью на прежних границах.
Союз немцев, стремясь остановить процесс ассимиляции, выступает за скорейшее создание национальных районов, сельсоветов, за развертывание культурной работы, за открытие детских садов и школ с родным языком; "Возрождение" категорически против всего этого, пока не будет республики.
Одним словом, Союз немцев видит проблему российских немцев комплексной и считает необходимым для ее решения и комплекс мер; "Возрождение" сосредоточенно только на одной из этих мер - восстановление республики на Волге.
Различия у нас и в том, кого мы представляем. Союз немцев считает своей задачей выражать интересы всех российских немцев; "Возрождение" выражает в основном интересы сторонников респуб¬лики на Волге, а в последнее время – сторонников выезда, которые на прошед¬ших этапах немецкого движения составляли в нем большинство, определив и состав его сегодняшнего руководства.
Однако в последнее время лидеры "Возрождения" всё больше присоединяются к позиции Союза немцев. Это связано, видимо, с тем, что именно наша концепция восстановления республики под¬держана Правительствами России и Германии, стала основой заключенных договоренностей между ними и получила поддержку также на Волге. Возможно, корректирующее воздействие на позицию своих лидеров оказывают и члены "Возрождения".
Как видим, цели и интересы у Союза немцев значительно шире, чем у "Возрождения". Это не столько причина для конфронтации, сколько повод для совместной работы.
Наряду с этими неантагонистическими различиями по глав¬ным вопросам у нас есть также расхождения по второстепенным вопросам, которые, на мой взгляд, и являются основной причиной нетерпимости "Возрождения" по отношению к Союзу немцев.
Так, лидеры "Возрождения" выступают за единство в немецком движении, понимая его однако как допустимость лишь одной точки зрения, одной организации, на базе или под эгидой "Возрождения". Мы же считаем не только допустимым, но и необходимым, наличие разных организаций и их неподчиненность друг другу: каждая зани¬мается решением наиболее близких ей проблем. Единство же мы пони¬маем как общее стремление работать в интересах одного и единого народа.
Наличие разных организаций, на наш взгляд, способствует развитию нашего немецкого движения, появлению новых лидеров, раскрытию способностей и самореализации большего числа людей, что сегодня для нас особенно важно. И пора уже нам научиться уважать друг друга, работать друг с другом, считаться с мне¬нием друг друга.
Стремление не допустить существования другой организации, вмешиваться в ее дела, создавать ей постоянно трудности, поро¬чить ее в глазах своего народа и на разных, в том числе прави¬тельственном, уровнях; стремление диктовать ей какие-либо условия, претендовать на монопольное право говорить от имени всего народа - всё это, на наш взгляд, вообще неприемлемо в демократическом обществе.
И здесь мы с лидерами "Возрождения" расходимся, к сожалению, максимально. И будем и дальше категорически отвергать любые попытки вмешательства в наши дела, отстаивая интересы и право членов нашего Союза самим определять, что и как им делать. Мы будем также содействовать появлению других организаций в не¬мецком движении, помогать им и защищать их право на суверен¬ность.
Как видим, эти расхождения целиком обусловлены несоблю¬дением одной стороной общепринятых норм взаимоотношений и демократических принципов. И тут мы должны предупредить, что беско¬нечно молчать в ответ на оскорбления и нападки не намерены. А в том, что у нас есть что сказать, и что мы сможем это сказать, причем достаточно действенно, гарантируя результат, - сомнений быть не должно…
В связи с тем, что «Межгосударственный Совет по реабили¬тации российских (советских) немцев является по сути верхушечным продолжением "Возрождения" и имеет с ним фактически одно руко¬водство, нам нет необходимости останавливаться на нем отдельно. Различия и расхождения с ним те же самые. Только несколько замечаний.
Этот Совет не был избран, как утверждается, на I съезде немцев СССР. Он был в основном сформирован еще за полгода до этого, на так называемом «чрезвычайном съезде»; на первом же съезде он лишь дополнялся и утверждался, и никаких выборов не было. Если учесть, что большинство делегатов на съезде составляли члены "Возрождения", и что они других не только не допускали в Совет, но им и слова не давали, то вполне понятно, что среди 100 членов Совета нет ни одного представителя от Союза немцев.
Название – «Межгосударственный Совет», на наш взгляд, также неправомочно, ибо Совет был образован не государствами СНГ, и не представителями немцев из разных стран СНГ; он формировался не по территориальному принципу, а по принадлежности к одному обществу.
Учитывая всё это, а также снова и снова убеждаясь, что политика МГС не выражает интересов всех российских немцев и ведется на уровне, часто дискредитирующем наш народ, мы не признаем МГС в качестве представительного органа всех россий¬ских немцев. И мы хотели бы, чтобы некоторые официальные лица, как в России, так и в Германии, поскорее освободились от гип¬ноза громких названий и амбиций этого органа, от гипноза того, что он "демократически избран на съезде". Демократией на съез¬дах и не пахло.
Мы также категорически против претензий МГС на то, чтобы все назначения немцев в правительственные и иные структуры, комиссии и органы, связанные с проблемой российских немцев, согласовывались с ним. Это можно делать лишь в одном случае: если Россия признает МГС надправительственным и надпарламентским органом и если она намерена полностью игнорировать интересы немцев, связывающих свое будущее с ней.
Несколько слов о "Международном союзе немецкой культуры". За этим названием пока не видно какого-либо объединения дея¬телей культуры ни российских немцев, ни немцев ФРГ или Австрии, ни всех их вместе, а просматривается лишь начинающая коммерчес¬кая структура, избравшая своим полем деятельности запущенную сферу культуры и образования российских немцев в расчете на спонсорство.
Мы готовы поддержать, и материально тоже, - любое доброе дело на благо нашего народа, если к этому подходят серьезно. Отрадно, что в этой структуре подбираются люди активные; хотелось бы только пожелать, чтобы Союз культуры своим стремлением препод¬нести себя в качестве "третьей силы" в движении российских нем¬цев не возбуждал сомнений в серьезности и остальных своих целей.
Пару слов об Управлении в Государственном Комитете по национальной политике, которое создавалось в основном по пробле¬мам немцев России. Необходимость в официальном органе по нашим проблемам мы ощущаем уже более 50 лет. Но до сих пор его у нас нет. В процессе подготовки первого съезда немцев СССР мы ставили об этом вопрос. С союзным правительством была договоренность о Комитете из 200 человек. Перед встречей с Президентом СССР М.Горбачевым эта цифра снизилась до 100. В Постановлении о соз¬дании этого Комитета было уже 50 человек. Но путч помешал реали¬зации и этого. На Российском уровне Комитет решили превратить в Управление Госкомнаца со штатом 30 человек. В связи со сменой руководства Госкомнаца приняли только 6 человек. Сегодня пока неизвестно, сохранится ли Управление вообще или будет создан отдел по проблемам всех репрессированных народов со штатом 10-15 человек, где на немецкую проблему выпадет, может быть 1-2 человека.
Если вспомнить цифры всё ужимавшейся Германской помощи для России, то невозможно избавиться от ощущения, что здесь есть тесная связь.
Мы хотели бы обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением: сделать немецкую проблему на 1-2 года приоритет¬ной в национальной политике. И сделать всё, чтобы она за это время была решена. Полагаем, начать нужно бы с создания той струк¬туры, о которой мы говорили выше - структуры, способной самостоятельно обеспечить и разработку программы, и ее реализацию. В составе Госкомнаца осуществить это представляется невозможным.
Одним из самых серьезных вопросов сегодня у нас - это эмигра¬ция. Каково отношение к ней Союза немцев?
Мы считаем, что в широком смысле эмиграция - это форма защиты человечеством своего интеллектуального или трудового потен¬циала от неэффективного его использования или уничтожения. Поэтому эмиграцию немцев считаем явлением в данной ситуации естественным. Однако мы не считаем естественной саму ситуацию. Массовая эми¬грация российских немцев вынужденная. Люди не имеют выбора: они не могут больше оставаться там, где видели столько несправедли¬вости, где с каждым днем всё больше теряют родной язык и культуру, где сама их жизнь уже часто под угрозой, где у них нет надежд на национальное будущее.
У эмиграции российских немцев - комплекс причин. Но если попытаться вынести первопричину, то это будет, на мой взгляд, бесправие. У них нет условий и возможностей решать свои проблемы самостоятельно, за них же эти проблемы тоже никто не решает. Эмиграция по сути является массовой формой протеста российских немцев против нерешения их национального вопроса и непредостав¬ления им условий для того, чтобы они могли решить его сами.
Если исходить из интересов сохранения российских немцев как народа - а именно это наша цель - то эмиграция не только не содействует её достижению, но всё больше затрудняет его. Ведь переехав в Германию, российские немцы уже в следующем поколении перестанут быть российскими немцами. Да, они останутся немцами, точнее - станут другими немцами, но перестанут быть российскими немцами. В этом смысле выезд - та, же ассимиляция, что и здесь, только на более предпочтительной основе. Эмиграция не только уменьшает численность российских немцев, она вдобавок уводит от нас в первую очередь национальную интеллигенцию, имеющийся еще у нас языковой потенциал, а в результате определенного отбора среди подавших антраги происходит и откачка немцев наиболее тру¬доспособных возрастов.
Надо также отметить, что если раньше выезд, проводившейся под флагом воссоединения семей, соединял может быть двоих, а разъединял с десятками других родственников, друзей и коллег по работе, то сейчас дело обстоит обычно наоборот: в Германии уже 500 тысяч российских немцев, там они проживают гораздо компактнее, чем жили и живут здесь, и возможностей для коммуникаций там гораздо больше, и каждый вновь прибывший имеет там уже массу родственников и друзей. Люди едут теперь не в чужую страну, они едут к своим.
Эмиграция однозначно ставит будущее нашего народа под угрозу. Однако можно ли, нужно ли ее остановить? Полагаю, цель не в том, чтобы остановить эмиграцию вообще, а в том, чтобы остановить вынужденную эмиграцию, т.е. чтобы создать людям здесь условия для нормальной человеческой и национальной жизни. Эмиграция должна быть не национальной проблемой, а личным делом каждого. Этого достичь можно лишь, когда мы устраним основную причину ассимиляции - национальное бесправие российских немцев, а затем и следствие этого: отсутствие государственности, распыленное проживание, утрата родного языка, национальной культуры и т.д. В этом направлении мы и должны, точнее, вынуждены работать. Хотя бы потому, что даже если бы все российские немцы хотели выехать, и их действительно было бы, как в переписи, 2 миллиона, то при сегодняшней квоте выезда это потребовало бы около 15 лет. Если же учесть, что нас гораздо больше и что у нас 70 процентов - смешанных браков, где дети записывались обычно русскими, выезд может растянуться и на 40, и на 50 лет. Даже чтобы не ассимилироваться полностью до подхода «очереди на выезд», надо начать, наконец, что-то делать.
Но мы ведь хотим сделать что-то не только для того, чтобы сохраниться немцами до подхода очереди на вынужденный выезд. Мы хотим сделать что-то для себя прежде всего потому, что у нас есть чувство национального достоинства; что мы против того, чтобы нас выживали с нашей же Родины; что мы хотим остаться народом. Мы хотим, мы вынуждены что-то для себя сделать, чтобы не исчезнуть. Поэтому неизбежно возникает и вопрос о том, а что же мы сегодня можем сделать?
5
Собственно, если бы я был в иной аудитории, то в моих интересах как докладчика было бы наверное сейчас не выдвигать никаких конкретных предложений, чтобы уберечься от критики, а по отработанной уже на съездах схеме остановиться на сказанном и громко провозгласить какой-нибудь эффектный лозунг, сопроводив его решительным призывом. Например, такой:
"Нас выселили в 24 часа, пусть и республику восстановят в 24 часа! Или мы нанимаем 14 армию из Приднестровья и, положив здесь на всех мораторий, через 3 дня со всем своим имуществом, наработанным за 200 лет колхозно-коммунистического рабства, двинемся двумя колоннами - по Дунаю и через Балтику - обратно в Германию. По пути мы возрождаем немецкие владения в Румынии и в Польше, а в Германии требуем возвращения законных наших домов и грундштюков, оставленных нашими предками, и компенсацию за их использование в течение 200 лет! Потом мы создадим там свое правительство и заставим Германию полностью игнорировать выше¬упомянутую Россию, пока она не признает единственным, чрезвы¬чайным полномочным представителем всех немцев в мире наш Форштанд и не провозгласит преступно ликвидированную АССР НП в прежних границах! А потом мы посмотрим, будем возвращаться на Волгу или нет!"
Вызвав бурные аплодисменты и, возможно, удостоившись вставания всего зала, я бы предоставил другим возможность поло¬мать голову над тем, а что же нам всё-таки делать, если 14-ая армия не захочет? Но, думаю, в этом зале предлагать что-то должен всё же докладчик.
Задачи, стоящие сегодня перед Союзом немцев, образуют два крупных блока: политические задачи и практические. Сказать, какой из них должен быть приоритетным, невозможно: иногда решение политических задач должно предшествовать решению практи¬ческих, иногда наоборот.
Исходя из того, что политическая линия, позиция и программа Союза с самого начала были достаточно реалистичные, оправдали себя и привели уже к заметным практическим результатам, нам, видимо, надо и дальше работать в этом направлении, внося при необходи¬мости коррективы, диктуемые изменениями в ситуации. Одновременно мы должны радикально активизировать нашу работу, не подменяя при этом собой официальные органы, но и не полагаясь полностью на их возможности, а оказывая им необходимую поддержку.
Главным направлением здесь предстаёт дальнейшая проработка концепции восстановления нашей государственности. Принцип поэтапности ее осуществления вроде поддержан всеми, однако надо тщательно продумать вопрос о времени провозглашения республики с тем, чтобы обеспечить, с одной стороны, естественную и бесконфликтную последовательность выполнения намеченных этапов, с другой - иметь гарантии того, что восстановление республики не застопо¬рится на уровне создания национальных пятен на бывшей ее тер¬ритории.
Основной объем практической работы будет сейчас в наших национальных районах. Оттого, как пойдут там дела, будет зави¬сеть многое и при создании новых районов и округов, и при восстановлении республики. Представители районов выступят перед вами на нашем съезде.
Новой задачей является создание немецких национальных сельских Советов. Время позволяет это сегодня сделать, у нас есть около ста сел, где такие Советы можно создать. Это откры¬вает новые возможности для удовлетворения национальных запросов людей, и полагаю, еще в текущем году мы должны будем такие Со¬веты иметь.
Работы по законодательному обеспечению, а также по скорей¬шему созданию и развитию всех форм национально-территориальных образований, должна быть, видимо, главной задачей Союза немцев. Здесь предстоит наладить регулярные контакты с руководством России, других стран СНГ, с администрациями регионов, где про¬живают российские немцы, с руководством немецких национальных районов.
Всё острее становится проблема немецкого населения в регио¬нах социальной и межнациональной напряженности. Полагаю, руковод¬ству Союза немцев, вместе с руководителями немецких структур в различных странах СНГ, надо будет провести серию встреч с руко¬водством Казахстана, Кыргызстана, государств Азии, чтобы обсудить положение там немецкого населения и меры по обеспечению его безопасности.
Предстоит также установить деловое и тесное сотрудничество со всеми комиссиями и структурами, созданными в России и других странах СНГ по проблемам немцев.
Думаю, мы должны предложить руководству "Возрождения" установить нормальное сотрудничество в сферах возможного общего приложения наших сил и совпадающих интересов, одновременно приз¬навая наличие у обеих организаций собственных сфер деятельности. По этому же принципу мы может работать с местными организациями "Возрождения", с теми ее членами, которые готовы конструктивно участвовать в решении проблем нашего народа.
Целый комплекс задач в работе Союза немцев связан с Герма¬нией. Здесь предстоит наладить более развитые регулярные и разносторонние контакты на уровне Бундестага, Правительства, рабочей группы "Российские немцы", а также с руководством различных партий и движений. Нужно продолжить сотрудничество с обществом VDA, ведущим большую работу в странах СНГ по практи¬ческой реализации имеющихся договоренностей, и одновременно установить нормальные деловые контакты с новым руководством Землячества российских немцев в Германии, помня о том, что всё это наши родственники, друзья, бывшие коллеги по работе, то есть неотрывная часть нашего народа.
Все перечисленные задачи не только актуальны, но и, пред¬ставляется, выполнимы. Вопрос лишь в том, как лучше организовать их решение. Ведь за нас и без нас их никто не решит.
За последние несколько лет мы получили определенный опыт. Если раньше все надежды мы связывали с тем, чтобы получить ре¬шение сверху, то сегодня мы видим, что этого уже недостаточно. Потому что далеко не все Указы и законы, даже очень хорошие, выполняются: ни вверху, ни внизу нет сил, способных обеспечить безусловное выполнение принятых решений. Поэтому сегодня на первое место выходит не официальное решение - оно у нас фактически уже есть в виде Закона о реаби¬литации репрессированных народов, - а механизм его исполнения.
Полагаю, с развитием рыночной экономики и демократии эта проблема будет стоять всё более остро. И всё меньшее значение будут иметь Указы сверху, всё большее - возможности решать свои проблемы самим. Поэтому, думаю, надо не откладывая заняться созданием такого механизма. Мне он видится как система национального самоуправления. Что она собой должна представлять?
В ее основу можно положить принцип функционирования земля¬честв - сельских, городских, районных, областных, в которые объединяются немцы. Им под силу будет решить хотя бы часть своих местных вопросов: открыть группу с немецким языком в детском саду, немецкий класс с изучением родного языка в школе, открыть культурный центр, где можно посмотреть немецкий видеофильм, послушать немецкие песни, взять в библиотеке немецкую книгу, или заниматься на курсах немецкого языка. Всё это вполне осуще¬ствимо, особенно если учесть, что VDA уже в этом году поставляет значительное число комплектов оборудования для немецких классов, культурных центров и детских садов.
Руководство этих национальных объединений, как представи¬тель части населения района или области, сможет вполне рассчиты¬вать на внимание и поддержку местных властей, где оно может быть и представлено. Еще большие возможности будут у структуры, объе¬диняющей немцев какой-либо из стран СНГ. Такие национальные объединения могут создавать и свои экономические структуры, которые позволят им иметь определенные средства. Если помнить, что с развитием рыночных отношений финансирование сверху будет всё уменьшаться, а также то, что немцы в ряде стран СНГ, объе¬динившись, будут представлять собой значительную экономическую, а следовательно, и политическую силу, то мы увидим, что на се¬годня это практически единственный путь, гарантирующий на буду¬щее эффективное решение многих национальных вопросов, особенно в местах некомпактного проживания немцев.
Объединения немцев отдельных стран СНГ создают затем сообщество всех немцев СНГ, куда должны входить и все националь¬ные сельсоветы, районы, округа и, конечно, республика, с их эко¬номическим и культурным потенциалом. Обладая совершенно иными возможностями, мы будем в состоянии во многом сами, самостоятельно, решать свои вопросы, особенно в сфере культуры, языка, сохранения национальной идентичности.
Сформировав такие органы самоуправления на всех уровнях, нужно будет создать и представительный орган всех российских немцев. Видимо, он должен быть сформирован по территориальному признаку: в него обязательно должны входить руководители не¬мецких структур стран СНГ, а также национальных районов, округов и республики.
В широких рамках системы национального самоуправления, которая будет охватывать практически всех российских немцев, могут и должны создаваться объединения немцев по различным ин¬тересам, видам деятельности, и т.д. Например, ассоциации не¬мецких учителей, врачей, предпринимателей, ассоциации немецких хозяйств, фермеров, объединения верующих. Всё это позволит сблизить, объединить проживающих разрозненно по всей стране немцев, объединить их усилия, сделать их экономически, а, следовательно, и в других областях достаточно суверенными, возродить национальную жизнь и обеспечить достижение нашей главной цели - сохранение российских немцев как народа.
Система национального самоуправления на основе взаимопомощи позволит заняться решением многих бытовых, хозяйственных проб¬лем, улучшить, допустим, медицинское обслуживание, организовать помощь престарелым, трудармейцам, многодетным семьям и т.д. Она позволит российским немцам выступать в дальнейшем как более организованная сила, что серьезно повысит их роль, значение и возможности.
Может возникнуть ряд вопросов. Например: не будет ли это параллельной структурой власти? Не будет. Мы создаем структуру, которая должна помочь существующим органам власти на всех уровнях решить вопросы, до которых у них не доходят руки.
Другой вопрос: не зовем ли мы к национальной самоизоляции, противопоставлению немцев людям других национальностей, к "разделению трудящихся по национальному признаку", как это называлось раньше? Не зовем. Национальное самоуправление было у российских немцев до революции, а землячества - типичная во всем мире форма объединения представителей одной национальности, проживающих среди других народов. Они были неэффективны только в нашей социалистической системе, потому что не могли иметь ни прав, ни экономических возможностей. Сегодня ситуация меняется.
Хочу подчеркнуть: создание системы национального само¬управления ни в коем случае не означает, что мы отказываемся от государственности. Наоборот: ее восстановление мы считаем главной нашей задачей. Но в связи с тем, что проблема российских немцев комплексная, то и решение ее требует комплекса мер, форм и подходов. Это, на наш взгляд, и может обеспечить сегодня лучше всего система национального самоуправления - живой, саморегулирующийся, самовоспроизводящийся национальный организм. Возможно, он станет примером для решения ряда национальных проблем и других народов страны, обеспечив всем нам выход из тупика, в который мы заг¬наны прошлым "решением" и сегодняшним нерешением национального вопроса только в соответствии с одной когда-то придуманной жесткой схемой.
Можно, наверное, сказать, что основа для формирования системы национального самоуправления у нас фактически уже есть. Это, на мой взгляд, Союз немцев и его местные структуры во всех регионах. Дела и задачи Союза полностью совпадают с теми идеями, которые мы полагаем реализовать системой национального само¬управления. Во время работы съезда можно было бы уже начать создание ассоциаций немецких хозяйств, предпринимателей, учителей, врачей, объединения верующих по конфессиям. В Совет Союза можно было бы доизбрать представителей национальных районов, ещё не входящих в него, а также представителей немцев из Казахстана, Кыргызстана, других стран СНГ.
Можно для системы национального самоуправления взять и наше название - Союз немцев, только содержанием у него были бы уже не общественные организации, а сообщества всех российских немцев, имя которым - народ.
***
Заканчивая свой доклад, хочу еще раз подчеркнуть главные его идеи.
Первое, наша национальная проблема сегодня не может быть решена только государством, но и не может быть решена только нами. Ее мы должны решать вместе, и инициатива здесь должна принадлежать нам - если мы хотим, чтобы всё делалось так, как нужно. Сидеть сложа руки и ждать решения от других - это в сегодняшней ситуации фактически означает исключить решение нашего вопроса.
Второе. Ассимиляция российских немцев зашла далеко. Ни республика, ни национальные районы остановить ее сразу и везде не смогут. Не сможет этого сделать и никакое правительство. Если мы хотим оставаться немцами, то уже сегодня, не теряя ни дня, ни часа, должны взяться за практическую работу.
И третье. Наша проблема многосторонняя, и ее никаким Указом, никаким одним средством не решить. Должна быть целая система решений - от государственных до локальных; должна быть целая система, мер - от восстановления республики до создания немецких групп в детсадах; должна, быть целая система каждо¬дневно и повсеместно действующих инициатив на всех уровнях - от правительственных структур до каждого представителя нашего народа, - чтобы обеспечить успех. И здесь также всё в основном зависит от нас.
Полагаю, то, что мы здесь всё это понимаем, что мы готовы взять на себя нашу долю работы по решению наших проблем, - поз¬воляет нам рассчитывать на поддержку. И не только нашего народа, не выносящего бездеятельности и пустословия, но и на политическую и иную поддержку руководства России, других стран СНГ, их наро¬дов, а также на имеющую для нас большое значение поддержку на¬рода и правительства Германии.
Мы сами, своими руками, опираясь на поддержку других, должны обеспечить свое будущее!
Свидетельство о публикации №211022100319