Паломник

 

В начале лета я отправился в Иссык-кульскую область с желанием поработать пару месяцев в заповеднике. В селе Теплоключенка я встретил православного иеромонаха и был крайне удивлён этой встрече. Русский инок совершал путешествие по Средней Азии в поисках уединённых мест для молитвы и созерцания.

Он остановился в доме благочестивых людей. Ему выделили небольшую времянку, которая на время его пребывания там превратилась в настоящую церковь, где совершались утренние и вечерние службы, звучали непрестанные молитвы. Его высокая, худощавая фигура была облачена в чёрное монашеское одеяние. Бледное, осунувшееся от непрестанного поста и ночных молитвенных бдений лицо излучало доброту и какой-то внутренний свет. Очень редко можно было встретить его взгляд, потому что он, по монашеским правилам, был обращён к земле. Монахи не бреют бороды и не стригут волос, отчего довольно сложно определить их возраст, но ему было, по всей вероятности, лет сорок.

У меня накопилось много вопросов, на которые он неспешно давал исчерпывающие ответы. Я спрашивал его советов и просил молитвенной поддержки. Я провёл подле него два дня. Перед отъездом он спросил меня, не хочу ли я побывать с ним в монастыре под Екатеринбургом, в который он намеривался ехать через несколько дней. Я с радостью согласился.

Моё первое знакомство с монастырской жизнью произошло, когда мне было 25 лет. Я отправился в Троице-Сергиеву Лавру. Это был сложный период в моей жизни.
В материальном плане у меня всё было прекрасно. Работа, деньги, любящие и любимые мной люди. Но я утратил интерес к жизни, в которой преобладают стремления лишь к еде, шмоткам, деньгам, где нет высшей цели, нет стремления к самосовершенствованию. Мне казалось, что если я не найду ответа на вопрос о смысле и предназначении человека в этом мире, то я просто умру, и это будет освобождением от глупого и бессмысленного существования.
В Троице-Сергиевой Лавре я провёл три месяца. За это время я прочитал много книг, беседовал с различными людьми, и каждый день приносил мне потрясающие открытия. Из той поездки я вернулся обновленным, целеустремлённым человеком.

Монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев, в который мы отправились с иеромонахом, находился в лесу, в урочище Четырёх Братьев (Ганина Яма). Прекрасные деревянные храмы, семь церквей, колокольня, братские кельи, выполненные по старинным эскизам из грубо обтёсанных брёвен – открылись моему взору. Вокруг монастыря на ветру шумели стройные берёзы, тянулись ввысь сосны.

После встречи с наместником монастыря и его вопросов о цели моего приезда сюда мне показали место, где я могу остановиться.
Это была общая келья. Она представляла собой деревянную избу, в центре которой была русская печь. Вокруг стояли двухъярусные кровати, стены были украшены старинными иконами, перед которыми горели масляные лампадки. Электричества в кельи не было, и приходилось пользоваться свечами, когда сгущались сумерки.
Избушку населяло семь человек. Молодой интеллигентный священник, приехавший в Екатеринбург для сдачи экзамена в духовной семинарии, дьякон, певчий и послушники готовившиеся принять монашеский постриг.
 
Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т.е. свой монастырский устав. Вставали мы рано, ещё до рассвета, и отправлялись в церковь для общей молитвы. После чего все расходились, и каждый занимался своим собственным делом (послушанием).
За два месяца жизни моей здесь я исполнял различные работы. Трудился в трапезной, рубил дрова, носил воду. Мой духовный наставник говорил, что приготовление пищи, уборка или какое-либо другое послушание – это не второстепенная, а одна из самых важных частей иноческой жизни. Самым большим препятствием при восхождении по духовной лестнице является гордость и высокомерие. При вступлении в монастырь человеку необходимо отказаться от своих мелких эгоистических желаний. Если он этого не сделает и будет жить и делать всё только для себя, то потерпит крах в самом начале своего пути. И тогда, какие бы трудные аскетические практики он не совершал, какие бы книги, доктрины не изучал, всё это не будет иметь никакой духовной пользы ни для него, ни для окружающих его людей.

Еда в монастыре была простая, но разнообразная и очень вкусная. Монахи совсем не едят мяса, а вот рыба на столе бывала часто, кроме среды и пятницы, постных дней. В обители существует такое правило, что кто много ест, тому достаются и самые тяжёлые послушания. Перед едой обязательная молитва. А во время принятия пищи читаются жития святых, что подкрепляет и душевные силы.
 
Монастыри изначально задумывались как духовные университеты, в которых преобразуется внутренний мир человека. Святые отцы тремя словами описывают духовное восхождение к обожению. Очищение, просвещение, совершенство. И достигаются эти состояния через молитву, в союзе со скорбью и послушанием. Молитва в монастыре не прекращается ни на одну минуту, ни днём, ни ночью. В подземном храме читается Неусыпаемая Псалтырь, где братья каждые два часа сменяют друг друга.

Мой черёд читать выпал с трёх и до пяти часов утра. Когда я ночью вошёл в церковь, лишь несколько лампад освящали в храме лики Христа, Богородицы и святых. Внутри пахло восковыми свечами, ладаном и свежесрубленным деревом. Послушник нараспев читал Псалтирь. Я негромко кашлянул, чтобы оповестить его о своём приходе. Он дочитал до точки, перекрестился, поклонился и вышел. Я остался один. Лики святых смотрели на меня со старых икон. Вся история Православия была представлена в личностях Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Николая Угодника. «Христианские святые, по видимости, выходившие из истории, незримо творили историю», - писал русский философ Н. Бердяев. Они победили в себе склонность ко злу, очистились, через что получили силу изменять людей и мир вокруг себя, даже после своей смерти. Они незримо помогали и мне.
Я стоял перед закрытыми Царскими вратами. Передо мной лежала Псалтирь. Её пожелтевшие, слегка промасленные страницы были свидетелями многих бессонных ночей и, возможно, были окроплены, чьими- то слезами.
С улицы временами доносились отдалённые крики совы, она, как и я не спала в эту ночь. «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие моё….» (Псалом 50).
  У меня были странные чувства. Казалось, что слова молитвы не были заимствованы из книги, а были рождены в глубинах моего собственного сердца.

Я считаю, что один день в монастыре ценнее года книжных чтений. Одна слеза покаяния и искреннее желание измениться дороже всех пустых разговоров.

Далеко не все люди способны отказаться от повседневности, уйти из мира во имя исключительных поисках духа. Но многие, кто находит своё призвание в работе, семье, и в отношениях с другими людьми, приходили в монастыри в качестве паломников в поисках духовного наставления и утешения. И затем они возвращались в мир и привносили обретённые знания в свою повседневную жизнь.

Поездки по монастырям, встречи с духовными людьми для меня не прошли бесследно. Они помогли мне лучше познать самого себя, сильные и слабые стороны своей личности. Эти познания необходимы не только для духовного самосовершенствования, но и помогают более эффективно действовать в этом материальном мире.

   


Рецензии
Спасибо, прочитала с большим интересом.

Вера Сенарова   13.03.2012 20:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.