Духовные ориентиры на пути к совершенству

Эту жизнь надо прожить, это есть первый смысл всего нашего существования. А на вопрос «зачем и как» мы должны учиться отвечать на протяжении всей жизни. Собственно, поиску ответов она и посвящена. 

Как мы проживаем один день, так мы проживаем всю жизнь.

Изначально заложенный в человеке дар взывает к собственной реализации. Следует считать счастьем, если вы распознали свой талант в ранние годы. Другими словами  - угадали собственное предназначение, осознали то, для чего вы созданы и что будет приносить вам в этой жизни особое удовлетворение.

Парадокс заключается в том, что отсутствие жизненного смысла порождает Пустоту, однако Пустота, в свою очередь, способна приблизить нас к жизненному смыслу.

Не нравится термин «медитация», замените его любым другим словом, более удобным для вас. Медитация – не обряд и не что-то замысловато религиозное, - это нырок в Пустоту, уход от сжигающей вас суеты, где способны услышать себя самого.

Павел Артемьев
«Психология самопознания».


Жизнь не предупреждает нас, что она проходит очень незаметно. О том, что мы тихо умираем каждый день. Жизнь не кричит страшным криком о том, что время, отпущенное нам жизнью, мы бездарно пропускаем, бессмысленно выплёскивая его в ерунду: в пустые развлеченья, глупую работу, в ненужные хлопоты. Жизнь расслабленно молчит о том, что когда мы спохватываемся, всегда оказывается уже – слишком поздно. Надо бы выпрыгнуть из ерунды в настоящую жизнь, но сил прыгать – уже нет.

  Человек начинается тогда, когда свою свободу он направляет на благо, когда он свободно и осознанно выбирает делать добро.

После работы с телом вам предстоит работа с вашей головой. Как вы мыслите – так и живёте.

Любовь к людям начинается с любви к себе. Невротик – это человек, с которым трудно окружающим, но трудно именно потому, что ему трудно с самим собой. Его проблема в том, что он не любит и не уважает себя. Его установка – «дай», а не «я дам»…. И всё это потому, что его недолюбили в детстве.

Любовь – это свобода. Привязанность – это рабство. Любовь – это тепло и забота, это то, что делаю я, что зависит только от меня, моего душевного богатства и моего выбора.

Наше понимание мира, в самой своей основе, - слепок наших отношений с родителями.

Нет школ хороших или плохих – есть те, которые вам ближе.

Что такое Максимум жизни? Каждый оставляет после себя какой-то  след, и Максимум жизни – это то самое большое и важное, что окажется  настоящим результатом твоей жизни.

 Николай Козлов
«Истинная правда».



Существует только одно чувство, удовлетворяющее человеческую потребность в единении с миром и вместе с тем дающее ему ощущение целостности и индивидуальности, - любовь. Любовь – это объединение с кем-либо и чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного я.
Если я могу любить только одного человека и никого другого, если любовь к нему усиливает мою отчуждённость и отдаляет от других – не есть любовь. «Я люблю в тебе всё человечество, я люблю в тебе и себя самого».
Подобно тому, как любовь к одному человеку без любви к другим – в действительности не любовь, так и любовь к своей стране, если она – не часть любви к человеку, - не любовь, а идолопоклонство.

Стремление к разрушению неизбежно возникает в тех случаях, когда не удовлетворяется стремление к созиданию.

Жертвоприношение животных символизировало принесение в жертву Богу животного в самом человеке.
 
Эрих Фромм
«Здоровое общество».



Кто познал себя, тому даётся ведение всего, потому что познать себя есть полнота ведения обо всём.

Духовное единение есть непрестанное памятование.

Войди во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную; потому что та и другая – одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лестница оного царствия внутри тебя, сокрыта в душе твоей.
                Преподобный Исаак Сирин
«Слова подвижнические».



Бог очень прост. В простоте, не в сложности, находится настоящая истина.

Когда же мы преодолеваем барьер ума и вступаем в Универсальное Сознание, тогда мы всё видим единым и нераздельным.

Если покой, свет, любовь и радость выходят изнутри на передний план как результат медитации, тогда знайте, что вы медитировали хорошо. Если вы испытываете хорошее чувство к миру, если вы относитесь к миру с любовью, несмотря на его многочисленные несовершенства, тогда знайте, что ваша медитация была хорошей.

Если вы хотите увидеть Лицо Бога, вы должны проводить каждый день, хотя бы некоторое время с Его избранным инструментом – вашим собственным сердцем.

Куда бы вы ни шли, идите с устремлённостью и вдохновением. Чтобы вы ни делали, делайте с любовью и заинтересованностью.

Вам нужно счастье? Тогда делайте всего лишь три вещи: медитируйте регулярно, улыбайтесь с душой, любите неутомимо.

Продолжайте свои попытки! Часто так случается, что дверь открывает последний ключ. Так же ваша последняя молитва может даровать вам спасение, а ваша последняя медитация может даровать вам реализацию.

Стремитесь ко всему божественному, и оно сразу же начнёт приближаться к вам.

Каждый раз, когда вы обнаруживаете, что вы вышли из божественного сознания, вы должны войти в него снова.

Радость – в развитии, а не в успехе.

Если мы молимся и медитируем, мы почувствуем, что Бог есть внутри каждого.

Если мы в состоянии воодушевлять других, если мы ушли на шаг вперёд, то мы имеем возможность служить божественности в тех, кто идёт за нами.

Сначала мы, должны достичь, затем – предлагать. Вначале мы должны войти во внутренний мир – мир света – и получить что-то для себя прежде, чем мы сможем предложить это внешнему миру.

Ты хочешь изменить мир? Тогда измени вначале себя. Ты хочешь изменить себя? Тогда оставайся абсолютно безмолвным в море – безмолвии.

Если вы мудры, вы примите помощь от того, кто может показать вам самый лёгкий и эффективный путь к цели. Дело духовного учителя – вдохновлять ищущего и увеличивать его стремление так, чтобы тот смог осознать Высочайшее как можно быстрее.

Тот, кто вдохновляет вас – ваш настоящий учитель. Тот, кто любит вас – ваш настоящий учитель. Тот, кто заставляет вас – ваш настоящий учитель. Тот, кто совершенствует вас – ваш настоящий учитель. Тот, кто ценит вас – ваш настоящий учитель.

Если вы хотите руководства, тогда взгляните вверх с чистым сердцем. Если вы хотите руководства, тогда взгляните внутрь с освобождённым от сомнения умом.

В духовной жизни вы движетесь или вперёд или назад. Если вы попробуете оставаться без движения, то невежество мира утянет вас назад к исходной точке.

                Шри Чинмой
«Медитация».



Духовное слово говорится в зависимости от духовной жажды того, кто спрашивает. Слово пророка, апостола и святого произносится по мере зрелости и духовности народа, к которому обращено.

Если совершенное созерцание Нетварного света – свет, пленяющий душу, то покаяние и чувство своей греховности – огонь возжигающий её.

Знание без практики – дьявольское богословие.

Мы не стремимся к гибели тела, но воюем против служения ему.

Умное делание (Иисусова молитва) властвует над умом, и заставляет его молиться без мечтаний (без цвета, образа, формы), и в короткий промежуток времени подаёт обильную благодать.

Поначалу наше внимание сосредотачивается на исполнении заповедей Христовых и на аскетических подвигах воздержания и послушания.

Добродетели – предпосылка обильной благодати. Добродетели еще не соединяют окончательно человека с Богом, но создают благоприятную почву для прихода молитвы, которая и соединяет человека с Богом.

Основная цель Иисусовой молитвы – воссоединение «раздробленного» человека. Ум, желание и воля – должны находиться в единстве и устремляться к Богу.

Цель – оторваться от окружающих предметов, вернуться в самого себя и затем подчинить желание Богу. Возвращение начинается с сосредоточения ума.

Святые узнаются только святыми, ибо ведут сходную жизнь, обладают общим опытом.

При теплоте сердечной мы стараемся свести ум и сердце в слова молитвы. Таким образом, достигается безобразность, о которой столько говорили отцы.

Для внутренней молитвы необходимо внимание.

Если кто-то захочет весь день посвятить молитве, пусть послушает совет святых отцов: какое-то время молиться, какое-то читать и затем вновь посвятить себя молитве. Когда занимаемся рукоделием, также постараемся читать молитву.

По помыслам, которые обычно приходят в часы молитвы, мы можем понять наши уязвимые места, нечистоту, которая есть в нас, существование страстей и направить туда своё внимание и борьбу.

Отсутствие благодати узнаётся по равнодушию и холодности сердца. Вначале любят Бога сердцем, а затем умом.

В начале умного делания периоды времени от уменьшения благодати до её возвращения весьма велики. Однако после долгого упражнения они становятся, весьма малы. Приходит для того, чтобы утешить и усладить; уходит для того, чтобы дать возможность усвоить, искать и смириться.

Святые отцы тремя словами описывают это духовное восхождение к обожению. Очищение, просвещение, совершенство.

После многой борьбы подвижник может сподобиться экстаза, божественного пленения и войти в Новый Иерусалим, в новую землю обетованную. Ум выходит за свои пределы и созерцает Нетварный Свет. Человек перестаёт молиться губами. Уста и язык молчат, молчит и сердце, и переживает некий «трезвенный восторг», видит незримого Бога.
Нетварный свет приносит в душу мир, спокойствие, смирение.… Напротив, при созерцании бесовского света появляются гордость, тщеславие, мысль о достижении совершенства.

Без руководителя мы не преуспеем. Старец определит наш путь, установит программу духовной жизни. В лице старца – Сам Бог.
 
Митрополит Иерофей (Влахос)
«Одна ночь в пустыне Святой Горы».



Воплощённая душа может воздерживаться от чувственных удовольствий, хотя вкус к ним остаётся. Но испытав высшее наслаждение, она теряет вкус к прежнему и утверждается в сознании.

Куда бы ни убегал ум, изменчивый и неустойчивый по природе, нужно неизменно возвращать его назад, под контроль своего «я».

Истинный йог видит Меня во всех существах, и также видит каждое существо во Мне. В действительности, самореализованная личность видит Меня, Всевышнего Господа, везде и во всём.

Бог – звук в эфире и талант в человеке.

Арджуна спросил: «По каким признакам можно узнать человека, возвысившегося до трансцендентального уровня?»
Благословенный молвил: «Кто обращён внутрь себя и одними глазами смотрит на счастье и несчастье, для кого кусок земли, камень или золото суть равны. Кто принимает как одно желаемое и не желаемое, кто уравновешен, кто равно воспринимает похвалы и упрёки, честь и бесчестие, кто относится одинаково к другу и к врагу, и кто отрёкся от всякой материальной деятельности – о таком человеке можно сказать, что он поднялся над гуннами природы (материальными энергиями).

Гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество – эти качества присущи тем, кто обладает демонической природой.

Трое врат открывает дорогу в ад: вожделение, гнев и жадность. Каждый разумный человек должен отказаться от них, так как они приводят к деградации души.

Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, чтобы ты ни предлагал или отдавал, и через какую бы тапасью ни проходил – делай это, о сын Кунти, как подношение Мне.
Таким образом, ты освободишься из оков деятельности и её благоприятных и неблагоприятных последствий. С умом, сосредоточенным на Мне, следуя этому принципу отречения, ты освободишься и придёшь ко Мне.

Бхагавадгита.   




Святые отцы устанавливают три образа молитвы: 1) первый, в силу неспособности ещё ума непосредственно восходить к чистому богомыслию, характеризуется воображением; 2) второй – размышлением, а 3) третий – погружением в созерцание.… Третий, наиболее совершенный образ молитвы есть такое стояние ума в сердце, когда молящийся из глубины своего существа, вне образов, чистым умом предстоит Богу.

Искать Бога может только тот, кто Его познал и затем потерял.

Когда непрестанная молитва утвердится в глубине сердца, тогда весь мир превращается в храм Божий.

Преподобный Силуан Афонский.

Эгоизм не оставляет человека до тех пор, пока он не почувствовал Бога. Если вы встретите человека абсолютно свободного от эгоизма, вы должны знать, что он видел и почувствовал Божество.
Все ссоры и споры возникают из чувства «я» и из привязанности к миру.

Знаете ли вы, кто подобен коршунам и ястребам, которые парят в высоте и глаза, которых направлены на падаль лежащую внизу. Это люди, которые рассуждают о высоких предметах и говорят: «Мы исполнили всё, чего требует священное писание». Но чьи умы погружены в мирское и привязаны к богатству, известности, славе и чувственным удовольствиям.

Рамакришна.



Суфизм – это естественное углубление ислама.

Главное различие между религиями лежит вне опыта.

Дж. С. Тримингэм
«Суфийские ордены в исламе».



Шариат (закон) – это корень, тарикат (мистический путь) – ветвь, а хакика (Истина) – плод.

Ибн Атааллах.



Вы – есть Он, а Он – есть вы.

Джаллалиддин Руми. 


«О мой Господь, когда глаза мои украсятся слезами любви, текущими без конца, при пении Твоего святого имени? Когда голос мой дрогнет и волосы на теле встанут дыбом при произнесении Твоего имени?
В разлуке с Тобой каждое мгновение тянется для меня как вечность. Из глаз моих ручьями льются слёзы, и я чувствую, что мир пуст, когда в нём нет Тебя»…

Шри Чайтанйа.



Необходимо отрегулировать работу между низшими и высшими центрами. Кроме того низшие центры работают не правильно…. Много энергии тратится на деятельность неприятных эмоций, на их выражение и целый ряд бесполезных автоматических действий (постоянный движущийся поток мыслей ума; мускульное напряжение; болтовня, фантазии).

Учитель всегда соответствует уровню ученика…. На четвёртом пути нет одного учителя. Кто выше, тот и учитель, Ученик не может идти вперёд без учителя, а учитель не может идти вперёд без ученика. Это правило, на котором основан закон восхождения человека.

Множество мелких, эгоистичных «я» должны умереть, чтобы родилось большое «Я». Но как заставить их умереть? Пробуждение – это значит осознать своё ничтожество, механичность, беспомощность.
Люди не могут сидеть на двух стульях, то есть приобретать новое и сохранять старое.

Никто не даст человеку то, чем он не обладал раньше. Никто не сделает за него работу, которую он должен сделать сам. Всё, что может за него сделать другой, - это дать толчок к работе. 

П.Д. Успенский
«В поисках чудесного».

Неделание зла, достижение добра, очищение своего ума – вот учение просветлённых.

Дхаммапада.

Как бы много ни было живых существ, я клянусь спасти их всех;
Какими бы неистовыми ни были дурные страсти, я клянусь искоренить их;
Какими бы непостижимыми ни были священные доктрины, я клянусь изучить их;
Каким бы трудным ни был путь Будд, я клянусь достичь на нём совершенства.

Четыре великие клятвы
буддийских монахов.



Духовность, спонтанно возникающая на определённых стадиях эмпирического самоисследования, не следует смешивать с господствующими религиями, их убеждениями, доктринами, догматами и ритуалами. Многие из них совершенно утратили связь со своим первоначальным источником – прямым визионерским опытом трансперсональных реальностей. Они больше заняты властью, деньгами, иерархией, политикой и социальным контролем. Религия может содержать в себе очень мало духовности, быть вовсе лишённой её и даже препятствовать духовным поискам.

Надо выбирать учителем себе не того, кто претендует на исключительное знание ответов на все жизненно важные проблемы, а того, кто будет направлять вас в поиске ваших собственных ответов.

Ваш духовный опыт не означает, что вы какой-то особенный или чем-то превосходите других людей. Если вам открылись трансцендентные сферы или устройство и высшие законы космоса, помните, что этот опыт потенциально доступен каждому. В противном случае у вас могут легко развиться чувства духовной гордыни и величия…. Скромность – одна из важных характеристик действительно духовно развитого человека.

Мы несём в теле и психике отпечатки различных травмирующих событий, которые мы не до конца проработали и психологически усвоили…. Неординарные состояния сознания имеют замечательную способность отбирать и выносить на поверхность сознания, сильно эмоционально заряженные и потому психологически важные бессознательные содержания. В ходе этого процесса они теряют свою предыдущую способность нарушать эмоциональное и физическое благополучие человека.

Понятие «духовное самораскрытие» - эволюционный процесс, который ведёт к более зрелому и более полному образу жизни. Ядром мистических учений всех эпох была идея о том, что забота только о материальных целях и ценностях отнюдь не выражает полный потенциал человеческих существ. В соответствии с этой точкой зрения, человечество составляет неотъемлемую часть творческой энергии и разума космоса и, в каком-то смысле, едино и соразмерно с ними. Открытие божественной природы человека может привести к такому образу жизни и на индивидуальном, и на коллективном уровне, который несравненно превосходит то, что обычно считается нормой.

Станислав Гроф
«Неистовый поиск себя»
(трансперсональная психология).




Смотри внутрь. Ибо ваше подлинное «я» внутри вас. Когда вы упорно и внимательно всматриваетесь внутрь, вы рано или поздно окажитесь снаружи.

Освобождение – вход в Царство Небесное, те врата, которые ведут «за приделы двойственности прошлого и будущего», не существует нигде и никогда, кроме текущего мгновения. Мы обитаем во «вчера» и всегда мечтаем о «завтра» и, таким образом сковываем себя мучительными цепями времени, и призраками вещей, которых в действительности нет здесь и сейчас. Действительно, все наши проблемы имеют отношение ко времени и наши тревоги всегда связаны с прошлым или будущим.

Обособленное «я», этот «маленький внутренний человек», состоит исключительно из воспоминаний.

Всякий раз, когда вы отождествляетесь с проблемой, тревогой, с состоянием своего ума, с памятью, желанием, телесным ощущением или эмоцией, вы обрекаете себя на рабство, ограниченность, страх, сужение сознания и, в конечном счете на смерть. Всё это можно видеть, и всё это не является Видящим. С другой стороны, постоянно оставаться Видящим, Свидетелем, Собой – значит сделать шаг в сторону от ограничений и проблем и затем, наконец, просто выйти из них. Это простая, но трудная практика, однако её результатом является не что иное, как освобождение при жизни, ибо трансцендентное «я» везде и всегда считалось лучом Божественного. В принципе ваше трансцендентное «я» имеет с Богом одну и ту же природу. На дне души вашей сокрыта душа всего человечества, душа божественная, запредельная, ведущая от рабства к освобождению от очарованности иллюзией к пробуждению, от времени к вечности, от смерти к бессмертию.

То, что можно свидетельствовать, - это не абсолютный Свидетель.

Человек словно пробуждается от долгого и запутанного сна, чтобы обнаружить то, что знал всегда: он, как обособленное «я» не существует. Его подлинное «Я», которое есть Всё, никогда не рождалось и никогда не умрёт. Есть лишь Сознание, как таковое, абсолютное и всепроникающее, озаряющее все условия существования и принимающее их форму. Все вещи это лишь рябь на этом озере; всё возникающее – лишь движение Единого.
 
Кен Уилбер
«Никаких границ»
(трансперсональная психология).



Хотя все качества сливочного масла уже содержатся в молоке, мы не имеем права говорить о наличии масла, пока мы не взбили молоко. Точно так же мы не имеем права говорить о нашем сознании как божественном, несмотря на то, что в его основе лежит целостность универсума, пока мы не освободили его от его индивидуальных помрачений и привязанностей.

Лама Анагарика Говинда.


Рецензии
Хорошая подборка.

Бэд Кристиан   22.12.2011 19:00     Заявить о нарушении
Спасибо, всё для Вас!

Саша Соболев   22.12.2011 19:03   Заявить о нарушении