Зачем мне жизнь...

Полное название:

ЗАЧЕМ МНЕ ЖИЗНЬ, КОГДА ОНА УШЛА В КИНО С ДРУГИМ?

Опыт рецензии



Вот подписи, поставленные внятно,
Редакторов, приславших мне стихи обратно.
Редакторы, побойтесь кары!
Быть притчей на устах потомков неприятно –
Хоть не подписывайтесь внятно!

Эти строчки я когда-то посвятил редакторам, которые так и не поняли моего высокого предназначения, не оценили моих поэтических шедевров, а возвратили их обратно, обстоятельно объяснив при этом причину отказа и даже расписавшись в конце в подтверждение своей правоты.
Часто к их письмам прилагались стороннии рецензии, которые убедительно доказывали мою полную несостоятельность как поэта, а подчас и как человека… Рецензенты убеждали меня в том, что лучше всего оставить это неблагодарное дело – писать стихи. Находя во мне какие-то проблески способностей, редакторы все равно приходили к выводу, что лучше их не развивать, а, пока не поздно, заглушить, дабы потом не было необоснованных претензий к жизни.
Конечно, каждый подобный отказ – это трагедия для молодого поэта, крах всех его надежд. С житейской точки зрения, они были правы, но что поделать с человеком, который, несмотря на все понимание своей бездарности, желает писать? В конце концов, ведь не критики решают его судьбу.
Если вы, уважаемые читатели, до сих пор не бросили читать мои рассказы, так это означает, что автор все-таки сумел вас чем-то заинтересовать. А что было бы, если бы он послушался советов  критиков? Вы бы не получили, говоря языком современным, качественного продукта и не тащились бы сейчас от него, а автор так бы и остался навеки безвестным Пеньковым (это фраза из моей повести).
Когда-то в молодости я, переняв этот стиль рецензирования, написал отзыв на творчество моего друга, такого же неспособного к поэзии человека, но только с несколько сорванной крышей – да простит он мне эту бестактность, которую я компенсирую публикацией его бессмертных творений. Словом, этот опыт рецензии я и предлагаю вашему вниманию.

Владимир Скворцов, безусловно, одаренный поэт с большим будущим. Он работает в лирическом ключе. Любовь – эта вечная тема – занимает в стихах Скворцова главенствующее положение. Куда бы ни шел поэт, куда бы ни ехал, он повсюду носит с собой образ возлюбленной.

Брожу я по улицам, в небо гляжу.
Я в каждом предмете тебя нахожу.
Ты ходишь со мною и ночью и днем –
Забылся при жизни я призрачным сном!
О, как заглушить мне сердечную боль?
С другой завести шуры-муры мне, что ль?
Но я не могу, не могу, не могу…
Я лучше из жизни при жизни уйду!

Прекрасное, тонкое, одухотворенное понимание жизненного момента. Ярко выражено эмоциональное состояние лирического героя, готового на самопожертвование во имя любви. Но, к сожалению, от поэзии Скворцова временами веет пессимистическими настроениями. И это настораживает. В наш век расцвета духовной культуры, век подъема благосостояния народа не может поэт сосредотачивать свое внимание на одних только личных переживаниях. В какой степени он служит родной стране, в таком размере он и получает от нее вознаграждение. К сожалению, поэзия Скворцова не дает основания утверждать, что он его получит. Хотя, повторяю, поэт, безусловно, одарен.
Вот, например, он пишет:

Зачем мне жизнь,
Когда она ушла в кино с другим?
Зачем мне вуз,
Когда она не поступила?

Очень точно подмечен трагизм данной ситуации. Да, действительно, создалось тупиковое положение, есть отчего загрустить. Какая боль просматривается в этих строчках, какая горечь! Все говорит о том, что поэт может в двух-трех словах передать всю гамму чувств, владеющих им.
Но мы опять-таки видим в его строках пессимизм. Стоит ли расставаться с жизнью по такой плевой причине? А может быть, его возлюбленная уже и раньше изменяла ему? К сожалению, из строк Владимира Скворцова этого не видно. И в том их существенный недостаток.
А вот еще строчки:

Солнце садилось. Быстро смеркалось.
Чья-то башка над плетнем возвышалась.

И сразу окунаешься в атмосферу деревенского вечера, видишь перед собой неяркое закатное солнце, сумерки затмевают глаза и сквозь них отчетливо просматривается чья-то макушка над плетнем! Потрясающе верно схвачен образ, тонким проникновенным лиризмом веет от этих строк. Но вот башка, простите, простить не могу. У каждого человека есть голова, это неоспоримо, но башка – это вульгарно.
А вот как поэт отзывается о молодежи:

А молодежь упрямо рвется в небеса,
Творит на стройках чудеса.
В науку лезет с заднего прохода –
Как будто нет переднего там входа!

Удивительно точно передан образ современной непоседливой молодежи, которая, несмотря на трудности, способна справиться с любыми непредвиденными ситуациями. Можно даже закрыть глаза на то, как она пробивается в люди – что поделать, такова жизнь, иногда приходится идти извилистыми путями. В конце концов, каждый волен выбирать, через какой проход ему выходить на большую дорогу. Так и наш поэт пока еще находится в поисках своего пути.
В заключение хочу пожелать Владимиру Скворцову долгой и напряженной работы. Уверен, что его голос все-таки когда-нибудь дойдет до читателя.

Литконсультант альманаха «Хвост Пегаса»
Владимир Примечаев.


Рецензии