О постах

Что мы знаем о постах вообще? Только то, что поститься нужно, но это трудно. Возможно, проблема в нас самих. Мы никогда не задумывались над тем, что институт Церкви возник в Византийской Империи (не путать с христианством, как таковым), а колыбелью монашества и подвижничества является территория современного Египта, мы бездумно стремимся им подражать. Хотя еще в 5-6 вв. в Риме, где климат не сильно отличается от византийского, такие подвиги воздержания оказались невыполнимыми именно из-за климата. Многие из нас воспринимают пост, как диету, или оздоровительное питание. Еще хуже, когда его воспринимают, как обязательную данность и без него в Церкви делать нечего, христианство жестоко и его каноны надо исполнять неукоснительно. В Библии говорится, что пост соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством. (Зах. 8;19)  Давайте же посмотрим, как на самом деле выглядит пост по «строгости» устава Церкви.
Основа поста - борьба со страстями, через воздержание от пищи, а не изнурение тела. Потому каждый должен соизмерять свои силы, здоровье, в современных условиях с нагрузкой на работе, а так же со своей степенью готовности к посту.
Существует пять степеней воздержания:
; Вкушение рыбы
; Горячая пища с маслом (растительным)
; Горячая пища без масла
; Сухоядение
; Полное воздержание от пищи.
Пост, в первую очередь не диета для похудения, постятся с целью подчинить тело душе. Однако, не стоит себя доводить до изнурения,  считать некую пищу скверной, или же напротив скорбеть, что в силу жизненных обстоятельств не можете поститься.
Пост - аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Если человек только недавно пришел к вере, то ему вовсе не стоит начинать с больших постов, строго следуя уставу, начинать следует с малого: среда и пятница в течении всего года, кроме сплошных седмиц. Людей, кидающихся в подвиги прямо с порога храма, легко ловит в свои сети дьявол. Многие подрывают свое здоровье, пренебрегая им, как даром Божиим, или от голода делаются злыми и раздражительными – злятся, ругаются на всех и вся, ропщут на строгость и унывают, пост для них становится невыносимым и они его бросают. Дотерпевшие же до конца, часто впадают в тщеславие, что они оказались сильны волей и духом. Все это категорически противоречит целям самого поста.
О том, как узнать, правилен ли твой пост, хорошо написано в книге свв. Варсануфия и Иоанна «Руководство к духовной жизни». Ответ 841: «Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием. И если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть. Если и в том не вредит тебя, - пост твой правильный».
Помните, пост – не смирительная рубашка, а посему, пожилые и больные люди, дети до 14 лет и беременные женщины освобождаются от строгого поста. Правила пощения с древних времен имеют обязательную силу на здоровых преимущественно людей. Дети, больные и престарелые, кто не может творить поста по Уставу, вовсе не лишены благословения Божьего. Не буду приводить здесь цитаты из Типикона и апостольских правил, чтобы никого не ввергнуть в соблазн воспринимать пост, как данность, о чем говорилось в начале. Лучше всего закончить еще одним ответом Варсануфия и Иоанна. Ответ 169
Некто спросил: «Я чувствую сильный лом в руках и ногах, боюсь, не от бесов ли сие? Я очень скорблю, что не могу поститься, а должен несколько раз в день принимать пищу».
На что был получен ответ от св. Варсануфия: «Не печалься, болезнь твоя не от бесов, как ты думаешь, но она есть вразумление Божие и послужит к преуспеянию, если будем благодарить Бога. О посте же не скорби, Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. Да и что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей. А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста и даже более – тому, кто переносит ее с терпением, благодарит Бога и через терпение получает плод спасения своего. Благодари Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осужден за это, ибо поступишь так не по внушению демонскому и не по разслаблению помысла; но случается сие с нами по испытанию нашему и к душевной пользе.


Рецензии
Всё так. Меньше бы мистики там, где должен царить Дух. Но, увы - Дух не разменяешь и торговать им всё-же страшно. Поэтому - спекуляции на мистике. Хочется, чтоб Вы не теряли желания писать.
С уважением, АБРАКАДАБР

Абракадабр   12.03.2011 07:47     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Абракадабр.))

Светлана Амайрани   12.03.2011 16:41   Заявить о нарушении