Рассказ 26. В преддверии Нового Завета

      Продолжаем, дети, знакомиться с историей государства Израиль, замечательной земли,  на  которой, был рожден Сын Бога Живого Иисус Христос.  Но об этом мы будем читать в других рассказах, а сегодня мы узнаем, как жил народ после возвращения из плена, из Персии  до дней, называемых на земле Рождеством Христовым.
     Шли годы, Израиль, находившийся под  владычеством Персии, имел свою автономию, т.е. был почти самостоятельным. Его правителями были  евреи, и постепенно реальная власть перешла в руки первосвященников и знати. К этому времени, были созданы школы по изучению Закона - Божьих заповедей и их толкованию. Книги переписывались специально выделенным сословием  людей, называемых книжниками и  писцами. В это же время великими пророками  были написаны книги об истории государства Израиль, Божественные книги пророчеств.  Все было бы стабильно, если бы на земле вокруг Малой Азии не шла постоянная борьба за земли и власть, за богатство.
      В 332 г. до РождестваХристова на арену сражений и завоевательных войн выходит молодой полководец, Александр Македонский или Александр Великий, как его называли. Захвачена Персия, Сирия, Египет, войска Македонского дошли до Индии. 12 лет всего лишь правил молодой царь и умер, успев разделить свою большую империю между друзьями - соратниками.   Шли войны за передел владений, и в 301 г.  Израиль переходит в руки египетских Птолемеев, господствовавших в Израиле более 100 лет. Птолемей 1, друг, брат и соратник Македонского получил в наследство от Александра Египет. Чем же, спросите вы,  отличалось  греческое господство от господства персов.  Израиль был  пограничной областью монархии Птолемеев, и потому в стране постоянно находились египетские войска.  До захвата земли А.Македонским население Израиля было преимущественно еврейским. Сейчас сюда переехало на жительство множество греческих колонистов.
       В 200 г. до н. э.  Израиль переходит под власть Селевкидов — греческой династии Сирии — и входит в состав округа  Финикия. Как и Птолемеи, Селевкиды рассматривали население Иудеи, как народ, пользующийся широкой внутренней автономией в пределах своей территории, центром которой является Иерусалим.  Но так продолжалось сравнительно недолго. Период правления царя Антиоха IV Эпифана (175–164 гг. до н. э.) стал поворотным пунктом в истории еврейского народа.   В 167 г. до н. э. начались гонения на иудейскую религию: в Иудее был наложен запрет на исполнение законов Священного Писания, и каждому еврею, совершавшему обрезание или соблюдавшему субботу, грозила смертная казнь. Одновременно были приняты административные меры для введения языческих культов; Иерусалимский храм был осквернен и наречен святилищем Зевса Олимпийского. 
Это вызвало страшное волнение и вооруженное восстание против захватчиков. Восстание возглавила семья Маккавеев из рода первосвященников, ушедшая в пустыню для ведения партизанской войны. К ним присоединились тысячи людей, мужей с оружием, ставших на защиту веры, заповедей  и законов народа. Бог был с ними. Что ни пытались делать те или иные правители в течение 25 лет, в 142  г. до н.э. Израиль  снова стал независимым государством после 440 лет чужеземного господства. Расширяются его границы, присоединяются новые области, включая Самарию. Евреи овладели яффским портом и распространили свое влияние и на другие эллинистические города к югу от Яффы. Великим Собором в 142 г.  до н.э. один из братьев Маккавеев, полководец и государственный деятель, возглавивший борьбу за независимость Израиля,  Шимон получает звание первосвященника и главнокомандующего, с правом передачи этих титулов своим наследникам. Он правил до 134 г. до н.э. На всей территории Израиля все еврейское население приняло веру отцов. Однако с течением времени в самом вероисповедании евреев наметились разделения. Так появились хасиды, саддукеи, фарисеи и  ессеи. Хасиды ожидали Царства Божия, фарисеи, во главе которых стояли знатоки Писания, провозглашали авторитет Закона, то есть толкования законов Писания, и прилагали все усилия к тому, чтобы изучение заповедей стало достоянием людей и чтобы основы Закона определяли уклад жизни всего еврейского народа. Саддукеи, руководство которых находилось в руках семейств, приближенных к первосвященникам, принадлежали к высшим слоям общества. Саддукеи противились признанию Закона основой законодательства государства.
     Время бежит вперед, и, вот, опять все меняется. Греческие правители уступили место Риму, который незамедлительно перешел к захвату всей территории Малой Азии. В 63 г. до Р.Х. римский полководец Помпей, после трехмесячной кровопролитной борьбы с иудеями, занял Иудею, взял Иерусалим и храм и уничтожил самостоятельность иудейского народа.Над Иудеей снова установлен военный контроль,  и она должна платить дань. В территориальном плане Иудея становится римской провинцией Сирии. Разрушена территориальная целостность Израиля между Галилеей и Иудеей.
       После победы Юлия Цезаря, римского императора, правителем Иудеи (с 47 г. до смерти в 43 г. до н. э.) был назначен некто Антипатр.   В 40 г. до н. э  Ирод, сын Антипатра II, назначенный отцом правителем Галилеи, бежал в Рим. Антоний и Октавиан, члены правящего триумвирата, объявили Ирода I царем Иудеи и помогли ему овладеть страной. В 37 г. до н. э. после почти пятимесячной осады Иерусалим перешел в руки Ирода и римлян. Началась реконструкция и восстановление второго Храма на Храмовой горе в Иерусалиме.
       Перед нами развернута историческая картина жизни народа перед приходом Сына Божьего. Земля переходит из рук в руки, непрерывные войны, а значит, смерть, боль, несчастья, влияние чуждой власти, новые порядки держат народ в постоянном трепете и настороженности. Священники пытаются учить народ  вере и исполнению заповедей, но, конечно, многое в духовной жизни еврейского народа не устраивало Бога. Через Своих великих пророков Бог говорил, что  ложь, неправедное правосудие, пьянство и прелюбодеяния, зло, наполнившее сердца людей рождают только гнев и возмездие.  "Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, - и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие". В книге пророка Малахии мне особенно дороги  такие слова:  "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его". 

** На иллюстрации макет Храма, восстановленного царем Иродом
 


Рецензии