О свободе от греха, отрывок из книги Идолы и Бог

Человечность в Боге невозможно принять с обычным отношением к человеческой природе, потому что это отношение порождает свою долю мирового зла.  Основа непринятия человечности в Боге – это вера в безвыходную греховность человека, т.е. неверие в доступность ему святости и совершенства. Это неверие коренится в отношении к человеку, как существу, неспособному вместить Божество с Его характером и качествами. Для язычников, «для Эллинов безумие» (1Кор. 1:23): вечный Бог, пребывающий в смертном человеке, святой Дух в том, кто, по человеческому мнению, не может быть чистым. «Писание всех заключило под грехом» (Гал. 3:22) и заключён человек именно через плоть, природу свою, но постойте: Христос взял в Себя тело заключённого, жил в нём, а не в теле ангела. До сих пор Он находится в теле, которое взял; в нашем теле Он находится на небесах! Нет благой вести в том, что Он, якобы, приходил в теле, отличном от моего, в иной плоти, это монофизитство, ересь Евтихия. Если Он был и есть в таком теле и плоти, в котором я мучаюсь, если Он победил, имея только веру и молитву, значит и я смогу; в этом есть благая весть. Тогда притязания диавола «Ты дал им Закон, который они исполнить не могут» бессильны, отвергнуты: Бог оказывается справедливым Законодателем и Творцом. Если же святым может быть только ангельское, «славное тело», то действительно: либо Бог избирает быть святыми и совершенными только элиту, достигших ангельского чина (что негласно проповедуется в католицизме и православии), либо вообще человек не может быть совершенным на Земле (в протестантизме). Но во Христе, в святости, в Боге есть человек, который может быть праведным, приносящим плоды Святого Духа, свободным от греха.

Тот, кто говорит, что не может – тому препятствием стоит не определённое им обоготворённое желание, которого он не видит, как написано: «Ты… слеп» (От. 3:17, я уже говорил это в главе об идолах). Тот сам не пребывает в Боге: у него нет понятия о том, чего он не вкушал. Обычный верующий, хотя и верит в Бога, мало отличается от обычного марксиста в своём неверии в возможности человека во Христе: когда он огненно молится, видя причину окружающего его зла в собственной греховности, и окружающая обстановка (болезни, бедность, несправедливость, природные дисгармонии) не меняется, – он убеждается (они его убеждают) в собственном бессилии в вере и во Христе. Мир и плоть заставляют человека поверить в их правду, в то, что он – всего лишь часть их, т.е. одна из форм материи. И не более того, то есть не дух ещё, без образа Божьего внутри: без Божьей искры. Неверие в возможность свободы от греха для человека есть плотское, мирское учение, победа мира, материи над Христом в человеке. Напротив, человек верующий в творческое преображение мира Богочеловеческими усилиями всеми воспринимается как чудак и мечтатель: здесь видно, что оценки общества как «мирского», так и «религиозного» перевёрнуты, дефективны. Тогда как «совлечение греховного тела» (Кол. 2:11) как раз означает очищение тела от греха, как написано о состоянии до этого: «Ты – земля неочищенная» (Иез. 22:24). Это не означает, что в Царстве Небесном люди бестелесые, ибо написано: «Спаситель тела» (Еф. 5:23), и: «Восстанут мёртвые тела!» (Ис. 26:19). Я недавно говорил об этом. Плоть будет в Царстве Божьем, ибо написано: «Дам сердце плотяное» (Иез. 11:19). Потому что не в плоти проблема, а в рабстве у неё.

Божья ненависть к плоти – фантазия человеческая. «Плоть желает противного духу» и «мы не по плоти живём, но по духу» означают совсем другую ненависть. Необходимо уничтожить идола, но это совсем не означает, что нужно уничтожить идолопоклонника или плоть. Бог сотворил плоть и это не сравнить с теми творениями человека, которые распадаются от времени и забываются. И я совсем не говорю о вечности материи. Начало плоти, её природа во Христе стала вечной. Это природа и начало человеческое. Во Христе оно есть и в вечности будет. Из-за недооценки его происходят многие беды исторического христианства, большей религиозной части человечества, которая считает человека исключительно тварью и рабом. Отношения между Богом и человеком идут дальше отношений между Творцом и тварью, рабом и господином: это отношения интимные, брачные. Те, кто не проповедуют Христа, принявшего Адамову плоть, кто не верит в способность человеческой природы иметь Божью святость, разлучают то, что Бог соединил, как написано: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). А этим недопонимают и природу Самого Бога. Сочетание Бога с человечеством во Христе есть обожение человеческой природы, а не её уничтожение; возвращение её к Богу посредством примирения через жертву Христа, как написано: «Вас, мёртвых… оживотворил со Христом… воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить… преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:1–7), и: «Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нём… предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:9,5), и ещё: «Возвещать тайну Христову, за которую я и в узах» (Кол. 4:3). Природа Божья, воля, человечность Его видны в усыновлении нас через Христа в нас, как написано: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17). То есть в увековечении человечности. А ведь увековечено может быть только совершенное. Плоть Его, человеческая природа, как написано: «Не увидела тления» (Дея. 2:31, ибо многие полагают, что она будет уничтожена), – воля Божья есть обожение человечества через принятие Христа внутрь и хождение в Нём, как о Нём написано: «Ты… во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17:21). Какое же имеют право утверждать многие, что человек согрешил так, что нет выхода и вынужден лишь признать, что он червь, тварь и прах и на этом, мол, оканчивается весь план спасения? Такие идут против воли Божьей, поклоняясь бесчеловечному богу-идолу, распиная как Бога, так и человека в себе, т.е. Христа распиная. Ибо против человечного Совершенства и совершенства для человека выступают, обращая меч не на защиту, а на убийство, меч Слова, о чём пойдёт речь далее.

Как можно увидеть человечность в Боге, не видя святую преображённую человеческую природу во Христе, не веря в возможность святости здесь, на Земле и основывая своё неверие на Св. Писании? Здесь – ещё одна преграда на пути к принятию человечности в Боге, и необходимо разобрать некоторые свидетельства Божьего Слова о святости человеческой природы. Я веду к тому, что человечность есть в Боге и в вечности потому, что человек может быть совершен, природа его может быть носителем и выразителем вечного начала. Но говорят мне: «Написано: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только… стремлюсь» (Флп. 3:13,14).

• Флп. 3:13,14. Здесь ап. Павел говорит определённому классу людей то, что не сказал бы другим: он ведёт речь совсем не о возможности преображения человеческой природы здесь, на земле, а об извращениях её. Он предупреждает возникновение одного из видов идолопоклонства и предостерегает против обоготворения святости, как это видно у фарисеев (в гл. «Идолы и Бог» я уже говорил, что обоготворившему что-л. необходим призыв к отрицанию идола, т.е. тем, кто поклоняется святости (а это именно фарисеи) необходима свято-безумная проповедь невозможности достижения святости). Он имел в виду фарисеев – иначе нет никакой связи с предыдущим отрывком. Павел о фарисеях писал, как написано до этого: «Берегитесь обрезания» (там же, ст. 2), о богатых. Как мы понимаем суть фарисейства и богатства – от этого зависит наше понимание здесь слова «достигший».

Богатство в Св. Писании, как я уже говорил в главе «Идолы и Бог», – не только материальное: богатство в нём означает также и идолопоклонство, а нищета, часто, – подлинную святость, потому что язык Писания не только похож, но и отличается от обычного. «Корень всех зол – сребролюбие» значит, что грех – не во владении Божьим золотом и серебром, а в привязанности к нему. Также и библейская бедность – совсем не бедность на святость; относительно богатства она бедность; относительно же поклонения святости она подлинная святость, свободная от каждения самой себе. Павел писал о богатых, подобных современным лаодикийцам, которые ни в чём не имели нужды, считая себя достигшими, совершенными, тогда как на самом деле были слепы на свои грехи: грехи насилия, равнодушия и убийства, – ап. Павел пишет о своём опыте фарисейства (см. ст. 4–6), об определённом грехе, а не в общем. Павлово «не почитаю себя достигшим» означает «не считаю себя богатым, как когда-то считал, будучи фарисеем, не надеюсь на те преимущества, которые имею перед другими, не ограничиваю совершенство тем, чего достиг, иду дальше». Богатые суть поклоняющиеся богатству, т.е. святости, что и делает их грешными. Не хотелось бы повторять, что с ограниченными Бог говорит на ограниченном языке: когда они обоготворили желудок, Он говорит, что в Царстве не будет ни его, ни пищи (1Кор. 6:13); когда привязались к браку – «брака не будет; все будут как ангелы», когда к сыну – «убей его» (Быт. 22). И это совсем не значит, что Творец изменил Своё отношение к сотворённому Им же браку и пище, что необходимо убивать. Так же и здесь: обоготворившим святость или предвосхищая это у детей, Он говорит: «Не достигли». И это совсем не значит, что человеку невозможно достичь совершенства. Если Павлово «не достиг… не усовершился» понять буквально, как «греховен; грешу и сейчас», то это противоречит его же словам о пребывании его во Христе (ст. 14), а ни во Христе, ни в членах Его нет ни пятна, ни порока. Пророк, комментируя данное Послание, говорит: «Павел достиг полного морального возраста во Христе Иисусе» (Пояснения Е. Г. Уайт, Комментарий АСД, т. 7, c. 903 ориг.). Фарисеи ушли влево: они считают себя совершенными, греша; не будем совершать грех подобный; уходя вправо и считая, что человек не может быть совершенно чистым, без пятна и порока во Христе, ибо написано также о Христе: «Муж совершенный» (Еф. 4:13). И о тех, кто в Нём: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор. 5:15), и: «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14), и ещё: «Да будем в… Сыне Его, Иисусе Христе» (1Ин. 5:20). Только для внимательного читателя «я не почитаю себя достигшим» может показаться противоречием с «мне готов венец» – это то же что и у Иоанна (1 Ин. 1:8, 10 и 3:6, 9). Это созвучно Христовому «берегитесь закваски фарисейской» потому что «я не почитаю себя достигшим» – это продолжение «что было для меня преимуществом», предостережение против богатых, надеющихся на заслуги, таланты, способности, добрые дела, которыми они обладают наряду с грехами.

• 1Ин. 1:8,10. Говорят: «Написано: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин. 1:8,10). Здесь тоже – не в общем, не отвлечённая философия: ап. Иоанн обращается к конкретной церкви, к конкретным обстоятельствам и пишет о конкретном, определённом грехе. Не прощается грех, если не будет определён, как написано: «Когда узнан будет грех… прощено будет им» (Лев. 4:14,20, см. ст. 23,26,28,31). О каком же грехе говорит Иоанн? О каком обмане, о хождении в какой тьме (см. 1:6), о каком отсутствии истины и слова (см. 1:8,10)? «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме» (там же, 2:9). Т.е. написано тем, кто говорят, что они не согрешили, что пребывают во свете, имеют истину, слово, тогда как наряду с этим ненавидят брата. Можно ли человеку любить брата, пребывать во свете, не согрешать вообще? В том же послании написано: «Любовь до… совершенства достигает в нас» (1Ин. 4:17), и: «Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает… Всякий, рождённый от Бога, не делает греха… он не может грешить» (1Ин. 3:6,9). Как и пророк говорит: «Воля является той господствующей силой в природе человека, которая подчиняет себе все его остальные способности. Волю нельзя путать со вкусом или наклонностью» (Е.Г. Уайт, Вести для молодежи, с. 152 ориг.), и: «Каждый может направить свою волю на сторону Божьей воли… и так соединяя себя с божественными силами, он может стать там, где ничто не сможет принудить его сделать зло» (Е.Г. Уайт, Воспитание, с. 289 ориг.). Как же многие говорят, что воля человека безвыходно загрязнена грехом?! Как используют этот текст для подтверждения ереси о безвыходной пожизненной греховности человека?!

• Рим. 3:23 Скажут: «Написано: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23)». Но как и в 1 Иоанна, это сказано не «в общем», не отвлечённо, а с определённой целью – для того, чтобы показать малоценность преимуществ одних перед другими, бесполезность их богатства и гордости, т.е. что между Иудеями и Эллинами «нет различия» (ст. 22 ), ибо «как Иудеи, так и Эллины, все под грехом» (ст. 9), «потому что все согрешили» (наш стих). И цель эта – подчинённая, не главная. И это ещё – полправды, апостол не поставил здесь точку так, как ставят приверженцы «теории непреодолимой греховности человека». «Все согрешили и лишены славы Божьей» – такова лишь правда закона, частичная правда. Потому что «ныне, независимо от закона, явилась правда Божья, о которой свидетельствуют закон и пророки» (ст. 21). Что это за правда или (одно и то же слово в оригинале) праведность, о которой свидетельствуют закон и пророки, т.е. всё Писание? Христос Иисус, как написано: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании» (Лк. 24:27), и: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки» (Ин. 1:45). Это праведный Бог, вводящий человека в Свою праведность, как написано тут же в дополнение к «истины…слова Его нет в нас» (1Ин. 1:8,10): «явилась праведность», и, в том же Послании в противовес «лишены славы Божьей»: «Христос принял вас в славу Божию» ( Рим. 15:7), и: «В свободу славы детей Божиих» (8:9), и ещё: «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22). Бог человеку во Христе даёт славу Свою, как написано: «Дам Израилю славу Мою» (Ис. 46:13), т.е. праведность Свою, и святость, и безгрешие, как и ещё написано: «И будут двое одна плоть» (Еф. 5:31). В человеке рождается Бог. Вот что происходит с человеком, с плотью, если он во Христе пребывает.

• Рим. 7 Данная глава – описание опыта, который ап. Павел пережил в прошлом. Опыта, который ап. Павел не хотел забывать, т.е. сознательно помнил и им дорожил как инструментом, который помогал ему быть праведным, предельно осторожным. К нему апостол относился как к опыту наподобие опыта  рецидивиста или даже маниака – этого требовала его совесть. Рим. 7 – это описание не праведной жизни, а греховной жизни, прошлой жизни. Потому что повествование, само послание не заканчиваются этой главой. Широко известно, что в оригинале разделения на главы и стихи нет вообще – идёт сплошной текст, без разбивки. То есть дальше идёт глава восьмая, в которой чётко и ясно говорится уже не о греховной, а о праведной жизни. «Хочу одно, а делаю другое» – это описание разложения, первичного разложения, результатом которого является разложение тела, смерть (то есть, когда мы видим труп – это всего лишь последствия того, что началось первоначально, задолго до смерти). Возьмём конец главы, 25-ый текст: кому я служу? «Умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» Тут же сразу, в 8-ой главе он говорит: «которые во Христе Иисусе живут не по плоти». То есть, если стать на сторону широкораспространённой неофициальной церковной позиции, то выходит коренное логическое противоречие: по чему мы живём, по плоти или по духу?.. Относится ли ап. Павел к этим людям, которые живут по духу? 2-ой текст: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня»… как раз от этого закона, о котором мы говорили в 25-ом тексте.

Можно представить это простым сравнением. Допустим, рабы были проданы какому-то хозяину, как об этом красноречиво говорит 14-ый текст: «я плотян, продан греху» (Рим. 7). То есть получается, что господин у этого раба – у ап. Павла – грех. И тут же во 2-ом тексте 8-ой главы: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти»: то есть получается, другой уже господин появился…

Психологически, 7-ую главу нельзя воспринимать иначе, чем банальную шизофрению, ведь это явное раздвоение: одно хочу – другое делаю. Получается два человека в одном: не целостно, не такое, как во Христе, а такое как в обычных людях. Одно сказали, сделали другое, третье подумали, за глаза обговорили, – т.е. такое разложение, которое есть у обычного человека. И это разложение ни с каких соображений: ни с психологических, ни с эстетических, не может быть воспринято как целостное. Когда мы говорим о духовной жизни, – мы говорим, прежде всего, о целостной жизни. А дух, он объёдиняет разрозненные члены тела и заставляет их двигаться как единое целое. Когда дух уходит – единое тело распадается на разные органы, клетки. То есть дух – это целостность, а грех – это разложение.


• 1Тим. 1:15 Ещё написано: «Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим. 1:15). Говоря о себе в настоящем времени, ап. Павел подчёркивает здесь, какое беззаконие Господь простил и какого грешника Бог спас и помиловал. Но нельзя это настоящее время понять буквально и на чистую часть чистого тела Христова сказать: «Грешник». Почему он говорит о настоящем, а не о прошлом? Потому что, говоря фигурально, до сих пор рекорд «чемпиона» не побит: никто ещё не доходил во зле до такого, как Павел, – он до сих пор остаётся первым. Ибо написано, что «последнее… бывает хуже первого», т.е. что верующий, творящий беззаконие, хуже язычника. Я уже говорил, что на последнее богоотступничество способен только верующий. Если бы он сказал: «Был первым», перед читающим не было бы современного ему живого примера самого последнего богоотступничества, прощённого Богом, – не было бы наглядной благодати в словах апостола. Говорят: «Есть грех, который не прощается Богом, хула». А как написано: «Изгнал семь бесов», т.е. полноту диавола? Бог и Люцифера мог бы спасти, если тот возжелал бы этого всем сердцем. Комментируя текст о хуле, я уже говорил о нём как об истине против фарисейского упрямства.

• 2Кор. 12:11 Так же и «я… ничто» (2Кор. 12:11) не зачёркивает «у меня ни в чём нет недостатка против высших Апостолов» (там же), и относится к прошлому, ибо об этом написано: «Я наименьший из Апостолов… потому что гнал Церковь Божию» (1Кор. 15:9). Ап. Павел указывает здесь на хоть и безбожный, но ценный опыт, забывать который он не собирается, чтобы опять не ослепнуть духовно.

• 1Кор. 13:12,9 Очень часто апостолы применяют учительский метод: они ставят себя на место их слушателей. Взрослые, достигшие возраста Христова, отождествляют себя с детьми, делающими первые шаги в искусстве Царства, искусстве владеть своим духом, приносить плоды Св. Духа. «Педагогический метод ап. Павла»: с грешниками он становился как бы грешник для того чтобы помочь им родить. «Для всех я сделался всем; для чуждых закона – как чуждый закона… чтобы приобресть хотя бы некоторых». Почему он пишет: «Я родил вас»? Потому ли, что сам свыше не рождён? Нет. Но потому, что помогал родиться другому и в это время, время разрешения от бремени, был настолько хорошей повитухой и акушеркой, что словно сам родил. И, вместе с детьми ещё не родившими, говорит, соединяясь с ними духовно : «Мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно… знаю отчасти… мы отчасти знаем» (1Кор. 13:12,9). В другом же месте: «Мы имеем ум Христов», т.е. ум, который не исследим. Говорят: «Как это может быть, что Павел – и повитуха?». Человек духовный собой закрывает пролом, защищает отступившую от Господа землю, чтобы тот не уничтожил её, ибо так написано (Иез. 22:30). По этой же причине пастырь Церкви молится иногда: «Прости нас, грешных, слабых, немощных». Тот же, кому чужд этот метод, либо считает это противоречием благой вести, вести о праведности человека, а не только Бога, либо понимает буквально, что все члены тела Агнца – с пятном и пороком. Но ни во Христе, ни в Его подлинных членах нет ни пятна, ни порока.

• Пс. 138:23 Говорят: «Всё равно, если покопаться, где-то есть скрытый грех, которого мы не видим». Неопределённость свойственна младенцам; для христиан совершенного возраста вера в совершенство человека во Христе основывается на сознании зависимости греховности человека от определённого состояния и поведения человека, от определённых грехов, а не от непреодолимой природы или произвола Божества. Бог не прощает неопределённые грехи. Для прощения грехов у Бога есть определённый порядок, и если его игнорировать, то прощения не будет независимо от благодати. Порядок этот описан в Лев. 4 (говорят: «Это Ветхий Завет»; Субботу соблюдаете, десятину даёте – а на основании какого Завета? Принимающий постановление о десятине и соблюдающий заповеди Декалога должен принять и постановление об определении греха), и касается, в том числе, грехов, «скрытых от глаз собрания» (ст.4:13). То, что в этой главе есть многократное повторение одних и тех же действий в разных случаях и обстоятельствах, говорит об универсальности данного порядка применительно к разным ситуациям жизни. Повторение текста также говорит об Учителе, желающем выделить для ученика самое главное из материала. Слово «так» в повторяющейся фразе «так очистит его священник» (ст. 20, 26, 31, 35) означает определённый здесь способ очищения. Тело как «жертва, благоугодная Богу», т.е. наше поведение, «жертва уст», т.е. пение, благовествование и молитва, – все эти жертвы не примет Господь, не будет «прощено им» (ст. 20,26,31,35), пока грех остаётся неопределённым . Говорят: «Написано: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю…» (Ис. 1:18). Не всё читаете, дети! Написано: «Тогда… если будут грехи ваши…» (курсив мой) Когда? Читайте выше: «Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих…тогда» (ст. 15 – 18). Это говорит не о том, что человек, чтобы придти к Богу и получить прощение, должен прежде очиститься без помощи силы Божьей, а о том, что не может получить прощенья тот, кто молит о нём вообще, отвлечённо, сам практикуя неизвестные ему грехи и не желая определять их по имени. Итак, для прощения есть определённый порядок.

Неужели Всевидящий напрасно давал такую, на первый взгляд, сложную для человека систему очищений в Ветхом Завете? Неужели она ни о чём не говорит и ничему не учит? Неужели благодатью лишим Новый Завет древней, вечной истины? Думаю, что «узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути» (Пс. 138:23) без «покажи мне беззаконие моё и грех мой» (Иов 13:23) – грех. Если силой Божьей нельзя определить грех – его нет. Иов, слепорожденный (Ин. 4), Христос тому примеры. Говорят, что человек, пока во плоти, не может быть свят, безгрешен. Как же Иов не согрешил ни в чем, ни до своего испытания, ни после, а ведь он был человек, не ангел?! Как быть с бедным Лазарем? Ведь зачем тогда нужно Писание, свидетельствующее о людях, – не ангелах, которые были сильны в разных видах искушений? Их подвиги веры говорят о Христе, т.е. о человеке, а не только Боге. Обычно же святость видят в Писании только во Христе, в пророчествах о Нём, в Евангелиях, всех остальных лиц Библии по привычке считая людьми с изъяном, рассматривая их как пребывающих вне Христа. Для меня же все герои веры предстают в двух обличьях, на двух путях свободы: вне Христа и во Христе. Для меня они не только люди с пятном и пороком, но и в определённые промежутки своей жизни составляющие Христа, – члены святого и безгрешного тела Его, т.е. Церкви. Это греховно – думать, что человек всегда виноват в своих действиях, всегда в чём-то виноват, всегда в чём-то грешен. Этот комплекс вины – психическая болезнь и добровольный грех. Об этом грехе говорит представление друзей Иова. В конце своего испытания Иов не должен был приносить жертву, но друзья его. Это значит, что он не согрешил, называя себя праведным, они же – преступили Закон, считая его виновным и грешным, ибо согрешивший должен был приносить жертвы. Иов должен был молиться и приносить жертвы за них – он выступает в роли священника и ходатая за людей, т.е. представляет невинного Иисуса.

Также, доступность человеку безгрешной жизни отвергают из-за неверия в то, что могут быть безгрешные страдания, муки и болезни: их всегда считают Божьим наказанием за проступок, т.е. признаками греха. Но это точка зрения утешителей Иова, «мудрость мира сего». Многие из признаков, по которым судят о греховности человека, неверны. Страдания нейтральны по своей природе и могут быть как наказанием за грех, так и невинными, как добровольными, так и вынужденными, как сатаническими, так и святыми и безгрешными. Так же и внешнее неблагополучие ни о чём не говорит. Нельзя сказать, что жизнь подлинного христианина – исключительно мир, радость и спокойствие во всех его делах; что она лишена трагедий, обеспокоенности, напряжённости, борьбы. Потому что всем этим была наполнена жизнь Самого Святого. Жизнь христианина – это также упорство, огненное желание, дерзновение. Потому очень похожи жизнь рождённого свыше и жизнь  идолопоклонника. Потому всех пророков путали с одержимыми, с преступниками, на Исполненного Духом сказали: «В Нём бес». Иова все известные испытания постигли ни за что, не за вину и не за грех. Лазарь всю жизнь бедствовал также не по своей вине. Сам Христос показал не только то, что Бог страдает, но и то, что совершенного человека невинно могут распять, обойтись с ним, как с самым последним грешником. Так сплошь и рядом происходит в этом мире, мире, в котором царствует зло. Поэтому, человек может быть безгрешным и не повинным в тех бедствиях, которые случаются с ним. Человек может быть святым и безгрешным во Христе, несмотря на все свои неудачи, немощи и болезни, как написано о Христе: «Взял на Себя наши немощи… наши болезни» (Ис. 53). «Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что и его земная природа, дух человеческий может явиться в таком небесном блеске на самом деле и во плоти, а не то что в одной мечте и в идеале, – что это и естественно и возможно» (материалы к «Бесам» Ф.М. Достоевского) .

Поднимают вопрос времени, но нельзя проповедовать ни то, что Бог спас этого конкретного человека раз и на всю вечность, ни то, что только будущее откроет, свят ли он был на самом деле или нет. Подлинное христианство мало обеспокоено временем, ибо имеет дело с вечностью. Ни прошлое, ни будущее не существуют в данный момент, и поэтому самое важное, в каком ты состоянии находишься сейчас. Тот, кто задаёт вопрос: «Так ты спасён, и никогда не будешь грешить?», сам ещё не вкусил этой вечной жизни, не имеет такого опыта и поэтому боится то, чего не испытывал на себе. Правда – не в том, что рождённый женщиной чист быть не может, ибо, мол, однажды освящённый, он начал грешить опять. Правда – в свободе нашей воли во Христе и нашем рабстве у всего, что не Христос, когда мы вне Его. Это заблуждение, что рождённый свыше или освящаемый, грешить уже никогда не смогут, даже если захотят (см. Е. Г. Уайт, Маранафа, Источник жизни, Заокский, 1996, с. 130). Также и грех таких людей – не основание впадать в заблуждение подобное: что человеческая природа не может быть без пятна и порока. Один и тот же человек сейчас может быть вне Христа, словно вне фигурального храма, но тут же он может войти в него. То, что в этот «храм» можно войти и выйти, говорит нам о том, что оба состояния: и грех, и свобода от него, открыты человеку всегда, независимо от времени.

Говорят также, что Христос не имел семьи, не знал женщины, – Ему «было легко». Но здесь «женщина» и «плоть» – одно. А Христос был во плоти. Потому рабство у плоти, свою больную привязанность к чему-либо, живому или неживому, возможно преодолеть. Говорят: «Невозможно пройти по грязным улицам, не запачкавшись». Бог уничтожит эту поговорку. Где благая весть в том, что как в мире я грешил, так и в Церкви остаюсь грешником? Зачем тогда нужна вообще Церковь и религия? Человеку говорят ложь, неполноту, слова, которые не вдохновлены, только часть истины; а это религия смерти. Религия смерти потому, что внушают каждому, что он неизлечимо болен. Это запрещено в докторской практике, но почему-то разрешено в практике проповеднической. Да, человек согрешил, потому что «все согрешили», но во Христе он очищается от всякого пятна и порока. Или кровь Христа не всё очищает? Или у Творца, сотворившего Вселенную за шесть буквальных дней, не хватит силы для этого? Подлинно, о тех, кто говорят: «На практике это не получается» написано: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Говорят: «Церковь больница, больница». Этим вы сами против себя свидетельствуете, что не можете отделить святое от несвятого и провести различие между чистым и нечистым, что вы – «как лисицы в развалинах». Для меня это сontradictio in adjecto . Господь уничтожит эту поговорку. В Писании такого сравнения нет. В больнице есть опухоли и гниение: хотите сказать, что в теле Христовом есть опухоли и гниение, т.е. грех? Покайтесь, и не будьте слепы, отделяйте тех, кто во Христе, от тех, кто вне Его, не будьте лисицами в развалинах, собой закрывая проломы, – и гнев Божий не затронет вас. Всякий, кто грешит – член тела диаволова, а не член тела Христова. В членах Христа, Христовой Церкви нет ни пятна, ни порока в силу самого определения её как тела Христова. Здесь мне могут указывать на притчу о плевелах, но она относится к миру, а не к церкви, как и написано: «Поле есть мир» (Мф. 13:38). Нельзя питать утопии: официальная церковь, как правило, состоит большей частью из обывателей, которые своё внутреннее идолопоклонство прикрывают религиозными одеждами, но если мы утеряем разницу между подлинным телом Христовым и всем остальным миром – то стена различия падёт, и мы все останемся во тьме неразличения.

Также, неверие в свободу человека от греха существует из-за обоготворения святости. Нечеловеческие требования к совершенству мешают совершенству человека. Нелюбовь к человеку, нелюбовь к себе проявляется в такой духовной щепетильности, в идолопоклонническом отношении к идеалу, ко Христу, которое требует от себя и от других сверх меры. Сейчас как никогда становится явным омирщление известных Церквей христианского мира, смешанный характер их членского состава, утрата ими чистоты практического благочестия. Причина этого – в пренебрежении живой человеческой природой за поклонением отвлечённым духу, идеалам и предписаниям. Это утрата веры в доступность святости человеку на путях вдалеке от конкретной человеческой личности. Я уже писал о том, как всевозможными идеальными качествами наделяют идеала-идола, живое человеческое существо либо не замечая за каждением ему, либо принося его ему в жертву. В особенности это касается Церкви христиан-адвентистов. И вот пример того, как определённые пункты из приведённого выше Божьего порядка для прощения и очищения греха пренебрегаются и игнорируются.

В данном случае грех не определён и не оставлен, – поведение не изменилось до сих пор. Как Охозия был поражён потому, что в начале путешествия ковчег не нужно было ставить на волов, так и данная Церковь не получает столь просимой ею силы Святого Духа потому, что в 1888 году истина о свободе от греха была не принята большинством. Мне часто говорили: «Мы верим, что Бог силен преобразить греховную человеческую природу» и при этом указывали на пункты вероучения. Но смешение веры во Христа с верой в силу Закона является по большому счёту обычным неверием и идолопоклонством у последнего. Ведь убеждение в том, что человек приобретает святость посредством дел закона неизбежно должно выродиться в неверие в доступность святости человеку. Ведь вера подрывается делами закона. В отдельной главе я уже показал идолопоклоннический характер законничества. То есть непринятие истины о праведности человека верой является признаком скрытого идолопоклонства и только в связи с этим уже неверия в возможность праведности и безгрешия Адамовой природы. Уверены, что Бог преобразит природу в ответ на её заслуги, на направленность её жизни, на то доброе, чего достиг человек; что преобразит, дав новую природу с небес. Но это иллюзия, так как Богу нужно всё сердце: Он не будет делить его с законом, так как Сам есть живой закон. Проблема не в прошлом: проблема в том, что грех прошлого продолжает жить в настоящем. Я только что говорил о необходимости определения греха. «Грех должен быть определён» означает не просто сказать: «это неудача», или: «это факт», а признать определённый поступок грехом, исправив его с помощью силы Божьей, покрыв последствия его, т.е. если в присутствии многих он совершён, то в присутствии многих и признать его таковым; если было непринятие Божьей истины, то принять её. И организация должна проявить себя как организация, тогда как Церковь ведёт себя как неверная жена, и притом как ребёнок: по возрасту давно нужно было бы вести себя как взрослый человек. А она, будучи зрелой женщиной, играет в куклы, снимая или не желая принимать на себя ответственность за свои же проступки. Но кто поверит, что Христос – не только Бог, но и Адамова плоть, как написано: «Кто поверил слышанному от нас?» Святого человека и человечности в Боге не видно за идолом. Обоженный человек и человечный Бог, безгрешная плоть и человечность в самом Божестве открываются только в образе Христовом. Открываются они только тому, кто жертвует объектом своей сильной привязанности.


Рецензии