Баку и молокане 9. Молоканские собрания-2
«Вполне вероятно, что и в 1908 году Тарусовская община уже имела свой молельный дом на Молоканской слободке (во дворе Семиховых). Поэтому беру на себя смелость выдвинуть предположение, что именно Тарусовская община после кончины в 1909 году Кащеева Н.М. смогла объединить все конфликтующие стороны молокан Баку».
И как я предупреждал, это чисто гипотетическое предположение было основано на тех свидетельствах, которые были мне известны на тот момент. Но вот встретился новый документ, согласно которому Тарусовская община имела свой молельный дом уже в 1887 году.
По свидетельству протоирея Александра Юницкого [2]:
«В 70 годах были в Шемахе, а оттуда, по обыкновению, ездили по всей Бакинской губернии два баптиста из Швеции: Гольберг и Геер. В Бакинской губернии они прожил около года. Главное свое внимание Гольберг и Геер посвятили обращению в баптизм армян. В 1887 году в Бакинскую губернию приезжал баптист англичанин Беккер с тифлисским купцом Кальвей. В Баку их было накрыла полиция в молоканской молельне Тарусова; проповедников взяли под арест, но тотчас же и выпустили».
Кроме того, еще одна новая информация об особенностях богослужения в Тарусовском собрании исключает даже гипотетическую вероятность того, что тарусовцы могли объединить конфликтующие стороны молокан Баку [3]:
«Тарусовское молоканское собрание в г. Баку: у братьев молокан тарусовцев – единство в понятиях с Казлычайцами; есть это понятие и в Чабанах и еще в некоторых селениях. Учение это называется назарейским, или учением кротких или собрание Гулина, или учение об усомнившихся душах. Учение держится в тайне, его знают не все члены собрания, открывают только некоторым; не более 30-40 душ во всей бакинской губернии знают это учение…
Особенно у них уважаются книги: 4 тома Ливанова, путешествие Пилигрима (ставится выше Св.Писания), мистическая книга Якова Бема…»
Становится понятным, почему Беккер и Кальвей были гостями этой молельни. В 7-ю главу вношу соответствующий upgrade.
Количество молоканских собраний росло по мере увеличения споров в молоканской среде. А в спор активно вступила молоканская молодежь.
В журнале «Духовный христианин» [4] описана богословская лекция, состоявшаяся в 1905 году вскоре после Воронцовского съезда:
«В субботу 7 октября в 4 часа пополудни в Баку в молитвенном доме «общих» молокан перед многочисленными слушателями была прочитана А.С. Прохановым поучительная лекция на тему «Евреи и еврейская библия» На лекции присутствовали братья из всех пяти собраний: Кащеевскаго, Колесниковскаго, «общих», Тарусовского и Кудиновского (рационалистов-уклеинцев); присутствовало также немало баптистов, хотя по слухам, баптисты отклонили предложение прочесть лекцию и в их молитвенном доме и вообще несочувственно отнеслись к приезду в Баку лектора.
Лекция вызвала целую бурю речений и прений, за которыми все присутствующие следили с напряженным вниманием; уважаемым Ив.Федос. Колесниковым была произнесена блестящая прочувственная речь, полная искренности и непоколебимой убежденности. При этом выяснилось, что И.Ф. Колесников с целью проверки перевода синодальней библии (первая такая попытка со стороны молокан была сделана покойным нашим богословыом Ив.Ан. Пашацким) вот уже несколько лет изучил еврейский и греческий язык для ознакомления с греческой библией семидесяти толковников.
Целый ряд остроумных доказательств и соображений, приправленных перлами красноречия, был представлен также Н.Ф. Кудиновым и Як. Ив. Колесниковым. Вас. Вас. Иванов, наставник общины приемлющих водное крещение для взрослых, произнес несколько речей, стараясь видимо внести умиротворяющий тон в разгоревшиеся прения. Старцы собрания «общих» защищали свою собственную точку зрения вескими неопровержимыми доводами.
В заключение лектору была высказана от лица присутствующих благодарность за интересную тему. В общем лекция произвела чрезвычайно много шуму в нашем и без того шумном городе и принесет немалую пользу, ибо она побудила сразу старцев и молодежь к более прилежному изучению библии для проверки новой точки зрения. Очень жаль, что эта лекция не могла быть прочитана на нашем Воронцовском съезде и обсуждена там!».
В заметке «О бакинском обществе образованных духовных христиан (союз прогрессистов)» от 16 февраля 1906 года один из лидеров нового молодежного движения в молоканской среде Як.Ив.Колесников прямо указывает на количество молоканских в городе Баку [5]:
«Только путем правильной организации мы вполне надеемся объединить в одну общину всех духовных христиан города Баку, которые разделились на восемь отдельных собраний».
Таким образом удалось установить, что в конце 1905 – начале 1906 годов функционировали следующие молоканские собрания Баку:
1.Собрание Кащеева Н.М.
2.Собрание Колесникова И.Ф.
3.Собрание «Общих молокан» (старцы Ион Васильевич, Мелантий Петрович и Димитрий Зиновьевич Саблин),
4.Собрание Тарусова,
5.Собрание Кудиновское (рационалистов-уклеинцев) (Руководство собранием: Як.Ив. Колесников, Алексей Степ. Щетинин, Фед. Ив. Кутуков, Григ. Степ. Макаров, Ил.Тим. Лебешев, Исай Матв. Колесников).
По по трем другим собраниям на момент публикации кроме упоминания об их существовании иных сведений нет.
К началу 1906 года были организованы также два молодежных молоканских союза:
1.Общество самопросвещения духовных христиан (молокан) (По сообщению Ильи Тимофеевича Лебешева в газету «Духовный христианин» общество находилось на Молоканской слободке в доме И.В. Гончарова. По свидетельству Валентина Гольцева дом Гончаровых находился на Верхней Молоканке на 3-й Слободской улице, ныне улице Бала-Ами Дададшева, между 11-ой и 12-ой Завокзальными улицами, напротив керосиновой лавки).
2.Общество образованных молокан (прогрессистов).
По этим союзам мне первоначально встретилась следующая информация[6]:
«Въ Баку утверждены губернаторомъ уставы: 1) общества самопросвещенiя духовныхъ христiанъ (молоканъ) – цели просветительно-религiозныя и 2)общества образованныхъ молоканъ (прогрессистовъ)».
Затем объявилась более подробная информация об этих союзах [7]:
«Общество самопросвещения духовных христиан (молокан)» г. Баку создалось при следующих обстоятельствах:
В 1903 году молодежь из «постоянных» и «духовных» молокан образовала из себя кружок с целью устраивать воскресныя послеобеденныя религиозныя беседы. Тимофеем Васильевичем Самодуровым в распоряжение кружка была представлена в бесплатное пользование квартира. После отъезда вышеупомянутого брата из Баку, откликнулся на благое дело брат Трофим Харитонович Лавренов, который отвел для кружка, также безплатно, обширный и светлый зал, где и происходило каждое воскресение молодое собрание».
Из дальнейшего текста размещенной заметки становится ясным, что:
Собрания религиозного кружка временно прекратились летом 1904 года. В это же время, с лета 1905 года члены образованная молоканская молодежь Баку из Кудиновского собрания приступила к организации молоканского общества под названием «Рационалисты-уклеинцы». С этой целью был избран совет старшин из 6 лиц, который приступил к разработке устава Общества. Собрания проходили в доме Ив. Федос. Колесникова.
К работе по организации союза примкнули и члены упомянутого выше религиозного кружка, в частности автор заметки Илья Тимофеевич Лебешев. Однако, среди членов будущего союза были противники религиозного просвещения молодежи, в результате чего возникли два самостоятельных союза.
Устав Общества самопросвещения духовных христиан (молокан) был утвержден Бакинским генерал-губернатором 15 января 1906 года. С 19 февраля 1906 года (когда состоялось «освященiе открытiя действiй общества») Общество располагается на Молоканской слободке в доме И.В. Гончарова, где была открыта и библиотека-читальня для членов общества.
В это же время был утвержден и устав Общества образованных молокан (прогрессистов).
Открытие союза бакинских молокан-прогрессистов состоялось 12 февраля 1906 года, всего на неделю раньше Общества самопросвещения духовных христиан (молокан).
Наличие большого числа молоканских собраний в городе и появление новых молодежных движений в молоканской среде свидетельствует о новом витке разногласий, о которых более подробно постараюсь изложить в следующей главе.
Следующая глава: Баку и молокане 10. Противостояние общин-3 (в работе)
Предыдущая глава: Баку и молокане 8. Старцы или пресвитеры? )
Источники:
[1] Г. Леонов. «Баку и молокане 7. Новое о противостоянии общин» (http://www.proza.ru/2010/03/16/1,
[2] А. Юницкий. «Гнезда сектанства на Кавказе» (http://spbpda.ru/data/1895/0102/1895-0102-05.pdf)
[3] Журнал «Духовный христианин» №8 (июль 1906 г.) (http://www.molokans.ru/Journal/DX_08_1906.PDF)
[4] Журнал «Духовный христианин» №1 (ноябрь-декабрь 1905 г.) (http://molokans.ru/Journal/DX_01_05.pdf )
[5] Журнал «Духовный христианин» №4 (март 1906 г.), (http://www.molokans.ru/Journal/DX_4_1906.pdf)
[6] Журнал «Духовный христианин» №2 (январь 1906 г.) (http://molokans.ru/Journal/DX_02_06.pdf)
[7] Журнал «Духовный христианин» №9 (август 1906 г.) (http://molokans.ru/Journal/DX_09_1906.PDF)
© Copyright: Генадий Леонов, 2011
Свидетельство о публикации №21102221664
Свидетельство о публикации №211022201664