ЖЗЛ Софья Ковалевская сказка

 
               Жили на Земле Знаменитые Учёные. И были они все до одного мужчины. Только в конце XIX века наконец-то появилась среди них одна женщина. Спрашивается, почему же она раньше не появлялась? Да потому, что раньше была Инквизиция. А она  охотнее  сжигала на кострах женщин, чем мужчин. Во-первых, они горели как-то лучше. Во-вторых, играл роль эротический момент. Ведь тогда ещё не было стриптизклубов. И на голую извивающуюся женщину можно было посмотреть только на костре. 
     Так ученые женщины и не успевали стать знаменитыми. Но  они всё-таки нашли выход: кому не терпелось быть учеными, те стали переодеваться в мужчин. То есть двигали науку путём внешнего пожертвования собственной половой принадлежностью. Если посмотреть на сохранившиеся портреты Знаменитых Ученых разных времён, то можно увидеть, что примерно третья часть из них довольно-таки хитро улыбаются. Как будто скрывают что-то. Предположительно это и есть переодетые в мужчин ученые женщины. Ведь что тебе скрывать, если ты знаменитый ученый мужчина? А только то, что ты на самом деле женщина. Никаких других доказательств, кроме этих хитрых ухмылок, нет.
       В XIX веке наконец-то закончилась Инквизиция. Так иногда ещё сжигала эпизодически в укромных местах в своё удовольствие или по привычке. Но женщины среди Знаменитых Ученых всё не появлялись. Теперь уже ученые мужчины не хотели видеть их среди себя:  «Нет, мы не согласные. И всё тут». Что интересно – громче всех возражали переодетые в мужчин ученые женщины: мол, ишь, чего захотели – а ну, тоже переодевайтесь. Взяли, да и запретили женщинам даже обучаться в университетах, а не то, что наукой потом заниматься.
     Вдруг в самой середине XIX века родилась в Москве  девочка по имени Соня. В один прекрасный день приезжает к ним гость – сам по себе Математик. Увидел девочку и хотел  подарить ей игрушку или конфету, да не нашёл у себя ничего, кроме учебника математики. Подарил Соне  учебник. А она изучила его от корки до корки. Когда Математик опять к ним приехал, то тут же свои знания и показала. Он ахнул и сказал: «Да это у вас прямо новый Паскаль, а не девочка!» С тех пор все в доме так и стали звать Соню.   
      А она тщательно изучала математику и собиралась поступить в университет, чтоб стать Знаменитым Ученым. Уже и одежду себе мужскую купила. Но переодеться не успела. Приходит к ней старшая сестра Анна и говорит: «Пойдем-ка, Соня, на вечеринку сегодня». Она отложила мужскую одежду и пошла  в платье. А там её уже поджидал молодой ученый Владимир Онуфриевич Ковалевский. Стали они танцевать, веселиться. И не заметила Соня, как вышла за него замуж и превратилась в Софью Ковалевскую.
     «Что ж я наделала!» - подумала она, когда почувствовала, что желание быть Знаменитым Ученым-математиком у неё так и не прошло, а наоборот – усилилось. Переодеться незаметно в мужчину Соне теперь не удастся – вдруг муж заметит пропажу Софьи Ковалевской. «Как же я после этого математике обучусь?» - всё время думала она. Обратилась к мужу своему: «Владимир Онуфриевич, может, ты будешь заниматься со мной высшей математикой?» Но Ковалевский отказался: «Нет, Соня, чем угодно я готов заниматься с тобой, только не высшей математикой». Он не хотел, чтоб его жена становилась Знаменитым Ученым.
          И стала Софья Ковалевская ездить по Университетам Европы: где лекции послушает, где возьмёт частные уроки у какого-нибудь Профессора. Вскоре в  математике не осталось того, чего бы она не знала. «Пора мне самой двигать и развивать эту науку», - решила Соня и стала обращаться в Академии Наук, чтоб получить тему для своих научных исследований. Но ей везде отказывали: «Нет у нас тем, кончились, перед вашим приходом последнюю отдали. Загляните к нам через годик». «Может, вы не знаете, что я - математик? Испытайте меня!» - настаивала Ковалевская. «Да знаем мы вас, примелькались уже», - отвечали ей Академики. Всю Западную Европу она обошла. Осталась только Шведская Академия Наук. Сначала ей и там отказали. Софья уже собралась уходить, но тут её окликнул Председатель Ученого Совета: «Постойте, дамочка, вот у нас есть одна задачка, за которую не хотят наши Ученые Мужи браться, а если берутся, то решить её не могут почему-то. А без неё тормозится развитие механики. Если вы с ней справитесь, мы вас, так уж и быть, примем в Знаменитые Ученые». И вручил Софье Ковалевской конверт с задачкой. Она взяла этот конверт и даже не открыла, а сразу же побежала домой. 
       Достали они с Ковалевским  листик с задачкой, прочитали, да так и сели. «Задача о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки», - вот что было на нём написано. «Я – не последний человек в научном мире. Не позорь меня», - сказал Софье Ковалевский. «Ну, Владимир Онуфриевич, миленький, любименький, я её быстренько решу, стану Академиком и буду сама себе темы выбирать. А про эту задачку все забудут», - стала упрашивать его Соня.  «Нету тебе моего согласия», - сказал муж и уехал в Одессу. А Софья   принялась за работу. Но не так-то просто всё оказалось. Шли годы. Задача не решалась. Муж страдал: на Ученых Советах за спиной у него шептались: «А, это тот Ковалевский...»  Бросил он науку и начал заниматься Коммерцией: «Может, там о моей Соне никто не слышал». Но зря Владимир Онуфриевич надеялся. И Коммерсанты между собой перешептывались: «А это не тот ли Ковалевский…» Он не выдержал такой жизни и застрелился. Осталась Софья вдовой, с ребёнком на руках и с нерешенной задачей о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. Но теперь ей было не до задачи. Жить не на что, так как покойный муж  все деньги потратил на занятие Коммерцией. Пришлось Софье Ковалевской устроиться на работу простой учительницей математики.
     Так прошло ещё несколько лет. Однажды она познакомилась в омнибусе с одним человеком, который ей чем-то сразу  понравился. Представился он так:
-Ковалевский.
Софья удивилась и спросила:
-Владимир Онуфриевич?
-Да нет, Максим Максимович, - ответил новый знакомый.
Софья тоже представилась:
-Ковалевская.
-А зовут вас, извините, как? - спросил этот новый Ковалевский.
-Так Софья Васильевна я, - ответила Ковалевская и стала ждать, что он её узнает и спросит о твёрдом теле. Но оказалось, что о ней он ничего не слышал, хоть и был тоже Ученым, Профессором права.  «Выйду за него замуж», - решила про себя Софья.
        У Ковалевского очень кстати имелась вилла в Ницце. И Софья с дочерью сразу ж на ней поселились. Она тайком опять за свою задачку принялась.  Долго ли, коротко решала, но способ решения всё-таки нашла. Не откладывая, пошла в Шведскую Академию Наук, чтоб поскорее сдать эту задачку и забыть о ней.  И стать Академиком, наконец-то. А уж когда станет, то сама выберет себе тему, сядет  на  берегу моря в Ницце, и будет безмятежно заниматься научными исследованиями всю оставшуюся жизнь. 
      В Шведской Академии про Софью Ковалевскую уже даже и забыли. «Забирайте свою задачку, а мне давайте звание Академика, и я пойду домой», - сказала им Софья. «Минуточку, - говорит Главный Академик, рассматривая решение, - да вы тут открыли переменную, которой у нас в математике раньше не было. Это с её помощью  задачка так легко решается. Поздравляем вас, эта переменная отныне будет называться «переменная Ковалевской», а всё решение: «Решение задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки с помощью переменной Ковалевской». Софья, как услышала это, так сразу же упала в обморок. Академики всполошились и со словами: «Только этих женских штучек нам тут не хватало» окна открыли, водой Соню обрызгали, еле откачали. А как откачали, то сразу же дали ей звание Академика, разрешили на Ученых Советах присутствовать и любую тему для своего научного промысла брать. А вдобавок она ещё потребовала: «И разрешить женщинам учиться в Университетах и становиться Знаменитыми Учеными. Как я сейчас». «Ладно уж» - сказали Академики и дали своё согласие.
       Так Софья Ковалевская освободила своей трудной жизнью путь в науку всем желающим женщинам. Правда, женщины не сразу стали этим путём пользоваться, вспоминая судьбу Сони. Всё предпочитали в мужчин переодеваться – так было спокойнее. Но всё-таки путь теперь был свободен. За это благодарные женщины поставили на свои деньги памятник Софье Ковалевской на её могиле, которая располагается в Стокгольме, недалеко от Шведской Академии Наук.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.