Предисловие к Лучшим книгам моих однокурснтков

          Посвящается члену-корреспонденту Академии наук Армянской ССР, декану
 биолого-почвенного факультета Ленинградского государственного университета в 1951-1954 годы Армену Леоновичу Тахтаджяну не только как официальному лицу, подписав-
шему наши дипломы,  но и как одному из тех, кто дал нам возможность почувствовать дух науки и в течение  десятилетий формировал и облагораживал образ нашего мышления.
           Настоящий труд просим рассматривать как отчет бывших студентов к 80-летию их наставника.

   Приведены минимальные справочные данные о каждом из 185 выпускников, годы
обучения которых совпали с неблагоприятным периодом антинаучных сессий 1948-1953 годов. У 80%        выпускников выявлено наличие научных публикаций, 40% защитили
кандидатские и 20% - докторские диссертации, почти 50% являются авторами или соавторами монографий, руководств, учебных пособий, определителей, флор и фаун
отдельных групп растений, животных и микроорганизмов. Традиции факультета оказались настолько устойчивыми, что и в этих условиях был подготовлен отряд
специалистов высокой гражданской и профессиональной активности.

Я – обычный учёный,                один среди тысяч,
кандидат очень нужных
для всех наук.
В совокупности                стоило  б                памятник высечь
В честь сердец озаренных                и преданных рук.

Никита Ворошилов, «Баллада о научном работнике».
Газета «Ленинградский университет», 1988, 10 июня,  №22 (3168).

               
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ВО ВРЕМЯ ЮБИЛЕЯ И ПОСЛЕ НЕГО

     1.Хорошая всё-таки традиция у нашей  alma mater устраивать сбор сокурсников к 25-летию окончания. Шумная, неуправляемая масса (попытки Лёвы Серавина быть томадой к большим успехам не привели) вернула нас в самый светлый период нашей жизни – пору юности, пору надежд.
     2. Кем же мы стали? Заполнили анкету – практика проведения юбилеев давно, видимо, отработала ее вопросы. Валя Шевченко подвел итоги. Помнится, там были вопросы, имеются ли внуки и сколько, обзавелись ли дачей и машиной. Были ли вопросы о том, защитил ли диссертацию, сколько имеешь опубликованных работ,  не помню. К сожалению, обзор анкет не только не был опубликован, не только не попал в архив, но и
вообще вроде бы не сохранился.
     3. Кто был нашими учителями?  Курс подтвердил, что ими были Айрапетьянц Э.Ш.,
Быков К.М., Васильев Л.Л., Виноградов Б.С., Владимиров Г.Е., Гербильский Н.Л.,
Голиков Н.В., Догель В.А., Жуковский П.М., Завадский К.М., Иванов А.В., Львов С.Д.,
Криштофович А.Н., Макаров П.В., Мончадский А.С., Насонов Д.Н., Наумов Н.А., Новиков Г.А., Полянский Ю.И., Суворов Е.К., Тахтаджян А.Л., Терентьев П.В., Токин Б.П., Турбин Н.В., Шванвич Б.Н., Шенников А.П., Шишкин Б.К.  (они приведены в «Истории ЛГУ», Л., 1969 и в биографическом справочнике «Биологи», Киев, 1984),
и добавил еще ряд имен. Это – профессора Блюменталь И.Х., Богдановская И.Д.,
Василевская В.К., Гринфельд Э.К., Гурьянова Е.Ф.,Данилевский А.С., Дейнека Д.И., Жадин В.И., ЗавалишинА.А., Киселев И.А., Курсанов Л.И., Мальчевский А.С., Марков Г.С., Ниценко А.А., Прохорова М.Н., Разумовская З.Г.,  Самойлов И.И., Солдатенков С.В.,
Фадеева Т.С., Чесноков В.А., Чулановская М.В.,Шешукова-Порецкая В., доценты
Белопольская М.М., Вагин В.Л., Гречухина О.А., Кобякова З.И., Лойцянская М.С., Петров О.В., Смирнов М.П., Уразов И.Г., Ушаков Б.П., Федоров В.С., Хозацкий Л.И. и др.
     4. Нас принимал декан Турбин Н.В., подписал диплом и вкладыш к нему ректор А.Д.Александров, декан А.Л.Тахтаджян, председатель экзаменационной комиссии
Б.К.Шишкин, секретарь факультета Люся Германович.
     5. Мы заполнили аудитории биофака после войны, которая принесла каждой нашей семье неисчислимые страдания, головокружение от победы породило и такие негативные явления, как борьбу с космополитизмом, за наш приоритет всегда и во всем, представление о том, что генетика и кибернетика являются проявлениями буржуазной лженауки. Время обучения  совпало для нас с периодом антинаучных сессий – ВАСХНИЛ по «мичуринской биологии и творческому дарвинизму» (1948), объединенными сессиями АН и АМН по физиологии (1950) и эволюционной морфологии (1953). Насколько эффективным в этих условиях могло оказаться наше обучение?
     6. Люблю серию «Пути в незнаемое», не упускаю возможности почитать, когда попадется на глаза тот или иной выпуск. В одном из последних, 21-ом выпуске (1988)
рассказывается о генетиках нашего факультета, о творческих поисках школы Сергея Георгиевича Инге-Вечтомова – теперешнего декана, и отмечается, что поколения ленинградских биологов «дышали одним и тем же воздухом – сырым воздухом Ленинграда, пыльным воздухом коридоров Двенадцати коллегий, свежим воздухом Аптекарского огорода и специфическим воздухом Зоологического музея и, наконец,
воздухом знаменитой 133-й аудитории биофака, где, как вспоминают старожилы
факультета, происходили все сколько-нибудь заметные биологические перепитии.
Эта аудитория помнит Мечникова, Насонова, Заварзина, Филипченко, Шмальгаузена и Берга, Карпеченко. молодого Раппопорта и Лобашева. Тот сгусток интеллектуальной
энергии, которой постоянно насыщены стены Ленинградского университета, та среда,
в которой растится всякое новое поколение его ученых, и придает здешним питомцам определенный облик, словно наделяет фирменной маркой – выращены в стенах ЛГУ.
И в этот облик, как составные элементы, входит и культура мышления, и культура сдержанного выражения мыслей, и незаемность гипотез, и бережное отношение к традициям, даже внешним, и ироничность, и закрытость, и нелюбовь к рекламе, и
многое, многое другое».
     7. В основу первой части выпуска положена картотека, имевшаяся у Гриши Храброва, и наша коллективная фотография курса. Имевшиеся в них данные уточнены по архивному списку выпускников, предоставленному ректоратом. Сведения об однокурсниках приведены под той фамилией, под которой они значатся в списке окончивших факультет. Наличие фамилии, имени и отчества дало возможность через справочные бюро городов предполагаемого местожительства выявить почти всех сокурсников. В списке выпускников отражены смена фамилий, безвременный уход из жизни. Список дополнен сокурсниками, по каким-либо причинам отставших от курса.
     8. Вторая часть настоящего выпуска – библиография одной из работ каждого сокурсника.Приведен или автореферат диссертации, или книга, или статья, в ряде случаев – отчет, проект.Из приведенных данных можно сделать выводы о том, что к настоящему времени (совпавшему в ряде случаев с 60-летием выпускников и с 60-летием биолого-почвенного факультета) пришло 93% выпускников, у 80% выпускников выявлено наличие
научных публикаций, 40% выпускников защитили кандидатские и 20 – докторские диссертации, 50% являются авторами или соавторами монографий, руководств, учебных пособий, определителей, флор и фаун важнейших групп растений, животных и микроорганизмов. Традиции факультета оказались настолько устойчивыми, что и в указанных неблагоприятных условиях (периода антинаучных сессий) был подготовлен отряд полноценных специалистов высокой гражданской и профессиональной активности.
     9. Информация, приводимая в данном выпуске, к сожалению, не исчерпывающая. Если
полнота данных в отношении книг и авторефератов диссертаций проверялась по каталогу Библиотеки им.Ленина, то общественные должности даны лишь в тех единичных случаях, когда составитель располагал соответствующей информацией.
     10. Настоящий выпуск дает только общий контур достижений курса: не удалось привести хотя бы беглый обзор выдвинутых гипотез, разрабатываемых теорий, введенных в научный оборот сводок, методик, установить связи между идеями учителей и учеников.
По-разному сложилась жизнь каждого из нас, различны семейные ситуации, достижения в отношении жизненных удобств и в науке. Успеть бы выполнить то, что задумано, а тем,
что уже удалось сделать в науке, заинтересовать, например, составителей сборников
«Пути в незнаемое», ведь наверняка достижения курса в целом еще не были предметом исследования.
     11. Данный отчет – это высота планки, которую берет курс. И, выходит, брать такие высоты – вполне нам  под силу. И мы, как видно из хронологии приводимых данных, не отказываемся от новых и новых попыток брать эти высоты, и не безуспешно! Успехов тебе, курс!

10 июня 1990 г.
   


Рецензии