На ком держались железнодорожные войска...

                А на таких вот, как этот мой сегодняшний собеседник – бодрый, курящий, выпивающий изредка,  и  неунывающий хохмач-балагур,  ветеран железнодорожных войск  Советской армии, восьмидесяти двух без малого летний майор в отставке Пётр Петрович Трясцын.  Это такие как он в послевоенные времена  восстанавливали разрушенное, строили все великие и комсомольские стройки на сети железных дорог  нашей необъятной родины – СССР и не только.   Мы,  и  более молодые граждане России,  давно забыли (а кто-то и не знал)  кому мы обязаны тем,  что ездим куда нам угодно по железным дорогам; привыкли.  А ведь это он  и  такие,  как Трясцын, предоставили нам такую возможность. Нам не стоит забывать об этом.
                ВОЙНА  -  КОЛХОЗ  -  МЕХБАТ.
         Судьба Трясцина, можно сказать, «стандартная» для послереволюционной Советской России – родился в многодетной семье  крестьянина  в  1929 году.   Свидетелем  «классовых боёв»  в  башкирской деревне  по молодости лет не был – да и семейство бедняка с пятью детьми явно не было предметом «раскулачивания»,  так что Бог миловал.  В школе учился,  по его словам, неплохо, и  с малолетства был приобщён к любому крестьянскому труду – первый помощник матери был всегда. Поэтому когда грянула Великая Отечественная и отца, а позже и старшего брата отправили на фронт, стал Петя главным кормильцем – поильцем всей своей семьи: ведь на таких вот пацанах всю войну и держалась советская деревня. Уже 25 июня 1941 года председатель колхоза ставит мальчишку на пастбище телят, а  в  41 – 42 годах Пётр уже отвечает за коров всего колхоза. До конца войны наш герой трудился ездовым на лошадях: возил дрова, сено и все грузы, которые требовались  хозяйству. Эта  трудная и ответственная работа в Великую Отечественную войну малолетнего мальчишки оценена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»…
         Труды парня в родной деревне, по его словам, научили ответственности, исполнительности. «А жить у нас было неплохо – огород был, работали на земле все – матери помогали, поэтому уж картошки-то было вдоволь…» - так рассказывает Пётр Петрович о том, как выживали в войну в деревне. «Муки-то мало совсем было – так молотили жёлуди и добавляли в муку, потом пекли. Ничего так хлеб получался».  А ещё была коровёнка  и,  стало быть – молоко.  Зелени – полный огород; так что прожили хорошо и голодными не бегали.
              Вот ведь как бывало в одной и той же стране в то время – где голодно, а  в  глубинке благодаря трудам,  и  Бог миловал…
         Миловал Он и родителя – раненый отец, всё же, вернулся с войны,  как и старший брат – капитан, правда,  без ноги.  Не каждой семье так везло, не каждой.
             Тут-то и превратился пацанчик в подростка  - потянулся к учёбе, закончил после  девяти классов школы бухгалтерские курсы, т.е. «стал человеком»  враз:  между прочим, проявил тогда целеустремлённость  -  одно из своих многочисленных положительных качеств…
               В 1950 году призван в Советскую армию,  в  14 железнодорожную бригаду, в город Баку. Осматриваться  по прибытии не пришлось – сразу учли бухгалтерскую «направленность» и в роте поставили писарем.  «Курс молодого бойца» у него был свой, особый.  Вскоре – он уже писарь продовольственной  службы отдельного мехбата в Баладжарах. Не пришлось парню прикасаться к кубометрам  и  рычагам строительной техники  – все труды его были в продовольственной  службе, разумеется,  на виду у командиров.   Пётр Петрович  особенно  не распространяется об особенностях его работы в службе, но всем известно кого именно там держали – добросовестных, исполнительных, смышленых, дисциплинированных и не болтливых парней. Так что всё, по-видимому, совпадает – это про него, нашего героя!
                ОТ НУЛЕЙ  -  К ОТЛИЧНЫМ  РЕЗУЛЬТАТАМ.       
            Вполне логично выглядит поэтому,  включение рядового Трясцына в список трёх лучших солдат  батальона,  имевших образование   9  классов,    которым  предложили   поступать   в Ленинградское Ордена Ленина  Краснознамённое училище военных сообщений имени М.В. Фрунзе.  Отказываться тогда было не принято – поехали. Впервые самостоятельно и в качестве старшего Петру пришлось ехать в пассажирском поезде, самостоятельно питаться на выданные продпутевые деньги.  Молодёжи, конечно же, хотелось чего-нибудь вкусненького – а тут, на Кавказе, даже фруктов не видели.  Но вот на ближайшем же разъезде Хачмаз видят – бабуля продаёт яблоки: решили взять ведро за десятку. А она предлагает солдатикам два – за пятнадцать: т.е. начали  было на перроне торговаться.  Но вдруг  «нарисовался»  милиционер  и начал было  «цепляться» к бабке: мол,  торговля незаконная, и прочее. Тут солдаты за бабульку-то вступились – «Отстань, говорят – по добру – по здорову…»,  и другие слова, видимо, тоже добавили.  Милиционер оказался с головой – плюнул,  и ушёл. Не стал с солдатами желдорбата связываться, а бабулька на радостях отдала группе Трясцина  оба ведра яблок вместе с пятнадцатью рулями…   Со смехом вспоминает ветеран как ели эти яблоки, нахваливая, до самого Питера.
        В училище на знаменитую реку Мойку номер 96 добрались без приключений.  Они с Петром начались, тогда, когда начались вступительные экзамены.   По тогдашнему положению солдат брали и с девятью классами, но знаний всё равно было маловато. И курсы бухгалтеров тут мало помогли -  «успехи» были «аховые»: русский язык – «1», алгебра – «3», а «общий балл» - смеётся Пётр Петрович, стало быть,  четыре…  На мандатной комиссии начальник училища генерал Тиссон строго спросил  у солдата: «Куда хочешь поступить?», на что рядовой Трясцин смело заявил, что, мол, на военные сообщения – самую «лакомую», как всегда считалось, службу в Советской армии. Но генерал имел свой, очень точный взгляд на товарища Трясцина, и предложил ему учиться на специальность, которую уже на следующий год сняли из учебного плана училища – «Гражданские сооружения». Так он стал курсантом последнего набора на очень интересную и нужную в войсках специальность.
                Ротными командирами во время его учёбы были майоры  Дженджеруха  и  Хоботов, командирами взводов – офицеры Почекунин и Корнев.   Командиром батальона курсантов был подполковник Бондарев, а будущий комбат последующих поколений курсантов В.Р. Новиков, был ещё капитаном…    Командиров своих вспоминает с любовью и уважением: это были офицеры, хорошо понимавшие сложность учёбы таких вот сельских и прочих ребят,  не получивших достаточного образования, но имевших большое желание учиться  и  стать офицерами.
        Курсант Пётр Трясцин в училище проявил себя достойно, поскольку все его вышеупомянутые качества тут пригодились. Это хорошо видно по динамике его результатов в учёбе: если первый курс он закончил кое-как, то на втором он уже «ударник», а на третьем – «отличник»!    Училище закончил по второму разряду: тогда такая была система оценок выпускников (получил одну тройку!),  причём Дипломов выпускникам с образованием девять классов, не давали, а выдавали Удостоверение об окончании военного училища! Так что  специальность  «Техник-строитель» он получил, а среднюю школу-то пришлось заканчивать уже…  в Омске, будучи командиром взвода.
         Однако же, мне удалось немножко «разворошить»  его спокойное и гладкое повествование о  пребывании на Мойке 96: ну не верилось мне, что молодой и шустрый Петя ни разу ничего не учудил…   Конечно, я не ошибся: «Да было разок одно шутейное дело» - с  улыбкой вспоминает ветеран. А дело было в том, что курсанту Трясцыну поручили сделать новый список вечерней поверки роты. Ничего такого, вроде, сложного. Берёшь бумагу, и пишешь личный состав повзводно, согласно строевого расчёта и по алфавиту.  Он так и сделал. Только было одно, маленькое «трясцинское»  «но»: он решил ради хохмы записать всех с «птичьими» фамилиями вместе.  Таких в роте оказалось  человек  четырнадцать,  а  старшина долго не мог понять, почему это рота вся погибает от смеха на вечерней поверке.  Т.е.,  далеко  не сразу эта хохма дошла до ротного начальника: потом начали выяснять, кто это так список сделал.  «Разоблачили». Курсант Петя Трясцын вначале удивлённо хлопал ресницами – «Да я ж случайно как-то…»  -  потом «сдался».  Начальство, уж не говоря про роту,  его шутку оценили – наказывать не стали…

                ПРОВЕРКА  ТРАССОЙ.               
                Распределение получил  в  Свердловский корпус,  почти на родину.   Тут же успел жениться  на студентке Аннушке – верной подруге на всю жизнь.     В   Омской железнодорожной бригаде получил назначение в  67 отдельный мостовой  железнодорожный батальон (расформирован в 1956 году) командиром взвода. Штаб находился на станции Татарская, а задача была серьёзнейшая: электрификация железнодорожного направления Москва – Байкал на своём участке.    Командир батальона  был подполковник  Чевганов – строгий, требовательный начальник.  Позднее ушёл на повышение в Минскую бригаду на должность заместителя командира.    Служил Пётр Петрович в этом батальоне два года  -  пройдены станции Карапузово,  Москаленки,  Макушино  и  сотни километров пути обрели электрическую тягу…     Потом выдвинули   на зампотеха роты,  а затем перевели  в  1955 году  в 132 мостовой батальон, который находился на ст. Карбышево, на  мостовой взвод.    К  тому времени молодой офицер уже был «тёртым калачом» - никакая работа уже секретом не была.  Через год пришлось пережить знаменитое сокращение вооружённых сил, хотя железнодорожные войска, вроде бы, как созидателей, могли бы не трогать.    Но тронули,  и  ещё как!   Увольнению были подвергнуты  почти все  офицеры,  у которых выслуга вместе с Великой Отечественной войной была больше  двадцати лет. Увольняли так же тех, кому не было сорока  лет, причём без пенсии. Сколько тогда было трагедий по войскам, по-видимому, так никто и не подсчитал – никому это и не было нужно. Сам припоминаю, что в 1956 году состоялся так называемый «Золотой выпуск» из училища – всех выпустили на «гражданку». Сам разговаривал в 1968 году с таким вот, «золотым». Все тогда, желавшие остаться в Ленинграде, были «разобраны» по предприятиям города прямо у парадного подъезда.
        «Молодёжи» с выслугой до десяти лет тогда повезло – их оставили на службе; так что наш герой продолжил свою карьеру, став  уже квалифицированным мостовиком.  Руководил лесопильным полигоном, со своим взводом  изготавливал деревянные конструкции. После этого был направлен в Тавричанку, под Омск – на должность  зампотеха  мостовой  роты,  а немного позже к  известному  ротному командиру  Гапочке –  однокашнику по училищу, который тогда уже  «рулил» подразделением после окончания военной Академии тыла и транспорта: между прочим, поступил туда без экзаменов  сразу после училища, как отличник  - вот где была школа!  Этого своего командира наш ветеран помнит всегда – талантливый  и умный производственник  затем служил в Омске, Свердловске, преподавал в академии.
            А старший лейтенант Трясцын  рос  профессионально на объектах народного хозяйства: это были вторые пути участка Омск – Иртышская (1955 – 1958 годы), а затем – на Всесоюзной ударной комсомольской стройке – железнодорожной линии Абакан – Тайшет.         
         Причём, его «грузили» очень ощутимо – «тянул», потому что…       В то время мостовой батальон выполнял и путевые работы, в том числе балластировку пути.    
      Работы очень тяжёлые, вредные. Например, выгрузку балласта из полувагонов Пётр Петрович до сих пор вспоминает с ужасом: «Представляешь – полувагоны с асбестовым балластом – это просто дрянь  как материал для балласта.  Пыли половина. Но другого нет,  и рота выгружает». Процесс опасен  был тем,  что делалось это на ходу вертушки,  на малой, километра 3-5 в час, скорости.  По четыре солдата с каждой стороны вагона должны были открыть люки ударами ломиков, чтобы балласт высыпался. Какая при этом была пыль – можно и сейчас догадаться, а головки рельсов не засыпались. Особенно «везло» тем воинам, которые были обязаны зачищать вагоны изнутри: без водовозки эту работу делать было нельзя – люди просто обливались водой. Респираторов не хватало – обычно их применяли только при выгрузке цемента, так что солдаты после выгрузки напоминали приведений. Пока не обмоются водой с водовозки и не вытрясут обмундирование…   Что говорить – тяжело было.   До  сорока вагонов  за час приходилось разгружать!   В те времена на таком никудышнем балласте путь стоял до самой Иртышской!   Щебёночный балласт стали применять гораздо позднее, уже на новой стройке – Абакан – Тайшет.               
                Или вот замечательный пример трудовых будней: работает  Пётр Петрович   со взводом на станции с поэтическим названием – Колония.   Взвод не какой-нибудь – 120 с лишком человек,  которым  поставлена  задача  выполнить  отделочные работы  в   здании  тяговой подстанции.  Проза,  в общем.   А вот – поэзия:  народ   весь  –    кавказско – среднеазиатский, половина  - настоящее хулиганьё, в общем «сливки» батальона.  Вдобавок,  пополнение  прибыло из сокращённых частей внутренних войск  человек  15,  часть из которых  - «борзые»   до невозможности,  наглые  и…  ничего не умеют!  Один из «ВВшников» – Вася Долгиев так и сказал: «Товарищ старший лейтенант – я работать не буду!».    Ну, мало ли не желающих работать – пришлось искать к нему «ключ» - и он был найден. Поскольку взвод дислоцировался отдельно от батальона, всё обеспечение приходилось организовывать самостоятельно.   Дело  хлопотное  и требует затрат времени: когда же работать офицеру? И поручает старший лейтенант заниматься обеспечением  своего взвода этому самому Васе – ему  даётся машина ЗиЛ-164 с шофером, и они вдвоём начинают  возить продукты из воинской части артиллеристов, где взвод Трясцына стоял на довольствии.   Туда – сюда – 120 километров,   но никогда и ни разу сбоев  «экспедитор»    Вася Долгиев не допустил.  Всё всегда было привезено полностью и без потерь – как сказал бывший командир - «Работал Вася как Бог!».   Вот и пример подхода к такому сложному,    «ершистому» подчинённому: а ведь можно было встать «на принцип», но Пётр Петрович сумел для пользы дела решить вопрос совсем  подругому…
          На станции Колония у взвода было неплохое жильё: была казарма с водяным отоплением. Соответственно завозили  достаточно угля  для небольшой котельной – запас был в несколько вагонов. И вот новоявленный «экспедитор» задаёт вопрос командиру - мол, не нужно ли мясо? А с этим делом в этом большом взводе было не слишком – часто довольствовались тушёнкой.  Не далеко от  станции, в Калачинской,  как оказалось,  имелся какой-то мясоперерабатывающий завод – рабочие сами предложили такой обмен.  Пётр Петрович решил для улучшения питания личного состава «прикрыть глаза» немножко на такое нарушение,  а  его  «экспедитор»  Вася самостоятельно организовал эту операцию. Килограмм пятьсот угля  поменял на свиную тушу…    Хватило,  правда,  на один день – зато запомнилось надолго.
          Была тогда у него на этой самой Колонии одна проблема – полтонны картошки, лежавшей на полу в какой-то комнатке в столовой,  сгнило.  Ну,  ничего особенного – бывает.   Но надо же составлять акт выбраковки, ждать представителя продовольственной службы, его подпись, утверждение, и прочее.   А времени-то нет;  но тут прибывает председатель местного колхоза и предлагает: «Ты мне угля – я тебе картошки молодой – вот, уже поспела – копай.  Вес на вес».  Как не согласиться?  Нагрузили быстренько туда полтонны угля – оттуда,  покопавшись как следует – полтонны молодой картошечки.  И всё бы замечательно, но прибыл начальник продслужбы: знает ведь, что картошка сгнила.   Но… не находит её.   Начал задавать вопросы, типа: « А где гнилая картошка ваша?».   Но Пётр Петрович разводит руками:  «Нету  у  нас никакой гнилой картошки,  и всё.  И ничего мы и не думали списывать…».    Ходил, ходил начальник – видит,  что только молодая.   Но откуда она никто не признаётся,  а гнилой нет.   Так и уехал в размышлениях…

                НА УДАРНОЙ КОСОМОЛЬСКОЙ СТРОЙКЕ.
                Для всех тех, кто побывал на этом сложнейшем в то время, самом важном транспортном объекте СССР – трассе Абакан  -  Тайшет, это незабываемые годы.  И для Пётра Петровича –  тоже.   Тут, уже в  74 отдельном мостовом  железнодорожном  батальоне  19 бригады  на станции Мана  (комбат – подполковник Мостович),  старшему лейтенанту с восьмилетним стажем  доверяют  в 1963 году мостовую роту, человек в двести.  Рота Трясцына трудилась на строительстве моста через своенравную и иногда очень полноводную реку Мана на   244 километре,  где ей были поручено возведение трёх опор. Речка была – не подарок: брошенная в воду палка плыла быстрее, чем человек шёл по берегу, и очень неохотно замерзала зимой. До дна промерзала не везде, что очень усложняло замысел командира роты, согласованный с  главным инженером и комбатом, по устройству котлованов  под фундаменты опор способом вымораживания.   Против выступали политработники – хотели, чтобы личный состав занимался боевой и политической подготовкой.
           Конфликта не произошло – производственная надобность «пересилила» - начали выбирать лёд из  двух котлованов, размером  6 х 9 метров.  Получалось,  но  изредка  были прорывы воды.  Ликвидировали забивкой пробок и откачкой воды.   Кропотливая, опасная и тяжёлая работа мостовиков имела целью добраться до дна реки  во льду и выдолбить  отбойными молотками  котлованы   под  монолитные  фундаменты опор,  глубиной  четыре метра.   Лёд можно было выдалбливать на глубину не более 10 сантиметров с паузами для намораживания льда  – иначе прорыв воды был неминуем.  К январю  два котлована были готовы  и мостовики Трясцына оперативно соорудили опалубки, связали арматурные сетки и успели забетонировать фундаменты опор.   Но,  как водится – времени не хватало – приближалась весна,  и  вода начала заливать котлованы – «Андижанцам» работёнка  появилась (это насосы такие были замечательные). Нужно было срочно предъявить проделанную работу по фундаментам инспектору отдела капитального строительства (ОКСа) – иначе нельзя было продолжать работу по монтажу опор.    Но вода прибывала!  Попробовали интересное решение: соорудили вокруг  опалубки траншею во льду и забили её глиной, чтобы вода не проходила в котлован.   Откачались, работу предъявили и начали монтаж.  Две опоры сумели смонтировать и забетонировать, причём одну – способом подводного бетонирования!  Третья была проще – её не заливало…
          После этой  «эпопеи» ротного командира капитана Трясцына вместо «антимеханизатор» в батальоне стали звать «рационализатор».  Деятельность  ротного  в  ту  зиму  признана  была рационализаторским предложением с большим экономическим эффектом, ввиду чего он получил приличное по тем временам вознаграждение  -  120 рублей.     И  как же  по-инженерному интересно,  квалифицированно  он сейчас об этом рассказывает – хоть учебник пиши!
              К сожалению, в службе ротного командира всегда присутствовали множество трудностей разного рода: ведь «на шее» у него были  живые, часто не слишком дисциплинированные люди. И,  хоть в подобном подразделении главными  критериями   успеха  считались  производственные показатели  ( а они  были  высокие),  но  всегда были ещё множество других – и дисциплина с охраной труда, и соцсоревнование с  воспитательной работой. Да что там говорить – масса, масса работы у ротного была всегда.  И - огромная ответственность, как тогда говорили – перед  КПСС,  за всё.
           …Удар командир роты получил как обычно – неожиданный, откуда его, конечно, не ожидал. Назначенный  от его роты патруль на станцию Мана в составе лейтенанта Халтурина и двух солдат употребил спиртные напитки, потом подрался с новыми «друзьями» из местных жителей,  и   был сильно побит…
        Этот факт стал причиной серьёзных разбирательств, в ходе которых в мостовой роте капитана П. Трясцына   были  «выявлены серьёзные недостатки в проведении воспитательной работы   с подчинёнными»…    С  такой формулировкой опытного и работоспособного командира сняли   с должности и назначили с понижением – он стал начальником службы строительно-восстановительных материалов (СВМ)  батальона.

                ЕГО ВКЛАД В ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
         «После ухода с роты человеком стал!»  - утверждает Пётр Петрович со смехом. Понимаю его юмор, а всё-таки чувствую, что обида до сих пор присутствует.   Ведь мог бы,  мог ещё работать  и работать.   Но  -  не было доверия,  и  в этом всё дело.   Что ж, доверие начальникам в голову  не заложишь – это было их право снимать или ставить. Во всяком случае, таланты капитана Трясцына вполне пригодились на новой должности – ведь опыта ему было не занимать. Тут, уже на новой работе, он вновь встречается и решает многие вопросы вместе со своим  однокашником по училищу – Гусевым Иваном Васильевичем,  с  которым в последствии,  дослуживал в Тюменской бригаде.
            Петру Петровичу, по его словам, везло на командиров: подполковники   Толстов, Веселов и Католиков – все те командиры, под началом которых ему довелось служить в батальоне на службе СВМ.    Эти люди понимали важность  и нужность работы службы,  всегда помогали   и поддерживали его старания по всестороннему обеспечению батальона.   Можно считать,    что повезло на начальников Петру Петровичу!   Не всем,   к сожалению,  так везло…
           По окончании строительства трассы Абакан – Тайшет офицера Трясцына вместе с бригадой перевели в Тюмень, где назначили заместителем начальника базы материально-технического снабжения (МТС) – это была его последняя, наиболее важная для страны транспортная стройка – железная дорога Тюмень – Тобольск – Сургут.  Тут  Трясцын тоже не ударил лицом в грязь – стал начальником филиала базы МТС в Горнослинкино,  затем – на разъезде Выйский – всё ближе к основным «боям» нашей бригады.  В 1975 году он был назначен в отдел снабжения Управления Тюменской железнодорожной бригады, где служил до самого увольнения в запас.
                Тридцать три года отдано службе в славных желдорвойсках,  но ещё десять лет он работал в бригаде на должности гражданского специалиста – всё продолжал быть востребованным.
                Пётр Петрович не получил орденов – только медаль «За отличие в воинской службе», а так же юбилейные медали  и  «За безупречную службу в вооружённых силах СССР».    Всё, как у всех,  не считая,  конечно,   медали за военное детство и совсем не детский тогда труд –    «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».      Душа в душу пятьдесят лет прожили с любимой супругой Анной Степановной, ушедшей из жизни восемь лет назад…
        У него семь внуков (!) и ещё больше – восемь (!!!) правнуков.   Счастливый  человек – ничего не скажешь!                Всё - почти как у всех офицеров.   Но только почти…
         
       


Рецензии
То, что описано о П.П. Трясцыне мне знакомо, потому что я начинал службу офицером на разъезде Выйский, в 1973 году, в в/ч 83233 и прекрасно знаю эту трассу. Судьба забросила меня служить в абаканское соединение (бывшее серовское), куда и был передан 74-й мостобат (в/ч 41658), так вот, на ст. Мана (1985 год) стоял наш мостобат (я туда попал служить замНШ в 1988 году). Абаканское соединение занималось строительством вторых путей Абакан - Тайшет. Так, вот, на ст Мана, в доме, где когда то был штаб батальона, до сих пор висит метеллическая табличка в/ч 41658, рядом с этой станцией (в трех километрах) находится поселок Выезжий Лог, где снимали в 1969 году кинофильм "Хозяин тайги". Все свои перипетии службы я описал в своих произведениях, под псевдонимом Юран Стебур, на сайте проза.ру, если интересно, почитайте. С уважением, Буров Ю.А.

Юран Стебур   11.03.2018 20:05     Заявить о нарушении
Приятно читать о родных войсках! Да-а-а! Я рад, что вы коснулись напрочь забытой темы. Затёрто, замарано то время, когда по живому резали человеческие судьбы. Когда вышвыривали служак без пенсии на улицу. Сколько таких "золотых выпусков было тогда", сколько людских трагедий тогда случилось. Спасибо большое! Рекомендую Вам выложить материал а "БАМОВСКИЕ группы" в одноклассниках. Бывалым, а их десятки тысяч там зарегистрированы, будет приятно почитать про своего! Удачи ВАМ в делах и всегда позитивного настроя на жизнь!

Владимир Милевский   01.06.2018 07:25   Заявить о нарушении