К 95-летию Е. Н. Мешалкина Воспоминания пациентки

Свыше 50 лет назад я получила от судьбы подарок-встречу с Евгением Николаевичем Мешалкиным. Он не только спас мне жизнь, сделав сложнейшую операцию на сердце, но и на долгие годы стал для меня ангелом-хранителем, помогая во всех жизненных ситуациях, поддерживая советом и(или) лечением, как впрочем и многих своих пациентов. Встречи с этим человеком навсегда запечатлелись в моём сердце и памяти.
 Академик РАМН, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, Заслуженный деятель науки, один из основоположников отечественной кардиохирургии, основатель и долгие годы руководитель Новосибирского научно-исследовательского института патологии кровообращения, ныне носящего его имя. Великий ВРАЧ и Великий ЧЕЛОВЕК, отдавший все свои силы, ум, знания, тепло и широту своей души главному делу своей жизни-спасению людей.
В этом году,25 февраля, Е.Н.Мешалкину исполнилось бы 95 лет. И мне захотелось рассказать о нескольких встречах с этим удивительным человеком. Отдать свою дань памяти тому, кто подарил мне вторую жизнь.
О первой встрече с Е.Н.Мешалкиным и о проведённой им операции я уже писала в записках "У ребёнка больное сердце"
(http://www.proza.ru/2009/12/04/944).
Е.Н.Мешалкин, несмотря на все его регалии, звания и должности, был очень прост, доступен и добр той истинной добротой, которая идёт от сердца. К своим пациентам он относился с отеческим вниманием и любовью, особенно к детям. Евгений Николаевич всегда находил время и силы, чтобы помочь пациентам(даже бывшим!) разрешить их проблемы, порой прямо не относящиеся к болезням сердца, выслушать и порадоваться их удачам.
Помню, как-то у меня разболелся зуб. В стоматологической поликлинике, куда мы пришли с мамой  (после операции прошло лет 5-6,я уже училась в институте), врач отказался удалять мне зуб, прочитав в карточке диагноз"Врождённый порок сердца. Операция в 1960году". Мол, идите в стационар.
Мама прямо из кабинета врача позвонила Евгению Николаевичу, объяснила, в чём дело. "Дайте трубку доктору". Что Е.Н. Мешалкин говорил врачу, не знаю. Только врач, положив трубку, недоверчиво переспросил маму: «Это, действительно, тот профессор Мешалкин? И вот так просто можно к нему обратиться? Кто же ВЫ ему?" И, по-моему, не очень поверил в наш ответ: "Просто пациентка". Но, поставив нужные, рекомендованные профессором уколы, зуб благополучно удалил.
Шли годы. Я окончила институт, счастливо вышла замуж. К сожалению, блестящая операция, давшая мне жизнь, не сделала меня полностью здоровой. Нужна была ещё операция, на которую я не могла решиться.
Мы с мужем воспитывали его сына от первого брака (мама ребёнка умерла), рисковать своей жизнью я не хотела. А Евгений Николаевич (истинный врач и учёный!) очень хотел довести дело до конца, подарить мне не просто жизнь, но и здоровье. В его мастерстве я не сомневалась, я сомневалась в своих силах перенести вторую операцию. Я очень боялась решающего разговора с профессором. Поймёт ли он меня, не подумает ли, что я сомневаюсь в его возможностях, не откажется ли больше мне помогать.
НО для Евгения Николаевича интересы пациента были главнее всего. Он всё понял и до самой своей смерти был для меня главным спасителем. Лечил, поддерживал, помогал.
28 декабря 1985 года 25 лет со дня моего второго рождения.
Я пришла к Евгению Николаевичу с букетом из 25 роз.
Как всегда, Евгений Николаевич поднялся мне навстречу, пригласил сесть и стал заинтересованно расспрашивать меня о самочувствии, о семье, о работе. Обрадовался, услышав, что скоро я стану бабушкой. Потом я с благодарностью вручила Евгению Николаевичу букет. И вдруг услышала строгое-"Фрида, передай маме, что я запрещаю вам так тратить деньги. Врачу для благодарности достаточно ОДНОГО цветка, чтобы только он знал, что о нём помнят".
Мне было почти 40 лет, но для Евгения Николаевича я всё оставалась тем ребёнком. Сначала я растерялась, а потом стала горячо объяснять доктору, что ведь я уже 25(!!!)лет живу благодаря ему, ЖИВУ, к тому же полной жизнью, работаю, имею семью, вот даже бабушкой стану.
А ведь без его решимости, мужества  и мастерства ничего бы этого не было. И меня бы не было!
И вдруг увидела повлажневшие глаза Евгения Николаевича. Чуть дрогнувшим голосом он сказал торопливо:
"Ладно, ладно, Фридочка. Спасибо. Ты иди, иди и береги себя".
С тех пор, поздравляя его с каким-либо праздником, я приносила только 3 цветка.
А что внимание пациентов нужно даже такому великому человеку я поняла, когда однажды пришла поздравить его с Днём медицинского работника.
 Евгений Николаевич уже не оперировал, не директорствовал, был научным руководителем и консультантом.
Как обычно, я принесла ему цветы, поздравила, и мы сидели и разговаривали о моих делах, о клинике, о последних событиях в стране. Евгений Николаевич часто делился своими мыслями по какому-то конкретному вопросу, и я очень дорожила этим откровениями.
Раздался телефонный звонок и , извинившись, Евгений Николаевич стал с кем-то разговаривать.
Вдруг я услышала: "Да, и захвати мои цветы тоже. Да, да, меня тоже поздравили. Моя пациентка давняя".
И в голосе его была радость, что вот и о нём не забывают.
Однажды, войдя в кабинет Евгения Николаевича, я увидела его с газетой в руках, задумчиво разглядывающего какую-то фотографию.
Как-то рассеяно выслушав мои поздравления, он заговорил горячо, с какой-то затаённой горечью.
"Читала? Детей,10 человек из Москвы, посылают в Америку на операцию сердца. Если бы нашему Институту дали эти деньги, мы бы не только этих 10 детей, но и ещё человек 100 смогли прооперировать.
Но нет. Это дети "элиты", нам они не доверяют. А до других им и дела нет".
Врач от Б-га, посвятивший жизнь служению медицине и людям, Евгений Николаевич не мог переносить, что главным в жизни становятся деньги. Что во имя их рушатся все завоевания народа - бесплатная медицина, образование. На задний план уходят общечеловеческие ценности. Жизнь в этих условиях стала терять смысл, как это не странно звучит для такого человека.
В очередной раз я пришла к Евгению Николаевичу с поздравлением и увидела его какого-то поникшего. Мои поздравления он прервал словами "Только не желай мне долгих лет жизни, НЕ НАДО!"
И , увидев мою растерянность и недоумение, Евгений Николаевич заговорил, тихо, с видимым трудом выговаривая слова:"Я не хочу больше жить. Сегодня я консультировал мальчика из Казахстана. У него врождённый порок сердца, нужна срочная операция. Мы могли бы её сделать и спасти ребёнка, но...
Казахстан - другая страна, а значит, операцию мы можем сделать только платно. У родителей таких денег нет. Семья простая, и вряд ли их минздрав оплатит эту операцию. Я БЫЛ ВЫНУЖДЕН отказать , обрекая ребёнка на смерть, если родители не найдут деньги.
Как я, врач, могу жить после этого! Я всю свою жизнь гордился тем, что мою помощь мог получить ЛЮБОЙ человек, независимо от его материального положения. Я ВСЕГДА это подчёркивал, выступая заграницей. И вот...
Я могу попросить врачей прооперировать бесплатно, и они не откажутся, но расходные материалы мне НИКТО бесплатно не даст". Сколько боли и какой-то безысходности было в его голосе и во взгляде.
Последний раз мы встретились в июне 1996 года. Я поздравила Е.Н.Мешалкина с Днём медицинского работника.
Он спокойно выслушал меня. Поблагодарил. Поговорили немного о жизни.
И вдруг Евгений Николаевич так задумчиво говорит:
"Я уже достаточно пожил. И к смерти готов. Не боюсь её.
Вот только одно жаль - голову нельзя переписать!"
Это прозвучало неожиданно и как-то очень щемяще.
Сколько же ещё идей и замыслов было у этого человека! И как трудно и больно осознавать, что не успеваешь их передать, озвучить, осуществить.
Но даже то, что успел за свою жизнь Евгений Николаевич Мешалкин, могло бы хватить не на одну жизнь!




У Вас  сегодня был бы юбилей,
Хотя Вы так всегда их не любили.
И жизнь свою Вы мерили ведь не числом прожитых дней,
А скольким людям жизнь Вы подарили.

Потом следили Вы с отцовской теплотой,
Как этой жизнью они пользовались смело,
И возвращались пациенты в мир большой,
Чтоб снова жить, любить, рожать и заниматься делом.

А институт Ваш оставался нам как дом родной,
Куда прийти могли в любое время без сомненья,
Чтоб поделиться радостью, проблемой иль бедой
И получить всегда поддержку, помощь, пониманье и лечение.

Но Вы ушли по Млечному пути,
Оставив след в наших сердцах и душах.
Куда же мы теперь можем прийти?
Кто будет нас спасать, поддерживать и слушать?

Стоит в лесу Ваш белый институт,
Другое поколение здесь держит свой экзамен,
Надеемся, уроки Ваши они помнят, чтут,
Хранят в душе зажженный Вами пламень.

И пусть он осветит им путь в грядущий век,
Та ценностей шкала пусть снова возродится,
Где главным будет всё же - Человек,
Вы жили так, мы тоже будем к этому стремиться


Рецензии
Да,рождаются такие люди! Отдают себя другим,не черствеют душой. Вечная память доктору. Спасибо Вам,что рассказали и поделились.

Ольга Колузганова   12.01.2015 15:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга!
Это величайшее счастье моей жизни-встретить такого Человека, как Евгений Николаевич Мешалкин. Это не просто великий Врач, Кардиохирург, это великий Человек. Он подарил мне вторую жизнь, и до самого своего ухода опекал меня, как отец. И не только меня. Он был таким со всеми своими пациентами. Он любил людей и это не просто слова. Это вся жизнь Евгения Николаевича. Он всю её посвятил служению людям. Любые слова блекнут по сравнению с величием этого Человека.
Здоровья Вам и счастья!
С уважением,

Фрида Дроздова   12.01.2015 16:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.