1822 г
Выше сказано, что небесныя необыкновенныя явления возвещают земнородным часто гнев Небесный. Всем известный финал гнева Божия, излитый на народ человеческий в 1812 году. Различныя показывались сперва предварительно воздушныя явления на воздухе в 1811 году, как то 18 Марта накануне Лазареваго воскресения, в часу осьмом вечера, видимы были на южно-западной стороне горизонта в Рязани при мерцающей заре извивающийся змей в воздухе, а сие явление продолжалось 10 минут. В другое время в той же стороне горизонта видимы были багровые и пламеннообразные столпы. И сии явления были токмо предтечами того страшнаго явления, которое здесь показалось и видимо стало в исходе Августа. Это было явление страшной кометы, восходящей с той же стороны. Оно продолжалось до Февраля месяца 1812 года, в которое время обратилась она паки на то место, откуда явилась, то есть на юго-запад. Явление сей кометы с длинным хвостом, обращённым к западу, приводило народ в какой-то ужас и тайное уныние.
В самом деле явление звезды новой, необыкновенной по виду и ходу своему в то время, когда о ней думают, и в той же стране неба, где её прежде не видели, представляет новость поразительную, которая тем более привлекает наше внимание, что мы привыкли смотреть на небо,сохраняющее в разположении звёзд один и тот же порядок.
Но мы, оставляя изследование времени явления комет и ход их, астрономам и физикам; а покажем кратко здесь что явление сей кометы даром не прошло. Всем известно, что в 1812 году вся почти Европа, соединившись с Галлами, ополчилась и возстала с мечём и оружием в руках на одну Россию. Двадесять иноплемённых народов совокупившись с Галлами, вторглись в Россию и в сердце ея ударили. Но крепкий во бранех Господь, призирая на смирение и молитву нивиннно утесняемых Россиян, чудесным образом смирил вознесённую гордыню врага. Тогда во всей Рязанской Епархии по всядневной службе по ектемии сугубо во время литургии читано было молитвословие с коленопреклоненнием; а также и после литургии молебен с коленопреклонением и колокольным звоном. В 6 месяцев Россия очищена от иноплемённых врагов; а столица Всероссийских Самодержцев, обезчещенная и поруганная от неистоваго врага, с кротостью и Християнским смирением нашла себе защиту и отмщением в сынах Отечества своего, и под предводидельством вселюбезнейшаго Помазанника своего проводила сих незванных гостей-извергов до самой их столицы Парижа, где не токмо в возмездие не учинено им никакого зла, но и заключён мир, токмо низвергнут с престола алчный завоеватель и возмутитель всеобщаго покоя Наполеон; тем положен предел всеобщей брани в Европе.
Но мы обратимся к Рязани. В то самое время, когда кровожадный Наполеон овладел без сопротивления Москвою, тогда Рязань объявлена была в военном состоянии.И хотя она принимала к себе всех приезжих жителей Смоленской, Калужской, Тульской и Московской Губерний, ищущих спасения от врага, однакож и сама была угрожаема опасностию при безпрестанно разсеиваемых слухах о приближении к ней врага; и потому сама была среди страха и надежды.
Множество приехавших и приезжающих денно и нощно в неё отовсюду разнаго сословия людей представляла она тогда как бы многолюднейшую, печальную и тесную столицу Государства. Торжища ея ежедневно были наполнены и купующими и продающими, из коих последних однако было гораздо более: ибо крайняя необходимость многих заставляла не только избытки свои продавать, но и нужныя вещи, впрочем дорогия, за самую низкую цену единственно для содержания своего семейства. Стечение приезжаго народа в ней тогда было безчисленно. Квартиры не токмо в городе, но и по близости города не доставало; а естьли где помещались, то за самую большую плату. Теснота повсюду ужасная. Избы, дворы и даже самыя улицы приезжими были наполнены, на открытом воздухе день и ночь провождали. ( Благодарение Всевышнему! осень тогда была самая благополучная, сухая и тёплая.) В Рязани тогда представилась картина разоряемого неприятелем Отечества во всех ужасах. Бледность, уныние и отчаяние у всех на лицах были написаны. Вопль младенцев, томительное страдание больных и изувечных воинов, везомых в Рязань, нищета разорённых, являлись повсюду на стогнах во всём плачевном и ужасном виде. Повсюду бедные, нищие и просящие помощи; но помогать было некому, всякой ужасался своей будущности. Печальные иногородные жители ежедневно с утра до вечера толпились на торговой площади, разделяясь на сонмы, где один от другаго с жадностию желал слышать какой нибудь утешительной вести о судьбе любезнаго своего Отечества; а естьли что слышал, то пришед домашним своим тотчас передавал оную и землякам своим, живущим по большей части в одной квартире или в одной улице. Весть сия скоро достигала до других; но между тем также и самая радостная весть пререкаема была другими неприятными молвами. И так весь народ наподобие волнующагося моря колебался, и переходил попеременно от печальной вести к радости, от радости к вести печальной. При сем случае в частных домах (разумеется в кругу добрых приятелей) разсказывемы были друг другу разныя разным сновидения ( для общаго утешения), а по оным были делаемы гадания и толкования. А некоторые даже и книжныя показывали откровения, что сия гибельная впрочем для нас война окончится к славе Помазанника Господня и Самодержца всея России Александра 1. Такова была комета 1812 года.
Наконец возсияло радостное вёдро для всех Россиян. 12 Октебря получено торжественно несумнительное и вожделеннейшее известие, что неистовый Наполеон выгнан с своими полчищами из Столицы Всероссийских Самодержцев и направил путь свой по Калужской дороге, думая пробраться в южныя области России для занятия зимних квартир. Но жестокость зимы, недостаток в продовольствии, скорыя движения Российских войск, а особливо знаменитыя победы при Тарутине, Мало-Ярославце, Вязьме, Красном, и Борисове принудили неистоваго Наполеона обратиться в бегство тем же путём, которым и вошёл в Россию, но повсюду поражаем и угнетаем голодом и холодом. Тогда обрадованные странники и пришлецы все с радостию возвратились на разорённыя родимыя свои пепелища.
Свидетельство о публикации №211022301333
Валерий Буслов 12.06.2015 18:57 Заявить о нарушении