Культура и образование - состояние и задачи

Гуго Вормсбехер
Культура и образование российских немцев:
состояние и задачи
(Справка к визиту Б.Н.Ельцина в ФРГ)

В России около 1 млн. немцев проживает в основном в азиатской части. Сохранился (от начала века) ряд компактных поселений (Алтайский край, Омская обл., Оренбургская обл.), в общей сложности около 70 тыс. чел.  Остальные живут разбросанно - от Калининграда до Камчатки.

Образование. Национальных школ в течение 50 лет нет ни одной. В местах компактного проживания с 1957 г. ведется преподавание немецкого языка по расширенной программе. Нехватка учителей, учебников, программ, отсутствие перспективы использования языка в дальнейшем, а также преподавание языка дополнительно к основной учебной программе, ведут к чрезвычайно низкой эффективности этого мероприятия. Родной язык утрачивается, особенно у основной части российских немцев, т.е. живущих разбросанно. В вузах и средних учебных заведениях в ряде мест готовятся небольшие группы  учителей немецкого языка, но также малоэффективно.

Национальная культура. В России нет ни одного национального культурного учреждения немцев. В Казахстане есть театр. Есть ряд фольклорных ансамблей, а также «культурных центров», созданных с помощью общественных организаций ФРГ (оборудованы видеомагнитофоном, телевизором, могут демонстрироваться с видеокассет фильмы на немецком языке).

Средства массовой информации. В Москве выходит раз в неделю газета «Нойес лебен» (бывшее издание «Правды», сегодня издается Ульяновской промышленной ассоциацией «Союз»); на Алтае выходит тоже один раз в неделю межрайонная газета «Цайтунг фюр дих». Уже больше года не выходит единственный  журнал советских немцев («Родные просторы», периодичность 2 номера в год) из-за отсутствия средств и прекращено издание книг советской немецкой литературы.
На  Алтае  регулярно выходят радио- и телепередачи на немецком языке, но эфирное время незначительно.
Такое состояние национальной культуры и языка, ведущее ко всё большей ассимиляции, - одна из главных причин эмиграционных настроений. Если ставить целью сокращение выезда, то, наряду со скорейшим восстановлением государственности российских немцев и развитием национальных районов в местах компактного проживания, требуется радикально и в кратчайшие сроки  изменить ситуацию в сфере культуры и образования.
Представляются  необходимыми следующие меры.
      
      1. Открыть  дошкольные учреждения с немецким языком (наряду с русским)  в местах проживания российских немцев. Для этого:
      а) обеспечить подготовку (в течение 1992 года) воспитателей для детских  садов и яслей на курсах как в России (с привлечением специалистов из ФРГ), так и в Германии - 1000 человек;
б) подготовить и выпустить учебные и методические пособия для этих учреждений - с помощью ФРГ;
      в)  обеспечить эти учреждения необходимым оборудованием - с помощью ФРГ.

      2. Открыть немецкие национальные школы (по традиции в них могут учиться и дети других национальностей) с преподаванием ряда предметов на немецком языке. Для этого:
      а) обеспечить подготовку в течение 1992 г. на курсах повышения квалификации и переквалификации 500 преподавателей для ведения ряда предметов на немецком языке в школах, уже имеющих группы по изучению родного языка; в течение 1992-1994 гг. подготовить 1000 преподавателей для старших классов вышеназванных школ и для вновь открываемых школ - с помощью ФРГ;
      б) разработать и издать полный комплект учебников средней школы для  изучения ряда предметов на немецком языке - в течение 1992-1994 гг., с помощью ФРГ;
в) оборудовать лингафонные кабинеты в имеющихся и открываемых школах, обеспечить их учебными и иными фильмами на немецком языке - с помощью ФРГ.

      3. Открыть немецкий университет в г. Москве (на базе комплекса зданий бывшей Московской ВПШ - ул. Садово-Кудринская, 9) для подготовки национальных кадров в сфере образования, культуры, средств массовой информации, экономики и науки, - которые будут необходимы и в ходе развития сотрудничества между Россией и ФРГ - в 1992 г.
С помощью ФРГ обеспечить оснащение университета необходимой литературой, современным оборудованием, комплектование преподавательского корпуса, стажировку студентов в ФРГ.

      4. Обеспечить подготовку труппы, необходимого персонала для открытия музыкально-драматического театра в будущей немецкой республике, для чего произвести набор студентов в 1992 г., предусмотрев их практику в ФРГ.

      5. Открыть немецкие культурно-общественные комплексы и центры в городах Москве, Омске, Барнауле, Саратове, Кемерово с предоставлением им безвозмездно соответствующих зданий и помещений, оплатой штатных работников - в 1992 г.

      6. Обеспечить с помощью ФРГ издание Российской немецкой газеты и литературно-художественного журнала на немецком и русских языках - в 1 квартале 1992 г.; укрепить материальную, полиграфическую и кадровую базу немецкой газеты в Алтайском крае; начать выпуск межрегиональной немецкой газеты в Омске - в 1992 г.; начать издание книг для российских немцев - в 1992 г.; обеспечить регулярные радио- и телепередачи на немецком языке - на центральном радио и телевидении в Москве, Барнауле, Омске, Новосибирске, Кемерово, Саратове; ввести трансляцию через спутниковое телевидение передач на немецком языке на регионы компактного проживания российских немцев, а также кабельное телевидение, прежде всего в Немецких национальных районах, - в 1992-1993 г.г.

       14 ноября 1991 г.


Рецензии