16. Пророк Елисей

                1. Первые чудеса, совершенные Елисеем

После вознесения Илии (http://www.proza.ru/2011/02/12/360) Елисей стал самым знаменитым пророком в Израиле и успел свершить до своей смерти много чудес. Возвращаясь от Иордана, он пришел в Иерихон и оставался там некоторое время. Жители города собрались к Елисею и сказали: «Господин! Видишь сам, как прекрасно положение нашего города, но нет у нас хорошей воды». Елисей велел: «Дайте мне новую чашу и положите туда соли». Ему дали то, что он требовал. Елисей подошел к источнику, бросил туда соль и сказал: «Так говорит Господь: "Я сделал эту воду здоровою. Впредь не будет от нее ни смерти, ни бесплодия!"» И вода сразу стала здоровой.
Из Иерихона Елисей отправился в Вефиль. Когда он шел по дороге, его увидели малые дети и стали смеяться над ним: «Иди, иди, плешивый!» Елисей оглянулся на них и проклял именем Господним. Спустя недолгое время из леса вышли две медведицы и растерзали из них сорок два ребенка. А Елисей продолжал путь и пришел в Самарию.

          2. Поход против моавитян израильского, иудейского и идумейского царей

Меса, царь моавитский, был богат скотом и присылал каждый год израильскому царю  по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов. Но когда умер Ахав, Меса отложился от Израиля и перестал высылать положенную дань. Тогда царь Иорам (851-841 гг. до Р.Х.) отправил своих людей к Иосафату (872-848 гг. до Р.Х), царю иудейскому, спросить у него: «Пойдешь со мной на войну против Моава?» Иосафат отвечал: «Пойду! Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так мои кони!»

И вот сошлись вместе царь израильский, царь иудейский и царь идумейский. Иосафат спросил: «Какой дорогой нам идти?» Иорам отвечал: «Пойдем в обход, через пустыню». Войска выступили в поход и шли через пустыню семь дней. Вскоре кончилась у них вся вода. Люди, кони и весь скот стали сильно страдать от жажды. Иорам упал духом и воскликнул: «Не иначе Господь для того свел нас вместе, чтобы отдать в руки моавитян!» Иосафат спросил: «Нет ли здесь поблизости какого-нибудь пророка Господня, чтобы мы могли вопросить через него Бога?» Ему отвечали: «Есть тут Елисей, сын Сафатов, тот, что был слугой у Илии». Цари отправились искать пророка и нашли его. Елисей сказал Иораму: «Что тебе от меня нужно? Ступай к пророкам твоего отца и твоей матери!» – «Не могу, - отвечал царь, - потому что Господь собрал нас вместе для того, чтобы предать в руки моавитян». – «Жив Господь, перед Которым я стою, - промолвил Елисей, - если бы я не чтил праведности царя Иосафата, то не стал бы даже глядеть на тебя! Лишь ради Иосафата открою вам волю Господню».

Елисей велел позвать к себе гуслиста, и когда тот стал играть перед ним, рука Божья, незримо для всех, коснулась пророка, открыв перед ним сокровенное. Елисей сказал: «Так говорит Господь: "Копайте в этой долине рвы за рвами!"» Израильтяне, иудеи и идумеи взялись за работу и перекопали всю долину рвами, а поутру во время жертвоприношения, из этих рвов неожиданно полилась вода, и заполнилась ею вся земля. Люди и скот утолили свою жажду. На другой день израильтяне, иудеи и идумеи сразились с моавитянами и победили их. Из пустыни они вторглись в их страну, взяли и разрушили их города, вырубили все их сады, засыпали источники и завалили камнями все плодородные участки земли. Совершив все это, победители вернулись в свои владения.

                3. Елисей помогает бедной вдове

Однажды к Елисею пришла бедная вдова, плакала и говорила: «Муж мой умер, задолжав много денег. Теперь пришел тот, кто отпускал ему деньги в долг и хочет сделать моих детей своими рабами». Елисей спросил: «Скажи мне, что есть у тебя в доме?» Она сказала: «Нет у меня ничего, кроме сосуда с елеем». Елисей велел: «Пойди, попроси себе посуды на стороне у всех твоих соседей, набери побольше пустых горшков, запри двери твоего дома и наливай в эти горшки елей из твоего сосуда». Женщина пошла от него, заперла дверь, как он велел, и начала разливать елей. Сыновья подавали ей пустые горшки, а она наполняла их елеем из своего сосуда, но он все не опорожнялся. Когда все горшки оказались наполнены, она сказала сыну: «Подай мне еще сосуд». Но тот отвечал: «Нет больше сосудов». После этого масло перестало пребывать. Женщина пошла на базар, продала весь елей, дарованный ей Господом, и легко расплатилась с долгами.

                4.Добродетельная сонамитянка и ее сын

В городе Сонаме жила одна богатая добродетельная женщина. Она глубоко преклонялась перед пророком Елисеем, часто приглашала его к себе и кормила хлебом. Однажды она сказала своему мужу: «Ты знаешь, что человек Божий, который иногда гостит у меня, святой. Позволь мне устроить для него небольшую комнату в нашем доме. Пусть там будет для него постель, стол, седалище и светильник». Муж согласился, и она устроила все так, как говорила. Когда Елисей приходил в Сонам, он останавливался в этой комнате и жил там. Однажды он велел своему слуге Гиезию: «Позови эту сонамитянку». Женщина пришла, и пророк спросил у нее: «Как мне отблагодарить тебя за твою доброту? Хочешь, я поговорю о тебе с царем или военачальником?» Она отвечала: «Нет, мне ничего не надо». Елисей не удовлетворился ее словами и опять спросил: «Что же все-таки сделать для тебя?» Женщина молчала, а Гиезий сказал за нее: «Да вот, нет у нее сына, а муж ее стар». – «Хорошо! – промолвил Елисей, - через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына». – «Господин мой, - воскликнула сонамитянка, - не обманывай рабы своей!» Женщина не поверила пророку, однако все случилось так, как он предсказал – через год у нее родился сын, и она была очень счастлива своим нежданным материнством.

Прошло несколько лет. Сын сонамитянки вырос. Однажды она послала его на поле, где отец его присматривал за жнецами. Мальчик пришел к отцу и стал жаловаться на то, что у него сильно болит голова. Отец встревожился и велел отнести его обратно домой, к матери. Женщина посадила ребенка к себе на колени и старалась утешить его, но тот некоторое время спустя умер. Несчастная мать вошла в комнату Елисея, положила тело мальчика на его постель и заперла дверь. Потом она оседлала ослицу и отправилась к пророку, который находился в то время на горе Кармил. Елисей заметил ее издали и сказал своему слуге Гиезию: «Эта та самая сонамитянка, которая всегда привечала нас. Побеги к ней навстречу, расспроси и узнай, здоров ли ее ребенок». Женщина отвечала: «Все хорошо». Когда же она приблизилась к Елисею, то упала перед ним на колени и обхватила его ноги. Гиезий захотел отвести ее, но Елисей сказал: «Оставь! Ее душа огорчена, а Бог скрыл от меня причину ее печали». Женщина воскликнула: «Господин мой, разве я просила у тебя сына? Разве я не говорила тебе: "Не обманывай меня"?»

Елисей понял что случилось и приказал Гиезию: «Возьми мой жезл, ступай в Сонам и положи его на лицо ребенка!» Слуга тотчас двинулся в путь, а пророк и сонамитянка отправились следом. Гиезий положил жезл на лицо умершего. Но не было ни голоса, ни ответа. Он вышел навстречу хозяину и сказал: «Не пробуждается ребенок!» Елисей сам вошел в комнату, запер за собой дверь и стал молиться Господу. Потом он поднялся и лег над ребенком, приложив свои губы к его губам, свои глаза к его глазам, а свои ладони к его ладоням, и стал согревать тело. Прошло много времени; вдруг ребенок чихнул и открыл свои глаза. Елисей, кликнув слугу, велел ему: «Позови мать ребенка!» А когда сонамитянка прибежала, сказал: «Возьми своего сына!» Она упала перед пророком и поклонилась ему до земли, а потом схватила сына и стала целовать его. Елисей же отправился в Галгал.

                5. Чудеса Елисея во время голода

Однажды случился сильный голод. Ученики пророков пришли к Елисею, и он велел слуге: «Поставь большой котел и свари похлебку». Один из них отправился в поле собирать овощи, и нашел какое-то дикое вьющееся растение со множеством плодов. Человек тот не знал, что растение ядовитое, обобрал с него все плоды, пришел и накрошил их в варево. Ученики, которые принялись хлебать похлебку, отравились. Они подняли крик и говорили: «Смерть в котле, человек Божий!» Елисей приказал: «Подайте муки!» Он всыпал ее в котел и сказал Гиезию: «Наливай людям, пусть едят». Те поели, и оправились от своей болезни.

В другой раз кто-то пришел к Елисею и принес ему двадцать ячменных хлебцев и сырое зерно в шелухе. Пророк сказал слуге: «Отдай людям, пускай едят». Гиезий, удивившись, спросил: «Разве это еда для ста человек?» - «Делай, что тебе велено, - промолвил пророк, - ибо так говорит Господь: "Насытятся, и останется!"» Гиезий отнес еду ученикам. Они ели и насытились, и еще осталось, по слову Господню.

                6. Как Елисей излечил сирийского военачальника  Неемана

У сирийского царя был военачальник по имени Нееман. Он был отличный воин и уважаемый человек, но прокаженный. Однажды царь узнал, что в Израиле есть пророк, который снимает проказу и сказал Нееману: «Поезжай в Израиль, а я пошлю письмо  к Иораму, царю Израильскому, чтобы он помог тебе». Нееман, прибыв в Самарию, вручил Иораму письмо, в котором говорилось: «Посылаю к тебе слугу моего, чтобы ты снял с него проказу». Иорам прочитал письмо, разодрал свои одежды и сказал: «Разве я Бог оживляющий и умерщвляющий? Что он посылает ко мне больных лечиться от проказы? Знайте же все, что мой отказ он использует  как повод к войне и нападению на мое царство».

Когда Елисей услышал об этом, то послал сказать царю: «Для чего ты разодрал свои одежды? Пусть Нееман  придет ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле». По слову его Нееман приехал к  Елисею на колеснице и остановился у входа в его дом. Пророк выслал к нему слугу  и передал через него: «Пойди, омойся семь раз в Иордане. Тогда обновится твое тело, и будешь здоров». Нееман разгневался и сказал: «Я думал, что он выйдет и призовет имя Господа Бога своего, возложит руку на больное место и снимет проказу. А он отправил меня совершать омовения. Разве сирийские реки не лучше Иордана? Для чего мне купаться в еврейской реке?» Он уже хотел отправиться обратно в свою страну, но слуги стали уговаривать его: «Если бы пророк сказал тебе что-нибудь важное, разве ты не сделал бы этого? Что такого, если омоешься ты в реке?» Нееман послушал их и окунулся семь раз в Иордан по слову Елисея. Тело его тотчас обновилось, и он совершенно излечился от своей болезни.

В безмерной радости Нееман возвратился к Елисею и сказал: «Ныне я узнал, что нет на всей земле Бога, кроме как у Израиля. Прими у меня дары в знак  благодарности за то, что ты оздоровил мое тело». Но Елисей отказался от подарков, сказав, что не в его обычае брать дары от тех, кому он помог. Нееман отправился обратно в Дамаск, а слуга Елисея Гиезий заметил про себя: «Вот, господин мой отказался взять дары из рук Неемана; побегу за ним и возьму что-нибудь для себя». Он погнался за Нееманом и сказал: «Господин мой передумал и просит у тебя талант серебра». Нееман отвечал: «Возьми, пожалуй, хоть два таланта». Гиезий взял серебро и спрятал в своем доме, но не смог утаить этого от своего господина. Елисей сказал ему: «За жадность твою пусть пристанет проказа Нееманова  к тебе и потомству твоему навек». В тот же миг Гиезий покрылся проказой и стал белым как снег.

                7. Чудо Елисея с топором

Однажды Елисей с учениками своими валил деревья на берегу Иордана. Тут один из учеников уронил в реку топор. Он закричал и сказал: «Ах, господин! Ведь этот топор не мой, я взял его лишь на один день у моих знакомых. Что мне теперь делать?» Елисей спросил: «Где он упал?» Тот указал место. Елисей отрубил кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор. Пророк велел: «Возьми себе». Тот протянул свою руку и взял его.

                8. Как Елисей расстроил планы сирийского царя

Царь сирийский задумал напасть на Израиль и решил устроить засаду против тамошнего царя Иорама. Елисей, прозрев его замыслы, послал сказать Иораму: «Не отправляйся завтра в то место, в которое ты собирался отправиться, ибо там сидят в засаде сирийцы». Царь послал своих людей вперед, и те захватили вражеский отряд. Когда сирийский царь узнал о случившемся, он, созвав своих ближайших рабов, объявил им: «Кто-то из моих людей находится в сношении с израильским царем! Иначе как бы он узнал о том, о чем знали лишь я да вы?» Однако один из его слуг возразил: «Никто, господин мой, не раскрывал израильтянам твоих секретов. Но знай, что есть у израильского царя один великий пророк Божий по имени Елисей. Ему открыты все твои секреты, и он пересказывает царю израильскому даже те тайные слова, что ты говоришь в своей спальной комнате».

Сирийский царь рассердился и приказал: «Узнайте, где находится этот Елисей! Я пошлю туда свои войска и колесницы!» Вскоре сирийцы проведали, что Елисей находится неподалеку, в одном приграничном городе. Они выступили в поход и окружили этот город со всех сторон. Утром слуга прибежал к Елисею и сказал ему: «Увы, господин мой! Сирийцы вокруг города! Что нам теперь делать?» Пророк отвечал ему: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». Слуга не понял, о чем он говорит. Тогда Елисей обратился к Богу и попросил: «Господи! Открой ему глаза, чтоб он увидел». Господь открыл слуге глаза, и он увидел, что вся гора вокруг Елисея наполнена  огненными конями и колесницами.

Когда сирийцы попытались ворваться в город, пророк, воззвав к Господу, промолвил: «Боже Всемогущий! Порази их слепотой». Тотчас все враги лишились зрения. Елисей вышел к ним и сказал: «Это не та дорога и не тот город, которые вы искали. Ступайте за мной, я провожу вас к тому человеку, что вам нужен». Они послушно двинулись за ним, а Елисей привел их в Самарию и воскликнул: «Господи! Открой им глаза, чтобы они видели». К сирийцам вернулось зрение, и они вдруг узнали, что находятся посреди вражеской столицы». Иорам, царь израильский спросил: «Не перебить ли их всех?» – «Разве твоим мечом и твоим луком пленены эти люди, чтобы ты мог убить их? – возразил Елисей. – Дай им хлеба и воды. Пусть едят, пьют и отправляются к своему государю». Сирийцев угостили обедом и отпустили.

                9. Как сирийцы осаждали Самарию

Сирийский царь Бен-Хадад II (http://www.proza.ru/2013/11/17/788) был сильно уязвлен тем, как Елисей унизил его солдат. Он собрал все свои войска, вторгся в Израиль и осадил Самарию. Вскоре в городе начался такой сильный голод, что ослиная голова продавалась за восемьдесят сиклей серебра. Однажды Иорам, царь израильский, проходил по стенам города. Тут бросилась к нему женщина и стала умолять о помощи. Иорам отвечал: «Если не поможет тебе Господь, то чем я помогу тебе?» Женщина сказала ему: «Я живу в одном доме с другой женщиной. У каждой из нас был свой сын. Моя товарка предложила мне: "Отдай своего сына. Мы его сварим и съедим. А завтра съедим моего сына". Я согласилась. Мы сварили моего сына и съели его. На другой день я говорю ей: "Отдай теперь своего сына, чтобы мы могли съесть его". Но она спрятала своего ребенка и не отдает!»

Царь пришел в ужас от этого рассказа, разодрал свои одежды и сказал: «Пусть то и то сделает мне Бог, и еще больше сделает, если я сегодня же не отрублю голову Елисею, сыну Сафатову!» Он послал своего палача в дом пророка, а сам пошел следом вместе с одним из своих сановников. Елисей сидел у себя дома вместе с несколькими старцами. Увидев палача, он сказал им: «Смотрите, что придумал этот сын убийцы: послал человека снять с меня голову! Когда он войдет, прижмите его дверью!» Те так и поступили. Короткое время спустя вошел царь, опираясь на руку сановника. Елисей обратился к нему и сказал: «Послушайте слово Господне: "Завтра в это время мера лучшей муки и две меры ячменя будут продаваться у ворот Самарии всего по сиклю"». Сановник, который был вместе с царем, возразил: «Если бы даже Господь открыл окна на небе, и тогда подобного не случится!» - «Ты увидишь это своими глазами, - отвечал ему Елисей, -  однако попробовать не сможешь».

На этом они расстались. Той же ночью четверо прокаженных решили промеж собой: «Что мы сидим в городе и ждем смерти? Пойдем лучше в стан сирийский!» Так и поступили. В сумерках они добрались до вражеского лагеря, и узнали, что здесь нет ни одного человека. Незадолго до этого сирийцы услышали стук колесниц и стали говорить друг другу: «Кто это приближается к нам? Не иначе царь израильский нанял против нас хеттов и египтян!» В стане началась паника. Побросав все свое имущество, все шатры, всех  коней и ослов, сирийцы ударились в бегство. Прокаженные понабрали себе золота и серебра, наелись и напились досыта, а утром побежали в Самарию и сообщили о том, что видели. Народ устремился в лагерь и разграбил его. Было захвачено так много всяких припасов, что мера лучшей муки продавалась у ворот Самарии всего по сиклю. Но тот сановник, который приходил к Елисею вместе с царем, не успел ничего съесть из захваченной добычи. В ту минуту, когда народ выбегал из города, он оказался в воротах. Толпа сбила его с ног и растоптала. 

               10. Воцарение израильского военачальника Ииуя и  смерть Иезавели

В 841 г. до Р.Х. Иорам, царь израильский, и Охозия, царь иудейский (http://www.proza.ru/2013/05/23/305), выступили к Рамофу Галаадскому и воевали против сирийского царя Хазаэла. Иорам был ранен в бою и поехал лечиться в Изрееле. Охозия также находился в том городе вместе с ним.

Елисей услышал об отъезде царя, позвал к себе одного из своих учеников  и велел ему: «Возьми у меня сосуд с елеем, пойди в Рамоф Галаадский, отыщи там военачальника Ииуя, сына Намессиина, и помажь его в цари над Израилем». Юноша отправился в Рамоф Галаадский и явился в израильский лагерь. Военачальники как раз сидели на военном совете. Ученик Елисея отозвал Ииуя и сказал: «У меня дело до тебя, военачальник!» Тот вошел вместе с ним в дом, а юноша вылил ему на голову елей из кувшина и провозгласил: «Так говорит Господь Бог Израилев: "Помазую тебя в цари над народом Господним, над Израилем, и ты истребишь дом Ахава, чтобы отомстить  за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели!"» После этого он бросился вон и убежал.

Ииуй, вернувшись к остальным военачальникам, сначала не хотел ничего им рассказывать. Однако они стали спрашивать его и допытываться: «Зачем приходил к тебе этот юноша из сынов пророческих?» Ииуй отвечал: «Он сказал мне от имени Господа: "Помазую тебя в цари над Израилем!"» Услышав это, военачальники тотчас поклонились ему как своему государю, а потом созвали солдат и объявили им: «Воцарился Ииуй!»

Ииуй сел на коня и поехал в Изреель, где лечился раненный царь Иорам. Вместе с ним отправилось большое чисто воинов. Сторож, который стоял на городской башне, доложил царю: «Вижу полчище, приближающееся к городу!» Иорам приказал: «Отправьте всадника к ним навстречу. Пусть узнает кто это». Всадник подъехал к Ииую и спросил: «С миром ты пришел или нет?» – «Что тебе до мира? – отвечал Ииуй, - поезжай вслед за мной». Сторож донес царю: «Всадник доехал до них, но обратно не возвращается!» Иорам послал другого всадника. Он подъехал к Ииую и спросил: «С миром ли ты явился к нам?» – «Что тебе до мира, - отвечал Ииуй, - ступай вслед за мной». Сторож опять донес царю: «Доехал до них, и не возвращается, а походка у предводителя их, как у Ииуя, сына Намессиина».

Иорам велел своим слугам: «Запрягайте коней!» Он взошел на колесницу и выехал из ворот города. Охозия, царь иудейский, тоже взошел в свою колесницу и отправился следом. Так они ехали навстречу друг другу и встретились на поле, которое принадлежало раньше Навуфею Изреелитянину, умерщвленному по приказу Иезавели. Иорам спросил: «С миром ли ты прибыл к нам, Ииуй?» - «Какой может быть мир при твоей матери Иезавели?» - отвечал тот грубо. Иорам понял, что военачальник настроен очень враждебно. Он крикнул иудейскому царю: «Измена, Охозия!»,  развернул свою колесницу и устремился прочь. Ииуй, натянув лук, пустил ему вслед стрелу. Она вонзилась между плеч израильского царя, прошла насквозь через его сердце и поразила того насмерть. Ииуй велел  своим людям: «Возьмите его и бросьте на участок поля Навуфея». Тем временем иудейский царь Охозия успел скрыться, но был также ранен стрелой. Добравшись до Мегиддо, он умер.

После этого Ииуй прибыл в Изреель, где все приветствовали его как царя. Иезавель, узнав о перевороте, нарумянилась, украсила голову и встала у окна.  Когда Ииуй вошел в ворота, она сказала: «Мир ли убийце своего государя?» Ииуй, взглянув вверх, приказал: «Выбросьте ее из окна!» Слуги схватили царицу и бросили вниз на камни. Иезавель разбилась, и кровь ее была на стене и на конях. Ииуй пришел в дом, пил и ел, а потом сказал: «Отыщите эту проклятую и похороните, ведь она была царская дочь». Рабы отправились хоронить Иезавель и обнаружили, что тело царицы уже пожрано псами, и не осталось от него ничего, кроме черепа, ног и кистей рук.

У царя Ахава было семьдесят сыновей в Самарии. Ииуй отправил в столицу письмо, адресованное старейшинам и воспитателям детей Ахавовых: «Так  как у вас есть сыновья господина вашего, а также колесницы, кони, оружие и укрепленный город, то выберете лучшего и достойнейшего из сыновей Ахава, посадите его на престол и  воюйте за дом  своего государя». Жители столицы  испугались. Они говорили: «Вот, два царя не устояли перед Ииуем. Как же мы устоим перед ним?» Начальствующий над царским домом, градоначальник, старейшины и воспитатели отправили сказать Ииую; «Мы рабы твои и никого не собираемся ставить в цари. Что угодно тебе, то и делай». Тогда Ииуй отправил им новое письмо: «Если вы мои и повинуетесь моему слову, то возьмите головы сыновей Ахава и придите ко мне завтра в это время в Изреель». Старейшины, воспитатели и начальники так и поступили: они закололи всех сыновей Ахава, сложили их головы в корзины  и послали к Ииую в Изреель. Тут их разделили на две груды и сложили возле городских ворот. Вслед затем Ииуй умертвил в Изрееле всех родственников Ахава, всех его вельмож, всех его близких и священников. Отсюда он отправился в Самарию и здесь довершил избиение близких Ахава, так что совершенно извел и истребил этот род.

В столице Ииуй собрал народ и сказал: «Ахав мало служил Ваалу; Ииуй будет служить ему более. Созовите ко мне  всех пророков Ваала, всех служителей его и всех священников, чтобы никто не был в отсутствии, потому что у меня будет великая жертва Ваалу. А всякий, кто не явится, тот умрет». Вскоре явились в Самарию все служители Ваала, так что не осталось никого, кто бы не пришел. Они вошли в храм своего бога и стали приносить жертвы. Между тем царь вышел вон и приказал своим людям: «Идите бейте их, чтобы ни один не ушел». Те бросились внутрь и перебили всех жрецов и служителей Ваала до последнего человека, разбили всех идолов, а сам храм сожгли.

Так царь Ииуй (841-814 гг. до Р.Х.) покончил с культом Ваала. Однако он не отступился от прежних грехов Иеровоама: поклонение золотым тельцам в Вефиле и Дане продолжалось во все дни его царства.

11. О жестокой царице Гофолии, первосвященнике Иодае и иудейском царевиче Иоасе

Матерью иудейского царя Охозии, который погиб вместе с Иорамом, была Гофолия – дочь израильского царя Ахава. Узнав, что ее сын умер, она велела перебить всех его сыновей – своих внуков. Спастись удалось только маленькому Иоасу, - его уберегла от смерти его тетка Иосавеф, сестра Охозии. Когда слуги Гофолии истребляли царских сыновей, она таком увела его вместе с кормилицей в постельную комнату. В течении шести лет, пока власть находилась в руках Гофолии (она правила в 841-835 гг. до Р.Х.), малыша тщательно скрывали. В седьмой год первосвященник Иодай, муж царевны Иосавеф, взял сотников из телохранителей, привел их в храм и показал им юного царевича. Все они тотчас согласились служить ему. Первосвященник раздал воинам мечи и копья. Потом он вывел Иоаса к народу и возложил на него царский венец.  Все вокруг рукоплескали и кричали: «Да живет царь!» Гофолия услышала голос народа, отправилась в храм и тут увидела Иоаса в царском облачении. Она разодрала свои одежды и стала кричать: «Заговор! Заговор!». Но никто ее больше не слушал. Иодай велел вывести злодейку из храма и убить. Народ бросился крушить жертвенники и идолы Ваала. Убили также жреца этого бога Матфана.

Пока Иоас (он царствовал в 835-796 гг. до Р.Х. http://www.proza.ru/2013/05/23/305) был молод и находился под опекой Иодая, он всемерно почитал Господа и во всем поступал по Его законам. Но когда первосвященник умер, царь, как и многие из его предшественников, уклонился в идолопоклонство. Тогда сошел Дух Божий на Захарию, сына Иодая. Он стал на возвышении перед народом и сказал: «Так говорит Господь: "Для чего вы преступаете повеления Господни? Не будет успеха вам. И как вы оставили Господа, так и Он оставит вас!"» Иоас разгневался на Захарию, приказал свести его вниз и побить камнями. После этого преступления Господь предал иудеев в руки сирийцев. Те подступили к Иерусалиму и истребили здесь множество народа. Чтобы откупиться от врага, Иоас собрал все золото, какое смог найти в храме и во дворце, и отослал его сирийскому царю. Таким образом, он избег неминуемого поражения, но вскоре после ухода врагов против Иоаса сложился заговор. Заговорщики проникли  в опочивальню царя и убили его прямо в постели.

                12.О смерти пророка Елисея и об израильском царе Иоасе

В течение двух лет одновременно с Иоасом Иудейским в Израиле правил другой Иоас – внук Ииуя (798-782 гг. до Р.Х. http://www.proza.ru/2013/05/26/641). В его царствование продолжались тяжелые войны с сирийцами, которые постоянно одерживали верх над израильтянами. Тогда же был поражен тяжелой болезнью пророк Елисей. Иоас пришел к нему в дом, плакал над ним и говорил: «Отец мой! Отец мой! Колесница Израиля и конница его!» Умирающий Елисей велел ему: «Возьми лук и стрелы». Царь повиновался. Пророк наложил вместе с ним руки на лук, а потом приказал: «Отворите окно на восток». Окно открыли, и он выстрелил. «Эта стрела избавления от Господа, - объяснил пророк, - и стрела избавления против Сирии». И в другой раз велел Елисей Иоасу: «Возьми стрелы и бей ими по земле!» Иоас ударил три раза и остановился. Пророк с гневом сказал ему: «Надо было бить пять раз или шесть! Тогда бы ты совершенно разбил сирийцев, а теперь ты одержишь над ними всего лишь три победы!» После этого Елисей умер и был похоронен среди своего народа. А Иоас, по слову пророка, трижды одержал над сирийцами славные победы и вернул многие из тех городов израильских, которые были утеряны при его предшественниках. Вслед затем Иоас сразился с Амасией, царем иудейским (796-790 гг. до Р.Х.  http://www.proza.ru/2013/05/23/305). Иудеи были разбиты и бежали, а Иоас захватил Иерусалим и вывез из него все золото и серебро, какие нашлись в сокровищницах храма и дворца.

«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189

Сирия, Палестина и Финикия http://proza.ru/2013/10/06/1576


Рецензии
С Елисеем можно идти в разведку.

Юрий Николаевич Горбачев 2   18.04.2023 17:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.