Камерон, - российский архитектор

Камерон (Cameron) Чарлз (1743, Шотландия, - 1812, Петербург), российский архитектор, представитель
классицизма. Шотландец по происхождению. Учился во Франции и Италии. С 1779 работал в Петербурге,
сначала в качестве придворного архитектора Екатерины II, в 1802-1805 как главный архитектор
Адмиралтейской коллегии.

Крупнейшее произведение Камерона - комплекс сооружений в Царском Селе, дворец и парковые павильоны
в Павловске (1780-1801), Камерон построил также дворец Разумовского в Батурине на Украине (1799-1803).

* * *

Сейчас я устроилась с мистером Камероном; родом шотландец, якобит по убеждениям, большой рисовальщик,
воспитанный на классических образцах, он получил известность благодаря своей книге об античных
банях. (Екатерина II)

Камерону назначено жалованье и на квартиру и экипаж ежегодно по 1800 рублей. (Из именного
указа от 25 октября 1779 г.)

Шотландец считал русских "ленивыми, склонными к воровству и неумелыми", поэтому рабочую силу предпочитал
возить из родных земель. После объявления в эдинбургской газете Evening Courant в 1784 году Камерон
выписал в Россию двух архитекторов и около 70 рабочих с семьями. Это количество в итоге показалось
архитектору недостаточным, и он запросил еще столько же. Такие аппетиты заставили британского
посла в Петербурге выразить озабоченность тем, что Великобритания теряет чересчур много квалифицированных
специалистов.

Увековечение современных событий с помощью различных мемориальных сооружений было устроено
таким образом, чтобы говорить о будущем. "Ключом" к аллегории, запечатленной в триумфальной
части ансамбля, служили слова из оды "На взятие Очакова": "Ты в плесках внидишь в храм Софии".
Эта фраза означала, что русские войска пересекут Чёрное море и займут Константинополь, чему
соответствовала созданная архитектурная картина. За озером, где стояла Ростральная колонна,
символ морских побед, Чарльз Камерон построил собор Святой Софии. В XVIII столетии его считали
копией константинопольской Айя-Софии. Таким образом, смысл парка заключал в себе политическое
будущее, падение Турции и создание на месте Византии Греческой империи. На её трон предполагали
возвести второго внука императрицы Константина. Ему дали подобное имя, намекая на основателя
Византии Константина Великого. (Д. Швидковский)

* * *
Материал взят из статьи "Архитектура и революция" размещенного на
сайте http://www.konstr.narod.ru


Рецензии