Поэт Настоящий. Обыкновенный. Сериал 3

вторая серия тут:

http://proza.ru/2011/02/22/1970
__________________




ТРЕТЬЯ СЕРИЯ


По залу плавал недовольный гул. Все курильщики потихоньку возвращались. Что-то их влекло. То ли книга, обещанная одному из «пролетевших», то ли любопытство и злорадство, ибо, в конечном итоге, только каждый четвёртый из нынешних «счастливчиков» получит право издать свой персональный сборник стихов.

– Ты представляешь!?. – вскочил навстречу Максиму Пьер, улыбаясь до ушей. – Дима стал претендентом! (Рачок утвердительно моргнул. ) И Айчира! Я-то – в пролёте, но! Представляешь?! Айчира!! Она тоже будет участвовать в «кастинге»! – потом он добавил уже без улыбки. – И Нарцисс.

– Таким везёт. Баловень судьбы, – философски изрёк Максим и поморщился.

– Айчира… – присаживаясь, вздохнул всей грудью Петя.

– Что ж! – подытожила Неля в микрофон. – Отчаиваться никому не нужно. На заседаниях клуба вы ещё не раз продекламируете нам свои шедевры, а книги… Книги ещё будут! Главное – не сдаваться!

Гул в зале чуть утих, но стал просто осязаемо раздражённым.

– Итак! Теперь у нас есть 36 претендентов на издание персональной книги. В целом – девяти книг. Предлагаю следующее. Они выходят по очереди, читают стихи – не более пяти минут каждый. Решение о том, кто из них будет опубликован, принимает наше почтенное жюри – Остап Иванович, Вениамин Анатольевич…

– И я, – с сарказмом выкрикнул кто-то.

– И я, – подтвердила Неля, очевидно, уже начиная сердиться. – Вы меня месяц назад переизбрали на отчётно-выборном собрании. Единогласно, если не ошибаюсь. Полагаю, вы считаете меня старшим товарищем. Я за каждого из вас чувствую ответственность. Я осознаю, что многое здесь сделал случай. Но уж тех, кто попал на слушания… Я… – Неля растрогалась. – Я буду переживать за каждого… Но у нас ограниченная площадь публикации и ограниченное время. Удачи всем!

Она собиралась уже сесть в президиум, но тут все заволновались.

– Это несправедливо! Что за жюри!?

– Бред! Бредятина!

– Нас так не предупреждали! Я и про голосование…

– Да иди ты нахрен!

– Ну в деньгах он понимает, – а мои стихи – он в них поймёт?!

– Насмешка! Издевательство!

– Бля! Линять надо отсюда, позорище!

– Да эти «классики» – они себе любимчиков заводят, знаю я!

– Неля, не гони!..

– А мы? Мы что, не можем выбирать наших друзей?!

– Да! А у нас кто спросит?

– Праааавильно!

– Это трибунал! Самозванцы!

Нахим Факов бегал вдоль первого ряда, отчаянно жестикулируя. Катя не могла отвести взгляд от его странной фигуры в кожаном плаще, от этой лаково блестящей яйцевидной головы… Ей казалось, что он – безумный дирижёр очень неприятного концерта. Хотя, разумеется, недовольство и возмущение сотни поэтов мало зависело от телодвижений этого шута.

Неля в критические минуты никогда не терялась. У неё открылось второе дыхание. Она подошла к самому краешку сцены и стала так, что носки туфель повисли в пустоте.

– Прошу тишины, – спокойно сказала в микрофон.

Зал совершенно неожиданно повиновался. Где-то в нём жила какая-то почти мистическая надежда, и нужно было на эту надежду опираться. (До поры до времени.)

– С большинством из вас мы знакомы и работаем много лет, – очень тихо сказала Неля, касаясь губами головки микрофона. – Со многими мы начинали. Не один пуд соли съели. Два раза Ассоциация была на грани роспуска. Но мы выстояли!

Зал зачарованно молчал.

– Три года назад мы на средства промышленных и сельскохозяйственных предприятий области издали сборник «Надія твоя, Рідний Краю». На шестьсот страниц. Мы регулярно публикуем наших авторов в газетах, в двух местных журналах и каждый год (!) в двух национальных…

– В одном! – трусливо, но отчётливо пискнул кто-то, и тут же затих.

– Да, – медленно кивнула Неля, наклоняя голову как бык. – Да, мои дорогие. Не всё удаётся из задуманного. У нашей Ассоциации много друзей, но и меня иногда подводят. Финансово-экономический кризис тоже внёс коррективы, увы.

(Меценат авторитетно кивнул.)

– Но сейчас у нас появился случай издать Персональные Книги нескольких авторов. Неужели мы не сможем показать культуру талантливых людей? Неужели мы не сможем овладеть нашими эмоциями и разумно отнестись?

Многие приопустили головы, и знали почему. Неля зорко улавливала этот почти неуловимый жест.

– Я далека от мысли, что вы совсем не доверяете нашему жюри. Но понимаю, о чём вы говорите. Предлагаю – паритет. Пятьдесят на пятьдесят. Половину выберет жюри, половину – все присутствующие голосованием.

В зале пошли разговоры. Разобщённые.

«Кто платит, тот и Музу танцует…», «Паритет-пролитет…», «А Чё? Идея!..», «Давайте договоримся…», «Неля нас разводит…», «А шо ты предлагаешь?..»

– Поскольку многие из вас очень серьёзно, даже эмоционально, относятся к этому, предлагаю избрать счётную комиссию. Вы должны быть уверены, что итоги голосования не зависят от меня и других членов президиума. И от наших уважаемых гостей. И что ошибка исключена. Итак, только без базара, – посоветуйтесь с соседями и выдвигайте на голосование по счётной комиссии…

– Смотри!! – Петя больно толкнул Макса локтем, расширив глаза, как будто увидел привидение.

Максим повернул голову. Вдоль рядов шёл Виктор Дол, щурясь и словно кого-то высматривая. Они замахали руками, и он быстро зашагал к ним. Сел на свободное место рядом с Рачком, который глядел на него не отрываясь.

– Опоздал! Представляете?! Опоздал!.. – в отчаянии зашептал Витя.

– К маме Чужинца? Что с ней?

– Сюда! Сюда опоздал! Уже всё поделили, меня слушать не будут!.. Мне ребята сказали… Я ведь даже не зарегистрировался!!

– Ты чего не отвечал на звонки сегодня? – строго спросил Макс.

– Батарея сдохла… В пробке застрял… Жуткий день. Кошмарный сон какой-то…

– Ты был у мамы Чужинца?

– Она мне звонила и сказала, что он погиб. Дима, ты что, не рассказал никому?

Рачок вильнул заплаканным лицом.

– Ты был у неё? – напирал Максим.

– Не, я ж сюда торопился, – удивлённо посмотрел на него Виктор. – Блин! такого шанса для публикации, может быть, больше не будет! Но пока в пробке стоял… Она же, когда позвонила мне, то только эти слова сказала, а когда я спросил: «как это случилось?» – она зарыдала и отключила разговор. Но когда я в пробке стоял, дозвонился к ней. Она сказала: тело ещё в морге, а к ней родственники приехали – сестра и племянница. А теперь у мамы мобилка не отвечает.

– Может, поедем туда? – робко предложил Рачок.

Витя вытаращился – теперь уже на него.

– Ты что?! Мне ребята сказали – тебе повезло! Могут издать твою книгу! И потом, я же сказал, – труп в морге, а к матери родственники приехали. Чего тебе там делать?

– А тебе?

– Да и мне тоже… И потом, может, мне ещё как-то удастся… Надеюсь на чудо. Пойду пораспрашиваю людей, – Витька встал и, пригибаясь, снова пошёл вдоль рядов.

– Наверное, надо поехать туда, – неуверенно напомнил Дима.

Максим длинно вздохнул.

– Ты знаешь адрес Чужинца? – заметил он с ударением на последнее слово.

Рачок потёр костяшками пальцев уголок глаза. Пожал плечиком.

– Надо было взять у него телефон мамы! – хлопнул себя по лбу Петя. – Вдруг бы мы дозвонились?

– Я думал об этом, – спокойно проговорил Макс. – Но он в чём-то прав. Витьку-то она хоть знает лично и уже много лет, а нас… Представьте, что сейчас с женщиной творится. Хотя, конечно, дикость. Он погиб – и это всё, что мы знаем.

– Ко мне никто здесь серьёзно не относится, никто… только он относился ко мне серьёзно, он меня уважал! – вдруг пробормотал Дима Рачок. В глазах его снова заблестели слёзы, но он уже не прятал их, а только сгорбился на сидении, маленький и жалкий.

Макс посмотрел на него, задрав бровь. Он не припоминал, чтобы Рачок и Чужинец особо общались. Это даже как-то смешно выглядело бы. Ну, иногда, когда в библиотеке после заседания было чаепитие, кто-то из них мог продекламировать свои стихи…

Словно прочитав его мысли, Дима вдруг перегнулся через недоумённого Пьера, схватил Максимову руку обеими ладошками и жарко зашептал.

– Я помню, он дал мне прочесть одно стихо в своём блокноте, сам отошёл к окну, а я дочитал, перевернул страницу, думал там продолжение, продолжения не было, и я… Я прочёл ещё одно. Это было стихотворение о любви, но оно… оно было таким щемящим, таким интимным, что я… я даже прочитал его уже второй раз, закрыл блокнот и… и не сказал Чужинцу ни слова. Про этот его стих. Я только сказал про тот, который он просил меня прочитать. А про этот – я ничего не сказал, может, он и не хотел, чтоб кто-то прочёл этот стих…

Рачок снова откинулся на спинку своего сидения и нервно потёр руки, словно они чесались.

– А может быть, наоборот. Хотел. Хотел, чтобы прочёл именно я.

– Что теперь говорить, – проговорил Петя.

– А я… я ему ничего не сказал… ничего не сказал…

Дима вскочил и убежал из зала.

На второй ряд пробирался, глядя на Максима, «поэт-профан» (как он сам себя называл) Гриша Товстун, его в клуб с полгода назад затащил родной брат Валера.

Гриша втиснулся на свободное сидение, игнорируя ропот соседей,
задышал в затылок Кате.

– Макс! Я знаю, что тебя по жребию выкинули, но мы там с Валерой и с пацанами решили, что десятая книга будет твоя. С меня-то шо, – я так, начинающий, а ты – ! Короче, мы с братаном там народ вразумили.

– Спасибо, конечно, – сказал Макс, улыбаясь.

– Я тут с вами посижу, мне там надоело, – сообщил Гриша, умащиваясь поудобнее, словно собирался пустить корни. – Как дела, Петруха?

– Сам видишь, – буркнул Пьер.

– Максим, – зашептала ему в ухо Катя, – где здесь… дамская комната? Я в этом ДК никогда не была.

– Пойдём. Ребята, мы скоро.

Когда они ушли, Гриша осмотрелся по сторонам. Справа от него во втором ряду сидела поэтесса Лиза Лизэтт.

– Как дела, Лизэтт?

– Пытаюсь понять, что замыслила Неля.

– А она что-то замыслила? – спросил Петя, рывком обернувшись назад.

Лиза посмотрела на Пьера поверх очков, фыркнула.

– Ой, всё это кончится очень и очень плохо, – покачал головой Гриша Товстун, впрочем, с улыбочкой.

Максим с Катей вышли в холл. В застеклённой лоджии снова толпились курильщики, которые то ли брезговали выборами счётной комиссии, то ли полностью доверяли товарищам. Оттуда снова неслись стихи.

«…и выбитые зубы – влево,
а вправо – кровь разбитых губ.
Глядит вполне довольно дева…»

У окна стоял одинокий Рачок – как третьеклассник, оставшийся последним на продлёнке.

Макс и Катя прошли по коридору, он указал ей женский туалет, а сам вошёл в мужской.

Над писсуаром неторопливо застёгивался Рабочин.

– Не, ну надо ж! Рачок издаст книгу! – весело сказал он. – Если повезёт. Ты за него проголосуешь? Вы ж там сегодня вместе тусите. Или его жюри будет выбирать? Ни хрена уже не поймёшь тут.

– Его стихи довольно посредственные.

– А я за Айчиру проголосую. Красивая женщина!

– Глубокий мотив.

– Макс, а чё Рачок такой кислый? Я его видел, стоит, в окно смотрит. Ему радоваться надо, и готовиться читать… – Рабочин столь же неторопливо и основательно мыл руки. – И Кирилл куда-то слинял… У него классные рубаи. А его даже в жребий не взяли. Чего Кирилл ушёл? Подурели все.

– Чужинец погиб, – вдруг сказал Максим.

Пауза.

– Как? Когда?

Рабочин бессознательно сунул мокрые руки в карманы куртки.

– Не знаю я.

– А почему ты не сказал ребятам, когда мы курили?

– Не знаю… Не до того всем.

Максим коротко рассказал об этих событиях.

Они вышли, Макс взял под руку Катю. Направились в зал. Следом, воняя табаком, повалила кучка прогульщиков.

«…и чемодан её – направо,
налево – шмотки все её.
Вот так вот, поразмыслив здраво…»

(Кто-то из них не унимался.)

Счётную комиссию, наконец, избрали. Планировалось три человека, но «нечлены» настояли, чтобы и в ней был «паритет» – два человека не из Ассоциации. То бишь, в сумме – четыре. Состав утвердили без скандала, все начинали уже уставать. Особенно Сичень-Затятый, на его лице было написано: «Лучше б я не приходил в этот «парламент». Вместо поэзии сплошные выборы и голосования.

– Часть слушаний – это компетенция жюри, часть – ваше голосование, по 18 человек, – расставила все точки Неля. – Судить будем по очереди – зал, жюри, зал, жюри. Теперь – последовательность выступлений. Секретарь написал имена претендентов на вот этих тридцати шести бумажках…

– Опять бумажки… – застонал женский голос во втором ряду.

– Видите, теперь я сворачиваю каждую в трубочку. И аккуратненько кладу… кладу вот сюда… в эту прозрачную коробку, которая нам уже послужила.

– Такое впечатление, что она показывает нам фокус, – пробормотал уже мужской голос в том же ряду.

– Я буду вынимать – НЕ ГЛЯДЯ! – и говорить фамилию, – объяснила Неля. – После каждой «четвёрки» поэтов, делаем выбор. Сначала – жюри, следующую «четвёрку» – зал. И так далее. И – книга приобретает своего автора.

Нахим Факов, узурпировавший роль «общественного наблюдателя», опять стоял рядом и, соответственно, наблюдал, напоминающий в своём кожаном плаще, при широко расставленных ногах, этакого группен-фюрера. Он ни разу ничего не сказал, а только улыбался, и это очень, очень, очень беспокоило Нелю.

Она стала доставать бумажки и громко называть фамилии. Первая четвёрка сформировалась, и наконец-то начались слушания.

На сцену вышел пухленький юноша лет семнадцати. Он почти не волновался и тут же стал выразительно декламировать стихи про Афган, кровь, потерянных друзей, «твою фотку в кармане гимнастёрки» и так далее.

Патриарх тихо млел, для виду сдвинув кустистые казацкие брови.

Сергей Рабочин пробрался на своё место, рядом с Волохиповым, который сидел с нет-буком на коленях и что-то на нём набирал. Поколебавшись, Рабочин сообщил ему новость. 

– Ты уверен? – спросил Хипп.

Он немного помолчал, глядя на розовощёкого поэта на сцене.

– Помнишь историю про Польшу?

– Про какую Польшу?

– Чужинец обожает мистификации. Помнишь, он пропал на целый месяц, говорил, что он в Краков уехал, а потом бац, кто-то его в супермаркете встречает. А он в своей хижине жил всё это время.

– А… помню. Ты это к чему?

Волохипов поразмыслил.

– Может быть,  это всё вообще розыгрыш? Пошутил опять.

– Пошутил!? – Сергей не поверил своим ушам. – И что, маму подговорил поплакать в телефон?

– Ну… может, кто-то её голос имитировал. А может, он и Витьку подговорил. ТЫ сам с матерью Чужинца говорил?

– Нет.

Мимо них, кряхтя, пролез по ряду какой-то дурно пахнущий мужик, если и напоминающий местных поэтов, то только в их сравнительно отдалённом будущем.

– Извините, пожалуйста… Прошу прощения…

Они проводили его взглядом. Мужик прошёлся по проходу, глянул на сцену и, видимо, смутившись, юркнул на свободное сидение. Робко заозирался.

– Кто это? – спросил Хипп.

– А я почём знаю, – Рабочин листнул газетку кандидата и бросил её под стул. – Человек сейчас в морге лежит… скорей всего… а ты такое предполагаешь, – искренне возмутился он.

– Ты верно сказал, – я предполагаю. И всё же… Чужинец, вообще, мрачноватый человек. И цинизм у него во многих стихах. Хотя они, конечно, очень сильные.

Волохипов потёр лоб собранными в пучок пальцами.

– Но… да… хохмочка была бы инфернальная.



________________
Продолжение тут

http://proza.ru/2011/02/26/184


Рецензии
Геннадий, технология выборов читается "инструкцией по применению". Народ прибывает. Пьеры, максы, димы, гриши, сережи (и/или их дубликаты с фамилиями, запуталась в рачках и хиппах, пардон) на фоне возласов из зала сливаются в одно озабоченное лицо. Особо страдает единственный носитель Знания о Чужинце - Виктор. Трагичность центрального замысла задвинута на задний план главной заботой: чего там со слушаниями? Вдруг всех издадут, юношу в гимнастёрке и Айчиру - точно издадут, меня не издадут, хорошо, что тебя и его не издадут, и тех - в соотношении 36:100...... - тоже не издадут. Но как исправить ход истории, чтобы меня издали?

Интересна реакция на известие о гибели... ой, он ведь у них навроде кумира?... так реагируют на чью-то гибель в американских фильмах: shuck. И бледный намёк на хохму: про Польшу все помнят? Жизнь продолжается. Какой-то бомжеватый фантом из далёкого будущего. Геннадий, не хочу ворчать, но буду. Живые, молодые, азартные, подвижные в этой серии превратились в бумажных фантомов.
И Катя, в естественном желании посетить туалет, выглядит самой живой. Читаю дальше, с Вашего позволения. В следующей серии явно веселей.

Рита Грекова   06.04.2011 20:05     Заявить о нарушении
Вот за что люблю читать ваши отзывы, Тая, – интересно! Интересно их читать! Они абсолютно непредсказуемы! И искреность их не в том, что вы сказали: - «тут, извените, немного запутано», или – «а там, прошу прощения, но – всё как-то вяловато». Искренность в самой подаче – ну вот видно, что человек пишет мне ТО, что ощутил!
А это своего рода зеркало, потому что я не только сечас, но, пожалуй, и через месяц буду НЕ готов совершенствовать эту весч (а хочу!))). Надо достичь временнОй дистанции, чтоб свежим вз****ом взглянуть на сери сии.

Вот поэтому мне интересно зеркало. Ибо когда я зделал дело полностью – как мои поэмы, – там я сам знаю, что можно хулить, что хвалить, и почему, а главное – вижу, что всё уже готово, дальше движение невозможно.

А вот с такими вещами как «Конец Прозы» или «Поэт Настоящий. Обыкновенный» у меня нет уверенности ни вчём, ибо – чистый эксперимент.

Посему коплю рецензии, такие как ваша, с особенной бережностью.

«Поэт Настоящий. Обыкновенный» - это НАРОЧИТО ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ текст, нечто среднее между теле(кино)сценарием и литературой.

Напоследок хочу спросить вас, ведь вы человек с воображением, и незаурядным.

Скажите, а если бы такое количество тех же персонажей появлялось в той же последовательности на экране?.. тоже путалось бы?

Я это говорю вот к чему. Написал я пару глав первых – и застрял. Тупо не знал, что дальше с этим балаганом делать, а паче – с убиенным кумиром и его папкою…

И вот, прошло где-то, может, неделя-две. Я сел перечитывать – и утонул в персонажах, точно также как вы, великолепнейшая Тая, и многия мои благородные друзья… То есь, я понимаю, очём речь.

Это пожже я привык к героям, и перестал обращать внимание, замечать, что их много.

Вот пытаюсь думать: - это же «киноповесть». Да и как рассказать о тусовке в 100 человек?!! (На меньшее – не согласен))

Геннадий Петров   07.04.2011 01:20   Заявить о нарушении
Отвечаю на вопрос "напоследок". Нет, на экране не путалось бы: вот передний план, вот - второй, а вон - массовка. Но ведь у Вас на бумаге... х-м... в литературном тексте... Геннадий, ну поймите мою кинематографическую отсталость. Ещё не найден режиссёр, а Вас УЖЕ читают! Ни в коем случае не хотелось бы давать советов, но Вы сами дали понять: вещь будет переработана с оглядкой на все "зеркала".

Просто детей первого плана неплохо бы "прорисовать", каждого (ничего что я их - "детьми"? Но они и впрямь молоды). Какие у Вас выпуклые второстепенные: Нахим, Патриарх, Меценат, Неля, Айчира, даже малец с офигенским афганским циклом! Восторг, до чего хороши, на стуле не усидеть! Дальше по ходу вообще - выход раненой птицы, так и вижу её, вся в десятерном восторге, и сползаю под стул ... (Макс, ёклмн, в какой стороне сортир? "Я больше не в силах терпеть")))))))
Вот уж в ком не запутаешься: кто есть кто, хоть их собралось до фига во дворце культуры Пекарей (в двух словах - а поди ж ты - всамделишный объект культуры, словно лично присутствую, о! да в перерыве подразумевается буфет!)
Отвлеклась. Уважаю любой соцреализм.
Так что Главные? "потёр костяшками пальцев уголок глаза. Пожал плечиком" или "Словно прочитав его мысли, Дима вдруг перегнулся через недоумённого Пьера, схватил Максимову руку обеими ладошками и жарко зашептал". Действий много, но чисто механических.

Да, понимаю, размах замысла. На меньше чем 100 и я не согласна, Геннадий. Но в кино главные сделают любую массовку, а не наоборот. Оживите детей, Геннадий. Пока что они у Вас имяреки.

Это был честный ответ на вопрос, Геннадий, хоть Вы и признались, что "я не только сечас, но, пожалуй, и через месяц буду НЕ готов совершенствовать эту весч". Но потом оговорились: (а хочу!))).

Рита Грекова   07.04.2011 19:07   Заявить о нарушении
Вы меня вдохновляете на дальнейшую работу, Тая!

Закончу уж как начал, а через какое-то время, когда новые творения сотрут первые мои впечатления при работе над "Поэтом..." и "Концом Прозы" - вернусь к ним - переделывать.

Пока я как слепой. Мне говорят одно (я верю, потому что мои друзья, и вы тоже, - талантливые читатели и сами же авторы), но когда я сам перечитываю - вижу совсем другое. Т.е. не вижу того, очём мне говорят. Мне кажется, что там всё в порядке, и даже всё блестяще )))

В который раз благодарю вас за прямоту, Тая.

Геннадий Петров   08.04.2011 14:45   Заявить о нарушении
Ну, тогда, Шахерезада прекращает дозволенные речи, до окончания.

Рита Грекова   08.04.2011 15:22   Заявить о нарушении
Вы меня неправильно подняли )))

Я уже многим сказал и вам говорю: - мне НУЖНЫ такие текущие замечания, просто применить их я пока неготов. Мои глаза слишком "близко к тексту" - не могу его охватить, для этого нужна дистанция, которая появляется (знаю по опыту) только когда ты уже написал что-то другое, уже начал и закончил какойто совсем другой проект.

Так что, о, медоречивая Шахерезада, буду рад критике, любому замечанию, они обезательно мне пригодятся.

Геннадий Петров   08.04.2011 15:31   Заявить о нарушении
Ха-ха, Геннадий, опечатка смешная: "Вы меня неправильно подняли )))" И вы меня! Нашли критика!

Рита Грекова   08.04.2011 15:52   Заявить о нарушении
Мы с вами оба такие забавные ))))

Геннадий Петров   08.04.2011 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.