Яркость преживания тревоги
Исследователями показано, что состояние тревоги может варьироваться по интенсивности и изменяться во времени как уровня стресса, которому подвергался человек. Ф.Б.Березин, анализируя "яркость" переживания тревоги, выделил шесть уровней, объединив их названием "явления тревожного ряда".
Тревоге наименьшей интенсивности соответствует ощущение внутреннего напряжения, выражающееся в переживаниях напряженности, дискомфорта и имеет адаптивное значение.
На втором уровне наблюдаются гиперестезические реакции, благодаря которым ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску (на этом основана раздражительность,которая, по сути, представляет собой недифференцированное реагирование).
Третий уровень - собственно тревога - проявляется в переживании неопределённой тревоги, чувства неясной опасности, которое может перерасти в страх (четвертый уровень) - состояние возникающее при перерастания тревоги и проявляющееся в опредмечивании неопределенной опасности. При этом объекты, идентифицированные как "пугающие", не обязательно отражают реальную причину тревоги.
Пятый уровень тревоги назван ощущением неотвратимости надвигающей катастрофы. Оно возникает в результате нарастания тревоги и переживания невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, что связано не с сожалением страха, а лишь с нарастанием тревоги.
Наиболее интенсивное проявление тревоги (шестой уровень) - тревожно-боязливое возбуждение - выражается в потребности в двигательной разрядке, поиске помощи, что максимально дезорганизует поведение человека (Березин Ф.Б.,1988)
У школьников иногда наблюдается невротическая тревога - тревога, формирующаяся на основе внутри личностных противоречиях (например,из-за завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и т.д.).
"Свободно витающая", разлитая тревожность рассматривается в настоящее время как один из основных параметров индивидуальных и личностных различий, как психодинамическое свойство темперамента. Трактовка тревожности как личностного свойства основана на идеях К.Хорни, Г.Салливана и др., согласно которым личностная тревожность является следствием фрустрации межличностной надёжности со стороны ближайшего окружения (А.М.Прихожан, 1998). А.М.Прихожан описала два типа тревожности:
* беспредметную тревожность,когда человек не может соотнести возникшие у него переживания с конкретными объектами (врожденная тревожность);
* тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения ( сформированную тревожность в течении жизни).
А.М.Прихожан выделила варианты переживания и преодоления тревожности.
* открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги;
* скрытая тревожность - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, либо косвенно проявляющаяся через теребление волос, расхаживании из стороны в сторону, постукивание пальцем по столу и т.д.
Тревожность часто маскируется под поведенческие проявления других проблем, таких как агрессивность, зависимость и склонность к подчинению, лживость, лень как результат "выученной беспомощности", ложная гиперактивность, уход в болезнь и т.д. (А.М. Прихожан, 2001)
В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность - как свойство, детерминированное генетически, онтогенитически или ситуативно.
[А.В. Микляева, П.В. Румянцева. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь. 2007с.16].
В своей книге Хекхаузен Х."Мотивация и деятельность" замечает:"...неоднократно подтверждалось предположение о превосходстве тревожных людей при выполнении легких заданий и не тревожных — при выполнении трудных.
Высокотревожные испытуемые чувствительнее реагируют на сообщение о неудаче или о сокращении времени, которое дается на выполнение задания.
Если развести степень трудности выполняемого задания и переживание успеха—неудачи, давая после объективно трудных заданий обратную связь о постоянных успехах либо постоянных неудачах, то боящиеся неудачи испытуемые будут быстрее обучаться решению трудных заданий после сообщений об успехах, чем после сообщений о неудачах. В первом случае они обучаются даже быстрее, чем ориентированные на успех испытуемые; во втором случае, напротив, медленнее. Таким образом, решающая роль принадлежит не фактической сложности задания (иерархии навыков в понятиях теории научения), а актуальному состоянию тревожности.
Очевидно, временной пресс и недостаток возможности действовать самостоятельно и исправлять свои ошибки мешали школьникам, склонным к переживаниям неуверенности в себе, прилагать усилия, чтобы избегать ошибок и устранять непонимание или делать короткие передышки между периодами напряженного стремления к достижению цели. При ближайшем рассмотрении выясняется, что обе гипотезы — гипотеза когнитивных помех и гипотеза реакции на неспособность — не исключают друг друга. Скорее, они взаимно дополняют друг друга, особенно если помехи имели место уже в процессе обучения, т. е. задолго до экзамена. Это предполагает определенный цикл взаимодействия. Неэффективные стратегии учения приводят к тому, что учебный материал представляется более трудным, чем он есть на самом деле или должен быть, а это ведет к нарастанию страха неуспеха. Как только этот страх достигает некоторого критического показателя, начинают доминировать переживания неуверенности в себе, нарушающие когнитивные процессы в ходе учения и особенно во время экзамена. По крайней мере, это происходит в том случае, когда уровень трудности задания требует задействования в его выполнении всей или почти всей оперативной памяти. Затем недостаточная эффективность переживается как неуспех, интерпретируется как недостаток способностей и ведет к переживаниям неуверенности в себе, которые, в свою очередь, приводят к дальнейшему ухудшению результатов.
То, в какой мере та или иная гипотеза уместна при объяснении данного конкретного случая, во многом зависит от субъективной трудности задания и от того, насколько она совпадает с его объективной трудностью (для данного индивида). Если тревожные испытуемые считают экзамен легким и таким он впоследствии и оказывается, нет оснований ожидать какой бы то ни было негативной корреляции между высокой тревожностью и достигнутыми результатами. (В действительности же результаты говорят о наличии позитивной корреляции.)[X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003].
Советы родителям тревожного ребенка
Материал Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!"). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: "Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно".
Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.
Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога - ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.
Как помочь тревожному ребенку
Как и при работе над другими детскими проблемами, которые возникли не вчера и не вдруг, приготовьтесь к терпеливой систематической работе. Вести ее надо в трех направлениях...
1. Повышение самооценки ребенка
Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие).
2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением
Обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство у ребенка.
3. Обучение ребенка расслаблению
Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
Для реализации этих конкретных задач вы можете воспользоваться играми. При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.
Как играть с тревожными детьми
Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример.
Как играть с тревожными детьми
Для коррекции детской тревожности вы можете воспользоваться играми. При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.
Свидетельство о публикации №211022402078
Аша Бенн 08.03.2011 21:13 Заявить о нарушении