***

Наступила весна. Все желающие подышать запахами проснувшегося от зимней спячки города, покинули свои квартиры и квартирки, дома и домики и заняли свои места: кто-то сидел на скамье в парке, кто-то шёл по аллее, кто-то наслаждался кофе за уютным столиком летнего кафе. Казалось, что время остановилось на этой самой минуте, когда все в принципе всем довольны.
Я, каждый день проезжая на автобусе из школы домой, видел в окно, как на одной из остановок сидит девушка с книгой в руках. Это в наш-то век кто-то читает книги. Эта особа явно заслуживала моего внимания. Я, конечно, не знаток классической литературы и длинных философских размышлений великих людей. Но кое-что люблю, знаю и понимаю. А вот с классикой у меня такие отношения лишь по одной причине: школа отбивает всяческую любовь к прекрасному.
Не знаю, что двигало мною в тот день, но я сошёл на той остановке, не зная, зачем я это сделал и тем более, что буду делать дальше. Девушка, как и в предыдущие дни, сидела на некрашеной скамье, исписанной бранными словами, и читала неизменную книгу.
Сначала, составляя в голове примерный план действий и возможные реакции незнакомки, сделал вид, что изучаю расписание автобусов. Потом, поняв, что уже довольно долго стою перед этим несчастным расписанием, я сел на скамью примерно в метре от девушки.
-Удивительно, что кто-то сегодня читает настоящие книги, -наконец-то я решился заговорить с незнакомкой.
-Отчасти Вы правы, - ответила она, как мне показалось, нарочито вежливо. – Но не без гордости могу сказать, что среди моего окружения мало таких людей, которые не любят читать.
Словосочетание «моего окружения» чем-то меня зацепило. Казалось, будто она из другого мира, и это её самое «окружение» какое-то инопланетное, поголовно грамотное и читающее.
-Жаль,  что моё окружение далеко от Вашего, - вздохнул я, пытаясь держать беседу на то светский манер, который задала девушка.
-Как Ваше имя? – этого вопроса я точно не ожидал и не знал, как на него ответить. То есть,  конечно, знал. Я ещё не совсем из ума выжил, чтобы забыть своё имя, но вопрос был более ожидаем всё-таки с моей стороны, чем с её.
-Ян, -ответил я, спустя несколько секунд. –а Ваше? – не зря я сошёл на этой остановке. Девушка заинтриговала меня всеми этими «выканьями» и манерами.
-А для Вас я буду Сладкой Слезой, - последним заявлением она вызвала у меня конкретный ступор.
-А почему Слезой? – воззрился я на неё с неподдельным удивлением. – Разве у Вас нет простого имени?
-Наверное, есть, - задумчиво сказала она. – Но оно не стоит внимания, поверьте. А вот и мой автобус, - девушка поднялась, и я даже не успел ничего понять, как её и след простыл.
На скамье осталась толстая книга в серой обложке. Будучи особой весьма любознательной, я не мог не схватить её в руки и не начать рассматривать в ожидании своего автобуса.
На титульном листе я надеялся обнаружить какие-то координаты или хотя бы имя незнакомки. Если не ошибаюсь, то в Англии было распространено нечто навроде игры, когда один человек, оставляя в людном месте книгу, писал внутри записку, где просил что-то сделать или передать её кому-то другому. Сплошная романтика.
Я сам не заметил, как начал читать книгу. Это было не художественное произведение и не учебное пособие. То есть, это было пособие, но в учебных заведениях такой дисциплины точно нет, это я мог сказать с уверенностью. Я бы назвал книгу пособием по демонологии. Из этических соображений я опущу в своём повествовании её название. Представляете, что будет, если десять ( и то это немало ) мнительных любопытных детишек начнут это читать? Хорошо, если дело ещё ограничится одним только чтением, а если нет? А те, кому подобное чтиво вреда не нанесёт, и без моего вмешательства разберутся, что и к чему, и что я сейчас держу в руках.
 
Ах школа, школа. И сколько учеником твоих мечтали тебя сжечь? Признаю, я не был исключением. Едва успевал прозвенеть звонок, как я хватал свои вещи и бросался прочь, на ходу прощаясь с друзьями.
Я прочитал серую книгу и мечтал скорее поговорить с её обладательницей, но целых три дня я не видел девушку. Может. Она уезжала раньше, а может и вовсе никуда не собиралась.
Но сегодня мне повезло. Я вышел на её остановке, будто здесь мне и надо было выходить. Я постоял, пока не отъехал автобус, и присел рядом со Сладкой Слезой. Вот уж не думал, что взрослый человек станет так себя называть. Что ж. увлекаясь оценками чужих жизней мы частенько упускаем свои собственные странности и недостатки.
-Ты читал мою книгу? – спросила она, но вопрос прозвучал довольно утвердительно. В руках она держала точно такую же книгу и сидела в той же позе, что и всегда. Внешне Слеза оставалась такой же, но что, исходящее от неё, создавало впечатление резкой перемены.
-Да, я хотел отдать её тебе, -в подтверждение своих слов я раскрыл сумку, она должна быть где-то здесь. Математика, экономика, литература.. Все учебники на месте, но серой книги не было.
-Я в самом деле утром положил её в сумку и больше не доставал, -мне было стыдно. Я взял чужую книгу и теперь не могу отдать. Я вытащил все учебники, положил на скамью, достал тетради и перевернул сумку. Однако книги там от этих действий не появилось.
Девушка молчала, и я поднял голову, ожидая увидеть немой укор в её глазах. На остановке стояли две девчонки и пожилой мужчина и с интересом наблюдали, как я вытряхиваю сумку и разговариваю, как вышло, сам с собой. Сладкая Слеза исчезла, а на её месте осталась лишь новая серая книга.
-Вы видели? – обратился я к мужчине. – Видели здесь девушку? Только что здесь была девушка.
-Ушла? – сочувствующе спросил он. Я не так понял вопрос и кивнул. – Не переживай. Жизнь долгая, всё образуется.
Я вспыхнул, чувствуя, как стремительно краснею, быстро скидал тетрадки и учебники в сумку и вскочил в автобус. Она даже не поговорила со мной, исчезла стремительно, оставив лишь воспоминания. Я даже усомнился, а видел ли я её сегодня.
 
Маленькая Кетти дразнила соседского пса. Делала она это очень просто: гладила добродушную собаку по голове, а потом выкрикивала что-то нечленораздельное, пугая разомлевшую от удовольствия собаку.
Всё имеет свойство заканчиваться и где-то на пятой попытке Кетти доказать свою детскую и глупую двуличность, это самое свойство сработало относительно добродушия собаки.
Пёс вздрогнул и в следующую секунду лизнул девчонке руку и следом смело и с удовольствием вонзил зубы в её ладошку. Он был стар и умён. Увидев, как в глазах девочки потухает гневная злоба, уступая место боли и страху, спешно убрался в свою конуру, где чувствовал себя защищённым от мира, а мир, в таком случае, защищённым от него.
Кетти побежала домой, плача от боли и уже от стыда. Она понимала, что поступила подло с живым существом, у которого есть такие же чувства, как и у неё, а существо ответило подлостью.
Ей всё-таки пришлось рассказать маме, пока она обрабатывала укус, почему пёс ухватил её. После порции сожаления Кетти получила так же и порцию нравоучений. Что ж, вполне заслуженно .
Эту весьма некрасивую историю рассказывала мне сестра – мама Кетти. С большим сожалением я слушал её и позже слушал личные жалобы малышки о том, ч то у неё болит ручка.
Хрустальные слёзки катились по кукольному личику, и я вспомнил собственную потерянность, когда от тоски и моральной усталости я заговорил с незнакомкой.
 
Вчера в полдевятого, когда я сидел по уши зарывшись в книги, мне позвонил одноклассник и друг. По голосу было понятно, что он очень взволнован и хочет как можно скорее выговориться.
-Ян, мне нужна помощь. Я не знаю, что делать. Я не могу, не могу.. – частил он, всхлипывая. Да, да, он действительно плакал, и это сразу насторожило.
-Что случилось? Расскажи по порядку, чем смогу, помогу, - я искренне надеялся хоть немного успокоиться этими словами.
-Я поругался с девушкой, - что ж, это точно не располагает к слезам. Не то, что я услышал дальше.. – Она ударила меня, а я умудрился толкнуть её так, что.. об угол стола.. она потеряла сознание, а я.. не могу, не знаю, не могу, помоги..
-Глупый, не рассчитав силы физической, ты, возможно, навсегда лишишь её силы моральной. Зря ты вообще руку на неё поднял, - выговаривал я другу, помогая привести девушку в чувство и успокоить её.
-Она первая ударила, - парировал он. Что ж, весьма меткое замечание, особенно, если учитывать разницу в силе, возрасте и то, что она, в конце концов, девушка!
Когда она пришла в себя, я самолично проводил её домой. Я не мог доверить это такому человеку, каким был на самом деле мой друг.
Перед сном он снова звонил мне. Звонил и плакал, слабак. Он перестал мне нравиться , когда сказал, что ударил девушку, а уж. Когда рыдал в трубку, прося никому не говорить, и вовсе потерял моё уважение.
 
Звонок  с последнего  урока  обрадовал  меня чрезвычайно. Я убежал первым, как бывало  обычно, но на крыльце остановился  как вкопанный.
Сладкая Слеза с серой книгой восседала на перилах и читала. Увидев меня. Она улыбнулась и подозвала к себе.
-Ты видел, как из сладкой я становлюсь горькой, надоедливой или отчаянной, правда? – я только кивнул. – Это не только со мной. В мире много иных явлений: Восторг, Смелость, Ненависть, Удача.. Все они время от времени принимают разные формы, украшая или уродуя мир. Не замечал, правда? – я покачал головой. –Одним словом невозможно описать чувства. Эту истину не признают только слепцы. Не будь одним из них. Если ты снимешь очки и станешь хоть изредка приглядываться к тем мелочам, которые составляют мир, мир ты начнёшь видеть. Именно видеть, видеть весь, а не принимать на автопилоте те малые частички, что касаются тебя.
От переполняющих меня чувств я взял её за руку.
-Мы все разные. Мы все особенные. Плохое бывает хорошим, а благо порой является злом, будь внимателен, - она растаяла, как призрачная дымка, а в моих руках осталась серая книга.
Продолжая обдумывать услышанное, я раскрыл книгу. Никакое это не пособие по демонологии. То есть, конечно, пособие, но для меня это возможность раскрыть для себя демонов, живущих в душах окружающих людей. Я обязательно стану внимательным, я хочу, чтобы ко мне были так же внимательны.
Я шёл по улице, украдкой рассматривая прохожих. Меня потрясла та гамма чувств, которую я увидел сегодня. Если каждое чувство обозначить словом и записать все эти слова в столбик.. Наверное, обоев в моей комнате должно хватить для этого..


Рецензии