Волки и овцы в Сочи

В рамках программы Международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Зимнем театре показали знаменитую постановку театра «Мастерская Петра Фоменко»
Три с половиной часа с антрактом на одном дыхании – удивительно. Спектакль «Волки и овцы» - один из старейших в репертуаре театра. Он был сочинен Петром Фоменко в 1992 году со своими учениками – студентами третьего курса РАТИ (будущими актерами театра «Мастерская Петра Фоменко») по мотивам пьесы А.Н Островского . Первым «ростком» будущей постановки был самостоятельный отрывок студентки режиссерской группы курса Ма Чжен Хун (Китай). Петр Фоменко продолжил и развил ее работу, выткав по канве хрестоматийной пьесы легкий и изящный сценический рисунок.
Этот спектакль, очень бережный по отношению к классику, открывает в произведении новые грани. Есть и переливы света, и легкая грусть, и поэзия ушедшего мира русской усадьбы, и, конечно, юмор. Собственно сюжет пьесы – афера с векселями – подается остро, подчас гротескно. Современные ассоциации, однако, не подчеркиваются режиссером, они приходят сами собой.
Премьера спектакля состоялась в мае 1992 года. С тех пор постановка принимала участие во многих российских и международных театральных фестивалях и даже была показана в Пекине в 2006 году в рамках культурной программы, приуроченной к празднованию Года России в Китае. В 1993 году на международном театральном фестивале «Контакт-92» в польше спектакль получил гран-при. Спектакль много гастролировал:  по городам России, в Австрии, Украине, Латвии, Литве, Франции, Японии.   
Как словами передать неуловимую легкость и общую атмосферу талантливого действа? Вечно актуальные темы: деньги, выгодное замужество, ханжество, ложь, справедливость, реализм, романтика, свобода. И довольно запутанный сюжет только помогает общей картине характеров и судеб раскрыться во всей красе (отрицательное в жизни тоже бывает красивым, хоть и не всегда). 
Действие построено по принципу контраста: тот, кто кажется полным добродетелей, - на самом деле – коварный плут. А тот, кто должен быть расчетливым потребителем оказывается обладателем доброй души и безграничной доверчивости. Все хотят быть счастливыми, и каждый выбирает свой путь: волки прикидываются овцами, овцы ищут способы не быть съеденными.
И во главе угла – деньги. Точнее, - показательная история с поддельными векселями. Действие пьесы происходит в губернском городе – в доме помещицы мурзавецкой и в усадьбе богатой молодой вдовы Купавиной. А сюжет такой: некая помещица Меропия Мурзавецкая живет тем, что вымогает деньги разными нечестными способами у своих «друзей», она с виду – кроткая и набожная, моралистка и человек слова. На деле же эта дама оказывается «крестной матерью», которая ничего не боится: ни подделывать документы, ни шантажировать своих знакомых. Давя на совесть, она умудряется подчинить своей воле более слабых и зависимых. А те, кто «раскусил» ее лукавство, стараются держаться от нее подальше. Она подделывает бумаги и требует у богатой соседки долг, будто невыплаченный ее покойным супругом. Та в замешательстве ищет помощи и уже готова заплптить за свое спокойствие. И вдруг приезжает ее тайный возлюбленный и бывший сосед Василий Беркутов и ставит Мурзавецкую на место. Но вот чудо-то: они с Меропой Давыдовной понимают друг друга с полуслова. И его столичный напор сбивает с толку коварную старую деву. Роль Мурзавецкой прекрасно исполняет Мадлен Джабраилова. Ее героиня получается коварной и сильной, тонко разбирающейся в человеческих душах.
Евлампия Купавина, богатая красавица-вдова, - противоположность Мурзавецкой. Она добрая и открытая, слишком наивная и порывистая. Она истинная женщина – капризная, доверчивая, импульсивная, мечтающая о вечной любви. Когда-то хищная соседка сосватала ее богатому старику. А после его смерти постаралась запустить руку в ее набитый ассигнациями карман. Купавину играет Полина Кутепова. Купавина с удовольствием отдает свою судьбу в руки расчетливого Беркутова (Карэн Бадалов). Она не знает, что совсем скоро по их землям пройдет железная дорога, и они станут сказочно богаты. А ее новоиспеченный супруг все заранее рассчитал и прикинул.
Незабываемы отношения почетного мирового судьи Михаила Лыняева (Алексей Колубков) и бедной девицы, родственницы Мурзавецкой Глафиры Алексеевны (Галина Тюнина). Вот это называется – лёд и пламень. И пламень – это девушка, а лёд, соответственно, - заядлый добряк-холостяк Лыняев.  Она мечтает выйти замуж за богатого и тем самым обеспечить свое будущее. За пару встреч умудряется влюбить в себя Лыняева, и с удовольствием вступает в роль законной супруги. Он же счастлив любить и подчиняться. Их диалоги, взгляды, движения – настоящая энциклопедия взаимоотношений мужчин и женщин.
До последнего кажется, что произойдет что-то трагическое, грозное. Но все заканчивается на удивление хорошо, комедия, все-таки: девицы выходят замуж и уезжают из захолустья. А коварная Мурзавецкая… кто знает, что бог начертал в книге ее судьбы.
Удивила в спектакле сценография: никаких тебе смен декораций, переноса мебели и прочего. Мы видим типичную дворянскую залу – с часами, диванами, столиком. Оба акта происходят в одном и том же помещении. Разнообразие вносят садовый гамак и занавешенная беседка. И от этого спектакль только выигрывает: все внимание зрителей обращено на актеров. Отдельно отмечу прекрасные костюмы. Одежда персонажей дорисовывает их характеры красноречивее слов. Мурзавецкая ходит в чем-то темном (скрывающие тело шали, чепец). Купавина щеголяет в очень дорогих новомодных нарядах (шляпки с перьями, кружевные юбки, лайковые перчатки). Разбогатевшая после обручения Глафира демонстрирует верх вкуса и любви к роскоши, которые ей пришлось однажды спрятать в долгий ящик после разорения мужа ее сестры (у которых она жила в Санкт-Петербурге). Беркутов знает, как впечатлить провинциальных собеседников - одевается дорого, держится пренебрежительно и высокомерно.
Удивительно было осознавать, что режиссер этого спектакля – китаянка: так тонко переданы нравы русского дворянства. «Волки и овцы» - очень светлый и умный спектакль, в нем чувствуется особый дух произведений Островского, Тургенева, Чехова.
После спектакля зрители наградили актеров долгими аплодисментами.
- Даже не верится, что прошло более трех часов, - замечает сочинский декоратор Григорий Константинов. – Вначале мне показалось, что будет скучно, но я ошибся: спектакль очень яркий, актерская игра выше всяких похвал.


Рецензии