Драма жонглёра альберт петровский

С Аликом я познакомился в 1968-м году,  в Ленинградском цирке,  после просмотра юбилейной программы “Юности парад!”  в  которой он участвовал  вместе с сестрой  Аллой.   Высокий, статный, представительный - настоящий денди! И к тому же,  потомственный артист  -  Мастер своего дела – великолепный  оригинальный  жонглёр. 
Виртуозно жонглировал пятью булавами,  бросал восемь колец и  при этом  ещё  ритмично отбивал  на лбу  мяч! Но в  чём же  заключалась оригинальность номера? А в том,  что  по ходу действа, он  закручивал до 12 больших тарелок на тонких гибких  тростях,  вставленных  в один ряд на длинном пьедестале!  Затем, пока тарелки крутились, катастрофически теряя скорость вращения, и готовые в любую секунду упасть, он,  под  громоглассные стенания  разгорячённых  зрителей, успевал исполнить  трюк с 10-ю кольцами – коронный по тем временам! Успех был ошеломляющим!   Как бы  сказал нынешний юморист, в прошлом акробат, Маменко - публика  просто  неивствовала!
Работал  Алик,  по – Киссовски – всегда  чисто, безукоризненно, играючи!  Но, тогда…
Накануне выходного в цирке,  после представления мы, с Аликом, сидели в закулисном кафе и как два ярых фаната дискутировали за бутылкой "Дербента"  о  самом "неблагодарном" цирковом жанре...
- Ну завалил я сегодня  больше, чем, допустим,  вчера... И завтра - та же петрушка, как пить дать,  и что?! Думаешь - сырой, бездарный...
И я, слегка захмелевший, в ответ промычал вроде того,  что - не стоит расстраиваться, мол,   раз на раз не приходится и что, если плохому танцору мешает что-то, то хорошему  жонглёру мешает всё!... И главное - мандраж!   
Алик  хотел  было возразить, но в кафе появился инспектор манежа Роман  Балановский 
и  стрельнув  острым взглядом по нашей трапезе, зметил с укоризной:   
- Алик, смотри не увлекайся, этак,  сорвёшься на раз...  Надо действовать, назло  всем  напастям! Действовать  и надеяться, верить в удачу - и по-отечески  похлопал Мастера по плечу -  только  не падай духом! Всё  образуется!
Я  же оставался в полном неведении. Что значит - "действовать"...  "Всё образуется?!"... Так что же, всё-таки, случилось?!    
И тут  я  узнал, что  буквально на  днях, Алик перенёс тяжёлое психологическое потрясение - умер отец, Георгий (Жорж) Петровский, в прошлом известный акробат и куплетист. Умер неожиданно, в  66 лет - ещё бы жить да  жить...  Алик, также   как и маму, безумно любил отца - своего лучшего воспитателя и наставника,  который сделал из него  настоящего  разностороннего артиста,  преобразил  духовно, привив ему,  традиционное  в среде цирковых, товарищеское   "чувство локтя", что ныне большой дефицит!
И столь невосполнимая потеря  и плюс, каждодневные, многочасовые  репетиции пагубно отразились на  психологическом   здоровье Алика, ударив по самому больному месту жонглёра - по рукам,  что  на нервной почве повисли как плети. И хотя, правая вскоре отошла, но левая напрочь онемела, ладонь не сжималась в кулак...   В общем , не чувствовал руку, будто её и небыло!
В глазах Алика застыл панический ужас - неужели конец?! Он, рождённый "в опилках", цирковой до мозга костей, не мог  даже  на минуту  представить  себе дальнейшую жизнь без булав, колец, тарелок... - магических предметов, которые заполняли его необъятный  внутренний и внешний мир!  Мир, яркий и фантастический - блистающий Мир, под названием Цирк!
Но врачи были непреклонны -  если не хотите навсегда распрощаться с любимым искусством, на время  переключитесь на что-нибудь иное... Дайте рукам полный покой! А там - время покажет...
Но,  Алик не стал дожидаться  неопределённого момента,  когда   "время покажет" - он всегда был во времени, шёл в ногу со временем и отставать ни на шаг  не собирался! Пока левая  рука  бездействовала он  тренировал правую, но как только левая стала  едва сжиматься в кулак, Алик, мучительно превознемогая  адскую боль, принялся тренировать и левую. Мало того, уже спустя неделю,  уговорил инспектора манежа  поставить его в программу!
Да, поначалу будет тяжело -  всё будет  валиться из рук,  и как  истинный  артист, он будет стараться обыгрывать завалы. Но лучше пусть так, чем полное бездействие, ещё более невыносимо мучительное, когда впору, горько запив, скатиться под забор судьбы! И  такие примеры знавала история цирка!
А   после работы  он  шёл в свою гримёрную - весь, как выжатый лимон, до предела взмокший, будто  лётчик-испытатель,  только что преодолевший  звуковой барьер, и  в изнеможении  рухнув  на стул, и болезненно морщась, принимался  массировать ноющую,  почти онемевшую руку... И обыгровками  был недоволен - натянутые,  неестественные... Одним словом - не от души! В такие моменты  было одно желание - всё послать к чертям собачим и безпробудно  забыться в иллюзорном синем дурмане! Но,  именно в самый  драматический для жонглёра момент приходили на помощь его  друзья - артисты: Маковский, Ротман, Гончаров, Шабанов, Андронов, Глозман, Тамарин, Лозовик, Тарбеева, Алиханов, Калугин, Баранок, Кудрявцева,   Денисов... И гримёрка наполнялась весёлыми  анекдотами,  шутками, смехом и ароматом, дефицитного  в то время,  индийского  чая!
И боль отступила, навсегда! Алик сумел, силой-волей и верой, победить себя! Ему было присвоено звание Заслуженного артиста... Но это было спустя месяцы. А пока...

- Оригинальный жонглёр Альберт Петровский !!! - раскатисто громко объявляет  шпрех - ведущий программы И  под всплеск  приветственных аплодисментов   из-за форганга,   лёгкой, пружинящей походкой выходит на манеж  широко улыбающийся,  обаятельный Артист...  Ведь  зритель, пришедший на Волшебный Праздник Жизни, не должен знать о твоих чёрных кошках скребущихся в  душе и только близкие  знали, какого неимоверного  внутреннего напряжения стоила артисту эта воздушная лёгкость!
И конечно же, мама - ассистентка.  Она стояла в форганге и каждый  раз, провожая  сына на манеж, своим  любящим нежным  взглядом словно говорила:
- Не волнуйся, Алик, всё будет


Рецензии