На лезвии с террористами

Хочу друзья Вам посоветовать прочитать книгу Герасимова А.В. "На лезвии с террористами"
о работе охранки в царской России, эта книга дополняет мои публикации на эту тему и вскрывает истинную картину  работы провокаторов, недобросовестных сотрудников охранки и внешние факторы повлиявшие на ситуацию в России...

Полная версия книги :  http://lib.rus.ec/b/231708/read#t1



Герасимов Александр Васильевич (1861-1944), руководитель политического сыска. Генерал-лейтенант. В Отдельном корпусе жандармов с 1889 г.; начальник Петербургского охранного отделения (1905—1909).

Умел задушевно подойти к человеку

В 1911 году в Саратов приехал для ознакомления с постановкой розыска бывший начальник охранного отделения в Петербурге, генерал-майор А.В. Герасимов. В это время он состоял генералом для поручений при министре внутренних дел. Мне предстояло познакомить его лично с наиболее крупной по своему значению секретной агентурой. Я распределил время для встреч его на конспиративных квартирах с секретными сотрудниками и вместе с ним обошел все квартиры и присутствовал при его беседах с ними. Надо отдать справедливость Герасимову — он умел просто и задушевно подойти к до того незнакомому ему человеку и в небольшой беседе понять сразу значение того или иного сотрудника в деле освещения местного революционного подполья. Переговорив с моими секретными сотрудниками и заявив мне, что агентурное освещение у меня поставлено блестяще, генерал заявил мне, что я состою первым кандидатом на должность начальника охранного отделения в Москве. Сообщение это, переданное мне конфиденциально, чрезвычайно порадовало меня.

Герасимов А.В. (1861–1944) – с 1889 г. в отдельном корпусе жандармов – служба адъютантом Самарского, затем, с 1891 г. – Харьковского ГЖУ; с 1894 г. помощник начальника Харьковского ЖУ; в 1905–1909 гг. начальник Петербургского охранного отделения. Благодаря сотрудничеству с провокатором Е. Азефом предупредил террористические акты против Николая II, вел. кн. Николая Николаевича, министра И.Г. Щегловитова, премьер-министра П.А. Столыпина. 25 октября 1909 г. снят с должности, произведен в генерал-майоры и назначен генералом для поручений при министре внутренних дел по должности шефа жандармов, получал отдельные ревизионные поручения. В начале 1914 г. вышел в отставку с производством в генерал-лейтенанты. Автор воспоминаний «На лезвии с террористами. (Записки начальника Петербургского охранного отделения, 1905–1917 гг.)».

Воспоминания объекта слежки

"Частое получение мною писем из-за границы обратило внимание Департамента полиции, и я стал замечать, что они перлюстрируются. Заметить было не особенно трудно.

Обыкновенно почта приходила два раза в день, всегда в определенные часы. Но с некоторого времени письма из-за границы почтальон стал приносить в другие часы дня, притом разные. Зная порядки Департамента полиции, я заподозрил, что письма ко мне вскрываются. Через сильное увеличительное стекло на конверте были ясно видны следы не совсем аккуратного вскрытия писем. Я сначала не обратил никакого внимания на мое открытие.

Через некоторое время ко мне в штаб явился капитан Герасимов. Он только что был назначен начальником охранного отделения Департамента полиции. Герасимов вступил со мной в беседу, говоря о самых незначительных вещах. Прощаясь, он сказал:

— Вы скоро будете удивлены, мы ведь очень многое знаем.

Загадочные слова Герасимова я тотчас понял, так же как и смысл его визита. Он и его сотрудники решили, что я шпион в пользу иностранной державы, и что они меня уже изловили. Дабы не поднимать скандала, он зашел меня предупредить, очевидно, чтобы я, как-нибудь сам ликвидировал это дело.

Тотчас же я пошел к своему генералу и попросил его самого съездить к начальнику Департамента полиции и разъяснить это недоразумение. Он сразу исполнил мою просьбу, отправившись в Департамент полиции.

Все оказалось так, как я и предполагал. Департамент полиции вскрывал не только письма ко мне из-за границы, но также и мои письма за границу. Герасимов и присные не могли по содержанию писем понять сущность моей деятельности. Они заподозрили меня в шпионстве, вместо того чтобы прямо обратиться к моему начальству. Конечно, слежка за мной была немедленно прекращена".



см. Генерал жандармерии А.В.Герасимов в эмиграции.
Портрет художника И.Виханского

дополнительно подумайте...


+


Рецензии