Польша как Таиланд. Вевьюрки, Сиренка и Василиск

 
Самое начало - вот тут: http://www.proza.ru/2011/02/25/2066


Варшава после четырех часов пути создает весьма унылое впечатление – тащишься и тащишься по пробкам скучных спальных районов, будто из Замкадья въехал в самое серое масковское подбрюшье.  Город кажется совершенно квадратным во всех смыслах, и непонятно, что тут можно делать после пышно разнообразного Кракова. А тут еще и Магдалена рассказывает, что от древней Варшавы не осталось почти ничего – немцы в войну отвязались на городе едва ли не сильнее, чем в любом другом месте Европы… Правда, тут же оговаривается, что свой Старый город варшавяне тщательно восстановили. Но на слух это энтузиазма не прибавляет – ну что я, результатов новодела не видел, что ли?   
А вот, оказывается, и не видел настоящего-то. Если не знать, что центр Варшавы восстановлен – сложно поверить, что этим зданиям не сотни лет. Возводили все заново по старым чертежам, по фото, использовали все доступные источники – и добились потрясающего эффекта. Впечатление от Варшавы в Старом городе меняется кардинально! Даже представить трудно, сколько труда и денег на это ушло, но зато столица вернула в центре свое лицо и поистине очаровательна. Вокруг Старого города застройка, конечно, уже не та, стеклобетонные хай-течные многоэтажки забивают красу оставшихся зданий, но и современность, в конце концов, тоже нужна. Вот, к примеру, отель «Меркури Фредерик Шопен», в который нас заселили, стоит в весьма симпатичном районе недалеко от вокзала. Все вокруг такое прямо нью-йоркское, а сам отель не в пример приятнее краковского «Выспянского», хоть по сути своей и высотка гламурная.  Ну, вообще-то линейка отелей «Меркури» везде фасон держит честно  -  и в Амстердаме у «меркуриев» жилось хорошо, и в Испании, вот и варшавский не подкачал. Сперва, правда, напрягло, что всех заселили на этаж для некурящих. Я еще согласен в ресторанах воздержаться от сигареты, но с 11 этажа собственного жилища бегать курить на улицу – это уж извините. Однако при обращении на рецепшен номер поменяли сразу же, любезно и без всяких оговорок. Номер, кстати, просторный, уютный, с современной мебелью и большой ванной. Завтрак, как оказалось на следующий день, вполне роскошный, обильный и с вожделенной яичницей в нескольких видах. В общем, жить в «Меркури Фредерик Шопен» вполне комфортно  -  рекомендую, если кто поедет в Варшаву.
Автобусно-пещеходную экскурсию по городу проводила местный гид, пожилая тетенька в молодежном жилете-пуховике. Ну… так себе экскурсия, если честно. В основном запомнились лишь указания на многочисленные посольства, которые мы проезжали: «а вот слева амбассада… ээээ… посольство Румынии. А здесь – Вьетнама. А здесь…»  На хрена мне, интересно, нужно знать, где в Варшаве здание посольства Вьетнама, не представляющее собой ничего примечательного? В парке Лазенки пробыли от силы минут десять; у памятника Шопену потыкали кнопки не желающих играть музыкальных скамеек, бесполезно огляделись вокруг в поисках знаменитых лазенских вевьюрок (это белки по-польски) и укатили к Старому городу. От Нового Свята до варшавского барбакана прошли пешком, зашли на минуту в собор Святого Яна, в костел Иезуитов, потом через самую короткую улицу Варшавы (60 метров) вышли на косогор посмотреть Вислу и здания Праги за ней. Да, в Варшаве тоже есть Прага – так называется заречье, восточная часть города. (Потому-то, видимо, многие интернетные трепачи, слышавшие краем уха про войну, путаются, говоря о страшных боях за Прагу. Бились как раз здесь, а взятие чешской Праги, где восстание горожан поддержали надеявшиеся на прощение власовцы, получилось намного проще.)  На косогоре, кстати, можно обозреть интересную композицию – жаль, что она никак не влазит в фоторакурс. Там стоит скульптура мощного мужика, готовящего кинуть камень, а в нескольких метрах от него стеклянный подъезд какого-то банка. Не знаю, специально ли так сошлось или у кого-то из банковских элементарно не хватило мозгов, но выглядит ржачно.
В Старом городе очень симпатичная маленькая Рыночная площадь, где в центре скульптура Сирены – символа Варшавы. Сиренка, насколько я понял, была при жизни русалкой, обитавшей в Висле, хорошо пела и даже каким-то образом защищала город. Потом пропала, потому что Висла стала грязной, а люди гнусными. А сейчас реку взялись экологически очищать и, говорят, Сиренка вернулась, и кое-кто уже слышал вновь ее пение. Ну, или зубровки было слишком много…
Еще под Варшавой ранее водилось свое собственное чудище – василиск. Тварюка была не столь мощной, как Смок Вавельский, зато взглядом убивала наповал, такой вот вредоносный гипнотизер от природы. Василиска, разумеется, тоже ухайдакали носители человеческого разума – попросту показали ему зеркало, он и не перенес своего вида. А сейчас на Рыночной площади в честь этого зверька есть кабак «У василиска». И василиск над входом висит, зловеще мигая красным лазерным глазом.
Да много чего можно посмотреть в Старом городе, еще больше можно интересного рассказать, однако все было как-то бегом, наскоряк и неконкретно. (Магдалена тактично молчала в сторонке, хотя при обращении к ней тихонько и обстоятельно рассказывала все нужное, чего от тетеньки было не добиться.)
  О чем тетенька-гид рассказала подробно, так это о Варшавском восстании и героической Армии Крайовой, это восстание поднявшей (при этом умудрилась провести нас мимо знаменитейшего памятника Маленькому Повстанцу и не показать его.) Бойцы Армии Крайовой в Польше считаются безусловными героями, а Варшавское восстание – непререкаемым актом мужества нации, так что не упомянуть это, конечно, нельзя; только мне и без тетеньки кое-что об этих событиях известно, так что рассказать пару слов тоже имею. Если отбросить всю героику и патетику, то стратегически Варшавское восстание в 1944 году было поднято для того, чтоб освободить город от фашистов до подхода советских войск – и, соответственно, показать Сталину дулю в претензиях на Польшу. Восстанавливать государственность хотели сами, под управлением правительства Сикорского, находившегося тогда в Лондоне. Собственно, ничего плохого в этой цели нет и для всегда стремившейся к независимости Польши она понятна;  только силы свои Армия Крайова очень переоценила, а когда дело дошло до катастрофы, лондонское правительство ничем не помогло, зато всю ответственность за поражение перевели на советскую армию, не ставшую штурмовать Варшаву в эти дни. Претензия, учитывая цели восстания, вообще-то выглядит странно: маршал Конев должен был положить не менее сотни тысяч своих солдат, чтоб выручить и привести к власти враждебно настроенную Армию Крайову?
В общем, как бы там ни было, в результате вместе с 16 тысячами героев, поднявших восстание, погибли 200 тысяч горожан, а взбешенный Гитлер приказал вообще стереть с лица земли и без того разрушенную Варшаву. Что немцам почти и удалось. А другие герои Армии Крайовой в это время зачищали восток Польши от этнических украинцев, да так, что после войны в Лемковщине не осталось ни одного украинского села. Бандеровцев, пытавшихся противостоять этому, у нас знают и сурово осуждают, а что творили крайовцы с обратной стороны – как-то по умолчанию не обсуждается. Такая вот история.
Впрочем, спорить с тетенькой-гидом обо всем этом было ни к чему; мы просто потихоньку отстали от экскурсии, как до нас это сделало не менее трети группы, и от колонны Сигизмунда до барбакана прошли Старый город еще раз обстоятельно, не торопясь. Жаль, опоздали в Королевский дворец, зато от души пошарились по склепам. (Звучит, да? На самом деле «склеп» - это магазин по-польски, «магазином» же именуется склад.)  Накупили сувениров и вкусняшек, потерли колокол за костелом Иезуитов – пожалуй, в каждом городе Европы есть что-нибудь легендарное, что надо потереть и загадать желание… А на площади Старого рынка, у фонтана Сирены, послушали трогательную шарманку. Седой пан в старомодной шляпе и с донкихотской наружностью сообщил, что он последний шарманщик Варшавы – раньше, мол, нас много было, но теперь уже практически никто не выходит… Грустно, если так, традиция-то в самом деле хорошая. А уж сколько искренне заинтересованной малышни, туристической и местной, стояло вокруг…  Кстати, Сиренкин фонтан, не работающий по зимнему времени, очень в тему украсили изогнутыми светящимися трубками, будто и впрямь вода течет. По-моему, даже журчащий звук откуда-то шел. Сказочно!
Такие ни к чему не обязывающие самостоятельные прогулки, ей-Богу, намного приятнее любого экскурсионного осмотра раритетов. Везде, а в Варшаве – однозначно.
Замечательный вечер замечательно же и закончили ужином в ресторане «Пивная компания». Уважаемая Лонни на www.otzyv.ru   рекомендует всем этот ресторан в Варшаве, и, свидетельствую, рекомендует правильно: заведение очень приятное. Еще раз дам наводку желающим: когда выходишь из Старого города через ворота барбакана, напротив будет улица Подвале (не «подвальная», а «под валом», такая семантика.) По ней, если обернуться и смотреть на барбакан, надо немножко пройти вправо и увидеть, что на одном из домов висит портрет бравого солдата Швейка в гражданской форме одежды. Это тот дом, что нужен, пройдите еще чуть вперед и увидите арку. Заходите в нее, вход в ресторан – направо. Объясняю подробно не случайно, там никакой яркой рекламы нет, и если б мы еще днем не спросили о «Пивной компании» нашу Магдалену, вряд ли нашли бы сами. Впрочем, кабак среди варшавян, похоже, известный, так что можно и прохожих в тех местах спросить, если никак не находится по ориентирам.
В «Пивной компании» несколько залов, есть для курящих и для некурящих, демократично.  Меню на русском не видел, но официантки веселые и приязненные: «Пани розумие по-русски? -  Та сговоримся, нема проблемы». Пиво можно заказать в огромных литровых кружках, что вдохновляет и веселит. К сожалению, вожделенного по рассказам Лонни «Крулевского» в тот вечер не было, но и «Тыске» очень хорошо, как обычное, так и в горячем виде с сиропом. А если из еды взять фирменное корыто «Пивная компания» на двоих, то это просто нельзя не запечатлеть фотографией  – на треногу торжественно водружают огромное блюдо, в котором на горе риса, картошки и прочих гарниров чего только нет: различные колбасы, свиные отбивные-схабы, жареная печенка… в общем, как ни проголодались за день, а одолеть все вкусности полностью так и не смогли.  Напоследок еще угощают вишневой «Налевкой Бабуни» - презент от заведения. Классная вишневка, пришлось потом перед отъездом и домой себе купить бутыль.
После ресторана прошлись еще пешочком до колонны Сигизмунда, там на эскалаторе спустились вниз к остановке и на указанном ранее Магдаленой автобусе уехали в отель. Оказалось, до нужной нам улицы Иоанна-Павла II там всего две или три остановки, совсем недалеко.
…На следующий день после роскошного завтрака в «Меркури» оставалось еще несколько часов до поезда и это время предлагалось заполнить экскурсией в недавно созданный музей Шопена. Но Шопен у меня как-то фанатизма не вызывает, вместо этого решили еще раз наведаться в Лазенки - ну что за Варшава без красных лазенских белок-вевьюрок?!
Сдача номера в приличных отелях проста – вещи собрал, ключ на рецепшен отдал и спасибо. Дотошных бабушек-коридорных, что подозрительно пересчитывают простыни и полотенца, не было. Зато чемоданы до отъезда сразу предложили бесплатно подержать в камере хранения. Чего и хотелось.
Уже некогда было искать супермаркет, чтоб купить угощение для привередливых грызунов (как нам объяснили, вевьюрки принимают от посетителей только грецкие орехи, арахисом и прочим негодующе брезгуют). Так что набрал кулек прямо на завтраке, да простят уж мне милые пани из «Меркури» это нарушение правил.  И калач прихватил на всякий случай. На общественном транспорте добираться до Лазенок от этого отеля надо с пересадкой, решили не заморачиваться и взять такси. Вот тут слегка лоханулись: у машины с шашечками, стоящей возле входа, была табличка “hotel”, и, видимо, поэтому сразу при посадке на счетчике возникла десятка. В итоге до нижних ворот Лазенок доехали за тридцать с большим хвостом злотых, можно было и дешевле. Ехать минут 15. Зато таксер при выходе сразу растолковал, куда идти и где что в парке искать из достопримечательностей. Хотя чего там особо искать – два-три павильона, пруд с «дворцом на воде», несколько скульптур.  Мне казалось, Лазенки намного обширнее и роскошнее. Впрочем, зима все-таки…
Калач пригодился почти сразу, ибо уже у пруда требовательно подошли утки, а за ними подтянулись упитанные павлины-мавлины, которых в Лазенках, оказывается, целая стая. Павлин, распускающий хвост на снегу – зрелище дикое, но симпатишное… Пока кормили этих проглотов, шедших за нами по пятам, налетела различная пернатая мелочь. Оказалось, что если вытянуть руку с кусочком булки, на нее тут же безбашенно слетается несколько синиц и воробьев, начинают орать друг на друга и драться за лучшую долю прямо в ладони. Неожиданно так же на руку спустилась крупная красивая сойка. А вот белок не было. Бродили полчаса, уже и цокал у деревьев, и руку с орехами вытягивал… Нету, и все. Не сезон, видать.
Супруга уже начала ныть, что замерзла и хватит, но тут с соседней аллеи позвал какой-то местный старичок. Подошли. «Пан хоче вевьюрку?» - спросил старичок. – От оне!» - и кивнул на ближайщее дерево. Блин, там в самом деле бегали две шустрые зверушки с ярко-красными хвостами! Дед показал, как их надо подзывать и продемонстрировал контакт. Белка в самом деле спускалась, орехи нюхала, но фыркала и лезла обратно на дерево. «Наелась, холера» - объяснил дед уже по-русски, определив нашу национальную принадлежность. Поговорили еще с ним, дед рассказал, что любит гулять в Лазенках, воздух тут полезный, что давно здесь живет, хоть сам с Гдыни, что уважает русских и у него есть в России друг. Только вот Москва, где он бывал, ему не нравится. «Погане място, поганы люды» - сокрушенно покачал головой дед и толерантно добавил – «Пшепрашам». Ну что возразишь, если о нынешней Маскве я и сам того же мнения...
А потом, когда мы, расставшись с дедом, стали подниматься вверх по дорожке к памятнику Шопену, огромная вевьюрка выскочила на тропу прямо перед нами с решительным видом лесного стража: стоять! Есть чо? Орехи из ладони ела споро и деловито, совершенно не пугаясь. Если зажать их в кулаке – аккуратно, но сильно отгибала когтистыми лапками по одному пальцу…  А сверху цокало – оказалось, рядом на дереве сидит еще одна белка (или белк) и контролирует обстановку. Потом поменялись. Потом откуда-то прибежала еще одна особь, почти серая и с драным хвостом… Словом, общение с варшавскими вевьюрками удалось по полной программе! Не поверите, но настроение это повышает круче стакана доброй зубровки.
И времени еще хватило из Лазенок смотаться напоследок в Старый город, чтоб потратить последние злотые. Прощание с Варшавой вышло душевное и насыщенное. А к отелю успели ровно за десять минут до трансфера к вокзалу.   


Окончание здесь: http://www.proza.ru/2011/02/25/2097


Рецензии
Константин, посмотрите вот здесь - маршал Конев должен был положить не менее сотни тысяч своих солдат - у Вас ошибка. С мая 1944 года Иван Конев командовал войсками 1-го Украинского фронта, который воевал южнее Варшавы. В конце июля войска этого фронта взяли с боями Львов и Перемышль, после чего вышли к Висле, форсировали её и заняли знаменитый Сандомирский плацдарм. Это примерно на полпути между Краковом и Варшавой, южнее последней и выше по течению Вислы.
К восточному Варшавскому предместью - Праге, 31 июля вышли передовые части войск 1-го Белорусского фронта, которым командовал этнический поляк Константин Рокоссовский. План действий по освобождению Варшавы был разработан им совместно с Георгием Жуковым и 8-го августа доложен Верховному. Каких-либо практических последствий он не имел. Более того, в середине августа ПЯТЬ немецких танковых дивизий были сняты с варшавского фронта и переброшены значительно севернее, чтобы прорубить коридор и восстановить сухопутную связь между группами армий «Север» и «Центр». Т. е. к этому времени немецкая разведка уже точно знала, что в августе-сентябре каких-то активных действий Красной Армии на этом направлении не будут.
Естественно, что у поляков есть определенные поводы для обид в этом отношении, но маршал Конев здесь совсем не при делах.
У меня есть несколько материалов о бывших бойцах Красной Армии, принимавших участие в Варшавском Восстании. Если будет интерес, можете посмотреть вот здесь -
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-38305/
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-50157/

Константин Кучер   07.07.2012 17:56     Заявить о нарушении
Ну, строго говоря, ошибки тут нет, потому что надежда была именно на ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ наступление войск Конева. Армия Рокоссовского наступление и так вела, к варшавской Праге вышла, но к этому моменту была уже полностью измотана и обессилена, так что по умолчанию было понятно, что самостоятельно им Варшаву не взять, даже если Сталин будет согласен. Потому и было предложение союзников (и не только) об ударе Конева с юга. Но Ставка этот план отвергла. В общем-то, вполне обоснованно, если принять во внимание всю политическую и стратегическую обстановку.
Возможно, правильнее было бы написать вместо "Конев" "Сталин" - тут уж никаких разногласий не возникло бы, но вот сильно сомневаюсь я, что Сталину было не похер на сто тысяч лишних трупов. Была бы серьезная надобность - и втрое больше положил бы без колебаний. Только вот надобность в данном случае была обратной.

Константин Присяжнюк   08.07.2012 15:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.