Уровень задач определяет уровень решений
Гуго Вормсбехер
Уровень задач определяет уровень решений
(О вопросах, возникших на заседании Президиума
Кабинета Министров СССР
24 июля 1991 г.)
Результаты рассмотрения вопроса о создании Комитета по проблемам немцев СССР на заседании Президиума Кабинета Министров СССР 24 июля 1991 г. могут, на наш взгляд, в случае их реализации чрезвычайно усложнить работу Правительства СССР по выполнению принятых уже решений по советским немцам. Понимая, что в таком исходе заседания есть и наша вина (мы не смогли добиться предварительных встреч с членами Президиума, и недостаточная их информированность не позволила им принять подготовленный проект решения), считаем необходимым всё же ответить на закономерные вопросы, возникшие на заседании у Премьер-министра и у членов Президиума.
1. Почему Кабинету Министров предлагается решать вопрос о восстановлении государственности советских немцев, в то время как это прерогатива Верховных Советов СССР и РСФСР?
Вопрос возник, видимо, из-за отсутствия предварительной информации. Восстановление государственности советских немцев имеет два аспекта: принятие политического решения и исполнение этого решения. В связи с тем, что политическое решение о восстановлении государственности советских немцев фактически уже принято как на союзном уровне (постановления Верховного Совета СССР от ......... и от 7 марта 1991 г., а также поручения Президента СССР по итогам его встречи 7 мая 1991 г. с представителями советских немцев), так и на уровне РСФСР (Закон о реабилитации репрессированных народов от 26 апреля 1991 г.), то Кабинету Министров предстоит рассмотреть только второй аспект этого вопроса: о практическом осуществлении восстановления государственности советских немцев и решении других проблем, связанных с их национальным возрождением (в области национальной культуры, языка, восстановления национальных районов в местах компактного проживания и т.д.). Принимать же или инициировать принятие какого-либо политического решения по советским немцам от Кабинета Министров и предлагаемого Комитета не требуется.
2. Почему Комитет по проблемам советских немцев должен быть создан именно при Кабинете Министров СССР?
Такой статус Комитета обусловлен характером проблемы советских немцев и уровнем задач, которые ему предстоит решать.
Проблема советских немцев - это не только национальная проблема, не проблема одних немцев, не проблема и одной какой-либо союзной республики - это общесоюзная, общегосударственная проблема. Связано это с тем, что советские немцы проживают во всех республиках (например, в Казахстане - около 1 млн. чел., в РСФСР - более 800 тыс. чел., и т.д.), что нерешенность их проблемы наносит (через вызываемую этим массовую эмиграцию) серьезный экономический ущерб всему государству (10-12 млрд. руб. в год); что советских немцев значительно больше, чем указано в переписи населения 1989 года: как минимум 3 млн. человек, а с учетом супругов другой национальности в смешанных браках (70%) и детей от этих браков речь идет о 7-10 млн. чел. Масштаб проблемы, ее значение для государства обусловливает и уровень органа, который должен ею заниматься.
Одновременно проблема советских немцев - это комплексная проблема. Восстановление государственности - лишь часть этой проблемы. Предстоит восстановить (образовать) национальные районы в местах компактного проживания немцев в разных республиках, краях, областях, решать вопросы национальной культуры, образования, языка, подготовки кадров, издания литературы, журналов, газет, создания радио- и телепередач и т.д. Все эти вопросы, в свою очередь, тоже являются комплексными и для своего решения требуют инициативы, координации и практического исполнения на необходимом уровне, каковым представляется только уровень Кабинета Министров СССР.
Таким образом, объем и уровень задач диктуют необходимость самостоятельной исполнительной структуры на должном уровне.
Проблему советских немцев предстоит решать в тесном сотрудничестве с союзными республиками, что также предполагает наличие эффективного центрального органа, достаточно авторитетного для республик, способного координировать общие усилия и использование выделяемых для решения проблемы значительных средств из бюджета Союза и республик.
Наконец, проблема советских немцев выходит за рамки внутрисоюзных проблем и становится частью отношений СССР и ФРГ. Германия, готовая оказать практическую помощь в решении этой проблемы, нуждается в органе, который в СССР мог бы стать не только правомочным партнером, официально принимающим по поручению государства эту помощь, но и компетентно распределяющий ее по союзным республикам и регионам, обеспечивая соблюдение ее целевого назначения. Здесь также требуется авторитетность как для союзных республик и регионов, так и для ФРГ.
25 июля 1991 г.
Свидетельство о публикации №211022500250