Необходим комитет по проблемам сов. немцев

Гуго Вормсбехер
О Временном Комитете по проблемам советских немцев
при Кабинете Министров СССР

      Создание структурного подразделения государственного уровня, отвечающего за решение проблем советских немцев, представляется целесообразным и оправданным по следующим причинам:
      1. Большинство вопросов, связанных с национально-культурным возрождением советских немцев, их правовой и территориальной реабилитацией, не решаются многие годы.
      2. Практика показывает, что общественная структура даже при Правительстве СССР (Госкомиссия по проблемам советских немцев) недостаточно эффективна, она не имеет возможности оперативно ре¬шать каждодневно возникающие задачи.
      3. Разработанная в преддверии Съезда немцев СССР Оргкомитетом по его подготовке система национального самоуправления немцев СССР требует, в случае ее принятия, внесения изменений в Конституцию СССР, что значительно затягивает решение проблем советских немцев. Создание предлагаемого органа позволяет это избежать.
      4. Общественная организация советских немцев "Возрождение", которая пытается выступать от имени всех немцев СССР, не имеет на то полномочий из-за недостаточной представительности (около 4 процентов от немецкого населения страны). Кроме того, движение разнородно по составу, целям и интересам, вокруг него образуются различные структуры в надежде на экономические субсидии от правительства страны, республик и из-за рубежа. В то же время реальной основы для осуществления какой-то эффективной программы у них нет.
      5. У государства также нет концепции, согласованной с республиканскими и соответствующими территориальными структурами власти и управления по восстановлению государственности советских немцев и решению других их вопросов. Предлагаемый орган мог бы разработать такую программу, координировать ее осуществление на межреспубликанском уровне; при этом уровень доверия к нему может быть выше, чем к чисто административной структуре союзного значения.
      6. Выезд советских немцев (в 1990 году - 150 тыс. чел.) осуществляется без всякой защиты, в условиях массовых злоупотреблений, вымогательств и рэкета. Масса людей вывозит с собой глубо¬кую обиду, неизбежно усиливая негативное отношение к нашей стране в другом государстве. Предлагаемый орган мог бы многое здесь исправить.
      7. В случае создания полномочного органа на правительственном уровне очень вероятна экономическая помощь из-за рубежа, и прежде всего из Германии, причем размеры ее могут быть достаточно ощутимы. Это вытекает как из официальных заявлений канцлера ФРГ Г.Коля, так и из бесед, проходивших в последние дни в Посольстве ФРГ с представителями парламента и министерств. Это стало бы фактически помощью нашему государству, определенной республике и конкретному региону в решении, вместе с немецкой, ряда и других проблем.
      8. Вопросы национального возрождения на местах, развитие национальной культуры, организация культурно-просветительских центров и движений, помощь в их становлении и начальном финансировании, организация отделений (секций) в творческих союзах деятелей литера¬туры и искусства, - всё это мог бы решить комитет.
      9. Сложный и длительный процесс всесторонней реабилитации советских немцев потребует значительной проработки правовых аспектов, выхода с законодательной инициативой, осуществления иных мер для достижения цели.
      10. Экономические потери из-за оттока квалифицированных рабочих рук в результате выезда немцев СССР несут многие регионы страны. Единая экономическая и культурно-просветительская деятельность затормозит этот процесс, создаст уверенность в завтрашнем дне немец¬кого народа.
      11. Данный подход вписывается в контекст задач построения правового государства, отчетливо демонстрирует намерения Союза ССР решить проблемы многострадального немецкого народа. Такой путь обес¬печит поэтапность, эластичность переходного периода к восстановлению государственности немцев СССР.
      12. Работа с органами власти и управления и с населением на территории будущего национально-государственного образования; поиск подходов, взаимоприемлемых методов и средств достижения цели; организация экономического проникновения на территорию, создание совместных предприятий – всё это вопросы, которые наиболее эффективно могут решаться предлагаемой структурой.
      13. Контроль и распределение на правительственном уровне инвестиционного обеспечения целевых программ целесообразно осуществлять из единого центра. С одной стороны, Комитет должен быть сформирован из представителей немецкого народа, с другой - быть подконтролен Правительству страны.
      14. Проблема советского немецкого народа - особая проблема. Нельзя при оценке возможных путей ее решения исходить только из отсутствия аналогов, или из возможной чьей-то недоброжелательной реакции.
      Во-первых, этот алгоритм действий будет, возможно, приемлем при решении национального вопроса других народов, лишенных своей государственности.
      Во-вторых, гарантированные инвестиционные вливания извне идут на благо не только советских немцев, но и тысяч и тысяч представителей других национальностей, среди  которых живут советские немцы (…).

       (1991 г.)


Рецензии